Самозванцы в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:57, реферат

Описание

Истории самозванства посвящена обширная литература. Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия I.
Большинство историков придерживалось мнения, что имя сына Грозного принял беглый чудовский монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С. Ф. Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог своим наблюдениям, историк с некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванец бил Отрепьев, по нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта».

Содержание

1. Историографическая справка --------------------------------------------- 3-4
2. Введение ----------------------------------------------------------------------- 5-6
3. Лжедмитрий I
а) Личность Лжедмитрия I ------------------------------------------------- 6-8
б) Вторжение Лжедмитрия I в Россию ---------------------------------- 8-9
в) Царство Лжедмитрия I на российском престоле ------------------- 9-11
г) Убийство Лжедмитрия I ------------------------------------------------- 11
4. Лжедмитрий II
а) Личность Лжедмитрия II ------------------------------------------------ 11-13
б) Правление Лжедмитрия II в Тушине --------------------------------- 14-16
в) Уход Лжедмитрия II из Тушино в Калугу --------------------------- 16-18
г) Убийство Лжедмитрия II ------------------------------------------------ 18
5. Лжедмитрий III --------------------------------------------------------------- 18-19
6. Заключение -------------------------------------------------------------------- 20
7. Список использованной литературы ------------------------------------- 21

Работа состоит из  1 файл

Самозванцы в истории России начала XVII века.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Касимовский царь Ураз-Махмед пристал к Лжедмитрию II еще в Тушине, а, когда вор убежал из Тушина, он приехал служить Жолкевскому, но его сын и бабка поехали за вором в Калугу. Касимоскому царю понравилось у поляков, и он, поживши несколько недель под Смоленском, отправился в Калугу с намерением отвлечь сына от вора. Убеждая сына перейти к полякам, сам он прикидывался перед вором, будто предан ему по-прежнему, но сын подружился с вором искренно и сообщил ему правду о своем родителе. Вор пригласил Касимовского царя на охоту и в присутствии двух приверженцев убил его собственноручно. Тело было брошено в Оку. Вор после этого кричал, что касимовский царь хотел убить его, но не успел и убежал куда-то. После того вор придал делу такой вид, будто Урал-Махмед пропал без вести. Но за касимовского царя явился мстителем его друг крещеный татарин Петр Урусов. Он упрекнул вора убийством касимовского царя. Самозванец посадил Урусова в тюрьму и держал шесть недель, а в начале декабря 1610 года по просьбе Марины простил, обласкал и приблизил к себе.

 

г) Убийство Лжедмитрия II

10 декабря вор вместе  с Урусовым и несколькими русскими  и татарами отправился на прогулку  за Москву-реку. Некогда трезвый,  в то время самозванец страшно пьянствовал и, едучи в санях, беспрестанно кричал, чтобы ему подавали вино. Урусов, следовавший за ним верхом, ударил его саблею, а меньшой брат Урусова отсек ему голову. Тело раздели и бросили на снегу. Урусовы с татарами убежали. Русские, провожавшие вора, прискакали в Калугу и известили об этом Марину.

 

5. Лжедмитрий III

 

Между тем в Астрахани  убийца Тушинского вора Урусов еще  подставил какого-то Дмитрия, а весной 1611 года в Ивангороде появился еще одни человек, называвший себя царем Дмитрием. Историки его обычно именуют «вором Сидоркой», хотя по другим сведениям, это был московский дьякон Матвей из какой-то церкви за Яузой. Из Москвы этот «вот» сначала перебрался в Новгород, где на рынке попытался выдать себя за царевича, но был опознан и с позором изгнан. Из Новгорода он убежал в Ивангород и там 23 марта объявил, что он - спасенный Дмитрий. Лжедмитрий III вступил в переговоры со шведским комендантом Нарвы Филиппом Шедингом, однако король послал к Лжедмитрию III своего посла, который узнал в нем самозванца. После этого шведы прекратили всякие контакты с ним.

Между тем «вор», собрав вокруг себя войско из всевозможных «партизан», 8 июля подошёл к стенам Пскова. В  стан Лжедмитрия III стали перебегать некоторые псковские жители. В  это время до самозванца дошли слухи, что к Пскову приближаются шведские войска. Испугавшись «вор» ушел со своей ратью в Гдов, где шведы все же настигли его.

Шведский генерал Горн отправил Лжедмитрию III послание, в  котором писал, что не считает  его настоящим царем, но так как его «признают уже многие», то шведский король даёт ему удел во владение, а за это пусть он откажется о своих притязаний в пользу шведского принца, которого русские люди хотят видеть своим царем. Лжедмитрий III, играя в «законного царя», с негодованием отверг это предложение. Под его предводительством казаки сделали удачную вылазку и прорвались через шведское окружение. В бою «вор» был ранен. Его отвезли в Ивангород, где он узнал о том, что московские казаки признали его своим царем. Вдобавок казаки прислали ему на подмогу Ивана Лизуна - Плещеева и атамана Казарина Бегичева с казачьим отрядом. Плещеев, знавший в лицо Лжедмитрия II, публично признал в «воре Сидорке» царя Дмитрия Ивановича.

Псковичи отправили  Лжедмитрию III в Ивангород о готовности принять его. Но его царствование в Пскове длилось недолго и оставило у жителей города самые тяжелые воспоминания. Добравшись до власти, «вор» начал распутную жизнь, совершал насилия над горожанами и обложил население тяжелыми поборами. Отстали от «вора» и стоявшие под Москвой казаки.

Псковичи уже готовы были восстать и низвергнуть очередного «Дмитрия», но «вор», смекнув, что дело его худо, в ночь на 18 мая бежал  из города. За ним бросились в  погоню, привезли в Псков и посадили в тюрьму. 1 июля 1612 его повезли в Москву.

 В Нижнем Новгороде осенью начало составляться новое земское ополчение с целью освобождения Москвы, как от поляков, так равно и казаков, воевавших заодно с поляками. Предводителем был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Всю зиму составлялось это ополчение, а раннею весною двинулось медленно, присоединяя к себе город за городом, и в апреле остановилось в Ярославле. Марина и Заруцкий чувствовали, что на них идет гроза. В грамотах, которые рассылал Пожарский, выразительно было заявлено, чтобы отнюдь не признавать ни Марининого сына, ни того вора, который появился в Пскове. В мае псковичи, недовольные своим вором за насилие и распутство, посадили его в тюрьму, а в июле отправили в кандалах в Москву: по одним известиям, его убили казаки в дороге, а по другим – его казнили под Москвою.

 

6. Заключение

Основными причинами  появления самозванства в начале XVII века  являлись: тяжелая внутриполитическая обстановка в России и кризис династической власти. В это Смутное время свои притязания на царский трон высказывали многие личности в частности ряд самозванцев: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II,  Лжедмитрий III. В настоящее время историки спорят о происхождении этих самозванцев. Но кем бы они ни были, все же самозванцы начала XVII века сыграли большую роль в истории России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список использованной  литературы

  1. Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII века Григорий Отрепьев, Новосибирск, 1987.
  2. Пирлин Дмитрий самозванец, Ростов-на-Дону, 1998.
  3. Новосельцев А. П. История России с древнейших времен до конца XVII века, М., 2001.
  4. Скрынников Р. Г. Русь X-XVII века, СПб, Издательство «Питер», 1999.
  5. Данилов А. А. Отечественная история. Учебник для вузов, М., 2003.
  6. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века, М., Дрофа, 2002.
  7. Скрынников Р.Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец, 1997.
  8. Рыжов К. В. Все монархи России, М., 2003.
  9. Перехов Я. А. История России (IX-XX века) Учебное пособие, М.,1999.
  10. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории, СПб, 1999.
  11. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее деятелей, М, 1991.

1 Скрынников Р.Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. 1997 г.

2 Скрынников Р.Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. 1997г.

3 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее деятелей. М, 1991 г.

4 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991 г.

5 Скрынников Р. Г. Русь X-XVII века, СПб, Издательство «Питер», 1999.

6 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее славнейших деятелей; М. 1991.

7 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.1991

8 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; М. 1991




Информация о работе Самозванцы в истории России