Сентиментализм в русском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Представленная работа посвящена теме «Сентиментализм в русском искусстве конца XVIII - начала XIX веков». Проблема данного исследования носит актуальный характер. Помимо собственно научной значимости ее актуальность обусловлена и иными факторами: данное направление искусства интересно и по нынешний день, оно дало нам множество имен и произведений, которые известны и востребованы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
I Зарождение и особенности русского сентиментализма…………….. 7
II Основные проявления сентиментализма……………………………...18
2.1 Литература…………………………………………………………….18
2.2 Живопись……………………………………………………………..30
2.3 Театр…………………………………………………………………..45
Заключение………………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………... 58

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический  факультет

Кафедра истории России

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ  В РУССКОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКОВ

 

 

 

Студентки 201 группы

Щербовских  Ксении

Научный руководитель – 

д.и.н., доцент Банникова Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2012

                                                           План

Введение…………………………………………………………………... 3

I Зарождение и особенности русского сентиментализма……………..   7

II Основные проявления сентиментализма……………………………...18

2.1 Литература…………………………………………………………….18

2.2 Живопись……………………………………………………………..30

2.3 Театр…………………………………………………………………..45

Заключение………………………………………………………………..56

Список использованной литературы…………………………………... 58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Представленная работа посвящена теме «Сентиментализм в русском искусстве конца XVIII - начала XIX веков».  Проблема данного исследования носит актуальный характер. Помимо собственно научной значимости ее актуальность обусловлена и иными факторами: данное направление искусства интересно и по нынешний день, оно дало нам множество имен и произведений, которые  известны и востребованы. Множество произведений, принадлежащих к данному направлению, являются достоянием отечественного и мирового искусства. Сентиментализм провозгласил уникальность человеческой души, гуманизм. В современное время проблемы гуманизма и толерантности занимают ведущие роли, и с помощью произведений сентиментализма возможно формировать в обществе эти качества.

Хронологические рамки работы - конец XVIII - начало XIX веков – время существования сентиментализма.

Территориальные рамки – территория Российской империи на исследуемый момент времени.

Историография проблемы. Ряд исследователей, особенно - на рубеже XIX-XX веков, смешивает понятия «сентиментализма», «предромантизма» вследствие теоретической непроясненности их сути.1

В отечественной  науке рубежа XX-XXI веков заслуживает внимания гипотеза А. С. Курилова, согласно которой классицизм (еще в середине XVII века - в Европе) «взламывается» изнутри фольклорными изысками готовящегося романтизма, а затем уже «… сентиментализм [ ] возникает после романтизма».2

Достаточно  широко в литературоведении XX века представлены концепции, утверждающие фактическую тождественность сентиментализма и предромантизма в литературном процессе. Характерны работы отечественных исследователей первой половины XX века: Г.А.Гуковского, Д.Д Благого, Л В.Пумпянского.3 Интересна в этом свете также равно признаваемая и отечественными и зарубежными филологами гипотеза о сентименталистской (= (пред)романтической) природе знакового для Европы учения Руссо.

К настоящему времени  все более актуализируется и  активизируется русло научных гипотез, связанное с представлением о  параллельном сосуществовании сентиментализма и предромантизма, при более четко намечающейся тенденции влияния первого на второй. Суверенно, в системе поэзии и сентиментализма и предромантизма, актуальность исследования литературного процесса России конца XVIII - начала XIX веков определяется, кроме всего этого, и проблемой диалога писателей «центра» («ядра») и «периферии». К данной теме относятся исследования Лотмана Ю.М.4

Таким образом, материал, относящийся к данной теме, встречается в основном в контексте монографий посвященных общей истории русского искусства. Дореволюционные исследователи сходились во мнении, что сентиментализм сложился на основе классицизма. Советские исследователи считали тождественными понятия (пред)романтизма и сентиментализма. Современные же исследователи говорят о параллельном существовании (пред)романтизма и сентиментализма.

Объектом  исследования выступает сентиментализм как направление в искусстве в конце XVIII - начала XIX веков

Предметом исследования являются особенности сентиментализма  в русском искусстве и основные деятели русского сентиментализма.

Целью курсовой работы является задача проследить становление и развитие сентиментализма в русском искусстве.

В соответствии с целью были поставлены следующие  исследовательские задачи:

- выявить объективные предпосылки для возникновения сентиментализма в русском искусстве;

-выявить между русским и европейским сентиментализмом;

- рассмотреть  основные проявления сентиментализма  в различных видах искусства;

- познакомиться  с основными представителями  направления;

- определить  значение сентиментализма для  всей культуры конца XVIII - начала XIX веков

Источниками  по данной теме являются произведения М.М.Хераскова: оды («Сила любви»), сонеты («Коль буду в жизни я наказан нищетою...», стансы «Только явится…»), поэмы («Венецианская монахиня»); стихи А.А. Ржевского, С.Г. Домашнева, А.В. Нарышкина, В.Д. Санковского Ю.А. Нелединского-Мелецкого, Н.С. Смирнова, И.И. Мартынова,; И.И.Дмитриева: «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен»,  А.Н. Радищева: «Путешествие из Петербурга в Москву» и Н. М. Карамзина: «Бедная Лиза». Картины русских художников-сентименталистов: А.Г. Веницианова, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина и Д.Г. Левицкого. А так же театральные пьесы В. М. Федорова: пьеса «Лиза, или следствие гордости и обольщения», Ф.Ф. Иванова: пьеса «Вельзен, или Освобожденная Голландия» и Н.И. Ильина: пьеса «Лиза, или торжество Благодарности».

Таким образом, основными источниками являются непосредственно произведения искусства  данного направления: романы, стихи, пьесы, картины.

Методологией  исследования стали традиционные методы исторических исследований: сравнительно-исторический и проблемно-хронологический.

Структура работы. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и используемой литературы.

Практическая значимость. Материал можно использовать на факультативных занятиях по истории России, литературы, МХК и как дополнительный материал на уроках. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО

СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

 

Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах  распространяется новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально-абсолютистский режим. В сентиментальной литературе нашло отражение настроение широких слоев европейского общества. По идейной направленности сентиментализм — одно из явлений Просвещения. Антифеодальный пафос его произведений особенно четко выражается в проповеди внесословной ценности человеческой личности. Лучшими образцами сентиментальной литературы были признаны «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Стерна, «Векфилдский священник» Голдсмита, «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете.5

Исторической предпосылкой возникновения  сентиментализма, особенно в Европе, стала возрастающая социальная роль и политическая активность третьего сословия, которое к середине XVIII в. обладало огромным экономическим потенциалом, но было существенно ущемлено в своих социально-политических правах по сравнению с аристократией и духовенством. По своей сути, политическая, идеологическая и культурная активность третьего сословия выразила тенденцию к демократизации социальной культуры общества. Не случайно именно в третьесословной среде родился лозунг эпохи – «Свобода, равенство и братство», ставший девизом Великой французской революции.6 Этот социально-политический дисбаланс явился свидетельством кризиса абсолютной монархии, которая, как форма государственного устройства, перестала соответствовать реальной структуре общества. И далеко не случайно то, что этот кризис приобрёл преимущественно идеологический характер: в основе рационалистического мировосприятия лежит постулат первенства идеи; поэтому понятно, что кризис реальной власти абсолютизма дополнился дискредитацией идеи монархизма вообще и идеи просвещённого монарха в частности. А поскольку абсолютная монархия всё больше и больше демонстрировала и своё практическое несоответствие реальным потребностям социума и катастрофический разрыв между идеей абсолютизма и практикой самодержавного правления, постольку рационалистический принцип мировосприятия подвергся ревизии в новых философских учениях, обратившихся к категории чувства и ощущения, как альтернативному разуму средству мировосприятия.7

В отличие от классицистов, сентименталисты объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого, по их мнению, должны отвечать государственные законы и учреждения. Несправедливым порядком феодального мира просветители-сентименталисты противопоставляли вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа выступает в их произведениях не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. «От природы, — писал Руссо, — люди не короли, не вельможи, не богачи: все родятся нагими и бедными. Начните же изучение человеческой природы с того, что действительно неразлучно с нею, что составляет суть человечества»8. Официальным учреждениям абсолютистского государства сентименталисты противопоставили союзы, основанные на природных, родственных отношениях или взаимных симпатиях: семью и дружбу. В семье они видели самую прочную социальную ячейку, а в хорошем домашнем воспитании ребенка — залог его будущих гражданских добродетелей. «Как будто любовь к ближнему, — недоумевал Руссо, — не является началом той, которой он обязан по отношению к государству... Как будто доброго гражданина не образует добрый сын, добрый муж, добрый отец»9. Следующей ступенью формирования общественного поведения человека считалась дружба, в которой главную роль играет сходство взглядов, вкусов, убеждений.

Первостепенное  место в представлениях сентименталистов занимают чувства, или, как говорили в России в XVIII в., чувствительность. От этого слова (по-французски sentiment) получило название и само литературное направление. В отличие от классицизма, философской основой которого был рационализм, сентиментализм опирался на сенсуалистическую философию английского ученого Локка, объявившего отправной точкой познания — ощущения. Чувствительность понимается сентименталистами не только как орудие познания, но и как область эмоций, переживаний, как способность отзываться на радости и страдания других людей, т. е. как основа общественной солидарности. В Словаре Академии Российской, выпущенном в конце XVIII в., слово «чувствительность» определялось как «качество трогающегося человека несчастиями другого».10

Как и любой  дар природы, чувствительность нуждается  в воспитании и руководстве со стороны родителей и наставников. На чувствительность влияет и положение  человека в обществе. Люди, привыкшие  заботиться и думать не только о себе, но и о других, сохраняют и развивают природную чувствительность; те, кто огражден богатством или знатностью от труда и обязанностей, быстро утрачивают ее, становятся грубыми и жестокими.

Политическое  устройство общества также влияет на природу человека: деспотическое правление убивает в людях чувствительность, ослабляет их солидарность, свободное общество благоприятствует формированию социальных эмоций. Чувствительность, по учению просветителей-сенсуалистов, — основа «страстей», волевых импульсов, побуждающих человека к различным, в том числе и общественным, действиям. Поэтому в лучших произведениях сентиментализма она — не прекраснодушие, не слезливость, а драгоценный дар природы, определяющий его гражданские добродетели.

Чувствительность  лежит в основе и творческого метода писателей-сентименталистов. Классицисты типизировали моральные качества людей, создавали обобщенные характеры ханжи, скупца, хвастуна и т. п. Их интересовал не конкретный, реальный человек, а черты, присущие типу. Главную роль у них играл абстрагирующий разум писателя, вычленяющий однотипные психологические явления и воплощающий их в одном персонаже.

Творческий  метод сентименталистов покоится не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных проявлениях. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. В связи с этим в произведениях сентиментализма часто выступают реально существовавшие лица, иногда даже с сохранением их имени. Это не лишает сентиментальных героев типичности, поскольку их черты мыслятся как характерные для той среды, к которой они принадлежат.11

Герои в произведениях  сентиментализма четко делятся  на положительных и отрицательных. Первые наделены природной чувствительностью. Они отзывчивы, добры, сострадательны, способны к самопожертвованию, к высокой, бескорыстной любви. Вторые — расчетливы, эгоистичны, высокомерны, педантичны, жестоки. Носителями чувствительности, как правило, оказываются представители демократических слоев общества: крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство.12 Жестокосердием наделяются представители власти, дворяне, высшие духовные чины. В этом распределении ролей с наибольшей очевидностью проявил себя демократический, антифеодальный пафос сентиментализма.13

Открытие сентименталистами  нового вида мироощущения было ступенью в поступательном движении литературного процесса. Вместе с тем его проявление часто приобретало в произведениях сентименталистов слишком внешний и даже гиперболизированный характер, выражалось в восклицаниях, слезах, обмороках, самоубийствах. Для сентиментализма характерны, как правило, прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный), дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.

В России сентиментализм зародился в 60-е годы XVIII в, но лучшие его произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина — относятся к последнему десятилетию XVIII в.14 Как и в других литературных направлениях, общность творческого метода писателей не означает тождества их политических и социальных взглядов, В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей — Н. С. Смирнова и И. И. Мартынова, и более обширное по своему составу — дворянское, видными деятелями которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, П. И. Шаликов.

Информация о работе Сентиментализм в русском искусстве