Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:20, курсовая работа
Актуальность темы. Представленная работа посвящена теме «Сентиментализм в русском искусстве конца XVIII - начала XIX веков». Проблема данного исследования носит актуальный характер. Помимо собственно научной значимости ее актуальность обусловлена и иными факторами: данное направление искусства интересно и по нынешний день, оно дало нам множество имен и произведений, которые известны и востребованы.
Введение…………………………………………………………………... 3
I Зарождение и особенности русского сентиментализма…………….. 7
II Основные проявления сентиментализма……………………………...18
2.1 Литература…………………………………………………………….18
2.2 Живопись……………………………………………………………..30
2.3 Театр…………………………………………………………………..45
Заключение………………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………... 58
Политические события, с начала XIXв. вызывавшие под воздействием европейской жизни сложную реакцию в общественной действительности России, содействовали ускорению конца сентиментального направления. Русский сентиментализм стал разлагаться, попадая отдельными стилевыми тенденциями во вновь слагавшиеся литературные направления или совсем прекращая свое существование. «Было время, когда всякой хотел славы сентиментального; наступило другое — и всякой старается кстати и некстати сказать и написать — умно или глупо, нужды нет. эпиграмму против сентиментального», констатировала положение дел на литературном фронте «Аглая» в 1808. Элементы некоторой чувствительности в дальнейшем развитии русской литературы вошли в далекие по существу от сентиментализма течения. Таким образом, появление нового течения в искусстве наиболее полно отражало социальные взгляды этого периода и оказало важное влияние на дальнейшее развитие искусства XIX в.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ (Опубликованные)
1.Карамзин Н. М. Бедная Лиза. Избранные произведения: В 2 Т. М.; Л.: Издательство «Художественная литература», 1964., 810 стр.
2.Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М.: Издательство «Детская литература», 1975., 115 стр.
Работы художников:
1.Боровиковский
В.Л.: «Портрет М.И. Лопухиной», «Портрет
Е.А.Нарышкиной», «Лизонька и
2.Веницианов А.Г.: «Девушка в платке», «Девушка с гармошкой», «Жнецы», «Крестьянка с васильками».
3.Левицкий Д.Г.:
«Портрет воспитанницы
4.Тропинин В.А.: «Кружевница», «Девушка с горшком роз», «Девочка с куклой», «Гитарист»
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбом «Русские художники от «А» до «Я»». М.: Издательство «Слово», 1996. 216 стр.
2. Детская энциклопедия «Золотая Книга русской культуры», М.: Издательство «Белый город», 2007. 560 стр.
3. Конькова Е. А. Популярная история русской живописи. Москва: Издательство «ВЕЧЕ», 2002. 512 стр.
4. Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма. Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 1994. 615 стр.
5.Кочеткова Н. Д. Сентиментализм. Карамзин // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л.: Издательство «Наука. Ленингр. отд-ние», 1980- 1983., 813 стр.
6. Куприянова Н.В. Основные направления и течения русской литературно-общественной мысли первой четверти XIX в. // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Издательство «Наука. Ленингр. отд-ние», 1980—1983., 813 стр.
7. Лебедева М. И. История русской литературы. Москва: Издательство «Высшая школа», 2003., 335 стр.
8. Максимович А. Я. Сентиментальная драма [начала XIX века] // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Издаттельство АН СССР, 1941—1956., 735 стр.
9. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. Москва: Издательство «Искусство», 1973.,475 стр.
10. Орлов П. Л. История русской литературы XVIII в. М.: Издательство «Высшая школа»,1997., 320 стр.
11.Островский Г. Рассказ о русской живописи. М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1987., 359 стр.
12. Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1974., 225 стр.
13. Словарь “Стили в искусстве”. Санкт-Петербург: Издательство “Лита”, 1998., 450 стр.
14. Театральная энциклопедия, Издательство Советская энциклопедия, 1965., 510 стр.
15. Т. I. Древнерусская литература. Литература XVIII века. Редкол. тома: Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко.// История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983., 764 стр.
16. Т. I. От сентиментализма к романтизму и реализм история русской литературы: в 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. Лит. (пушкин. Дом); редкол.: н. И. Пруцков (гл. Ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: наука. Ленингр. Отд-ние, 1980—1983., 656 стр.
17. Т. V. Литература первой половины XIX века. ч. 1,//История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. ин-т лит. (Пушкин. дом); гл. ред.: П. И. Лебедев-Полянский (пред. ), А. С. Орлов, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, Н. К. Пиксанов, Г. А. Гуковский, В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Л. А. Плоткин. — М.; Л.: изд-во АН СССР, 1941—1956., 440 стр.
18. Энциклопедический словарь юного художника. Москва: Издательство «Педагогика», 1983., 416 стр.
19.Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2002., 576 стр.
1 Уханова В. Карамзин и Жуковский как представители двух направлений в нашей отечественной литературе - сентиментализма и романтизма; Веселовский А. – В.А.Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М., 1999
2 Курилов A.C. Классицизм, романтизм,
сентиментализм. Проблемы изучения русской
литературы XVIII века.// К вопросу о концепциях и хронологии литературно-
3.Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект Пресс, 1999; Благой Д.Д. Мир как красота. М.: "Наука", 1981; Пумпянский Л.В. Очерки по литературе XVIII век. М.: Наука, 1983
4 Лотман Ю. М.. Поэзия 1790-1810-х годов / // Поэты 1790-1810-х годов; Внутри мыслящих миров. Л., 1971.
5 Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высш. Шк., С. 220.
6 Там же С. 232
7 Лебедева М. И. История русской литературы XVIII в. М., 2003. С. 328
8 Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова (литературные цитаты, образные выражения). М., 1955. С. 234 .
9 Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова (литературные цитаты, образные выражения). М., 1955. С. 235 .
10 Словарь Академии Россйской. Часть VI и последняя от Т до конца. СПб., 1794.
11 Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1994. С. 23
12 Орлов П. Л. История русской литературы XVIII в. М., 1997. С. 220
13 Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1994. С. 23
14 Орлов П. Л. История русской литературы XVIII в. М., 1997. С. 287
15 Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы. Саратов., 1974. С. 9
16 Там же. С. 26
17 Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1997. С. 28.
18 Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. М., 1973. С. 173
19 Штранге М. М. Русское общество и Французская революция 1789-1794. М., 1956. С. 156.
20 Лебедева М. И. История русской литературы XVIII в. М., 2003. С. 278
21 Там же. С. 294
22 Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2000. С. 304
23 Поспелов Г. Н. У истоков русского сентиментализма // Вестник Моск. гос. ун-та, 1948. № 1. С. 3-27
24 Творения М. Хераскова, вновь исправленные и дополненные. Ч. 6. Драммы. М., 1797. С. 112.
25 Впервые многие стихотворения
Муравьева были опубликованы лишь в 1967 г.,
см.: Муравьев М. Н.
26Муравьев М. Н.
27 Там же, С. 133.
28 Ладыгин М. Б. Литературные направления. М., 2000. С. 17
29 Там же. С. 17
30 Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы. Саратов., 1974. С. 44
31 Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы. Саратов., 1974С.50
32 Нелединский-Мелецкий // Путеводитель по Пушкину. М., 1931. С. 254.
33 Капнист В. В. Собр. соч. в 2-х т., т. 1. Ред., вступ. статья и примеч. Д.С. Бабкина. М., 1960. С. 135.
34 Чхартишвили Г. Ш. Писатель и самоубийство. М., 2008. С. 576
35 Карамзин Н.М.. Что нужно автору? Воспроизводится по изданию: Н.М. Карамзин. Избранные сочинения в двух томах. М., 1964.
36 Карамзин Н.М. Бедная Лиза. Избранные произведения: в 2 т. М., 1964.
37 Топоров В.Н. Бедная Лиза Карамзина. Опыт прочтения. М., 2006. С. 512
38 Орлов П. Л. История русской литературы XVIII в. М., 1997. С. 247
39 Мокрицкий А.Н. Воспоминания А. Г. Венецианова и его учеников. // Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980. С. 247.
40 Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. Л., 1980. С. 21.
41 Дет. Энциклопедия «Золотая книга русской культуры». М., 2007. С. 270
42 Дет. Энциклопедия «Золотая книга русской культуры». М., 2007. С. 270
43 Мокрицкий А.Н. Воспоминания... // Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980. С. 250.
1 Шевченко Т.Г. Из автобиографической повести «Художник» // Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980. С. 270.
45 Мокрицкий А.Н. Воспоминания... // Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980. С. 254
46 Там же… С. 38
47 Мокрицкий А.Н. Воспоминания... // Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980.С. 250.
48 Шевченко Т.Г. Из автобиографической повести «Художник» // Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980.270.
49 Мокрицкий А.Н. Воспоминания... // Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980.С. 254
50 Альбом «Русские художники от «А» до «Я». М., 1996. С. 134
51 Там же. С. 134
52 Альбом «Русские художники от «А» до «Я». М., 1996. С. 135
53 Альбом «Русские художники от «А» до «Я». М., 1996. С. 135
54 Там же. С. 135
55 Осторовский Г. Рассказ о русской живописи. М., 1987. С. 158
56 Конькова Е. А. Популярная история русской живописи. М., 2002. С. 342
57 Там же. С. 342
58 Конькова Е. А. Популярная история русской живописи. М., 2002. С. 344
59 Конькова Е. А. Популярная история русской живописи. М., 2002. С. 345
60 Театральная энциклопедия. М., 1965. С. 309.
61 Театральная энциклопедия. М., 1965. С. 315
62 Там же. С. 317
63 У тех же авторов есть обратный тип — комедия, осложненная элементами сентиментальной драмы.
64 Ср. «Лизу» Федорова, где отрицательные персонажи отсутствуют.
65 Ср. слова Беднякова, прокутившего имение: «и даже в распутной молодости моей никогда несчастный не отходил без помощи от дверей моих; сострадать и помочь бедной, притесненной вдове было первым моим удовольствием» (Федоров. «Любовь и добродетель»).
66 Эта разница была отчетливо осознана. Так, в «Лизе» Федорова Эраст бросает свою богатую невесту, чтобы, женившись на обольщенной им крестьянке Лизе восстановить нарушенную им справедливость; добродетельный отец отвергнутой богатой невесты по этому поводу размышляет: «чтоб разделаться с ним [с Эрастом] благородным образом, надо простить его; чтобы разделаться честным образом, должно вызвать на поединок. — Какое заблуждение!»
67 Федоров. В.М. «Лиза». «Поэты начала XIX века», «Б-ка поэта» (М. с.), 1961
68 Федоров.В.М. «Благодетельный расточитель». «Поэты начала XIX века», «Б-ка поэта» (М. с.), 1961
69 Вестник Европы № 2, изд. Н.М.Карамзин, М., 1802. № 2.
70«Письмо к приятелю о русском театре»// “Журнал Российской Словесности”, изд. Н. Брусиловым, СПб., 1805 г., № 12 С. 177
71 Там же, стр. 178
72 «Письмо к приятелю о русском театре»// “Журнал Российской Словесности”, изд. Н. Брусиловым, СПб., 1805 г., № 12, С. 178
73 Там же, С. 178
74 Виноградов В. О стиле Пушкина, Литературное наследство, кн. 16—18 (1934), С. 176—179. — Гиппиус В. «Повести Белкина», Литературный критик, 1937, № 2, С. 36—39.
75 Аналогичные явления встречаются и в западной драме еще предреволюционной поры; см. «Правосеньора» Вольтера. Ср. характерную тираду любовника-графа из переведенной с немецкого в 1784 г. драмы «Благородный поселянин»: «Ах, любезная Терезия! вы из дворянства! какая радость! вы благородного поколения! Теперь я могу без всякого светского предосуждения склонности сердца моего последовать и явно вас любить; но правда, я бы сие и без того учинил».
76 Гиппиус В. Указанные сочинения. М., 1953. С. 38.