Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:05, курсовая работа
Актуальность данной работы не вызывает сомнения, так как изучая историю возникновения печатей и штампов, мы понимаем их особенность и значение. В современном мире невозможно представить документ или справку, данную в каком-либо учреждении без штампа или печати. Штамп, как раньше, так и сейчас - удостоверяет верность и неподдельность документа.
Введение
1. История печати
1.1 Древнейшие и старинные европейские печати
1.2 Развитие сфрагистики как науки
2. Сфрагистика Дальнего Востока
2.1Создание и значение государственной печати в Кореи
2.2 Печати древнего Китая
2.2.1 Печать как символ авторитета и власти
2.2.2 Печать как объект искусства
2.3 Подписи и печати Японии
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
Объектом исследования является сфрагистика как наука.
Предметом – история сфрагистики в Кореи, Японии и Китая.
Цель работы - охарактеризовать особенности сфрагистики Кореи, Японии и Китая.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности сфрагистики как науки;
- анализировать особенности сфрагистики;
- рассмотреть развитие возникновения и использования печатей, штампов и подписей в странах Дальнего Востока.
При исследовании данной темы были использованы следующие методы:
- сравнение исторических событий и деятелей;
- изучение и теоретический анализ специальной литературы;
- анализ современной сфрагистики в странах Дальнего Востока.
Практическая значимость: курсовая работа может служить для обучения и создания курсов и программ, по изучению всеобщей истории; при проведении внеклассных мероприятий, в школьной программе может являться дополнительным материалом при подготовке к урокам истории.
1. История печати
1.1 Древнейшие и старинные европейские печати
С древнейших времен
печати служили для удостоверения
документов. Самые старые из известных
нам печатей находят при
У греков и римлян в античное время печати принимают вид перстней (щитков), оттиски которых на воске и различных мастиках прикладывались к важным документам. О наличии печати в документах упоминается особо.
В средние века, когда грамотность была редким явлением, печать заменяла подпись. До 8 века употреблялись односторонние печати, но с 10 века они были вытеснены двойными вислыми (подвешивались на шнурках сразу после подписи в конце грамот) или приклеивавшимися к документу печатями[3, c.123].
Основной тип оттисков печатей — буллы (шарики), но встречались и другие формы. Через них продевался шнурок, и изображение выбивалось после продевания. Печати были свинцовые (моливдовул), золотые (хрисовул, очень редки), серебряные (аргировул), бронзовые или латунные, оловянные, по типу ношения — вислые. В западной литературе такие печати называют sigilla pendentia. С 14-15 вв. вислые печати повсеместно вытесняются односторонней прикладной, оттиснутой на воске или мастиках. Восковые и сургучные печати могли быть как вислые, так и наложенные непосредственно на документ. Еще позднее ставятся оттиски с помощью красящих веществ.
Древнейшие европейские печати были круглыми, но в дальнейшем формы стали более разнообразными: овальные, прямоугольные, квадратные, шестиугольные и др., вплоть до сложных фигур.
Восковые печати различались по цвету. Красным воском ставили печати государи и те, кому они даровали такое право специальными указами. Голубой (лазоревый) воск считался также привилегированным. В Византии черный воск использовался для печатей константинопольского патриарха.
В Древней Руси первые упоминания о печатях встречаются в договорах Игоря и Святослава с греками, причем послы князей должны были иметь золотые печати, а греческие купцы серебряные. Владимир дарует русским и болгарским купцам свободу торговли (1006), а для подтверждения их права называться купцами раздает и тем и другим особые печати. Право иметь печать и даровать ее, видимо, принадлежит только великому князю, но во время распада на уделы свою печать получает каждый князь. Печатями скрепляют связки шкурок зверей, которые на Руси играли роль денег.
К 15 веку, кроме личных печатей князей, появляются официальные и государственные печати. Их получают города, приказы и другие административные учреждения. Имеют свои печати и бояре, церковные иерархи.
По типу это буллы, изготовленные из золота, серебра, позолоченного серебра, позолоченного свинца. Восковые вислые и прикладные печати имеют черный, темно-коричневый, желтый и красный цвета. Печати из восковой мастики заменяют воск из-за своей особой прочности. Встречаются редкие печати на дегте или смоле. Сургуч употребляется с конца 17 века. Шнурки делаются из шелка, гаруса и пеньки разных цветов.
Древнейшая печать принадлежит киевскому великому князю Мстиславу Владимировичу и его сыну Всеволоду (1125-32). С одной стороны на ней лик Иисуса Христа, с другой — Архангела Михаила, поражающего змия (дракона). Изображение Архангела Михаила прочно связывают с Киевом, со временем оно стало его гербом. До 14 века преобладают изображения святых на княжеских печатях. Нередко используются в качестве печатей резные перстни-геммы, античные и византийские, со светскими и мифологическими сюжетами[5, c.66].
К 15 веку относится древнейшая городская печать — это печать Новгорода, скрепляющая договор города с великим князем тверским Борисом Александровичем. Печати Новгорода поражают разнообразием символических изображений.
На печатях церковных иерархов обычно изображалась Богоматерь.
В эпоху Московского государства с 15 века города получают печати, утвержденные верховной властью.
В течение всего
московского периода
Уже с 15 века появляются печати частных лиц. Их изготовление все более совершенствовалось, и в 18-19 веках печати стали настоящими шедеврами ювелирного искусства.
Если грамота
подписывалась несколькими
Изображения на печатях представляли собой эмблемы владельцев, надписи в форме наставлений, правил, портретные изображения владельцев.
Государственные печати поначалу не отделялись от личных печатей королей и других правителей. Но к 14 веку повсеместно в Европе и несколько раньше в отдельных странах появляется такое понятие, как государственная печать, причем в зависимости от важности документа печать вырезается большая, средняя и малая. Вводятся придворные должности хранителей печати.
С развитием бюрократии каждое учреждение обзаводится своей печатью. Печать к 17 веку становится необходимой в деятельности не только дворянина, но и купца, нередко ремесленника. Печатью запечатывается и личная переписка.
1.2 Развитие сфрагистики как науки
Проблема подлинности
печатей исследовалась
Изучение сфрагистики тесно связано с геральдикой, нумизматикой, ономастикой, эпиграфикой.
Сфрагистика - (от греч. - печать) или сигиллография (от лат. sigillum - печать) изучает печати как исторический источник, а также пломбы, цилиндры, буллы, скарабеи, керамические и гончарные клейма и др[5, c.166].
Печатями принято называть штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т.д.), матрицы , а также их оттиски (на золоте, серебре, свинце, олове, воске, сургуче, бумаге и т.д.)
Начало сфрагистики как науке положил Михаил Гейнекций (1709 г.), за которым последовали Иоганн Гейманне давший ей греческое название "сфрагистика", Ф. Геркен, Гаттерер, Ледебур, князь Гогенлоэ-Вальденоург и др. Лучшие сочинения по cфрагистике принадлежат Зейлеру, автору "Abriss der Sphragistik" (Вена, 1884) и "Geschichte der Siegel" (Лиц., 1894). В русской литературе, кроме особой главы о печатях в "Русской геральдике " А. Ламера, имеются по сфрагистике лишь отрывочные и незначительные сведения. Сфрагистика - наука о печатях.
Сфрагистика имеет
непосредственную связь с геральдикой и нумизматикой.
С первой она связана тем, что многие изображения,
употреблявшаяся прежде лишь на печатях,
перешли потом в гербы. Удельные князья
употребляли печати с изображением эмблем
того удела, где они княжили; впоследствии
эти эмблемы нередко входили и в гербы,
напр. у князей Голицыных (герб вел. княжества
Литовского).
С нумизматикой cфрагистика связана тем,
что на монетах часто чеканилась печать
князя, при котором чеканили монету; по
эмблеме на печати, если надпись на монете
не сохранилась, можно было определить
происхождение монеты.
Сопровождающая документ печать - это знак, свидетельствующий, что он действительно исходит от лица или учреждения, которым она принадлежит. Изучение печатей как знаков удостоверения документов, придание им юридической силы имеет большое практическое значение для исторической науки. Так, памятники сфрагистики могут дать ценные сведения об определённых сторонах деятельности государственных институтов, в рисунках печатей находят отражение различные события прошлого, поэтому они представляют собой ценный материал в общем комплексе источников для изучения той или иной эпохи. С помощью печати определяется авторство документов. Вырезанные с большим мастерством талантливыми мастерами, они нередко являются памятниками искусства.
Как и другие специальные исторические дисциплины, сфрагистика развивалась в системе практических знаний и постепенно оформилась в научную дисциплину со своими методикой и приёмами исследования.
Изначально приёмы сфрагистического анализа появились почти одновременно с введением в употребление печатей и других подобных знаков. Упоминания о древнерусских печатях, практике их употребления встречаются ещё в летописных источниках. В частности, летописец Нестор свидетельствовал, что они были известны на Руси ещё в первой половине Х в. и приложение их считалось необходимым для подтверждения княжеских договоров.
Исследования по отечественной сфрагистике вёл известный коллекционер древнерусских летописей Е. Болховитинов. Он сделал первый краткий обзор важнейших сфрагистических памятников, существовавших в России с древнейших времён до XVIII в. Подробное описание печатей дано в многотомной `Истории государства Российского` Н. М. Карамзина. В некоторых случаях он использовал сфрагистический материал для доказательства подлинности или подделки жалованных грамот.
Одной из первых фундаментальных работ по отечественной сфрагистике считается книга А. Б. Лакиера `Русская геральдика`, в которой собран и систематизирован большой и разнообразный материал. Значительный вклад в изучение воинских, гетманских, судебных, а также печатей украинской казацкой старшины и городов Глухова и Конотопа сделал А. М. Лазаревский. Всестороннее исследование казацких печатей XVI-XVIII провёл И. П. Крипякевич. Описание около 130 печатей украинской казацкой старшины сделали В. К. Лукомский и В. Л Модзалевский. Развитию отечественной сфрагистики способствовали публикации А. В. Орешникова[8, c.23].
До середины 30-х годов ХХ в. работы отечественных историков по сфрагистики носили преимущественно прикладной характер. Основное внимание уделялось публикации печатей. В довоенные годы вышли книги и статьи, в которых рассматривались ранние сфрагистические знаки. В 50-е годы исследователи стали больше разрабатывать проблемы теории, , поднимать вопросы о предмете сфрагистики как научной дисциплины, конкретизировать её задачи. Характерной чертой работ, вышедших в последующее годы, является углублённое изучение больших комплексов памятников и совершенствование методики их исследования.
По способу прикрепления печати делятся на вислые и прикладные. До XV в. включительно использовался преимущественно первый тип. На документе, написанном на пергаменте или бумаге, в его нижней части под текстом делалось небольшое отверстие, через которое продевался шёлковый или льняной шнур, концы его скреплялись печатью.
2. Сфрагистика Дальнего Востока
2.1Создание и значение государственной печати в Кореи
Рождение государственной печати - «куксэ» - становится возможным только благодаря гармоничному сочетанию различных технологий прикладных ремесел. Для изготовления рукоятки используют технологию отливки металлических изделий, а для изготовления самой печати - каллиграфию и искусство гравировки по металлу. Мин Хонг-гю - мастер по гравировке печатей, он стал тем человеком, которому было поручено руководство процессом изготовления четвертой по счету государственной печати Республики Корея.
В эпоху правления в Корее королевских династий государственную печать называли не «куксэ», т.е. «государственная печать», а «оксэ», т.е. «нефритовая печать». Она была высшим символом короля и государства. Термин «куксэ» стали использовать в Корее начиная со времени правления короля Конгмина (годы правления 1351 - 1374) в период Корё (918 - 1392 гг.). В период Чосон (1392 - 1910 гг.) только тот, кто обладал «оксэ», передававшейся как символ королевской власти, считался прямым наследником и легитимным правителем страны, поэтому наличие государственной печати признавало за ее обладателем исключительные права на осуществление полномочий короля как верховного правителя страны. Таким образом, «оксэ» была печатью, символизировавшей власть суверена отдельного государства. Поскольку использовать эту печать мог только король, «оксэ» естественно превратилась в настоящее сокровище, отождествлявшееся с королевской властью. Во время восстаний или государственных переворотов обладание королевской печатью становилось важным обстоятельством, позволяющим удержать королевскую власть. Можно сказать, что «оксэ» была безусловным и самым могущественным доказательством, обеспечивавшим легитимность и авторитет королевской династии[5, c.123].