Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:05, курсовая работа
Актуальность данной работы не вызывает сомнения, так как изучая историю возникновения печатей и штампов, мы понимаем их особенность и значение. В современном мире невозможно представить документ или справку, данную в каком-либо учреждении без штампа или печати. Штамп, как раньше, так и сейчас - удостоверяет верность и неподдельность документа.
Введение
1. История печати
1.1 Древнейшие и старинные европейские печати
1.2 Развитие сфрагистики как науки
2. Сфрагистика Дальнего Востока
2.1Создание и значение государственной печати в Кореи
2.2 Печати древнего Китая
2.2.1 Печать как символ авторитета и власти
2.2.2 Печать как объект искусства
2.3 Подписи и печати Японии
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
Сначала основными материалами для изготовления печатей были дерево, металл и кости животных. Немного позже стали использоваться драгоценные и полудрагоценные камни. Императорские печати изготавливали из золота. Боковые грани было принято украшать стихами или различными благоприятными пожеланиями.
На печатях в основном гравировались иероглифы, но были также найдены печати с рисунками. Самая известная печать такого типа — печать первого императора Китая Цинь Шихуанди. Она была изготовлена в 221 г. до н.э. в честь победы и объединения всех царств под властью одного императора. Материалом стал нефритовый камень, на котором мастер выгравировал «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». А на оттиске печати изображались летящие фигуры, напоминающие даосских фей.
2.2.1 Печать как символ авторитета и власти
Первые китайские
печати выполняли роль клейма, определяющего
и подтверждающего
Подделка печатей строго каралась. Так из «Уголовных установлений эпохи Тан» (Тан люй шу и) мы узнаём, что: «Всякий, кто поддельно изготовил какую-либо из Восьми императорских печатей, наказывается обезглавливанием». Не менее суровому наказанию подвергался и тот, кто подделывал Печать престарелой вдовствующей императрицы или наследника престола – он наказывался удавлением.
За подделку любой другой официальной печати налагалось наказание ссылкой на 2000 ли (фактически приравнивалось к смертной казни) или каторгой сроком на год.
За утерю печати китайского чиновника непременно наказывали снятием с должности, понижением в должности или штрафом. Все найденные на поле боя печати подлежали обязательной сдаче командиру. Нашедшего печать обязательно награждали.
2.2.2 Печать как объект искусства
Для большинства народов печати так и остались главным атрибутом только юридических действий. Древний Китай тоже шёл по этому пути, но была, и сохраняется до настоящего времени, одна особенность, которая отличает его от других стран.
Печать в
Китае стала произведением
Для изготовления печатей использовали различные материалы. Сначала это были кости животных, дерево, металл. Позже стали использовать определённые породы драгоценных и полудрагоценных камней: агат, нефрит, хрусталь. Императорские печати часто делали из золота.
Боковые грани печати украшались поэтическими строками или различными благопожеланиями. Зачастую навершия печати тоже были произведениями искусства. Как правило, они украшались фигурками животных, например, использовалась фигура льва как символ власти и процветания. Но не этим определялась ценность печати.
Печать в качестве произведения искусства отвечала трём аспектам: законам композиции, стилю каллиграфии и мастерству гравировки. Любое отступление от этих канонов не допускалось и превращало печать в обычный утилитарный предмет.
Мастер-резчик печатей должен владеть всеми этими умениями, чтобы на ограниченном пространстве композицией из нескольких иероглифов достичь высочайшего эстетического эффекта. Вот почему имена знаменитых китайских резчиков вошли в историю наряду с именами императоров, политиков, деятелей науки и культуры[9, c.49].
История китайской печати уходит в глубокую древность. В пекинском Запретном дворце (Гугун) хранятся две печати я-цинь-инь и ци-цзы-инь, которые по внешнему виду и по характеру написания иероглифов относят к периоду Инь-Шан (примерно 1050 г. до н. э.). Однако многие исследователи сомневаются в достоверности этих данных.
Более достоверные данные об обнаруженных образцах китайских печатей относятся к периоду Чжань Го (403-221 гг. до н.э.). Согласно древним письменным источникам, известно, что печати использовались ещё раньше - в период Чюнь Цю (771-403 гг. до н.э.).
Хотя в основном на древних печатях гравировались иероглифы, известны печати и с рисунками на лицевой стороне. Наиболее известная печать такого типа – это печать первого императора Китая Цинь Шихуаньди.
Наследная печать была изготовлена из знаменитого нефритового камня Хэ Ши Би в 221 г. до н.э. в честь победы над противником и объединения всех царств под властью единого императора.
По приказу советника императора Ли Сы, который написал текст, мастер-резчик Сунь Шоу выгравировал на печати: «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». Оттиск печати изображал летящие фигуры, напоминающие даосских фей.
В период династии Хань (206 г. до н.э.-219 г. н.э.) печать получила название «Наследная печать царства Хань». Печать была объектом постоянных интриг во время борьбы за власть в последующие эпохи Вэй, Цзинь, периода Шестнадцати царств, династий Суй и Тан. В эпоху Пяти династий и десяти царств (907-960 гг.) печать была утрачена.
Последующие китайские династии Сун, Юань и Мин не имели Наследной печати. Во время династии Цин (1644-1911 гг.) императоры не раз отдавали приказы изготовить подобные печати с тем, чтобы принизить значение исторической Наследственной печати.
Предпринимались даже попытки выдать одну из новых императорских печатей за утраченную Наследную печать. Одно время она хранилась в Запретном городе вместе с другими императорскими печатями. Однако многие эксперты не рассматривают ее в качестве исторической Наследной печати Цинь Шихуанди.
Традиция изготовления печатей в Китае уходит далеко в глубь веков. Зачастую при изготовлении китайских печатей резьба по камню и гравировка становятся настоящим произведением искусства. Заготовки для печатей делали и делают из самых различных материалов – дерево твердых пород, бронза, медь, нефрит, яшма, кость. В наше время широкое распространение получили печати из так называемого мыльного камня (жировика) – материала очень мягкого, без вкраплений других пород, позволяющего граверу без особого труда осуществить свой замысел.
Китайская печать
включает в себя три аспекта: каллиграфию,
композицию и гравировку. Мастер должен
владеть всеми стилями
По материалу, используемому для печати, можно было определить положение владельца в обществе. Обычные жители и мелкие чиновники, ремесленники, как правило, использовали печати из дерева, камня или рога, а знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня «чанхуа», яшмы, агата, кристалла, слоновой кости и других ценных материалов. Для изготовления императорских печатей использовали золото, нефрит и другие драгоценные камни.
Одним из самых значимых камней в китайском искусстве является камень «шоушань», известный своей тонкой текстурой, многообразием оттенков и особенностями при резьбе.
По легенде,
которая объясняет
Этот камень обрабатывается в соответствие со своим естественным узором, художник лишь помогает ему принять форму. Уникальные качества камня, безупречное мастерство обработки китайскими художниками внесли свой вклад в развитие популярности шоушань, со временем этот уникальный камень приобрел большую известность у коллекционеров по всему миру.
2.3 Подписи и печати Японии
На многих произведениях прикладного искусства можно обнаружить небольшой красный квадрат с какими-то знаками внутри, прочитать которые бывает очень сложно даже человеку, хорошо знакомому с японской письменностью. Подобными квадратами отмечены рисунки, каллиграфические свитки, даже изделия из керамики. Это — авторская печать, и ее присутствие на изделии заметно повышает его цену по сравнению с образцами, помеченными исключительно заводскими клеймами. Печать свидетельствует, что перед вами — авторский экземпляр. Ведь если во многих странах мира, в том числе и в Европе, авторство подтверждается собственноручной подписью художника, то в Японии роль автографа издавна выполняет личная печать. Конечно же, печати сейчас довольно широко распространены в Японии, без них не обходятся ни финансовая сфера, ни работа менеджера или инженера, ни повседневные взаимоотношения домохозяек со службами быта. Однако изготовление и применение печатей неотъемлемым элементом входят и в историю японского искусства[10, c.34].
Обычай пользоваться
печатями так же, как и их внешний
вид, заимствованы Японией, конечно
же, с континента, вместе с китайской
письменностью, рисунками китайских
и корейских мастеров. Но обычай
скреплять печатью
В Японию первая печать была привезена еще в 57 году нашей эры. Китайский император прислал ее императору Японии. На золотой плашке были вырезаны знаки «Канно Вано Нано Кокуо», что означает примерно следующее: «Король Японского государства, принадлежащего Китаю». Это не совсем тоьчно отражало характер отношений, сложившихся между Китаем и Японией в то время, но для японского правителя было бесспорным признанием его авторитета как внутри страны, так и за рубежом.
Собственные печати японцы стали вырезать примерно с середины VI века. Это время в Японии вошло в историю как «период заимствований из Китая». Естественно, что личными печатями в то время могли пользоваться очень ограниченное число лиц, приближенных к императору. На рубеже VIII века, когда в стране прошла реформа Тайка (реформирование администрации по китайскому образцу), употребление печатей получило более широкое, но, однако, строго оговоренное правилами придворного протокола распространение. Так, в Японии были признаны всего четыре типа печатей: най-ин (личная императорская), гэ-ин (Большого государственного совета), сёси-ин (для правительственных циркуляров) и сёкоку-ин (для документов, подготовленных администрациями провинций). Все эти варианты печатей (их называли ин или инсё) изготовлялись граверами, работавшими при императорском дворе. Использование других печатей в стране было запрещено.
Менее важные бумаги
скреплялись подписями
Печати (инсё) и личные монограммы (као) некоторое время существовали параллельно. Впрочем, общество постепенно все более склонялось к более широкому употреблению печатей, вырезанных на древесине твердых пород деревьев или кости. Ими, несмотря на официальные запреты, стали обзаводиться те или иные организации, ведомства и общины — буддийские и синтоистские храмы, монастыри, крупные поселки. Наиболее интенсивно этот процесс пошел в IX–XII веках, когда императорское правление ослабло, а реальная власть перешла в руки местных правителей. Свои печати появились у многих самураев. И хотя императорская система печатей сохранялась, ее неофициально дополняли десятки печатей, самочинно изготовленных феодалами и богатыми воинами.
Если граверы
вначале прорисовывали
Интересен факт,что печатью императорского дома стал цветок хризантемы. Около 900 года нашей эры хризантема попала в Японию, где не только стала всеобщей любимицей, но и стала цветком-символом. С тех давних пор изображение цветка хризантемы украшает императорский герб и личную печать императора Японии. Сорт хризантемы, изображенной на гербе, называется Ичимондзигину.
Изображение императорской печати состоит из центрального круга, окружённого шестнадцатью лепестками, снаружи их окружает второй ряд лепестков.