Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:05, курсовая работа
Актуальность данной работы не вызывает сомнения, так как изучая историю возникновения печатей и штампов, мы понимаем их особенность и значение. В современном мире невозможно представить документ или справку, данную в каком-либо учреждении без штампа или печати. Штамп, как раньше, так и сейчас - удостоверяет верность и неподдельность документа.
Введение
1. История печати
1.1 Древнейшие и старинные европейские печати
1.2 Развитие сфрагистики как науки
2. Сфрагистика Дальнего Востока
2.1Создание и значение государственной печати в Кореи
2.2 Печати древнего Китая
2.2.1 Печать как символ авторитета и власти
2.2.2 Печать как объект искусства
2.3 Подписи и печати Японии
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
Как личная печать, изображение хризантемы впервые было использовано императором Го-Тоба. В качестве мона императорского дома изображение хризантемы было принято с 1869 года. Во времена реставрации Мэйдзи согласно указу 1871 года никому не было разрешено использовать эту печать кроме императора Японии. После Второй мировой войны этот запрет был отменён.
У каждого члена императорской семьи была своя модифицированная версия императорской печати с 14 лепестками. Хризантема является цветочной эмблемой императорской фамилии.
Фамильные печати японской знати также украшены изображением различных сортов хризантемы. Такие печати называются кикемон (от кику - хризантема и мон - герб). Высшая награда за доблесть и отвагу в Японии носит название ордена Хризантемы.
Святилища синто
также используют императорскую
печать или её часть в изменённом
виде. В настоящее время
Примечательно, что в 1600–1868 годах в ходу были и «биометрические» печати — оттиски под коммерческими договорами измазанного краской ногтя большого пальца. Такую «подпись» называли цумэ-ин (ногтевая печать). Ею пользовались отнюдь не потому, что японские купцы страдали безграмотностью. Отнюдь. Но в то время отпечаток ногтя вполне годился для идентификации его владельца. После Реставрации Мэйдзи (1868) Япония стала тщательно перенимать у других стран различные технические и технологические достижения. Западные наработки были приняты и в бюрократической системе. Запреты на использование личных печатей были полностью сняты, но одновременно была восстановлена система применения государственных печатей, принятая при реформе Тайка. И лишь после окончания Второй мировой войны весомость императорской печати была утрачена.
Но японцы так и не отказались от традиционной практики скреплять документы печатями, а не подписями. Любопытна в этом смысле параллель, проводимая между подписью и печатью. В зависимости от значимости документа подпись может быть как полной, тщательной, так и небрежно сокращенной. Соответственно, в Японии вошла в практику манера использования каждым человеком нескольких печатей. Под банковскими счетами, на документах о продаже-покупке недвижимости, в переписке с властями надо ставить дзицу-ин (печать, официально зарегистрированную в муниципалитете). Ее специально заказывают у мастера-гравера, который вырезает печать на деревянном или костяном стержне диаметром от 25 до 75 мм. Резиновые печати в Японии неприемлемы. Для юридических лиц также существует свой вариант дзицу-ин. А вот, например, вместо расписки на ведомости о получении почты, на уведомлении и т. п. второстепенных бумагах допустимо ставить митомэ-ин (печать с иероглифами фамилии, которую можно купить в писчебумажном магазине и нигде не регистрировать). По общепринятой традиции, личная печать у мужа несколько больше, чем у его супруги, у начальника — больше, чем у подчиненного.
Специалисты считают,
что в обозримом будущем
Заключение
Сфрагистика относится к числу так называемых вспомогательных исторических дисциплин. Сфрагистика тесно связана с такими дисциплинами, как геральдика, нумизматика, эпиграфика. Кроме того, она предоставляет дополнительный материал для изучения искусства мелкой пластики. Данные сфрагистики могут играть значительную роль при исследовании тех или иных исторических источников.
В настоящее время специалисты в области сфрагистики изучают внешний вид печати, надписи на ней, определяют, к какому историческому периоду она относится и кому принадлежит, будь то конкретная историческая личность или один из органов власти. Исходя из полученных данных, учеными дается оценка печати как исторического памятника.
Центральным понятием сфрагистики является «печать», понимаемая двояко. Во-первых, это штамп или матрица, с помощью которой сделан оттиск; во-вторых, собственно сам оттиск на бумаге, воске, сургуче и других материалах. В зависимости от способа наложения сфрагистика выделяет различные типы печатей, объединенные в две основные группы. К первой группе относятся печати вислые, ко второй – прикладные.
Вислые печати прикреплялись к документам на шнуре с помощью специальных щипцов, которые назывались буллотирии. Прикладные печати оттискивались на самом документе или предмете. Для этого применялись различные по способу изготовления и форме штампы. Матрицу штампа вырезали в твердом материале: камне, металле, дереве, кости. В новое время для этих целей стали применять каучук, резину.
Для каждой исторической эпохи характерен тот или иной вид печати. К примеру, на Древнем Востоке применялась следующая техника. На цилиндрическую поверхность наносилась «зеркальная» надпись, которая оставляла соответствующий оттиск при прокатывании цилиндра по мягкой глиняной табличке. В античный период были распространены перстни-печати, с помощью которых скреплялись документы.
В Средние века преобладали вислые печати из золота, серебра или свинца, но уже к XVI веку их окончательно заменили прикладные печати. Однако в Ватикане средневековая техника сохранилась вплоть до XX века.
На Дальнем Востоке печати широко использовались с давних времен. В эпоху правления в Корее королевских династий государственную печать называли не «куксэ», т.е. «государственная печать», а «оксэ», т.е. «нефритовая печать». Она была высшим символом короля и государства. Термин «куксэ» стали использовать в Корее начиная со времени правления короля Конгмина (годы правления 1351 - 1374) в период Корё (918 - 1392 гг.). В период Чосон (1392 - 1910 гг.) только тот, кто обладал «оксэ», передававшейся как символ королевской власти, считался прямым наследником и легитимным правителем страны, поэтому наличие государственной печати признавало за ее обладателем исключительные права на осуществление полномочий короля как верховного правителя страны. Таким образом, «оксэ» была печатью, символизировавшей власть суверена отдельного государства.
История китайской печати уходит в глубокую древность. В пекинском Запретном дворце (Гугун) хранятся две печати я-цинь-инь и ци-цзы-инь, которые по внешнему виду и по характеру написания иероглифов относят к периоду Инь-Шан (примерно 1050 г. до н. э.).
Изображение цветка хризантемы украшает императорский герб и личную печать императора Японии. Сорт хризантемы, изображенной на гербе, называется Ичимондзигину.
Список использованной литературы
1. Абрамова Н. Г., Круглова Т. А. Вспомогательные исторические дисциплины. М.: Академия,2011. – с.368
2. Бортник О.А, Резько И. В. Геральдика мира. М.: Харвест,2008. -240 с.
3.Борисов И. В., Козина Е. Н. Геральдика России. М.: АСТ, 2008.- 424 с.
4.Валк С., Носов Н.Р., Рутенбург В.К., Чернуха В.А. Вспомогательные исторические дисциплины. Том VII. Л.: Наука. Ленинградское отделение,1976.- 334с
5. Ванин Ю.В. Экономическое развитие Кореи в XVII—XVIII веках. М., Наука. 1968.-с. 285
6.Добровольская Магдалина. За семью печатями //Журнал "Русский ювелир", № 4(9), 1998 г. – 57 с.
7.Иванов П. Сборник снимков с древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в московском архиве Министерства юстиции, М., 1858.
8.Из истории японской культуры. Подписи и печати// Япония сегодня. № 7, июль 2007.- 54 с.
9.История китайских печатей // Журнал "РосШтамп" № 6, март 2008. – 47 с.
10.Каменцева Е. Печати учреждений XVIII века из собрания Государственного исторического музея // Археографический ежегодник за 1962 г. М., 1963. С. 279-288.
11.Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М.: Владос, 2003. – 368 с.
12.Драч Г.В., ЕфремовН.Н., Заковоротна
13.Лихачев Н.П. Русская сфрагистика. Лекцiи, записанныя слушателями С.П.Б. Археологическаго Института. Спб.: Издание слушателя А. Коротаева,1899-1900. – 94 с.
14.Лихачев Н.П. Моливдовулы греческого Востока. М.:Наука, 1991. -359 с.
15. Васильев Л.С. История Востока. М., 2003.
16. Сингаевский В.П. Титулы, чины, награды, униформа Российской Империи, СССР и современной России.М.:АСТ,2008.-678 с.
17. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. М.:Владос,2000.-567 с.
18. Михайлова Н.В. Отечественная история. М.:Кнорус,2013.-1234 с.
19. Мельцин М. О. Геральдика, нумизматика, сфрагистика, униформология. Вспомогательные исторические дисциплины. Спб.: Петербургский институт печати, 2006 г. – с. 386
20. Римский С. В. Вспомогательные исторические дисциплины. М.:Высшая школа,2008.-124 с.
21. Смыгин П.С., Смыгин С.С., Рачипа А.К. История для бакалавров. М.:Феникс,2012.-897 с.
22. Бутин Ю.М. Корея: от Чосона к Трем Государствам. М., 1984.- с.307
23. Ванин Ю.В. Экономическое развитие Кореи в XVII—XVIII веках. М., Наука. 1968.-с. 285
24. Жуков А. Е.. История Японии — М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — Т. 1: С древнейших времён до 1868 г.. — С. 26, 28-29. — 659 с.
25 История Кореи. Под ред. М. Пака. М., 1960 г. – с. 358
26. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.
27. Курбанов С.О. "История Кореи с древности до начала XXI века". Спб., 2009.- с.680
28. Курбанов C.О. "Курс лекций по истории Кореи с древности до конца XX века". СПб., 2002.-с. 290
29. Ланьков. А. Н. КНДР вчера и сегодня. Неформальная история Северной Кореи.— Москва, Восток-Запад, 2005 г.- 448 с.
30.Специальные исторические дисциплины. - Киев, 1992. – 345 с.