Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства
До 1663 г. дела управления Украиной сосредоточивались в канцелярии по малороссийским делам Посольского приказа. Вопросы внешней политики Украины были подведомственны Посольскому приказу, а вооруженных сил – Разрядному приказу. С 1663 г. делами Украины стал заведовать Малороссийский приказ, который в 1722 г. был преобразован Петром I в Малороссийскую коллегию. После ликвидации Малороссийской коллегии в 1727 г. руководство управлением Украиной перешло к коллегии иностранных дел, а с 1750 г. – к Сенату.
Должность украинского гетмана
была упразднена Петром I в 1722 г., затем
должность украинского гетмана
была восстановлена и вновь
Помимо этого, Екатериной
II ликвидируется украинская система
самоуправления, учреждается должность
малороссийского генерал-
Прежнее украинское право существовало вплоть до начала XIX в. (официально оно было упразднено Николаем I в 1842 г.). При Екатерине II в результате разделов Польши в состав России вошли Западная (Правобережная) Украина, кроме Галиции, которая принадлежала Австрии (Австро-Венгрии). Присоединенное к России Северное Причерноморье (в т. ч. Крым) стало называться Малороссией.
46. Гражданское право по своду законов 1833 г
Свод законов Российской
империи – плод систематизации,
проведенной сотрудниками Второго
отделения Собственной Его
Для каждой статьи Свода законов Российской империи составлялся комментарий, который носил значение толкования, но не имел силы закона.
Затем последовало 2 полных (1842 г., 1857 г.) и 6 неполных (1833 г., 1876 г., 1885 г., 1886 г., 1887 г., 1889 г.) изданий обновленного Свода законов Российской империи.
Развитие гражданского права проходило на основе кодификации старых форм права, что, соответственно, не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного неравенства, ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещалось выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Помимо этого, крестьяне, которые не имели торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц, еврейского и польского населения.
Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжало существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роду.
В сфере гражданского права широко применялись местные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким, что, соответственно, отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как «сословие лиц», сервитут определялся как «право участия частного», правоспособность и дееспособность не разграничивались.
Право собственности определялось следующим образом: «Собственность – власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно» (ч. 1, т. X Свода законов Российской империи). Право собственности могло быть приобретено путем дарения, пожалования, выдела, завещания, наследования, приращения, присоединения, смешения вещей, переработки, мены, купли-продажи, других договоров и обязательств, вследствие давности «спокойного, бесспорного и непрерывного» владения в течение 10 лет, оккупации (для движимых вещей).
В обязательственном праве
различались обязательства из договоров
и обязательства из деликта (причинения
вреда и недозволенных
Среди договоров выделялись: договор мены, договор купли-продажи, договор запродажи (фьючерсный договор), договор имущественного найма (аренды), договор поставки, договор подряда, договор займа (не более 6 % годовых), договор ссуды имущества (безвозмездное временное разрешение пользоваться имуществом), договор личного найма.
Широкое распространение получил договор товарищества, предусматривались полное товарищество, товарищество на вере (по вкладам), товарищество по участкам (компания на акциях – прототип акционерного общества), трудовое товарищество (артель).
47. Фискалы и прокуроры в конце XVIII-первой половине XIX вв
Фискалат (фискалитет) был
учрежден Петром I одновременно с Сенатом,
в 1711 г. Абсолютная монархия вынуждена
была внимательно надзирать за своими
чиновниками, для этого и необходимы
были фискалы, а чуть позже – прокуроры.
В обязанности фискалов входило
«тайное надсматривание» за всеми
чиновниками, чтобы они не расхищали
казенные средства, не брали взятки
и не превышали свои служебные
полномочия. Фискалов возглавлял обер-фискал,
подчиненный непосредственно
В 1722 г. сначала для надзора
за Сенатом была учреждена прокуратура,
которая вскоре вытеснила фискалитет
из сферы осуществления
Разница между фискалами и прокурорами такова: фискалы осуществляли негласный, тайный надзор, в то время как прокурорский надзор осуществлялся гласно. С учреждением прокуратуры роль Сената заметно уменьшилась. Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемых Сенатом, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, назначение и выборы высших государственных чинов и др.
В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность оберпрокурора, затем также прокуроры в коллегиях, обер-прокурор Синода, прокуроры при губернских надворных судах. Первым российским генералпрокурором был назначен П. И. Ягужинский (1683–1738 гг.), человек весьма деятельный и властный, сумевший сделать свою должность весьма престижной. Его заслуженно называли «оком Государевым». Помимо прокуроров, генерал-прокурору были также подчинены сохранившиеся фискалы. Но прокуроры в то время (так как еще не сложилась собственно судебная система) не занимались поддержкой государственного обвинения в суде, осуществляя лишь разнообразные надзорные функции.
Институт губернских прокуроров
при судах был восстановлен при
Екатерине II, в ходе реформы судебных
учреждений. Губернский прокурор входил
в состав губернского правления
и осуществлял надзор за законностью
в губернии, а также надзор за
всеми должностными лицами губернского
уровня, кроме губернатора и генерал-
В 1802 г. Александр I своим Манифестом
об образовании министерств
48. Предпосылки буржуазных реформ XIX в
Вторая половина XIX в. ознаменовалась
проведением буржуазных реформ в
сфере правового положения
Виды предпосылок буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.:
1) социально-экономические;
2) политические;
3) идеологические.
Социально-экономические
предпосылки: к середине XIX в. стал очевиден
упадок феодального уклада производства,
на промышленную арену все более
открыто выступали буржуазные черты
производства, появлялись и широко
распространялись капиталистические
формы хозяйствования, приходя на
смену старым феодальным порядкам производства.
Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и
больше применялись вольнонаемные
рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило
50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная
и посессионная мануфактуры прекращали
свое существование, уступая место
новым буржуазным отношениям. Промышленный
переворот 30—40-х гг. XIX в. остро поставил
проблему нехватки кадров, так как
большинство населения
Политические предпосылки: основной предпосылкой реформ 60—70-х гг. XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.
На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II.
Идеологические предпосылки: важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.
В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы:
1) официально-правительственный;
2) либеральный;
3) революционный.
Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения.
49. Крестьянская реформа 1861 г
1861 г. ознаменовался крестьянской
реформой, в результате которой
крестьянство России было
Основные положения
Крестьяне получили:
1) личную свободу;
2) ограниченную свободу передвижения (оставалась зависимость от крестьянских общин);
3) право на общее образование,
за исключением особо
4) право заниматься
5) право заниматься торговлей,
прочей предпринимательской
6) отныне крестьяне могли вступать в гильдии;
7) право обращаться в
суд на равных основаниях с
представителями других
8) крестьяне находились
на положении временно
Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим:
1) земля полностью сохранялась за помещиками, крестьянам же полагалась только «их оседлая доля», за которую они должны были выплатить 25 % выкупной суммы наличными;
2) далее все остальные
денежные средства поступали
собственнику земли из казны,
однако эту сумму с процентами
крестьяне должны были
Выходя из крепостной зависимости, крестьяне должны были учреждать сельские общества, т. е. поселки, принадлежавшие одному или нескольким владельцам.
Такие поселки, расположенные по соседству, объединялись в волости (приходы).
В сельском обществе формировалось своего рода самоуправление крестьян: во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости. Эти органы имели хозяйственно-административное значение.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"