Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства
В системе чрезвычайных органов
формировались следующие
1) пограничные ЧК сформировались летом 1918 г., а позднее были переданы особому отделу ВЧК;
2) транспортные органы ВЧК – тоже летом 1918 г.;
3) особые отделы в армии и на флоте – в конце 1918 г.
Все ЧК, включая местные, самостоятельно рассматривали дела по существу, выносили по ним приговоры и исполняли их, т. е. «общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном и внесудебном порядке.
При ВЧК был сформирован
Особый революционный трибунал по борьбе
с хищениями, спекуляцией, подлогами,
злоупотреблениями по должности
в хозяйственных и
Исполнительно-репрессивными органами в период Гражданской войны были лагеря принудительных работ НКВД и ВЧК.
ВЧК был упразднен в конце 1921 г. по решению IX Всероссийского съезда Советов.
Милиция Советского государства была сформирована по инструкции НКВД и Наркомюста «Об организации рабоче-крестьянской милиции» (октябрь 1918 г.).
Можно назвать следующие задачи милиции:
1) охрана общественного порядка;
2) борьба с преступностью и др.
В систему органов милиции входили следующие органы:
1) Главное управление рабоче-
2) местные управления милиции
уездов и городов (они
3) специальные органы милиции: промышленная (фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная и т. п.), железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиции.
Милиция имела статус частей особого назначения при использовании ее в боевых действиях. Руководство системой осуществлял НКВД.
62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг
Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в стране, однако при этом одной из важнейших задач государственной власти называлось уничтожение эксплуататорского класса.
Были упразднены:
1) институт российского подданства;
2) приписка граждан к
определенному сословию и
Впервые идея проведения сословной реформы появилась в период работы Временного правительства. 3 марта 1917 г. была принята «Декларация Временного правительства о его составе и задачах». Данная декларация:
1) устанавливала демократические права и свободы граждан;
2) отменяла ограничения
по национальному и
3) были дарованы избирательные права женщинам;
4) она не отменяла сословные привилегии и чины.
Окончательно сословия были отменены Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». По этому Декрету граждане Советского государства уравнивались в правах, отменялись все сословия и чины, титулы и звания, упразднялись сословные учреждения.
По Декрету ВЦИК и СНК устанавливался единый статус и наименование для всех граждан – «гражданин Российской республики», т. е. вводился институт гражданства.
Особенности гражданства Советского государства: равные права и обязанности устанавливались только для трудящегося класса. Для лиц, которые используют труд других граждан, либо лиц, живущих на нетрудовые доходы, а также для духовных лиц и частных торговцев, торговых и коммерческих посредников устанавливались ограничения в избирательных правах.
Перечисленные лица обязаны были иметь трудовые книжки нетрудящихся (согласно Декрету СНК от 5 октября 1918 г.). Эти документы имели статус удостоверений личности для соответствующей категории граждан. Трудовые книжки для нетрудящихся должны были иметь лица свободных профессий, бывшие офицеры, воспитанники кадетских корпусов, бывшие присяжные поверенные и их помощники и т. д.
Трудовые книжки для нетрудящихся
ограничивали их владельцев в праве
свободного передвижения. Помимо этого,
они обязывали выполнять
Основные нововведения советской власти в области социального обеспечения граждан состояли в том, что в октябре 1920 г. по постановлению СНК была полностью отменена плата за топливо, жилые помещения, воду, электричество, пользование почтой, телеграфом, телефоном.
Экономическая сфера общественной жизни страны также стала более социальной: с ноября 1918 г. по Декрету СНК об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства была утверждена обязательная поддержка неимущего населения страны.
Для этого Наркомпрод формировал
специальный кооперативный
Потребительские кооперативы выдавали населению продовольствие и товарные пайки на получение предметов первой необходимости.
63. Cоциалистическое право: его источники и особенности
Система источников социалистического права перестала включать в себя обычное право.
Источниками создания советского законодательства являются:
1) произведения марксизма-
2) революционное правосознание
и взгляды теоретиков (например,
принципы социалистического
3) нормативные акты советской власти (например: декреты, постановления, узаконения).
До 1936 г. акты партии не были источниками права.
Социалистическое право не имело иерархии законодательства.
Юридическая сила нормативных актов зависела от положения издавшего его органа. Наибольшей юридической силой обладали акты съезда Советов. Меньшей, но весьма значительной юридической силой – акты съезда Советов РСФСР.
Основные принципы социалистического законодательства:
1) приоритет класса пролетариата;
2) уничтожение личных и
политических прав имущего
3) установление административно-
Система источников:
1) Конституции 1918 г., 1924 г., 1936 г.;
2) Гражданский кодекс 1922 г., 1964 г.;
3) Уголовный кодекс 1926 г., 1964 г.;
4) Декрет «О гражданском
браке, о детях и о ведении
книг гражданского состояния»; Кодекс
законов РСФСР об актах
5) иные акты Советского
государства, изданные в
Основные источники
1) Декрет «О земле»;
2) Декрет «О мире»;
3) решение II Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов «Об отмене смертной казни»;
4) постановление «Об образовании
в армии революционных
5) постановление «О переходе власти к Советам»;
6) постановление «Об образовании
Рабочего и Крестьянского
7) Инструкция «О правах и обязанностях Советов»;
8) постановление «Об организации местного самоуправления» и т. д.
Источники социалистического
права в сфере национально-
1) Декларация прав народов России;
2) Резолюция III съезда Советов
«О федеральных учреждениях
3) Договор об образовании СССР и др.
Источники трудового законодательства и социального обеспечения:
1) Положение «О системе оплаты труда»;
2) Декрет «О восьмичасовом рабочем дне»;
3) постановление СНК РСФСР «Об отпусках»;
4) КЗоТ 1918 г.;
5) Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и т. д.
Законодательство о развитии
экономических отношений
1) Декрет «О социализации земли»;
2) Положение «О регистрации
торговых и промышленных
3) законодательство периода
НЭПа: Декрет «О замене
4) «Примерный устав
Основы Красной армии:
1) Декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной армии»;
2) Декрет «О Рабоче-Крестьянском Красном флоте»;
3) Декрет «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянской Красной армии» и др.
64. Декларация прав народов России
Первые проекты национально-
1) формирование внутри
страны национально-культурных
2) создание федеративного
государства, в состав
Декларация прав народов России была принята СНК 2 ноября 1917 г. Она окончательно установила национально-государственного устройства.
Декларация провозглашала
основной принцип национально-
Декларация закрепила недопустимость самодержавия как политику натравливания одних народов на другие.
Сущность права на самоопределение наций по Декларации (принципы национально-государственного устройства):
1) равенство и суверенность
народов Советского
2) право на самоопределение
распространяется вплоть до
3) равенство прав народов на свободное развитие;
4) все народы признавались
равными по своему статусу,
отменялись все прежние права
и привилегии каких-либо
Правом на самоопределение вплоть до выхода из состава России воспользовалась только Финляндия, Польша и другие республики на практике стали полностью зависимыми от центра.
Признание права на самоопределение народов было возможно только в отношении республик, в которых утвердилась советская власть. Например, независимость Украины была признана, только после того как она из Украинской Рады стала Украинской Советской Республикой.
Декларация утверждала не только право на свободное самоопределение наций, но и право всех народов на вхождение в состав Советской России. Например, в состав России вошла Латвийская Советская Республика.
Условия вхождения республик в состав Российской Советской Республики:
1) добровольное волеизъявление
нации войти в состав
2) наличие в желающем
вступить субъекте советской
системы государственной
Основным реальным способом, в результате которого республики заявляли о вхождении в состав Советского государства, был вооруженный захват территорий и установление на них советской власти.
Основная задача Декларации
прав народов России – создание
прочного союза советских народов
в борьбе против «империалистско-
Декларация учреждала комиссию по делам национальностей – Народный комиссариат по делам национальностей (его возглавил И. В. Сталин).
Декларация устанавливала
возможные национально-
1) суверенные республики;
2) автономии (например, на
правах автономных республик
в состав РСФСР входили
Историческое значение Декларации прав народов России: она стала основой последующего формирования федеративного устройства Советского государства.
Законодательное закрепление
принципов национально-
65. Учредительное собрание.
III съезд советов рабочих,
Идея созвать учредительное собрание возникла в программе-минимум, на II съезде РСДРП.
Учредительное собрание – это должен был быть представительный орган власти, поэтому он получил поддержку всех партий. Особенно широко идея формирования Учредительного собрания распространилась после Февральской революции.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"