Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства
Попыткой усиления мобилизации экономики страны было учреждение Особых совещаний, председателем которых являлся военный министр.
Во время войны продолжала
действовать Государственная
На заседании 26 июля 1914 г. лидеры фракций выступили с призывом сплотиться вокруг царя. Но ожидавшиеся в ответ на это изменения курса внутренней политики правительства не произошли. Начало Первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 г. звучала критика действий правительства и выдвигалось требование создать Правительство общественного доверия, ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер-министров. В августе 1915 г. император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилев.
На совещаниях членов Государственной Думы и Государственного совета было положено начало созданию так называемого прогрессивного блока. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, в который вошли три четверти ее депутатов. Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия, проведения ряда реформ и политической амнистии, прекращения всякой религиозной дискриминации, подготовки закона об автономии Польши и т. д. В течение 1916 г. легальная оппозиция умножила атаки против самодержавия. В январе 1916 г. председателя Совета министров И. Л. Горемыкина сменил Б. В. Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменил А. Ф. Трепов, Тренева – Н. Д. Голицын. Оппозиция потребовала ухода в отставку и этого правительства.
58. Февральская революция
1917 г. Верховные власти март-
Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.
1 ноября 1916 г. лидер конституционных
демократов П. И. Милюков
Первым ударом грома стало
убийство царского фаворита Григория
Распутина. Однако Николай II не почувствовал
надвигавшейся грозы. Вместе с Протопоповым
он разрабатывал планы военного подавления
возможных беспорядков в
14 февраля 1917 г. в столице
начались забастовки, которые уже
не прекращались; 23 февраля стотысячная
демонстрация работниц
При Министерстве юстиции создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления. Временное правительство возглавил Львов.
В июне 1917 г. около 390 местных
делегатов прислали своих делегатов
на первый Всероссийский съезд советов,
который избрал ВЦИК. В июне решено
назначить выборы Учредительного собрания
на 17 сентября, потом на ноябрь. В
августе в Москве создано Государственное
совещание, на котором произошел
раскол умеренных и революционных
групп. Временное правительство, потерявшее
авторитет после «дела
59. Двоевластие
26 февраля 1917 г. происходят
столкновения с полицией и
жандармерией, но часть войск
неожиданно для властей
1) Временное правительство, которое является легитимным органом власти;
2) Петроградский Совет
рабочих и солдатских
Временное правительство – это вся Россия на законных основаниях. Помимо Петроградского Совета, в марте 1917 г. возникло свыше 600 советов на местах, которые избрали постоянно действующие органы – исполнительные комитеты. Это были избранники народа, которые опирались на широкую поддержку трудовых масс.
Советы 1917 г. – выборный орган, но без единого документа об избрании, соответственно, долгое время не существовало органа, координирующего действия советов, и Петросовет взял на себя эту роль. В губерниях создавались советы двух типов:
1) рабочих и солдатских депутатов;
2) крестьянских депутатов.
Из этих советов и был создан совет, который сразу себя конституциировал, а на время между сборами совета его обязанности исполнял исполнительный комитет (ВЦИК).
Эсеро-меньшевистские лидеры Петроградского Совета хотели видеть Россию республикой, но не настаивали на этом, а кадеты – конституционной монархией. Однако в условиях революции кадеты на своем съезде в марте 1917 г. согласились с провозглашением России республикой. Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали два правительства. Эти две альтернативные системы не могли быть соединены, поскольку они представляли интересы противоположных социальных слоев общества. В приоритетном положении оказалась та система, которую возглавляло Временное правительство, потому что у него были опытные кадры, знавшие науку и практику управления, были связи, знания, поддержка зарубежных политических сил и отечественного капитала, были средства.
В то время преобладающее
влияние в советах, – как в
Петроградском, так и в провинциальных,
– имели представители партий
меньшивиков и эсеров, которые
ориентировались не на победу социализма,
полагая, что в отсталой России нет
для этого условий, а на развитие
и закрепление ее буржуазно-демократических
завоеваний. Такую задачу, считали
они, в переходный период может выполнить
Временное буржуазное правительство,
которому в проведении демократических
преобразований страны необходимо обеспечивать
поддержку, а при необходимости
оказывать на него давление. Фактически
реальная власть и в период двоевластия
находилась в руках советов, ибо
Временное правительство могло
управлять только при их поддержке
и проводить свои декреты с
их санкции. Советы рабочих и солдатских
депутатов действовали
1) 18 апреля 1917 г. нота Милюкова
– намерение Временного
2) июньский кризис – Ленин сказал, что большевики готовы взять власть в свои руки, а его «партия – ум, честь и совесть нашей эпохи»;
3) провал армии, 4 июля – выступления рабочих.
60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг
В период двоевластия 10 октября
1917 г. ЦК партии большевиков принял
резолюцию о вооруженном
24 октября 1917 г. вооруженные
силы большевиков захватили
Первоначально советы функционировали
совместно с Учредительным
Советы рабочих депутатов формировались главным образом в городах, тогда как в селах формировались советы крестьянских депутатов, солдатских – в военных формированиях. Позднее сформировались единые советы.
Первые советы в России появились в период первой русской революции (1905 г.) в мае-июне. Первоначально они были представительными органами власти рабочего класса, крестьянства и солдат.
В советы могли входить
первоначально представители
Для поддержки советской власти в сентябре 1918 г. был образован Революционный военный совет республики (Реввоенсовет), который руководил работой всех органов военного ведомства и военных учреждений.
Реввоенсовет формировал отдельные реввоенсоветы на местах.
Установление советской власти на местах связано с вооруженными столкновениями Красной армии с белым движением в период гражданской войны.
Гражданская война (1918–1920 гг.) связана с приказом Главнокомандующего вооруженных сил юга А. И. Деникина, который в марте 1920 г. ввел Положение об управлении областями, занимаемыми вооруженными силами юга России.
Наряду с членами военного командования оно устанавливало должности государственного контролера, начальника гражданского управления (ведающего вопросами земледелия, землеустройства, юстиции и просвещения), начальника управления иностранных сношений.
В период укрепления советской власти на местах правосудие осуществлялось военно-полевыми судами, корпусными и военно-судными комиссиями при начальниках гарнизонов, что отвечало требованиям военного времени.
Такие судебные органы рассматривали дела с учетом правил о военно-полевых судах, т. е. правосудие не было исключительной компетенцией судов.
Второй инстанцией для таких судов были корпусные или военно-окружные суда.
В большинстве удаленных от центра территорий России советская власть устанавливалась в результате захвата Красной армией.
В Сибири советская власть была утверждена в 1918–1919 гг. Здесь была установлена советская власть с учетом либеральных идей. Во многих городах были сформированы Временные правительства.
В Приморье советская власть утвердилась в октябре 1922 г.
Крым также длительное
время поддерживал белое
Советские органы власти были учреждены во всех областях России. Россия окончательно стала страной Советов.
61. Советские правоохранительные
органы (милиция, военные
1917–1920 гг. – период гражданской
войны. В этих условиях
Органами чрезвычайной юстиции
являются внесудебные органы репрессии.
Высший орган чрезвычайной юстиции
– Всероссийская чрезвычайная комиссия
(ВЧК), которая была учреждена 7 декабря
1917 г. по постановлению СНК «Об
образовании Всероссийской
Исключительная компетенция
ВЧК: сфера розыска и
Первоначально органы ВЧК не были судебными органами, они передавали дела после следствия в судебные инстанции. Этим занимались специальные следственные комиссии при военном трибунале. С февраля 1917 г. в компетенцию ВЧК вошли судебные полномочия, они имели право «расстреливать контрреволюционеров на месте».
На местах с марта 1918 г.
начали формироваться местные
Местные ЧК к июлю 1918 г. были сформированы во всех областях Советского государства. Они функционировали одновременно с местными советами, а нередко и вместо них.
С апреля 1918 г. ВЧК начала формировать специальные боевые отряды для поддержания правопорядка и борьбы против контрреволюции.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"