Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение

Описание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по истории государства и права России.docx

— 207.37 Кб (Скачать документ)

 

Попыткой усиления мобилизации  экономики страны было учреждение Особых совещаний, председателем которых  являлся военный министр.

 

Во время войны продолжала действовать Государственная Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного закона от 3 июня 1907 г.

 

На заседании 26 июля 1914 г. лидеры фракций выступили с призывом сплотиться вокруг царя. Но ожидавшиеся  в ответ на это изменения курса  внутренней политики правительства  не произошли. Начало Первой мировой  войны было встречено демонстрацией  единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 г. звучала критика действий правительства и выдвигалось требование создать Правительство общественного доверия, ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер-министров. В августе 1915 г. император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилев.

 

На совещаниях членов Государственной  Думы и Государственного совета было положено начало созданию так называемого  прогрессивного блока. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный  блок, в который вошли три четверти ее депутатов. Программа блока требовала  создания Министерства общественного  доверия, проведения ряда реформ и политической амнистии, прекращения всякой религиозной  дискриминации, подготовки закона об автономии  Польши и т. д. В течение 1916 г. легальная  оппозиция умножила атаки против самодержавия. В январе 1916 г. председателя Совета министров И. Л. Горемыкина сменил Б. В. Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменил А. Ф. Трепов, Тренева – Н. Д. Голицын. Оппозиция потребовала ухода  в отставку и этого правительства.

58. Февральская революция  1917 г. Верховные власти март-октябрь  1917 г 

 

Февральская буржуазно-демократическая  революция положила конец феодальному  типу государства и права России.

 

1 ноября 1916 г. лидер конституционных  демократов П. И. Милюков публично  обвинил правительство в глупости  и измене. Его речь стала сигналом  к антиправительственному подъему.  Великие князья Николай Михайлович  и Николай Николаевич предложили  царю создать министерство, ответственное  перед Думой. Этого же требовали  земские собрания и съезды. Ситуация  осложнялась.

 

Первым ударом грома стало  убийство царского фаворита Григория Распутина. Однако Николай II не почувствовал надвигавшейся грозы. Вместе с Протопоповым он разрабатывал планы военного подавления возможных беспорядков в Петрограде. В январе 1917 г. он назначил премьер-министром  Н. Д. Голицына, которого не признавали даже его коллеги по министерству.

 

14 февраля 1917 г. в столице  начались забастовки, которые уже  не прекращались; 23 февраля стотысячная  демонстрация работниц потрясла  Петроград; 25 февраля император издал  указ о роспуске Государственной  Думы. 27 февраля в Петрограде началось  восстание и был создан Временный  комитет Государственной Думы, на  основе которого 1 марта было создано  Временное правительство. Оно  формально ни перед кем не  было ответственно, но фактически  ему приходилось действовать  под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая  1917 г. оно проводило заседания.  В то же время Петроградский  Совет связал правительство рядом  обязательств и следил за их  исполнением. Это были требования: проведения немедленной и полной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам; осуществления свободы слова, собраний и других свобод, в том числе для военнослужащих; принятия немедленных мер по созыву Учредительного собрания на основе демократических выборов; замены полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным местному самоуправлению; демократических выборов органов самоуправления; отмены всех сословных, религиозных и национальных ограничений. Согласившись с общедемократическими требованиями Совета, буржуазные лидеры из Временного комитета Государственной Думы отказались от предложенного пункта о «воздержании от всех действий, предрешающих форму будущего правления».

 

При Министерстве юстиции  создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Образованы новые  органы: Экономическое совещание, Юридическое  совещание, Совещание по реформе  местного самоуправления. Временное  правительство возглавил Львов.

 

В июне 1917 г. около 390 местных  делегатов прислали своих делегатов  на первый Всероссийский съезд советов, который избрал ВЦИК. В июне решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, потом на ноябрь. В  августе в Москве создано Государственное  совещание, на котором произошел  раскол умеренных и революционных  групп. Временное правительство, потерявшее авторитет после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди  социалистов. 14 сентября созывается Совещание  из председателей советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Создан орган контроля над правительством. В октябре распускаются выборные члены Государственного совета, распускается Государственная Дума. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

59. Двоевластие 

 

26 февраля 1917 г. происходят  столкновения с полицией и  жандармерией, но часть войск  неожиданно для властей переходит  на сторону восставших. 27 февраля  начался повсеместный переход  армии на сторону восставших. Создаются сразу 2 органа, управляющих  этим восстанием:

 

1) Временное правительство,  которое является легитимным  органом власти;

 

2) Петроградский Совет  рабочих и солдатских депутатов.

 

Временное правительство  – это вся Россия на законных основаниях. Помимо Петроградского Совета, в марте 1917 г. возникло свыше 600 советов  на местах, которые избрали постоянно  действующие органы – исполнительные комитеты. Это были избранники народа, которые опирались на широкую  поддержку трудовых масс.

 

Советы 1917 г. – выборный орган, но без единого документа об избрании, соответственно, долгое время не существовало органа, координирующего действия советов, и Петросовет взял на себя эту роль. В губерниях создавались советы двух типов:

 

1) рабочих и солдатских  депутатов;

 

2) крестьянских депутатов.

 

Из этих советов и был  создан совет, который сразу себя конституциировал, а на время между  сборами совета его обязанности  исполнял исполнительный комитет (ВЦИК).

 

Эсеро-меньшевистские лидеры Петроградского Совета хотели видеть Россию республикой, но не настаивали на этом, а кадеты – конституционной  монархией. Однако в условиях революции  кадеты на своем съезде в марте 1917 г. согласились с провозглашением  России республикой. Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали  два правительства. Эти две альтернативные системы не могли быть соединены, поскольку они представляли интересы противоположных социальных слоев  общества. В приоритетном положении  оказалась та система, которую возглавляло  Временное правительство, потому что  у него были опытные кадры, знавшие  науку и практику управления, были связи, знания, поддержка зарубежных политических сил и отечественного капитала, были средства.

 

В то время преобладающее  влияние в советах, – как в  Петроградском, так и в провинциальных, – имели представители партий меньшивиков и эсеров, которые  ориентировались не на победу социализма, полагая, что в отсталой России нет  для этого условий, а на развитие и закрепление ее буржуазно-демократических  завоеваний. Такую задачу, считали  они, в переходный период может выполнить  Временное буржуазное правительство, которому в проведении демократических  преобразований страны необходимо обеспечивать поддержку, а при необходимости  оказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластия  находилась в руках советов, ибо  Временное правительство могло  управлять только при их поддержке  и проводить свои декреты с  их санкции. Советы рабочих и солдатских депутатов действовали совместно  и проводили свои заседания в  одном здании – Таврическом дворце, который превратился в центр  политической жизни страны. Затем  последовали кризисы Временного правительства:

 

1) 18 апреля 1917 г. нота Милюкова  – намерение Временного правительства  довести войну до решительного  конца – восстание – «долой  Временное правительство!»;

 

2) июньский кризис –  Ленин сказал, что большевики  готовы взять власть в свои  руки, а его «партия – ум, честь  и совесть нашей эпохи»;

 

3) провал армии, 4 июля –  выступления рабочих.

60. Возникновение и развитие  советов. Установление советов  на местах в 1917–1918 гг 

 

В период двоевластия 10 октября 1917 г. ЦК партии большевиков принял резолюцию о вооруженном восстании. 12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военно-революционный  комитет (ВРК), который стал главной  движущей силой Октябрьской революции.

 

24 октября 1917 г. вооруженные  силы большевиков захватили ключевые  позиции в Петербурге и блокировали  Временное правительство в Зимнем  дворце. 25 октября 1917 г. начал работу II Всероссийский съезд советов,  который провозгласил установление  советской власти. В ночь с  25 на 26 октября был взят Зимний  дворец, а Временное правительство  арестовано.

 

Первоначально советы функционировали  совместно с Учредительным собранием, но 5 января 1918 г. Учредительное собрание было распущено.

 

Советы рабочих депутатов  формировались главным образом  в городах, тогда как в селах  формировались советы крестьянских депутатов, солдатских – в военных  формированиях. Позднее сформировались единые советы.

 

Первые советы в России появились в период первой русской  революции (1905 г.) в мае-июне. Первоначально  они были представительными органами власти рабочего класса, крестьянства и солдат.

 

В советы могли входить  первоначально представители большевистской партии, меньшевиков, эсеров или анархистов, позднее советы формировались только из представителей большевиков.

 

Для поддержки советской  власти в сентябре 1918 г. был образован  Революционный военный совет  республики (Реввоенсовет), который  руководил работой всех органов  военного ведомства и военных  учреждений.

 

Реввоенсовет формировал отдельные реввоенсоветы на местах.

 

Установление советской  власти на местах связано с вооруженными столкновениями Красной армии с  белым движением в период гражданской  войны.

 

Гражданская война (1918–1920 гг.) связана с приказом Главнокомандующего вооруженных сил юга А. И. Деникина, который в марте 1920 г. ввел Положение  об управлении областями, занимаемыми  вооруженными силами юга России.

 

Наряду с членами военного командования оно устанавливало  должности государственного контролера, начальника гражданского управления (ведающего  вопросами земледелия, землеустройства, юстиции и просвещения), начальника управления иностранных сношений.

 

В период укрепления советской  власти на местах правосудие осуществлялось военно-полевыми судами, корпусными и  военно-судными комиссиями при начальниках  гарнизонов, что отвечало требованиям  военного времени.

 

Такие судебные органы рассматривали  дела с учетом правил о военно-полевых  судах, т. е. правосудие не было исключительной компетенцией судов.

 

Второй инстанцией для  таких судов были корпусные или  военно-окружные суда.

 

В большинстве удаленных  от центра территорий России советская  власть устанавливалась в результате захвата Красной армией.

 

В Сибири советская власть была утверждена в 1918–1919 гг. Здесь была установлена советская власть с  учетом либеральных идей. Во многих городах были сформированы Временные  правительства.

 

В Приморье советская власть утвердилась в октябре 1922 г.

 

Крым также длительное время поддерживал белое движение, но в 1920 г. и здесь войска Врангеля были повержены.

 

Советские органы власти были учреждены во всех областях России. Россия окончательно стала страной  Советов.

61. Советские правоохранительные  органы (милиция, военные чрезвычайные  комиссии): их компетенция и формирование 

 

1917–1920 гг. – период гражданской  войны. В этих условиях формировались  специальные органы для борьбы  с контрреволюционными силами: милиция  (полицейский и военный орган)  и чрезвычайные органы юстиции.

 

Органами чрезвычайной юстиции  являются внесудебные органы репрессии. Высший орган чрезвычайной юстиции  – Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), которая была учреждена 7 декабря 1917 г. по постановлению СНК «Об  образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии».

 

Исключительная компетенция  ВЧК: сфера розыска и предварительного следствия по преступлениям против советской власти.

 

Первоначально органы ВЧК  не были судебными органами, они  передавали дела после следствия  в судебные инстанции. Этим занимались специальные следственные комиссии при военном трибунале. С февраля 1917 г. в компетенцию ВЧК вошли  судебные полномочия, они имели право  «расстреливать контрреволюционеров  на месте».

 

На местах с марта 1918 г. начали формироваться местные чрезвычайные комиссии (ЧК). Эти органы были подотчетны ВЧК. Местные ЧК имели исключительное право на аресты, обыски, реквизиции, конфискации и применение мер  репрессии.

 

Местные ЧК к июлю 1918 г. были сформированы во всех областях Советского государства. Они функционировали  одновременно с местными советами, а нередко и вместо них.

 

С апреля 1918 г. ВЧК начала формировать специальные боевые отряды для поддержания правопорядка и борьбы против контрреволюции.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"