Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:15, шпаргалка
1 вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.
2 вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.
3 вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.
4 вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. до н.э.).
Политические партии: Становление партийной системы в республике проходило в довольно сложных условиях. Сказывались в первую очередь недоверие к политическим объединениям, сохранившееся со времени правления коммунистов, неготовность к политическому плюрализму, социальная апатия и другие факторы.
В широком плане можно выделить два типа (пути) организации политических партий:
- низовой,
организация снизу. Это те
- организация
сверху. К таким партиям можно
отнести структуры, созданные
как условие легитимации,
Между партиями, организованными двумя путями, много общего - уставы, платформы, цели и задачи; все они определяют себя партиями парламентского типа и провозглашают необходимость соблюдать Конституцию РК, а конечной целью -создание гуманного, демократического, правового государства. Существенную разницу можно выявить в Программах при детальном изучении, степени критики государственно-властных структур и проводимого курса (т.е., оппозиционности), степени социальной поддержки материальных и финансовых возможностей и т.д.
Слабость казахстанских партий, степень их влияния на общественно-политические процессы, узкая социальная база - особенно в начальный период становления многопартийности - можно объяснить тем, что общество не достигло определенного уровня социально-политической дифференциации, демократической политической культуры, для чего требуется не один десяток лет. С другой стороны и сами партии демонстрировали больше активности в срезе давления, влияния на властные структуры, а не кропотливой работы среди населения и расширения социальной базы. Скорее всего, поэтому многие структуры, провозглашая себя политическими партиями, являлись по сути не политическими организациями, а группами поддержки своих лидеров.
Политические партии стали реальным фактором общественной жизни Республики и последовательно оказывают вполне определенное влияние на развитие политических процессов в Казахстане.
56 вопрос: Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в условиях независимости. Численный и национальный состав Республики на современном этапе.
Социальное развитие Республики Казахстан в современных условиях - тенденции, успехи, проблемы. Программа социальных преобразований на селе (ауле) на 2003 - 2005 гг.: содержание, значение.
Социальное развитие: Социальная политика - одно из главных и, пожалуй, самых объемны: направлений внутренней политики государства. Социальная сфера охватывает такие проблемы как здравоохранение, образование, социальная зашита, продолжительность и качество жизни, вопросы культуры, науки, молодежи и др.
Согласно мировой практике, во многих концепциях общественного развития социальные реформы определяются как приоритетное направление государственной политики, ибо являются потенциально конфликтообразующим фактором (фоном) общественно-политических изменений. Социальна политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных социальных слоев и групп и в конечном итоге обеспечивать определенный уровень равновесия в общественной жизни. Реализуется социальная политика как через государственные «одномоментные решения» (социальные мероприятия), так и через социальные программы, концепции.
В социальном развитии республики можно выделить определенные периоды или стадии. В первые годы независимости наблюдалось резкое падание уровня жизни населения как следствие 1) тяжелой, кризисной ситуации в экономике; 2) дестабилизации прежней государственной социальной инфраструктуры и несозданной новой. В результате в стране сократился объем бесплатных услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания, лавинообразно росла инфляция и т.д. Главной целью социальной политики в этих условиях являлось не допустить социального кризиса, обеспечит поддержку наиболее незащищенных слоев, насытить потребительский рынок услугами и товарами. И хотя в целом социальная политика и механизм с осуществления не носили комплексного характера, уровень государственного бюджета в наиболее тяжелые годы (1993-1995гг.) на статьи социального обеспечения составлял более 1/3 расходов государства.
В настоящее время продолжается с одной стороны, реформирование различных направлений социального развития (обсуждение нового Закона о социальном страховании, совершенствование системы пенсионного обеспечения, особенно в плане пенсионных фондов, разработка программы социальных преобразований на селе и др.). С другой стороны, можно выделить ряд устойчивых социальных показателей, свидетельствующих о положительных изменениях в обществе в целом:
- стабильность
и своевременность выплаты
- увеличение числа рабочих мест.
- дополнительные ассигнования (от 20 % и более) были изысканы правительством на здравоохранение (восстановление горячего питания, увеличение ассортимента лекарств в стационарных отделениях и т.д.), завершение компьютеризации школ, на возрождение учреждений культуры, и в первую очередь библиотек, кинотеатров, детских клубов и центров и др.
Несмотря на увеличение рабочих мест, по-прежнему остро стоит проблема безработицы. По информации Министерства экономики в 2001 году число безработных (лиц, которые не имели доходного занятия, активно искали его) превысило 780 тыс. (это меньше на 14 % или 126 тыс. 2000 г), в 2002 году эта цифра равнялась 690,7 тыс. Несмотря на тенденцию к снижению, это тем не менее, высокие цифры, не включающие в себя скрытую безработицу (частичная работа предприятий, неполная занятость и т.д.). Особенно тревожными симптомами является то, что более половины обращающихся в соответствующие органы в поисках работы - женщины и около 30% молодежь. На селе же по результатам соцопроса при составлении «Отчета о человеческом развитии» 65,5% женщин и 53.2% мужчин в 2002 г. считали себя безработными, хотя по официальной статистики их число не превышает 30 %. В целом по Республике уровень безработных к экономически активному населению составлял в 2001 г. 10.4%. а в 2002 г.-10%.
Программа социальных преобразований на селе:
- отстранение
местной администрации от
- проведение
приватизации псевдочастных
- оздоровление экономики села через механизмы банкротства;
- удешевление кредитов, в первую очередь для фермеров и настоящих частных хозяйств;
- развитие
малого и среднего бизнеса
на селе за счет займов у
Азиатского и Европейского
- привлечение
прямых отечественных и
- обеспечение содействия фермерам в сбыте продукции;
- решение
проблем водоснабжения и
- обеспечение
по линии всех министерств
и фондов приоритетное финансир
Экономическое развитие Республики Казахстан в условиях независимости - трудности, особенности, основные этапы и тенденции.
Осуществление Казахстаном качественно новой стратегии развития экономики в условиях независимости заключалось и заключается в следующем:
- разрыв союзной
системы подчинения и создание
самостоятельной структуры
- переход
от командно-административной
- налаживание
прямых экономико-политических
- установление собственной денежной системы;
- разработка
национальной
- эффективное
использование энергетических
- стабилизация экономической ситуации;
- экономический
рост, базирующийся на открытой
рыночной экономике с высоким
уровнем иностранных
На процесс
строительства в республике новых
экономических отношений
- наличие больших природных богатств;
- высокая
степень огосударствления
- влияние других стран на национальную экономику, с которыми имелись тесные межгосударственные экономические, этнические, политические и другие отношения;
- достаточно узкий и не емкий внутренний потребительский рынок.
Преодоление трудностей объективного и субъективного характера, ход реализации каждого направления в экономическом развитии сопровождались и будут сопровождаться как успехами, так и промахами, откатами назад. Конкретный, детальный анализ в данном случае - прерогатива экономических наук, специалистов соответствующих профилей.
Самое важное - это то, что итоги развития республики за прошедшие годы независимости подтверждают правильность сделанного выбора - модели открытой рыночной экономики. Это - свобода предпринимательства, развитие всех форм собственности, новые финансовые, налоговые, бюджетные и банковские системы, развитие частных предприятий, особенно малого и среднего бизнеса и т.д. Следует отметить, что в запуске рыночного механизма Казахстану пришлось преодолеть полосу тяжелою кризиса (1992 1995 гг.). Падение производства, валового промышленного продукта, безработица (особенно скрытая, в связи с частичной или полной остановкой предприятий), неплатежи внешние и внутренние и другие показатели достигали в эти годы критической отметки (например, спад производства составлял первые 3 года реформ более 40%, годовой уровень инфляции - более 1200 %, а к концу 1993 г. - 2265 %).
Преодоление глубокого кризиса, недопущение острых социальных и национальных катаклизмов как наиболее тяжелых его проявлений - один ил главных итогов экономического развития современного Казахстана. Сегодня в экономической ситуации ученые-аналитики главной тенденцией выделяют переход от этапа стабилизации (1996-1998/99 гг.) к политике экономического роста (с 2000 г.). На международном уровне Республика признана страной с рыночной экономикой.
Важные и интересные данные, свидетельствующие о позитивных изменениях в сфере экономики на рубеже 2000-2001 г., содержатся в послании Президента Н.А. Назарбаева «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год.
- прирост
ВВП (валового внутреннего
- рост сельскохозяйственного производства составил более 5 %;
- дала хорошие
результаты политика
Объем производства в машиностроении вырос на 40 %, текстильной и швейной промышленности - на 20 %.
- благодаря
иностранным инвестициям восста
- продолжается
развитие железных дорог; начато
строительство важной ж/д
- идет рост внутренних инвестиций в экономику, чему в немалой степени способствовала успешно осуществленная акция по легализации денег наших граждан (введено в официальный учет более 0,5 млрд. $.)■ В целом кредитные вложения банков в экономику составили 397 млрд. тенге или 2,5 млрд.$, что намного больше, чем 2 года назад.
- депозиты физических лиц в банках страны превысили 150 млрд. тенге или более 1 $.
- реализуется
крупная общенациональная
В качестве важнейшей стратегической линии Президентом страны особо выделено следующее: развитие экономики республики должно минимально зависеть от ухудшения или улучшения ситуации на мировом уровне. Именно этому должны быть подчинены все Программы Правительства и Национального банка, как текущие, так и долгосрочные. На период до 2010 г. приоритетными целями в экономическом развитии республики определяются:
- дальнейшее формирование устойчивой и конкурентоспособной в отдельных секторах экономики;
- увеличение,
как минимум вдвое, объема