Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:15, шпаргалка

Описание

1 вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.
2 вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.
3 вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.
4 вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. до н.э.).

Работа состоит из  1 файл

Билеты по Истории(Оригинал).doc

— 706.50 Кб (Скачать документ)

Политические  партии: Становление партийной системы в республике проходило в довольно сложных условиях. Сказывались в первую очередь недоверие к политическим объединениям, сохранившееся со времени правления коммунистов, неготовность к политическому плюрализму, социальная апатия и другие факторы.

В широком плане  можно выделить два типа (пути) организации политических партий:

-  низовой,  организация снизу. Это те партии  и движения, которые возникли  как оппозиционные Коммунистической  партии. Многие из них первоначально  были ориентированы на национальное  возрождение и активность их  в начале 90-х гг. была высокой. В последующем же национальная платформа оказалась недостаточно сильным стимулом, что и привело к определенному спаду деятельности таких партий («Азат», «Алаш», «Желтоксан») и росту влияния партий с выраженной общегражданской платформой (Республиканская Народная партия, «Азамат», ПНКК) а также возрожденной Коммунистической партии.

-  организация  сверху. К таким партиям можно  отнести структуры, созданные  как условие легитимации, политическая  поддержка правительственного курса, правящего режима в целом (партии, определяемые как центристские и проправительственные). Сильная поддержка сверху является одной из особенностей формирования партийной системы в РК. К партиям второго типа  можно отнести  Народного единства  Казахстана, Демократическую партию, а позже -  Гражданскую, Аграрную, Отан.

Между партиями, организованными двумя путями, много  общего - уставы, платформы, цели и задачи; все они определяют себя партиями парламентского типа и провозглашают необходимость соблюдать Конституцию РК, а конечной целью -создание гуманного, демократического, правового государства. Существенную разницу можно выявить в Программах при детальном изучении, степени критики государственно-властных структур и проводимого курса (т.е., оппозиционности), степени социальной поддержки материальных и финансовых возможностей и т.д.

Слабость казахстанских  партий, степень их влияния на общественно-политические процессы, узкая социальная база - особенно в начальный период становления многопартийности - можно объяснить тем, что общество не достигло определенного уровня социально-политической дифференциации, демократической политической культуры, для чего требуется не один десяток лет. С другой стороны и сами партии демонстрировали больше активности в срезе давления, влияния на властные структуры, а не кропотливой работы среди населения и расширения социальной базы. Скорее всего, поэтому многие структуры, провозглашая себя политическими партиями, являлись по сути не политическими организациями, а группами поддержки своих лидеров.

Политические  партии стали реальным фактором общественной жизни Республики и последовательно  оказывают вполне определенное влияние  на развитие политических процессов  в Казахстане.

 

56 вопрос: Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в условиях независимости. Численный и национальный состав Республики на современном этапе.

  Социальное развитие Республики Казахстан в современных условиях - тенденции, успехи, проблемы. Программа социальных преобразований на селе (ауле) на 2003 - 2005 гг.: содержание, значение.

Социальное  развитие: Социальная политика - одно из главных и, пожалуй, самых объемны: направлений внутренней политики государства. Социальная сфера охватывает такие проблемы как здравоохранение, образование, социальная зашита, продолжительность и качество жизни, вопросы культуры, науки, молодежи и др.

Согласно мировой  практике, во многих концепциях общественного  развития социальные реформы определяются как приоритетное направление государственной политики, ибо являются потенциально конфликтообразующим фактором (фоном) общественно-политических изменений. Социальна политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных социальных слоев и групп и в конечном итоге обеспечивать определенный уровень равновесия в общественной жизни. Реализуется социальная политика как через государственные «одномоментные решения» (социальные мероприятия), так и через социальные программы, концепции.

В социальном развитии республики можно выделить определенные периоды или стадии. В первые годы независимости наблюдалось резкое падание уровня жизни населения как следствие 1) тяжелой, кризисной ситуации в экономике; 2) дестабилизации прежней государственной социальной инфраструктуры и несозданной новой. В результате в стране сократился объем бесплатных услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания, лавинообразно росла инфляция и т.д. Главной целью социальной политики в этих условиях являлось не допустить социального кризиса, обеспечит поддержку наиболее незащищенных слоев, насытить потребительский рынок услугами и товарами. И хотя в целом социальная политика и механизм с осуществления не носили комплексного характера, уровень государственного бюджета в наиболее тяжелые годы (1993-1995гг.) на статьи социального обеспечения составлял более 1/3 расходов государства.

В настоящее  время продолжается с одной стороны, реформирование различных направлений  социального развития (обсуждение нового Закона о социальном страховании, совершенствование системы пенсионного обеспечения, особенно в плане пенсионных фондов, разработка программы социальных преобразований на селе и др.). С другой стороны, можно выделить ряд устойчивых социальных показателей, свидетельствующих о положительных изменениях в обществе в целом:

-  стабильность  и своевременность выплаты заработной  платы в бюджетных организациях, пенсий и социальных пособий; ежегодное повышение минимального размера пенсий;

-  увеличение  числа рабочих мест.

- дополнительные  ассигнования (от 20 % и более) были изысканы правительством на здравоохранение (восстановление горячего питания, увеличение ассортимента лекарств в стационарных отделениях и т.д.), завершение компьютеризации школ, на возрождение учреждений культуры, и в первую очередь библиотек, кинотеатров, детских клубов и центров и др.

Несмотря на увеличение рабочих мест, по-прежнему остро стоит проблема безработицы. По информации Министерства экономики в 2001 году число безработных (лиц, которые не имели доходного занятия, активно искали его) превысило 780 тыс. (это меньше на 14 % или 126 тыс. 2000 г), в 2002 году эта цифра равнялась 690,7 тыс. Несмотря на тенденцию к снижению, это тем не менее, высокие цифры, не включающие в себя скрытую безработицу (частичная работа предприятий, неполная занятость и т.д.). Особенно тревожными симптомами является то, что более половины обращающихся в соответствующие органы в поисках работы - женщины и около 30% молодежь. На селе же по результатам соцопроса при составлении «Отчета о человеческом развитии» 65,5% женщин и 53.2% мужчин в 2002 г. считали себя безработными, хотя по официальной статистики их число не превышает 30 %. В целом по Республике уровень безработных к экономически активному населению составлял в 2001 г. 10.4%. а в 2002 г.-10%.

Программа социальных преобразований на селе:

-  отстранение  местной администрации от вмешательства  в рыночные отношения;

-  проведение  приватизации псевдочастных хозяйств  с четкой натурной персонификацией  личной собственности и наделов;

-  оздоровление  экономики села через механизмы банкротства;

- удешевление  кредитов, в первую очередь для  фермеров и настоящих частных  хозяйств;

-  развитие  малого и среднего бизнеса  на селе за счет займов у  Азиатского и Европейского банков  реконструкции и развития, помощи других организаций и стран-доноров;

-  привлечение  прямых отечественных и иностранных  инвестиций;

- обеспечение  содействия фермерам в сбыте  продукции;

-  решение  проблем водоснабжения и ирригации;

-  обеспечение  по линии всех министерств  и фондов приоритетное финансирование проблем села.

Экономическое развитие Республики Казахстан в  условиях независимости - трудности, особенности, основные этапы и тенденции.

Осуществление Казахстаном качественно новой  стратегии развития экономики в  условиях независимости заключалось и заключается в следующем:

-  разрыв союзной  системы подчинения и создание  самостоятельной структуры управления  экономикой;

-  переход  от командно-административной к  рыночной экономике;

-  налаживание  прямых экономико-политических отношений  со странами мира;

-  установление  собственной денежной системы;

-  разработка  национальной экспортоориентированной  стратегии;

-  эффективное  использование энергетических ресурсов  Казахстана, развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и  связи;

-  стабилизация экономической ситуации;

-  экономический  рост, базирующийся на открытой  рыночной экономике с высоким  уровнем иностранных инвестиций  и внутренних сбережений.

На процесс  строительства в республике новых  экономических отношений оказывали  влияние множество негативных факторов - разрыв установившихся связей, неконкурентность выпускаемой, продукции на внешнем и внутреннем рынке, низкая покупательная способность населения, отток квалифицированных кадров и т.д. Весьма тяжело на первом этапе реформ сказывались отсутствие собственной продуманной экономической стратегии и соответственно сбалансированных правительственных программ, а также слабость законодательной базы. В целом в экономике Казахстана можно выделить ряд черт (особенностей), которые объективно как положительно, так и отрицательно влияли на процессы преобразований в данной сфере в условиях обретения независимости:

-  наличие  больших природных богатств;

-  высокая  степень огосударствления экономики;

-  влияние  других стран на национальную  экономику, с которыми имелись тесные межгосударственные экономические, этнические, политические и другие отношения;

- достаточно  узкий и не емкий внутренний  потребительский рынок.

Преодоление трудностей объективного и субъективного характера, ход реализации каждого направления в экономическом развитии сопровождались и будут сопровождаться как успехами, так и промахами, откатами назад. Конкретный, детальный анализ в данном случае - прерогатива экономических наук, специалистов соответствующих профилей.

Самое важное - это то, что итоги развития республики за прошедшие годы независимости подтверждают правильность сделанного выбора - модели открытой рыночной экономики. Это - свобода предпринимательства, развитие всех форм собственности, новые финансовые, налоговые, бюджетные и банковские системы, развитие частных предприятий, особенно малого и среднего бизнеса и т.д. Следует отметить, что в запуске рыночного механизма Казахстану пришлось преодолеть полосу тяжелою кризиса (1992 1995 гг.). Падение производства, валового промышленного продукта, безработица (особенно скрытая, в связи с частичной или полной остановкой предприятий), неплатежи внешние и внутренние и другие показатели достигали в эти годы критической отметки (например, спад производства составлял первые 3 года реформ более 40%, годовой уровень инфляции - более 1200 %, а к концу 1993 г. - 2265 %).

Преодоление глубокого  кризиса, недопущение острых социальных и национальных катаклизмов как  наиболее тяжелых его проявлений - один ил главных итогов экономического развития современного Казахстана. Сегодня в экономической ситуации ученые-аналитики главной тенденцией выделяют переход от этапа стабилизации (1996-1998/99 гг.) к политике экономического роста (с 2000 г.). На международном уровне Республика признана страной с рыночной экономикой.

Важные и интересные данные, свидетельствующие о позитивных изменениях в сфере экономики  на рубеже 2000-2001 г., содержатся в послании Президента Н.А. Назарбаева «О положении  в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год.

-  прирост  ВВП (валового внутреннего продукта) в I полугодии 2001 г. составил 14 % по отношению к 2000 г.;

-  рост сельскохозяйственного  производства составил более  5 %;

-  дала хорошие  результаты политика импортозамещения: в 2001 г. заключено отечественными товаропроизводителями договоров с сырьевым сектором экономики на 220 млн. $. или 2,2 раза больше, чем в 2000 г.

Объем производства в машиностроении вырос на 40 %, текстильной  и швейной промышленности - на 20 %.

-  благодаря  иностранным инвестициям восстановлены практически все крупные и много средних предприятий;

-  продолжается  развитие железных дорог;  начато  строительство важной ж/д магистрали  Донское - Краснооктябрьский рудник, которая соединит центральные  районы страны с западным регионом;

-  идет рост внутренних инвестиций в экономику, чему в немалой степени способствовала успешно осуществленная акция по легализации денег наших граждан (введено в официальный учет более 0,5 млрд. $.)■ В целом кредитные вложения банков в экономику составили 397 млрд. тенге или 2,5 млрд.$, что намного больше, чем 2 года назад.

- депозиты физических  лиц в банках страны превысили  150 млрд. тенге или более 1 $.

-  реализуется  крупная общенациональная задача  по строительству и обустройству  новой столицы - Астаны, восстанавливаются областные центры - (Кокшетау, Талдыкорган), города и поселки страны.

В качестве важнейшей  стратегической линии Президентом  страны особо выделено следующее: развитие экономики республики должно минимально зависеть от ухудшения или улучшения ситуации на мировом уровне. Именно этому должны быть подчинены все Программы Правительства и Национального банка, как текущие, так и долгосрочные. На период до 2010 г. приоритетными целями в экономическом развитии республики определяются:

- дальнейшее  формирование устойчивой и конкурентоспособной в отдельных секторах экономики;

-  увеличение, как минимум вдвое, объема валового  внутреннего продукта;

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"