Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:15, шпаргалка
1 вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.
2 вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.
3 вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.
4 вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. до н.э.).
- развитие малого и среднего бизнеса;
- увеличение
присутствия национального
Одной из характерных черт и важным направлением экономического развития РК. как отмечалось выше, является привлечение иностранных инвестиций.
Численный и национальный состав Республики Казахстан на современном этапе. Миграционные процессы -тенденции и последствия.
В настоящее
время численность
После размежевания Средней Азии в 1924 г. большое количество узбеков осталось жить в Сырдарьинской губернии (ныне районы Южно-Казахстанской и Жамбылской областей). После русских и украинцев узбеки составляют третью по численности диаспору Казахстана - 370663 чел.
В 1926 г. (по данным переписи указанного года) в Казахстане проживало 42 корейца. В результате массового переселения в Казахстан (в 1938-1942 гг.) корейская диаспора ныне составляет 99657 человек. Одной из самых мощных диаспор в республике в конце 1980-х являлась немецкая ~ 1 млн, чел. Сегодня немцев проживает в нашей стране около 180 тыс., значительная часть из них в Карагандинской и Акмолинской областях.
В Казахстане живут представители практически всех многочисленных народностей Кавказа: азербайджанцы - 78295; чеченцы - 31799; ингуши 16893; армяне - 14758 и т.д.
По переписи 1926 г. проживало в нашей республике 157 греков. На 1999 г. казахстанские греки стоят на 21 месте, их диаспора составляет 12703 человека.
Казахстан сегодня стал родиной для многих древнейших народов, государственность которых в далеком историческом прошлом. Ассирийцев проживает у нас всего 472 человека и они очень бережно хранят память о своем великом народе и его традициях. Проживают также абазины и белуджи, вепцы и гагаузы, долганы и ливы, нганасаны и орочи, цахуры и юкагиры, И хотя численность их колеблется от нескольких сот до единиц, они вносят уникальный вклад в многонациональную культуру Казахстана.
Наша республика волею судеб и истории стала родиной и для многих других народов - татар, курдов, болгар, латышей, литовцев, поляков.
Из областей по численности первое место занимает Южно-Казахстанская обл. (более 2 млн. чел.). Национальный состав республики по областям неоднороден. Наибольшее число казахского этноса проживает в Южно-Казахстанской, Кызылордин-ской, Мангистауской, Атырауской областях (до 90%). В нашей Карагандинской области проживало на 03.1999 .г. 1 млн. 382 тыс. чел., из них 37,5% казахов. Крупнейшие города республики - Алматы (более 1 млн.), Караганда (~ 600 тыс.), Астана (на 2002 г. свыше 500 тыс.), Шымкент - более 400 тыс., Павлодар, Семипалатинск - более 300 тыс чел. и др. Всего в республике насчитывается более 80 городов, где сосредоточенно 56,4 % жителей. В Темиртау (до 1945 г. поселок Самаркандский) ныне свыше 170 тыс. жителей, из них более 13 % составляют казахи.
По численности населения наша республика занимает 50-51 место в мире, а казахский этнос - 70 место из 2000 этносов. За пределами государства проживает 4,3 млн. казахов. Самая крупная казахская диаспора за рубежом в Китае - 1 млн. 259 тыс., затем в России - более 1 млн. чел.; много наших соотечественников проживает в Узбекистане - 979 тыс., Монголии - 10" тыс., Туркмении - 87 тыс., Киргизии - 42 тыс.
Возвращение представителей казахского народа из-за рубежа является важным источником роста численности населения в республике. Но в силу ряда причин число возвращенцев не столь велико (по сравнению с казахской диаспорой за рубежом) и особенно в первые годы независимости многие вторично покидали историческую родину. Так, с 1991 г. по апрель 2001 г. прибыло в Казахстан оралманов более 260 тысяч, не прижилось и вернулось назад из них 75 тыс. человек.
Основная причина нестабильности и уменьшения численности населения в стране - миграционные процессы. Пик их приходится на 1993-1996 гг. Самым «выездным» в Республике называют 1994 год, когда из страны выехало ~ 500 тыс., а въехало ~ 70 тыс. За 1991-2000 гг. по международной миграции в Казахстан прибыло 788,2 тыс. и выбыло 2 млн. 757,8 тыс. чел. Отрицательное сальдо миграции населения за этот период составило 1 млн. 969,6 тыс. чел.
На сегодняшний день обозначилась и сохраняется тенденция снижения числа мигрантов. По сравнению с 1996 г. уехавших стало меньше в 2000 -2002 гг. на 4,2%, а в сравнении с 1992-1996 гг. - почти на 30%. За последние 3 года число убывающих и прибывающих стабилизировалось и составляет соответственно - 100 тыс. и ~ 40 - 50 тыс. человек.
Национальный состав эмигрантов представлен преимущественно русскими и немцами. Из числа выбывших русские составили более половины (57,1 %) или - 1,4 млн. чел., немцы - 21,8 %. Наибольшее число выбывших по внешней миграции отмечалось из Костанайской и Карагандинской областей. Основные иммиграционные потоки идут из таких стран, как Китай. Узбекистан, Монголия, Россия и др.
В 2002 году в нашей Республике впервые за период с 1995 гола численность населения (с учетом миграции) не уменьшилась, а увеличилась на 15,9 тыс. чел. (по данным Агентства РК по миграции и демографии Время, 6 марта 2003 года.) и составила на 1.11.2002 года 14835,7 тыс. чел.
57 вопрос: Внешняя политика Республики Казахстан в условиях независимости.
Основополагающими принципами взаимоотношений Республики Казахстан с другими государствами в области внешней политики являются уважение принципов и норм международного права; сотрудничество и добрососедские отношения; равенство и невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное разрешение международных споров; отказ от применения первыми вооруженной силы
Независимый Казахстан
твердо придерживается этих принципов
в строительстве своей
Наша Республика сегодня - полноправный член мирового сообщества. Казахстан участник более 50 международных конвенций, пактов и соглашений, член более 70 международных организаций, признан 155 государствами мира и имеет с ними дипломатическое отношение (более 40 государств имеют у нас свои посольства). Внешняя политика нашего государства мно-говекторна и ориентирована на развитие дружественных отношений со всеми странами.
Главной целью внешнеполитической деятельности РК всегда будет обеспечение национальной безопасности и сохранение государственности, Это является первым стратегическим приоритетом развития Казахстана, изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется, поступательный и устойчивый рост государства,
В процессе глобализации, когда мир становится все более взаимозависимым, гарантией безопасности являются коллективные усилия в русле многостороннего сотрудничества. Именно так надо понимать приоритетность внешней политики Казахстана по созданию пояса доверия и добрососедства по всему периметру границ республики. Уже в ходе подписания Алма-атинской декларации (дек. 1991 г.) главами 11 бывших союзных республик, заложившей основы Содружества Независимых государств (СНГ), в числе главных ставился вопрос о тесном сотрудничестве в военно-политической сфере.
Задачи и цели РК по обеспечению региональной безопасности, сохранению мира и стабильности, осуществляются в рамках различного уровня межгосударственных договоров и соглашений, региональных интегрированных организаций и структур, в числе которых можно выделить:
1. Договор о коллективной безопасности (ДКБ), учрежденный в 1992 году в Ташкенте главами России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии и Узбекистана. ДКБ является основополагающим военно-политическим договором между государствами членами СНГ, предусматривающим сохранение общего военно-стратегического пространства и оказание взаимной помощи. За годы существования менялось количество участников - подписантов (максимальное составляло 11 стран). В 2002 г. из ДКБ вышли Грузия; Узбекистан и Азербайджан, но несмотря на этот факт, указанный военно-политический договор имеет большие перспективы для развития в современных условиях. Сегодня эта структура (военно-политический союз) носит название Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), а Генеральным секретарем ее является Валерий Николаенко (Россия).
2. Шанхайская
пятерка или ШОС. Организация
названа по числу стран-
3. Совещание по взаимодействию и мером доверия в Азии (СВМДА). Инициатива по созданию данного органа была выдвинута Н.А. Назарбаевым на 47 сессии ООН 5 октября 1992 г. Многообразие сложнейших этнополитических конфликтов на Азиатском континенте и отсутствие эффективных механизмов предотвращения и управления локальными очагами напряжения - серьезная проблема мировой политики. Спустя 7 лет, 14 сентября 1999 г. в Алматы прошла встреча министров иностранных дел 15 государств членов СВМДА. в ходе которой была подписана Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами - членами данной организации. Усиление напряженности в арабо-израильских переговорах (начало 2001 г.), силовые акции США в Афганистане (после терактов 11 сентября 2001 г.), обострение индо-пакистанского конфликта (весна 2002 г., когда возникла реальная угроза ядерного противостояния), - затруднили созыв и отчасти работу Совещания. Первый полномасштабный форум СВМДА проходил в Алматы 3-4 июня 2002 год. Принятые документы (Алматинский пакт) свидетельствуют, что данная структура становится важным инструментом по координации сотрудничества на Азиатском континенте.
В достижении региональной и международной безопасности Казахстан осуществляет сотрудничество с ООН и НАТО. Под эгидой ООН в 1997 г. был создан Центральноазиатский миротворческий батальон (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан). В дальнейшем, вследствие различных подходов к концепции Центразбата, руководством Казахстана было принято решение создать самостоятельную единицу - Казахстанский миротворческий батальон (Казбат). Казахстан выступает за расширение сотрудничества в рамках ПИМ (Партнерство во имя мира) - в вопросах подготовки военных кадров, проведения совместных учений с НАТО, а главное - координации усилий в противодействии терроризму, экстремизму, обороту наркотиков, контрабанде оружия и др.
58 вопрос: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (октябрь 1997 г.). Развитие Программы в последующих документах РК и выступлениях Н.А. Назарбаева,
Где мы находимся сегодня: В течение последних годов мы преследовали 2 главные стратегические цели. Во-первых, чтобы Казахстан стал суверенным независимым государством. Многие сейчас готовы принять это как должное, но казахстанцы должны помнить, как редко и с каким трудом это происходило в нашей истории. Во-вторых, мы начали проводить широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы. Указанные цели еще не достигнуты, хотя по отдельным направлениям имеются заметные результаты. Теперь важно глубоко осмыслить ситуацию, проанализировать наше развитие с точки зрения мирового опыта и сравнить степень реализации наших реформ и формирования новых институтов с лучшим мировым опытом. Не менее важно трезво проанализировать свои сильные и слабые стороны и только после этого разработать свою собственную стратегию.
Миссия Казахстана: Сегодня мы находимся на пороге больших возможностей. Многие из вас знают, как некоторые из беднейших стран в Азии выкарабкивались из нищеты в течение 30 лет и стали процветающими производительными государствами. Первыми были Корея, Тайвань и Сингапур, а сейчас к ним присоединились Малайзия, Индонезия и Таиланд. Изумительные темпы демонстрирует наш великий сосед - Китай. Разворачивает свою мощь и стать Индия и Бразилия. Мы искренне надеемся и уверены, что скоро обретет новый облик великой страны и дружественная Россия. Существуют ли причины, по которым Казахстан, со всеми его возможностями, не может добиться того же самого? Их нет. К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом и будет служить примером для других развивающихся стран.
Но такой Казахстан 2030 не создастся сам собой. Он будет построен нами исходя из наших желаний и нашей воли к успеху. Если мы не воспользуемся этой возможностью, если мы упустим дни и недели, не строя планы на будущее, не думая о будущем и не предпринимая конкретных действий сегодня, тогда нам некого будет винить кроме самих себя в случае неудачи.