Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".
Свою политическую
программу МДГ изложила в
С осени 1989 г. политический процесс приобрел новое качество: главным стержнем перестройки стала борьба между радикалами и Горбачевым за лидерство. К этому времени политическая активность радикалов проявилась с достаточной очевидностью. Импульсом ей стали «бархатные» революции в странах Восточной Европы. Кроме того, радикальная оппозиция получила нового союзника — стачечное движение шахтеров Донбасса, Воркуты и Караганды. Объективной основой для этого союза была неприязнь к центральным властным структурам. Шахтеры создавали стачечные комитеты, учредили Союз стачечных комитетов Донбасса и требовали от власти решения давно накопившихся проблем. Расстановка сил в политической борьбе была достаточно четко обозначена на II Съезде Народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.). Б. Н. Ельцин выступил с программой, в которой изложил позиции радикалов в отношении Перспектив развития страны. Суть ее можно свести к следующему: реформа и свободный рынок — немедленно; 2) землю — крестьянам; 3) бескомпромиссная борьба с бюрократией; 4) отмена 6-й статьи Конституции; 5) демонтаж унитарного государства СССР.
Съезд отклонил
требование об отмене 6-й статьи,
но вынужден был пойти на
некоторые уступки радикалам,
приняв решение об осуждении
договора Молотова —
Общество было на стороне демократов, о чем свидетельствовали опросы общественного мнения по поводу отмены 6-й статьи Конституции.
В этих условиях
Горбачев начал строить свою
реформаторскую тактику на
Президент СССР.
Между тем ситуация в стране
продолжала осложняться. В
Правая оппозиция
к лету 1989 г. объявила о создании
Объединенного фронта
В феврале 1990 г. партийные консерваторы дали Горбачеву самый жесткий бой за весь период его правления. Они обвинили его в том, что он создал режим неограниченной свободы для деятельности антисоциалистических, националистических группировок. М. С. Горбачеву, А. Н. Яковлеву, Э. А. Шеварднадзе было предъявлено обвинение в провале всех экономических реформ, в развале Варшавского договора, в отходе от коммунистической идеологии. Тема предательства реформаторов занимала центральное место и на мартовском (1990 г.) Пленуме ЦК КПСС.
В правом спектре
идей выступало и национал-
На консервативном
фланге заметную активность
На левом фланге
представители российского
12 марта 1990 г. начал свою работу Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР. С докладом о внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента СССР выступил Первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов. Он представил пост Президента СССР как новый рубеж перестройки, как продолжение перераспределения власти государственной и партийной.
Из преамбулы
Конституции СССР были
Съезд избрал
Президентом СССР М. С.
15 марта 1990 г.
Съезд завершил работу. Основным
его итогом стало введение
в стране многопартийности и
поста Президента СССР. Горбачев
усилил свои позиции за счет
введения поста Президента СССР
Введение многопартийности
и избрание М. Горбачева
Верховная государственная власть законодательно отделялась от партийной и становилась подотчетной всем гражданам, независимо от их политических взглядов. Сама же партия юридически превращалась в одну из общественных организаций, призванных бороться за влияние сугубо политическими методами. Это было главным результатам политической реформы с далеко идущими последствиями. Что касается института советского президентства, то он оказался малоэффективным: не была разработана система управления всем Союзом посредством этого института, и до конца существования СССР он так и остался неустойчивой аппаратной структурой. Союзное президентство просуществовало менее двух лет. Осенью 1991 г. Горбачев признавал, что «президентство у нас не получилось».
Следует отметить, что воплощение идеи союзного президентства сыграло свою роль и в факторе будущего распада СССР. На том же III Съезде народных депутатов СССР первый секретарь Казахстана Н. А. Назарбаев, поддержав учреждение президентского поста, высказался за применение той же модели в республиках, чтобы «снять уже наметившиеся противоречия между идеей президентства и стремлением республик к расширению своей самостоятельности». Это обесценивало все приобретения, связываемые реформаторами с задачами повышения авторитета центральной власти через союзное президентство. Но «процесс пошел» уже своим, незапланированным путем. 30 марта 1990 г. — всего через две недели после избрания Горбачева — на заседании Совета Федерации стало известно, что пост президента введен в Узбекистане. На недоуменные вопросы Горбачева: «Как же это произошло? Без совета, консультаций, явочным порядком избирается президент в Узбекистане», последовал спокойный ответ узбекского лидера И. А. Каримова: «Так захотел народ». Керимова поддержал Н. А. Назарбаев: «Да, и у нас в Казахстане тоже народ спрашивает, а почему бы нам не иметь президента?» В итоге региональные элиты получили дополнительный мощный инструмент в борьбе за свои суверенитеты, что объективно подталкивало центробежные процессы.
Институт президентства, введенный в СССР, не был результатом всенародного выбора. Именно этим обстоятельством объясняется крайняя неэффективность его функционирования. Другие причины неэффективности дальнейших реформ политической системы состояли в том, что вследствие неудач экономического реформирования кредит доверия к М. Горбачеву как носителю идей президента был подорван. Фактическое руководство страной ослабевало в течение всего 1990 г., Горбачев утрачивал контроль над общественно- политической ситуацией. Многочисленные президентские указы, направленные на прекращение национальных конфликтов в разных частях страны, неудачные попытки изменить принципы ценовой политики, отпустив хотя бы частично цены на хлеб, его поражения в борьбе с оппонентами как справа, так и слева — таковы основные результаты реформы политической системы.
Формирование многопартийности.
По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.
В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. «Демократическая партия России» (лидер Н. Травкин). В ноябре 1990 г. возникла «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г.) оформилась массовая общественно-политическая организация.
Социалистическое и
социал-демократическое
При всем многообразии этих
партий и движений в центре политической
борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались
два направления —
Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде). Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.
Позиции либералов, резко
критиковавших пороки отжившей системы,
были более предпочтительны для
общественности, чем попытки оправдать
существование прежних
В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек).