Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Работа состоит из  1 файл

2 Внешняя политика России в первой четверти XIX в.doc

— 1.68 Мб (Скачать документ)

   Свою  политическую  программу МДГ изложила в Тезисах  к платформе МДГ. Ключевым требованием  группы была отмена 6-й статьи  Конституции СССР. После скоропостижной смерти А. Д. Сахарова 14 декабря 1989 г. лидером МДГ стал Б. Н. Ельцин. С этого времени за левой оппозицией окончательно закрепился термин «демократы» — противники партократов, в рядах которых были и реформаторы во главе с М. С. Горбачевым, и консерваторы. Кроме того, в литературе по отношению к этому движению употребляется термин «радикалы», т. е. сторонники полного изменения общественного строя в СССР.

   С осени 1989 г.  политический процесс приобрел  новое качество: главным стержнем перестройки стала борьба между радикалами и Горбачевым за лидерство. К этому времени политическая активность радикалов проявилась с достаточной очевидностью. Импульсом ей стали «бархатные» революции в странах Восточной Европы. Кроме того, радикальная оппозиция получила нового союзника —  стачечное движение шахтеров Донбасса, Воркуты и Караганды. Объективной основой для этого союза была неприязнь к центральным властным структурам. Шахтеры создавали стачечные комитеты, учредили Союз стачечных комитетов Донбасса и требовали от власти решения давно накопившихся проблем. Расстановка сил в политической борьбе была достаточно четко обозначена на II Съезде Народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.). Б. Н. Ельцин выступил  с программой, в которой изложил позиции радикалов в отношении Перспектив развития страны. Суть ее можно свести к следующему: реформа и свободный рынок — немедленно; 2) землю — крестьянам; 3) бескомпромиссная борьба с бюрократией; 4) отмена 6-й статьи Конституции; 5) демонтаж унитарного государства СССР.

   Съезд отклонил  требование об отмене 6-й статьи, но вынужден был пойти на  некоторые  уступки радикалам,  приняв решение  об осуждении  договора Молотова —  Риббентропа  (1939 г.) и осудив войну СССР в  Афганистане.

   Общество  было  на стороне демократов, о чем  свидетельствовали опросы общественного  мнения по поводу отмены 6-й статьи Конституции.

   В этих условиях  Горбачев начал строить  свою  реформаторскую тактику на идеях   западной социал-демократии. В конце  1989 г. он выступил со статьей «Социалистическая идея и революционная перестройка», в которой подверг критике ортодоксальный марксизм: он объявил общечеловеческими либерально-демократические ценности — принципы формального права, права свободы личности, принципы товарного производства, эквивалентного обмена. На практике это означало согласие на отмену 6-й статьи Конституции, признание многопартийности, смешанной экономики.

   Президент СССР. Между тем ситуация в стране  продолжала осложняться. В экономике  все явственнее обозначался глубокий кризис. В этих условиях в январе — феврале 1990 г. в окружении Горбачева решают дать ход идее о введении в СССР президентской системы. Представление о том, что Горбачеву не хватает власти, было связано с растущей нелегитимностью партии в условиях проведения курса на разделение функций между КПСС и государством, когда вмешательство в конфликтные ситуации по линии партаппарата становилось затруднительным и малоэффективным. Разрастание социальных и межнациональных конфликтов было обстоятельством, ускорившим принятие идеи президентства. Не случайно учреждение этого института сопровождалось обсуждением необходимости введения чрезвычайного положения (или прямого президентского правления) в зонах нестабильности. Подталкивали к решению введения института президентства как правые, так и левые.

   Правая оппозиция  к лету 1989 г. объявила о создании  Объединенного фронта трудящихся (ОФТ). В январе 1990 г. на своем  II съезде она заявила о намерении  создать Российскую коммунистическую  партию (РКП), которая и была создана летом того же года. Девизом российских коммунистов стал лозунг «Остановить перерождение перестройки в антисоциалистическом и антинародном направлении». Главным врагом они объявили радикалов, которые «заняли господствующее положение в средствах массовой информации» и увлекли часть граждански активных людей ложными ориентирами. Расхождения с Горбачевым носили в основном идеологический характер. Так, российские ортодоксальные коммунисты отвергали горбачевскую концепцию общечеловеческих ценностей, доказывали, что пролетарские ценности как раз и есть общечеловеческие. Ведущими идеологами российских коммунистов были профессор политэкономии Высшей профсоюзной школы А. А. Сергеев, избранный первым секретарем РКП, И. К. Полозков, Г. И. Зюганов.

   В феврале 1990 г. партийные консерваторы дали Горбачеву самый жесткий бой за весь период его правления. Они обвинили его в том, что он создал режим неограниченной свободы для деятельности антисоциалистических, националистических группировок. М. С. Горбачеву, А. Н. Яковлеву, Э. А. Шеварднадзе было предъявлено обвинение в провале всех экономических реформ, в развале Варшавского договора, в отходе от коммунистической идеологии. Тема предательства реформаторов занимала центральное место и на мартовском (1990 г.) Пленуме ЦК КПСС.

   В правом спектре  идей выступало и национал-патриотическое  направление (его называют еще  и державно-патриотическим). Оно  складывалось в рамках Верховного  Совета и Съезда народных депутатов  СССР. Эта оппозиция оформилась  в объединение «Союз». Ее лидерами стали В. И. Алкснис, Е. В. Коган, Ю. И. Блохин. В отличие от российских коммунистов «Союз» занимал по отношению к Горбачеву непримиримую, агрессивную позицию, держал его под огнем жесткой критики, призывал отстранить от власти. Кроме «Союза» и КПР в 1990 г. возникло несколько более мелких партий, таких как «Единство — за ленинизм и коммунистические идеалы», «Марксистская рабочая партия — партия диктатуры пролетариата» и др.

   На  консервативном  фланге заметную активность проявляли  некоторые представители интеллигенции, и даже целые крупные организации, такие как Союз писателей РСФСР во главе с Ю. Бондаревым, А. Прохановым и др. В их идеологии усиливались монархические настроения, выражавшиеся в интересе к дореволюционной России, идеализации истории культуры того периода.

   На левом фланге  представители российского демократического  движения в январе 1990 г. создали  предвыборный блок «Демократическая  Россия» с целью обеспечить  победу своим кандидатам на  предстоящем Съезде народных  депутатов, завоевать власть в России, объявить о ее суверенитете и проводить реформы по более радикальной схеме. Мозговой центр Демроссии составляли представители МДГ. Одновременно возникла еще одна радикальная организация — «Демократическая платформа в КПСС», в которой были те же лидеры МДГ. Идеи «Демплатформы» становились популярными среди рядовых коммунистов. Руководство КПСС во главе с М. С. Горбачевым не поддержало эту инициативу и запретило членство в КПСС деятелей «Демплатформы».

   12 марта 1990 г.  начал свою работу  Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР. С докладом о внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента СССР выступил Первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов. Он представил пост Президента СССР как новый рубеж перестройки, как продолжение перераспределения власти государственной и партийной.

   Из  преамбулы  Конституции СССР были исключены  слова «Возросла руководящая  роль Коммунистической партии  — авангарда всего народа»  и было провозглашено, что граждане СССР имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях. Им гарантировались условия для успешного выполнения своих задач. В новой редакции статьи 6 было указано, что в управлении страной участвуют, помимо КПСС, другие политические партии и общественные объединения. Не допускалось создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение государственного строя и пропагандирующих социальную, национальную и религиозную рознь.

   Съезд избрал  Президентом СССР М. С. Горбачева.  В своей речи по поводу своего  избрания Горбачев так определил  свои задачи: «быть гарантом необратимости  перестройки, твердо и неукоснительно  вести дело к формированию  правовой государственности, самоуправляющегося социалистического общества».

   15 марта 1990 г.  Съезд завершил  работу. Основным  его итогом стало  введение  в стране многопартийности и  поста Президента  СССР. Горбачев  усилил свои позиции за счет  введения поста Президента СССР, против которого сам выступал менее двух лет назад на XIX партконференции. Президентство было проведено на Съезде не легко, в жарких политических дебатах. Принятые поправки в Конституцию вводили новую властную структуру: в модель с таким ведомством, как Съезд народных депутатов, был встроен институт президентства, с помощью которого реформаторы надеялись связать исполнительную и законодательную власть.

   Введение  многопартийности  и избрание М. Горбачева Президентом  СССР на Съезде народных депутатов  СССР 15 марта 1990 г. изменили систему политической власти. Реформа политической системы была завершена. Правовая основа КПСС в СССР была устранена, что удалило стержень из всей политической системы государства.

   Верховная государственная  власть законодательно отделялась от партийной и становилась  подотчетной всем гражданам, независимо от их политических взглядов. Сама же партия юридически превращалась в одну из общественных организаций, призванных бороться за влияние сугубо политическими методами. Это было главным результатам политической реформы с далеко идущими последствиями. Что касается института советского президентства, то он оказался малоэффективным: не была разработана система управления всем Союзом посредством этого института, и до конца существования СССР он так и остался неустойчивой аппаратной структурой. Союзное президентство просуществовало менее двух лет. Осенью 1991 г. Горбачев признавал, что «президентство у нас не получилось».

   Следует отметить, что воплощение идеи союзного  президентства сыграло свою роль и в факторе будущего распада СССР. На том же III Съезде народных депутатов СССР первый секретарь Казахстана Н. А. Назарбаев, поддержав учреждение президентского поста, высказался за применение той же модели в республиках, чтобы «снять уже наметившиеся противоречия между идеей президентства и стремлением республик к расширению своей самостоятельности». Это обесценивало все приобретения, связываемые реформаторами с задачами повышения авторитета центральной власти через союзное президентство. Но «процесс пошел» уже своим, незапланированным путем. 30 марта 1990 г. — всего через две недели после избрания Горбачева — на заседании Совета Федерации стало известно, что пост президента введен в Узбекистане. На недоуменные вопросы Горбачева: «Как же это произошло? Без совета, консультаций, явочным порядком избирается президент в Узбекистане», последовал спокойный ответ узбекского лидера И. А. Каримова: «Так захотел народ». Керимова поддержал Н. А. Назарбаев: «Да, и у нас в Казахстане тоже народ спрашивает, а почему бы нам не иметь президента?» В итоге региональные элиты получили дополнительный мощный инструмент в борьбе за свои суверенитеты, что объективно подталкивало центробежные процессы.

   Институт  президентства,  введенный в СССР, не был результатом всенародного выбора. Именно этим обстоятельством объясняется крайняя неэффективность его функционирования. Другие причины неэффективности дальнейших реформ политической системы состояли в том, что вследствие неудач экономического реформирования кредит доверия к М. Горбачеву как носителю идей президента был подорван. Фактическое руководство страной ослабевало в течение всего 1990 г., Горбачев утрачивал контроль над общественно- политической ситуацией. Многочисленные президентские указы, направленные на прекращение национальных конфликтов в разных частях страны, неудачные попытки изменить принципы ценовой политики, отпустив хотя бы частично цены на хлеб, его поражения в борьбе с оппонентами как справа, так и слева — таковы основные результаты реформы политической системы.

Формирование  многопартийности.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.

В мае 1988 г. первой оппозиционной  КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление  было представлено «Демсоюзом», христианскими  демократами, конституционными демократами, либеральными демократами. Наиболее крупной  из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. «Демократическая партия России» (лидер Н. Травкин). В ноябре 1990 г. возникла «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г.) оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и  социал-демократическое направления  были представлены «Социал-демократической  ассоциацией» и «Социал-демократической  партией России», а также «Социалистической  партией». Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались  два направления — коммунистическое и либеральное.

Коммунисты призывали  к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде). Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко  критиковавших пороки отжившей системы, были более предпочтительны для  общественности, чем попытки оправдать  существование прежних отношений.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"