Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".
В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали его отставки.
49. Консервативное,
либеральное и радикальное
Во второй половине ХIХ в. окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы и радикалы.
Социальную основу
направления консерваторов
Самодержавие объявлялось устоем государства, а православие – основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60 – 70-х гг. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, помещичьего землевладения и общины.
В социальной области
они призывали к единению
Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков.
Консерваторы были
хранителями-
Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции.
Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.
Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ.
Политическим идеалом для них была конституционная монархия.
В социально-экономической
сфере они приветствовали
Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.
Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований.
Идеологами либералов являлись ученые, публицисты: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев и др.
Особенности российского
либерализма: его дворянский
Представители радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
В радикальном движении
В истории движения радикалов
II половины XIX в. выделяются три
этапа: 60-е гг. – складывание революционно-
В 60-е гг. сложилось два
центра радикального
Первой крупной революционно-
В 70-е гг. среди народников
сложилось два направления:
Основные идеи революционных
народников: капитализм в России
насаждается «сверху», будущее страны
– в общинном социализме, преобразования
должны осуществляться
В революционном народничестве выделилось три течения: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.
Идеолог бунтарского течения М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции – идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Он призывал к созданию федерации самоуправления свободных общин.
П.Л. Лавров – идеолог
пропагандистского течения –
не считал народ готовым к
революции. Поэтому основное
П.Н. Ткачев – идеолог заговорщического течения – считал, что крестьян не надо учить социализму. По его мнению, группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в социализм.
В 1874 г. опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Однако движение было разгромлено царизмом.
В 1876 г. уцелевшие участники
«хождения в народ» образовали
тайную организацию «Земля и
воля», во главе которой
После раскола «Земли и
воли» образовались две
1 марта 1881 г. С.Л. Перовская
организовала покушение на
В 80 – 90-е гг. движение народников ослабевает. Бывшие участники «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». В 1883 – 1892 гг. в самой России образовалось несколько марксистских кружков, которые видели свою задачу в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих и студентов.
В 1895 г. в Петербурге марксистские
кружки объединились в «Союз
борьбы за освобождение
Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Л. Мартов и др.
В общественном движении пореформенной России спорили, конкурировали, боролись за влияние те же течения, которые оформились в 30—50-е гг. XIX в. — накануне «великих реформ». Отмена крепостничества, освобождение крестьян, учреждение земского самоуправления, введение гласного, состязательного, бессословного судопроизводства — эти и другие исторические по значению перемены, осуществленные властями «сверху», создали новую общественную реальность, поставили новые вопросы. Из ответов на вызовы времени складывались идеология и деятельность консерваторов, либералов, революционеров 60—90-х гг.
Консервативное течение. Консерваторы, растерявшиеся было в первые годы правления Александра II (1855—1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе. Этому способствовали польское восстание 1863 г., «нечаевщина», террор «Народной воли». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. превратило консервативные умонастроения в официальную идеологию правления Александра III (1881—1894). Наиболее крупными представителями русского консерватизма были журналист М. Н. Катков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Излюбленной идеей консерваторов было признание самодержавия исконной формой российской государственности. Они отвергали реформы, резко критиковали парламентские институты, осуждали либералов за готовность учиться у Европы. Следовало, как говорилось в написанном Победоносцевым манифесте в связи с коронацией Александра III, утверждать и охранять самодержавную власть для блага народного от всяких на нее поползновений.
Либеральное течение. Либеральное движение в пореформенной России не стало серьезной самостоятельной силой. Тому были свои причины. «Великие реформы» были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы отстаивали с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд, свобода книгопечатания и др.). Критиковать правительство или требовать от него немедленного принятия конституции и представительного правления они и не хотели, и не могли. Их голос либо сливался с голосом власти, либо просто не был слышен.
Положение изменилось лишь
в 70-е гг., когда активизировалось
земское движение. Земские деятели
предлагали царю расширить
Б. Н. Чичерин, С. А. Муромцев, А. И. Кошелев и др. События 1 марта 1881 г. были восприняты либералами как громадная трагедия. Их влияние на Александра III и власть было весьма незначительным. Либерализм на долгие годы «ушел в себя», отказался от участия в большой политике.