Смута в Московском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:27, реферат

Описание

Смута, как объясняет «Толковый словарь» Владимира Даля, это – возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор между властями. В русской истории этим словом обозначают период между концом династии Рюриковичей и началом династии Романовых. О «Смутном времени» по отношению к современности говорили после захвата власти большевиками в 1917 г., когда был убит последний Романов. Термин этот появился в политическом словаре во второй половине 80-х гг. XX в., когда стала разваливаться советская империя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Начало и причины Смуты…………………………………………….6
Глава 2. Воцарение Лжедмитрия I. Его личность. Шуйский и его заговор…9
Глава 3. Военные действия…………………………………………………….15
Глава 4. Семибоярщина. Первое и второе ополчение…………………….....18
Глава 5. Свержение правительства королевича Владислава………………...20
Глава 6. Выборы царя…………………………………………………………..22
Глава 7. Последствия Смутного времени……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории.docx

— 68.57 Кб (Скачать документ)

 

 

Глава 3

Военные действия

Приход к власти представителя  суздальской ветви Рюриковичей, боярина Василия Шуйского не принёс успокоения. На юге вспыхнуло восстание Ивана Болотникова (1606—1607), породившее начало движения «воров».

Иван Исаевич Болотников был боевым (военным) холопом князя  Телятевского. От него он бежал к  донским казакам, был захвачен в  плен крымскими татарами и продан в рабство в качестве гребца на турецкую галеру. После разгрома турецкого  флота немецкими кораблями И.И. Болотников оказался в Венеции, откуда через Германию и Польшу попал  в Путивль. В Путивль И.И. Болотников прибыл в качестве воеводы царя Дмитрия.

Опорой И.И. Болотникова  стала Комарицкая волость. Здесь  в районе города Кромы скопилось  много казаков, поддерживавших Лжедмитрия I, освободившего этот край на 10 лет от налогов. Став во главе казацких отрядов, И.И. Болотников из Кром двинулся на Москву летом 1606 г. Вскоре небольшой отряд Болотникова превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, казаки, холопы, посадские люди, служилые люди всех рангов и даже недовольные боярским правительством отряды дворян и казаков во главе с П. Ляпуновым, Г. Сумбуловым, И. Пашковым. Воеводы Путивля и Чернигова, связанные с Лжедмитрием I, подчинились «царскому воеводе»4. Выступая как воевода царя Дмитрия Ивановича, слух о спасении которого вновь ожил в годы правления Василия Шуйского, И.И. Болотников разбил правительственные войска под Ельцом, овладел Калугой, Тулой, Серпуховом.

В октябре 1606 г. армия И.И. Болотникова осадила Москву, расположившись у села Коломенского. В это время  на стороне восставших было более 70 городов. Два месяца длилась осада  Москвы. В решающий момент измена дворянских отрядов, перешедших на сторону Василия Шуйского, привела к разгрому армии И.И. Болотникова. Добиваясь поддержки бояр и дворян, Василий Шуйский в марте 1607 г. издал «Уложение о крестьянах», вводившее 15-летний срок сыска беглых.

И.И. Болотников был отброшен к Калуге и осаждён царскими войсками. С помощью пришедшей с Терека по Волге повстанческой армии  «царевича Петра» (так называл  себя холоп Илья Горчаков – Илейка Муромец) И.И. Болотников вырвался из осады  и отступил к Туле. Трёхмесячную осаду Тулы возглавил сам Василий  Шуйский. Река Упа была перегорожена плотиной и крепость затоплена. После  обещания В.И. Шуйского сохранить жизнь  восставшим те открыли ворота Тулы. Царь жестоко расправился с повстанцами. И.И. Болтников был ослеплён, а  затем утоплен в проруби в  городе Каргополе. Илейка Муромец был  казнён в Москве.

В то время, когда Василий  Шуйский осаждал И.И. Болотникова  в Туле, на Брянщине (г.Стародуб) объявился новый самозванец. По согласованию с Ватиканом польские шляхтичи, противники короля Сигизмунда III (гетманы Лисовский, Ружицкий, Сапега), объединились с казацким атаманом И.И. Заруцким, выдвинув в качестве претендента на русский престол Лжедмитрия II (1607-1610). Внешними данными этот человек походил на Лжедмитрия I, что подметили участники авантюры первого самозванца. До сих пор личность Лжедмитрия II вызывает много споров. По всей видимости, он происходил из церковной среды.

Лжедмитрий II в ответ на призыв И.И. Болотникова двинулся к Туле на соединение с восставшими. Соединение не произошло (Тула была взята войсками Шуйского), и в январе 1608 г. Лжедмитрий подошёл к Москве, но попытки взять столицу закончились безрезультатно. Он остановился в 17 км от Кремля, в местечке Тушино, получил прозвище «Тушинский вор». Вскоре в Тушино перебралась и Марина Мнишек. Самозванец обещал ей три тысячи золотых рублей и доходы с четырнадцати русских городов после воцарения в Москве, и она признала в нём своего мужа. Было совершенно тайное венчание по католическому обряду. Самозванец обещал способствовать распространению католицизма в России.

Лжедмитрий II был послушной марионеткой в руках польских шляхтичей, которые сумели взять под свой контроль северо-запад и север русских земель. Доблестно в течение 16 месяцев сражалась крепость Троице-Сергиева монастыря, в обороне которой значительную роль сыграло окрестное население. Выступления против польских захватчиков произошли в ряде крупных городов Севера: Новгороде, Вологде, Великом Устюге.

Если Лжедмитрий I одиннадцать месяцев провёл в Кремле, то Лжедмитрий II двадцать один месяц безуспешно осаждал Москву. В Тушине при Лжедмитрии II из числа недовольных Василием Шуйским бояр (народ метко называл их «тушинскими перелетами») сложилась своя Боярская дума, приказы. Взятый в плен в Ростове Филарет был наречен в Тушине патриархом.

Правительство Василия Шуйского, понимая, что не в состоянии справиться с Лжедмитрием II, в Выборге (1609) заключило договор со Швецией. Россия отказывалась от своих претензий на Балтийское побережье, а шведы давали войска для борьбы с Лжедмитрием II. Под командованием талантливого 28-летнего полководца М.В. Скопина-Шуйского, племянника царя, начались успешные действия против польских захватчиков.

В ответ Польша, состоявшая в войне со Швецией, объявила войну  России. Войска короля Сигизмунда III осенью 1609 г. осадили город Смоленск, который оборонялся более двадцати месяцев. Король приказал шляхтичам покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь рассыпался, самозванец был больше не нужен польским шляхтичам, перешедшим к открытой интервенции. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит. Посольство тушинских бояр отправилось под Смоленск в начале 1610 г. и пригласило на московский трон сына короля Владислава.

В апреле 1610 г. при загадочных обстоятельствах умер М.В. Скопин-Шуйский. Согласно молве, он был отравлен. Летом 1610 г., оставив в Тылу борющийся  Смоленск, польская армия двинулась  на Москву. В июне 1610 г. русские войска под командованием брата царя, трусливого и бездарного Дмитрия Шуйского, потерпели поражение от польских войск.

4 июля 1610 года состоялась Клушинская битва, в результате которой польская армия (Жолкевский) разбила русско-шведское войско под командованием Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди; в ходе битвы немецкие наёмники, служившие у русских, перешли на сторону поляков.

 Путь на Москву был  открыт. Шведы более помышляли  о захвате Новгорода и других  русских земель, чем об их защите: они покинули армию Шуйского  и стали грабить северо-восточные  русские города.

 

Глава 4

Семибоярщина. Первое и второе ополчение.

Поражение войск Василия  Шуйского от поляков под Клушиным (24 июня/4 июля 1610 г.) окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошёл переворот. Дворяне во главе с П. Ляпуновым свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. (Шуйский умер в польском плену, куда был направлен как заложник вместе с братьями в 1612 г.). Власть захватила группа бояр во главе с Ф.И. Мстиславским. Это правительство, состоявшее из семи бояр, получило название «семибоярщина».

В августе 1610 г. семибоярщина, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключила договор о призвании  на русский престол Владислава, сына короля Сигизмунда, и впустила войска интервентов в Кремль. 27 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. Это  было прямое предательство национальных интересов. Перед страной встала угроза потери независимости.

Только опираясь на народ, можно было отвоевать и сохранить независимость Русского государства. В 1610 г. патриарх Гермоген призвал к борьбе против захватчиков, за что был арестован. В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин П. Ляпунов. Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. Интервенты по совету предателей-бояр подожгли город. Войска дрались на подступах к Кремлю. Здесь в районе Сретенки был тяжело ранен князь Д.М. Пожарский, руководивший передовыми отрядами.

Однако развить успех  русские войска не смогли. Руководители ополчения высказались за возврат  беглых крестьян к их владельцам. Казаки не имели права занимать государственные  должности. Противники П. Ляпунова, стремившегося  наладить военную организацию ополчения, стали сеять слухи, что он якобы  хочет истребить казаков. Те зазвали  его в казачий «круг» и в  июле 1611 г. убили.

Первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили  Новгород, а поляки после многомесячной  осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царём, а Россия войдёт в Речь Посполитую.

Осенью 1611 г. посадский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин  обратился с призывом к русскому народу о создании второго ополчения. С помощью населения других русских  городов была создана материальная база освободительной борьбы: народ  собрал значительные средства для ведения  войны с интервентами. Возглавили ополчение К. Минин и князь  Дмитрий Пожарский. Ополченцы двинулись из Нижнего Новгорода к Ярославлю, где было создано временное правительство России «Совет вся земли».

Летом 1612 г. войска Минина и  Пожарского подошли к Москве и  соединились с остатками первого  ополчения. В октябре 1612 г. был взят Китай-город, а вскоре осаждённые в Кремле поляки капитулировали; войско Сигизмунда, направлявшееся к Москве, повернуло обратно.

Решающую роль в победе сыграло народное ополчение. В память об освобождении Москвы от интервентов  на Красной площади (на средства Пожарского) был возведён храм в честь иконы  Казанской Богоматери (день 22 октября 1612 г.).

 

Глава 5.

Свержение правительства  королевича Владислава.

 

Около 20 (30) августа 1612 г. ополчение из Ярославля двинулось под Москву.22 октября (1 ноября) 1612 ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город; гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября командование польского гарнизона подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц; на следующий день гарнизон сдался.

«Ещё в половине сентября Пожарский послал в Кремль грамоту: „Полковникам и всему рыцарству, немцам, черкасам и гайдукам, которые  сидят в Кремле, князь Дмитрий  Пожарский челом бьёт. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую  терпите, ожидаючи со дня на день своей  гибели…. и вам бы в той неправде душ своих не погубить, такой нужды  и голоду за неправду терпеть нечего, присылайте к нам не мешкая, сберегите  головы ваши и животы ваши в целости, а я возьму на свою душу и у  всех ратных людей упрошу: которые  из вас захотят в свою землю, тех  отпустим без всякой зацепки, а которые  захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству“. Ответом  был гордый и грубый отказ, несмотря на то что голод был ужасный: отцы ели детей своих, один гайдук съел сына, другой — мать, один товарищ съел слугу своего; ротмистр, посаженный судить виновных убежал с судилища, боясь, чтоб обвинённые не съели судью.

Наконец 22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. В Кремле поляки держались ещё  месяц; чтоб избавиться от лишних ртов, они велели боярам и всем русским  людям выслать своих жён вон  из Кремля. Бояре сильно встужили и  послали к Пожарскому Минину и  всем ратным людям с просьбою, чтобы  пожаловали, приняли их жён без  позору. Пожарский велел сказать  им, чтобы выпускали жён без  страха, и сам пошёл принимать  их, принял всех честно и каждую проводил к своему приятелю, приказавши всем их довольствовать. Казаки взволновались, и опять послышались среди  них обычные угрозы: убить князя  Дмитрия, зачем не дал грабить  боярынь?

Доведённые голодом до крайности, поляки вступили наконец  в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им сохранена была жизнь, что и было обещано. Сперва выпустили бояр — Фёдора Ивановича Мстиславского, Ивана Михайловича Воротынского, Ивана Никитича Романова с племянником Михаилом Фёдоровичем и матерью последнего Марфою Ивановною и всех других русских людей. Когда казаки увидали, что бояре собрались на Каменном мосту, ведшем из Кремля чрез Неглинную, то хотели броситься на них, но были удержаны ополчением Пожарского и принуждены возвратиться в таборы, после чего бояре были приняты с большою честию. На другой день сдались и поляки: Струсь с своим полком достался казакам Трубецкого, которые многих пленных ограбили и побили; Будзило с своим полком отведён был к ратникам Пожарского, которые не тронули ни одного поляка. Струсь был допрошен, Андронова пытали, сколько сокровищ царских утрачено, сколько осталось? Отыскали и старинные шапки царские, которые отданы были в заклад сапежинцам, оставшимся в Кремле. 27 ноября ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского — к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей; ополчения сошлись у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий начал служить молебен, и вот из Фроловских (Спасских) ворот, из Кремля, показался другой крестный ход: шёл галасунский (архангельский) архиепископ Арсений с кремлёвским духовенством и несли Владимирскую: вопль и рыдания раздались в народе, который уже потерял было надежду когда-либо увидать этот дорогой для москвичей и всех русских образ. После молебна войско и народ двинулись в Кремль, и здесь радость сменила печаль, когда увидали, в каком положении озлобленные иноверцы оставили церкви: везде нечистота, образа рассечены, глаза вывернуты, престолы ободраны; в чанах приготовлена страшная пища — человеческие трупы! Обедней и молебном в Успенском соборе окончилось великое народное торжество подобное которому видели отцы наши ровно через два века.»5

Информация о работе Смута в Московском государстве