Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:31, курсовая работа
В своей курсовой работе о Смуте в России в начале XVII века глазами иностранцев, я поставил цель - выяснить, как иностранцы видели Смуту в России, в связи, с чем поставил несколько задач:
1. Узнать, как иностранцы определяют начало Смуты в России, в чём видели её причины.
2. Какова была политическая обстановка в России перед началом Смуты.
3. Каково мнение иностранцев о ходе Смуты и основных её событий.
4. В чём иностранцы видели завершение Смуты и, каковы, по их мнению, были её итоги.
Введение
Глава I. Начало Смуты в России
1.1 Начало Смуты и, её причины
1.2 Политическая обстановка на момент начала Смуты
Глава II. Основные события и ход Смуты
Глава III. Завершение Смуты и её итоги
Заключение
Примечания
Список источников и литературы
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ
РОССИИ
Смута в России в
начале XVII века глазами иностранцев
Курсовая работа
студента
II курса исторического
факультета
Гавриленко С.В.
Научный руководитель:
Доктор ист. Наук,
профессор Никулин В.Н.
Калининград 2010г.
План
Введение
Глава I. Начало Смуты
в России
1.1 Начало Смуты
и, её причины
1.2 Политическая обстановка
на момент начала Смуты
Глава II. Основные события
и ход Смуты
Глава III. Завершение
Смуты и её итоги
Заключение
Примечания
Список источников
и литературы
Введение
В истории существует
много невыясненных, запутанных, и,
просто сложных вопросов, которые
необходимо исследовать, чтобы мы могли
на основании знания истории понимать
сегодняшние события и
Вопрос о том, как
видели и описывали Смуту в
России в начале XVII века иностранцы,
является очень важным фактором в
изучении и понимании тех событий,
которые кардинально изменили облик
страны. Изучение стороннего мнения даёт
нам очень важные преимущества в
понимании тех событий, которые
мы не всегда можем объяснить. Записки
иностранцев о Смуте, как раз
являются такой помощью. Их изучение
позволяет нам посмотреть на события
с другой стороны, и переосмыслить
некоторые вопросы. Так же изучение
иностранных источников о Смуте
позволяет нам ответить на многие
вопросы современности, так как
совсем недавно в нашей стране
происходили события, очень похожие
на те, которые являлись элементами
Смуты.
В процессе написания
курсового сочинения на тему «Смута
в России в начале XVII века глазами
иностранцев», я пришёл к выводу,
что эта тема вполне хорошо изучена
и представлена в историографии.
Но основные исследования этого вопроса
проводились не в общем аспекте,
затрагивая всех авторов сочинений
о Смуте, а в основном каждого
автора в отдельности. Исключением,
пожалуй, является работа Алпатова М. А.
«Русская историческая мысль и Западная
Европа», в которой представлены если
не все, то хотя бы основные произведения
по данному вопросу. Работа эта относится
к советскому периоду, поэтому не лишена
идеологической окраски о борьбе народных
масс с угнетателями. Но это всё требования
времени, в основном работа заслуживает
высокой оценки, поскольку в ней представлены
основные источники о Смуте.
В дореволюционной
историографии данный вопрос изучен
вполне неплохо, хотя источники по этому
вопросу начали попадать в страну
только со второй половины XIX века. В
этот период было написано множество
хороших работ. К примеру, этим вопросом
занимался такой историк кА Пирлинг
П., и в своей работе «Из Смутного
времени» он очень тщательно изучал
записки Исаака Массы, и давал
им критические заметки.
Работа Конрада
Буссова «Московская хроника» впервые
была издана Устряловым Н. Г. в 1831году,
но под именем Мартина Бера, зятя
Буссова, в «Сказаниях современников
о Димитрии самозванце». Но вскоре академик
А. А. Куник окончательно установил
авторство Буссова, и хроника
была переиздана в 1851 году.
Так же был издан
и труд и Элиаса Геркмана в работе:
«Сказания Массы и Геркмана о
Смутном времени», в 1874 году.
Так или иначе, издаваемые
труды иностранцев о Смуте, в
России только начали распространяться,
и не были достаточно хорошо исследованы.
Более тщательное изучение
вопроса о Смуте в записках
иностранцев произошло в
В современной историографии
исследования на эту же тему представлены
достаточно слабо. Всё ограничивается
переизданием новых текстов на базе
исследований, проведённых как в
дореволюционный период, так и
в советский, с некоторыми дополнениями
и примечаниями. В частности труды
иностранце замечательно представлены
в работах по Смуте в «Истории
России и Дома Романовых в мемуарах
современников. XVII - XX вв. » фонда Сергея
Дубова. Эти работы прекрасно тематически
разобраны.
В своей курсовой
работе о Смуте в России в начале
XVII века глазами иностранцев, я поставил
цель - выяснить, как иностранцы видели
Смуту в России, в связи, с чем
поставил несколько задач:
1. Узнать, как иностранцы
определяют начало Смуты в
России, в чём видели её причины.
2. Какова была
политическая обстановка в
3. Каково мнение
иностранцев о ходе Смуты и
основных её событий.
4. В чём иностранцы
видели завершение Смуты и,
каковы, по их мнению, были её
итоги.
При написании своего
курсового сочинения я
Начну я с преставления
«Записок» Жака Маржерета, но для
начала немного о нём. «Жак Маржерет
родился около 1550 или 1560 года в городке
Оксон во Франции. В начале 90-х
годов XVI века он воевал на Балканах офицером
- наемником»1. «В 1600 году Маржерет переходит
на русскую службу -- командует пехотной
ротой, с войсками Годунова выступает
против Самозванца, затем с неподдельным
рвением служит Самозванцу и вскоре
после гибели Лжедмитрия, в сентябре
1606 года, оставляет службу и возвращается
на родину»2. Там он удостоился приёма
у французского короля Генриха IV. Эта
встреча оказала на него такое
воодушевление, что он написал небольшую
книгу, - «Состояние Российской империи
и великого княжества Московии»,
в которой рассказывал о
Следующий иностранный
автор, писавший о событиях Смуты, это
Исаак Масса. «Исаак Масса (Isaac Massa) родился
в голландском городе Гаарлеме в
1587 г. Есть основания считать, что
он происходил из благородной итальянской
фамилии, переселившейся в Голландию
в самом начале Реформации и пострадавшей
за приверженность к протестантству.
Отец Исаака был торговцем сукном.
В 1601 г. родители отправили сына в
Московию для изучения торгового
дела. Молодому голландскому купцу
довелось быть свидетелем страшных и
удивительных событий -- массового голода,
падения династии Годуновых, воцарения
и убийства самозванца, пожара гражданской
войны при новом царе Василии
Шуйском... В 1609 г. Масса покинул Московию,
охваченную смутой и разорением»6. Вернувшись
в Голландию, он приступил к созданию
своего труда. «Масса поднес это сочинение
Морицу -- принцу Оранскому, штат - галтеру
Гельдерланда, Голландии, Зелландии
и Оферсейсселя, но никаких известий
о том, как воспринял эту книгу
принц, не сохранилось. Труд Массы увидел
свет только в XIX веке»7. «В 1612 г. Масса
снова приехал в Россию -- на этот
раз в звании посланника Генеральных
Штатов -- и пробыл в ней довольно
долго. Скончался Исаак Масса
в 1635 году»8. Его труд не сразу получил
распространение в России. Попал
он к нам только в 1866 году во французском
переводе. «Первый русский перевод
появился в 1874, также в издании
Археографической комиссии -- «Сказания
Массы и Геркмана о Смутном
времени в России». СПб., 1874»9. «В 1937
г. А. А. Морозовым был осуществлен
новый перевод, и сочинение Массы
вышло в серии «Иностранные путешественники
о России» (Соцэкгиз, 1937)»10. «Несмотря
на то, что сочинение Массы было
сравнительно поздно введено в научный
оборот, оно стало ценнейшим источником
по изучению Смуты и активно использовалось
историками, изучавшими эту эпоху. С
критикой Массы выступил П. Пирлинг.
Однако А. А. Морозов показал
«Основным достоинством
сочинения Массы является, без
сомнения, хорошая информированность
автора. Недаром в 1639 г. граф Яков Делагарди
сказал о голландце, что тот умел
«весьма ловко узнавать секреты
других лиц». Сам Масса пишет, что
много слышал при дворах благородных
людей и дьяков. Несомненно, что
он общался с жителями Немецкой слободы
и с кругом мелких приказных людей.
То, что главные источники
«Объединяет сочинение
Массы с русскими повестями и
основная идея воздаяния за грехи. Согласно
этой логике, Годунов был наказан
появлением самозванца за убийства царевича
Дмитрия и царя Федора, а также
за устранение законных наследников --
бояр Романовых. Самозванец, в свою
очередь, лишился жизни за многочисленные
преступления, список которых Масса
приводит по тексту указа Василия
Шуйского. Наконец, московиты поплатились
за различные тяжкие грехи -- и, в
первую очередь, за стремление к братоубийственной
вражде -- вторжением поляков. И все
же, уезжая из страны, Масса желал
ей успокоения, надеясь, что Бог сохранит
Россию от полного разорения.
Также близко мыслям
русских авторов восприятие Массой,
как человеком средневековья, различных
чудес и знамений, что, впрочем, свойственно
и другим иностранцам, писавшим о
Смуте -- П. Петрею, К. Буссову Ж. Маржерету.
В целом, объективность и
Теперь приступим
к изучению такого источника как
сочинение Петра Петрея. «Петр
Петрей де Ерлезунда родился в 1570
г. в Упсале в семье ректора
соборной школы Петра Бенедикта
Петрея, происходившего из шведского
дворянского рода. Петр Петрей окончил
Высшую школу короля Юхана III и поступил
в Магдебургский университет. Сначала
его заинтересовала наука, он публиковал
работы по математике и теологии. Однако
затем увлекся разгульной студенческой
жизнью, дрался на дуэлях, не стеснял
себя в средствах... В результате
оказался в долговой тюрьме и в 1593
г. был исключен из университета. По
возвращении в Швецию он поступил
в канцелярию герцога Карла Финляндского,
ставшего в 1604 г. королем.
В 1601 г. Петрей был
послан в Россию, где провел около
четырех лет, собирая разнообразную
информацию о стране и об отношении
русского правительства к соседней
Швеции. Вероятно, эту деятельность
Петрей прикрывал врачебной практикой.
По возвращении в Швецию Петрей также
обратился к своим донесениям
и в ноябре 1608 г. на их основе опубликовал
сочинение «Достоверная и правдивая
реляция», описывающее события в
России со времен Ивана Грозного до
воцарения Василия Шуйского»14.
«Эта книга Петрея,
в отличие от его «Истории о
великом княжестве Московском..
Информация о работе Смута в России в начале XVII века глазами иностранцев