Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:31, курсовая работа
В своей курсовой работе о Смуте в России в начале XVII века глазами иностранцев, я поставил цель - выяснить, как иностранцы видели Смуту в России, в связи, с чем поставил несколько задач:
1. Узнать, как иностранцы определяют начало Смуты в России, в чём видели её причины.
2. Какова была политическая обстановка в России перед началом Смуты.
3. Каково мнение иностранцев о ходе Смуты и основных её событий.
4. В чём иностранцы видели завершение Смуты и, каковы, по их мнению, были её итоги.
Введение
Глава I. Начало Смуты в России
1.1 Начало Смуты и, её причины
1.2 Политическая обстановка на момент начала Смуты
Глава II. Основные события и ход Смуты
Глава III. Завершение Смуты и её итоги
Заключение
Примечания
Список источников и литературы
«Итак, литературные
занятия Петрей совмещал с усердной
службой королю. В 1607 и 1608 гг. он снова
в России в качестве посланника с
предложением военного союза и помощи
Василию Шуйскому. После заключения
такого договора Петрей в 1609--1610 гг. находился
в составе корпуса Я. П. Делагарди.
После России он был послан в Данию,
в 1611 г. -- в Нарву, где собирал сведения
о Лжедмитрии III. В 1612 и 1613 гг. он снова
в России, в Новгороде, а в 1615 г.
опять направляется в Данию -- для
сбора информации о Польше и закупки
оружия и пороха. В том же году
Петр Петрей печатает в Стокгольме
сочинение «Regni Muscowitici Sciogrraphia and Een wiss
och egentelich Beskriffing om Rysland» («История о великом
княжестве Московском, происхождении
великих русских князей, недавних
смутах, произведенных там тремя
Лжедимитриями, и о московских законах,
нравах, правлении, вере и обрядах»).
В 1617 г. он принимает участие в
составлении Столбовского договора,
текстом которого завершил второе издание
своего труда -- на этот раз в собственном
переводе на немецкий язык в Лейпциге
в 1620 г. Умер Петр Петрей 28 октября 1622 г.
в Стокгольме, как предполагают историки,
от чумы»16. «В России труд Петрея был
издан сначала на немецком языке
в серии «Rerum rossicarum scriptores exteri». V. 1.
St-Petersburg, 1851 (Сказания иностранцев о
России. Т. 1). Единственный русский перевод
был осуществлен А. Н. Шемякиным
и увидел свет в 1867 г»17. В дальнейшем,
изучением этого сочинения
«Петр Петрей выступает
прежде всего как апологет шведской
интервенции. Это определяет многие
его суждения о русской истории.
Например, он охотно подхватывает известие
о приходе «из-за моря» Рюрика,
Трувора и Синеуса и называет
их шведами, стремясь обосновать права
герцога Карла-Филиппа на русский
трон. «Прошведская» оценка преобладает
у Петрея в описании событий Ливонской
войны и особенно при изложении
перипетий Смутного времени. Описание
«московских законов, нравов, правления
и обрядов» подчинено у Петрея
той же цели. От Петрея мы узнаем, что
русские в жестокости превосходят
все варварские народы и знаменитых
тиранов древности. В последнем
разделе книги антипатия автора
усугубляется фактическими ошибками»18.
А сейчас изучим труд
Конрада Буссова. «Конрад Буссов
был уроженцем Люнебургского
княжества в Германии. О его
жизни до приезда в Россию в 1601
г. известно не столь уж много. В этом
году он, находясь на службе у шведского
короля Карла IX в Лифляндии и занимая
важную должность интенданта областей,
завоеванных шведами у Польши,
принял участие в заговоре, целью
которого было передать России ливонские
города Мариенбург и Нарву. Однако заговор
был раскрыт и Буссову пришлось
бежать в Москву, где он поступил
на службу к Борису Годунову. В Москве
Буссов становится одним из командиров
наемных войск, получает поместья. После
поражения войск Годунова от Лжедмитрия
I вместе с ними переходит на сторону
самозванца. После его свержения
17 мая 1605 г. Буссов какое-то время состоит
на службе Василия Шуйского, но вскоре
оказывается в войске Болотникова,
а затем служит Лжедмитрию II. В 1608
г., после убийства Тушинского Вора,
Буссов переходит под покровительство
польского короля Сигизмунда III, осаждавшего
Смоленск, и с тех пор находится
в польском войске. Он видит московское
восстание 17 марта 1611 г., сожжение столицы,
которую он покидает в сентябре этого
же года с посольством М. Г. Салтыкова,
и, наконец, оказывается в Риге. Там
к марту 1612 г. он и заканчивает
свое сочинение на немецком языке
под названием «Die Moskauer Chronik»»19.
«Конрад Буссов так
и не увидел свою книгу вышедшей
в свет (он умер в 1617 г.). Мало того, автором
труда, распространявшегося в
«Подробный анализ
исторической концепции «Московской
хроники» Конрада Буссова сделал
М. А. Алпатов, отметивший, что, вероятно,
под влиянием Бера она получила выраженный
провиденциалистский характер»
«Следующее сочинение
европейца о русской Смуте
представляет интерес не столько
изложением неизвестных фактов, сколько
оригинальными суждениями и личностью
автора. О голландце Элиасе Геркмане
имеется немного сведений, хотя он
получил известность как
Первый раз «Историческое
повествование» Э. Геркмана издано по
амстердамскому автографу 1625 г. Р.Минцловым
на голландском языке в «Rerum Russicarum
Scriptores Exteri» (Сказания иностранных писателей
о России, изданные Археографическою
комиссиею. Т. 2: Известия голландцев Исаака
Массы и Ильи Геркманна. СПб., 1868.
С. 129--176). На с. IX данного издания указано,
что «для удобства читателей присоединен
к голландскому тексту русский перевод,
исполненный членом [Археографической]
комиссии К. Бестужевым-Рюминым», и
указатели. Однако перевод был издан
отдельно только через шесть лет:
«Сказания Массы и Геркмана о
Смутном времени» (СПб., 1874).
Следующего автора,
Арсения Елассонского, можно считать
иностранцем лишь условно, так как
«он принадлежал к высшим русским
церковным иерархам и был не только
участником многих исторических событий,
но и непосредственно влиял на
ход политического процесса»23.
«Арсений Елассонский
(ок. 1550--1626) родился в Фессалии в
семье греческого священника, молодым
человеком принял постриг и вскоре
был посвящен в иеродиаконы. Благодаря
покровительству своего учителя, впоследствии
ставшего константинопольским патриархом
Иеремией I, Арсений в 1580-е гг. возводится
в епископы Елассоны и Димоника.
В 1586 г. Арсений Елассонский в
первый раз приезжает в Москву
в составе посольства константинопольского
патриарха к царю Федору Ивановичу.
Затем по просьбе львовского православного
епископа он становится преподавателем
греческого и церковнославянского
языков в местной братской школе
и работает над составлением «Грамматики
доброглаголиваго еллинословенскаго
языка», что свидетельствует о
серьезном интересе просвещенного
иерарха к славянской культуре. В
1588 г. Арсений во второй раз отправляется
в Москву с новым вселенским патриархом
Иеремией II, принимает участие в
установлении московского патриаршества
и во время прощального приема
просит у царя разрешения остаться
в России.
В Москве для греческого
епископа около 1596 г. была создана особая
должность -- архиепископ кремлевского
Архангельского собора. С этого времени
Арсений Грек (так его часто
именовали в русских
«Высокообразованный
архиепископ оставил после себя
богатое литературное наследие. К
сожалению, далеко не все из него дошло
до нашего времени и опубликовано.
Из исторических сочинений первым вошел
в научный оборот своеобразный памятник
-- подробнейшее стихотворное описание
пребывания греческого посольства в Москве
в 1588--1589 гг. -- важнейший исторический источник
об установлении московского патриаршества9.
Главный исторический труд Арсения -- его
мемуары о пребывании в России -- дошел
до нас не в авторском варианте, а в обработке
его соотечественников -- архимандрита
Христофора и архидьякона Неофита, прибывших
в Москву в 1619 г. вместе с иерусалимским
патриархом для поставления в московские
патриархи Филарета Никитича Романова,
вернувшегося из польского плена. Греческие
монахи точно скопировали авторский текст,
тщательно описывающий события с момента
приезда архиепископа Арсения Елассонского
в Москву в 1588 г. до разорения Москвы в
1611 г. (этот фрагмент предварен небольшой
справкой по истории России, более подробно
излагающей ход событий с начала царствования
Федора Ивановича). Дальнейшие же события
до вступления на престол Михаила Федоровича
Романова в 1613 г. и смерти атамана Заруцкого
в 1614 г. изложены ими схематически. Вероятно,
записки Арсения после 1611 г. были не вполне
им обработаны. Рукопись, содержащая данные
тексты, была обнаружена в греческом трапезундском
Сумелийском монастыре (в Малой Азии) только
в конце XIX в. Кроме собственно мемуаров
она содержит составленное, очевидно,
теми же редакторами житие Арсения Елассонского
и стихотворный панегирик, где он сравнивается
с Гомером»25.
«Первооткрыватель
и исследователь мемуаров Арсения
Елассонского профессор Киевской духовной
академии А. А. Дмитриевский, к сожалению,
не сделал специальной полной их публикации.
Однако в его книге приведена
большая часть текста в русском
переводе, а наиболее интересные с
точки зрения исследователя фрагменты
даны с параллельным воспроизведением
греческого оригиналахсв465»26.
Теперь рассмотрим
такой исторический труд, как «История
шведско - московитской войны XVII века»
Юхана Видекинда. Это замечательный
исторический труд, повествующий о
событиях Смуты в России, борьбе
с ней объединённого русско - шведского
войска, его поражения и интервенции
шведов на Северо - Западные территории
России. Это сочинение было написано
в 1672 году, но мы всё равно можем
считать его источником, поскольку
написано оно было в небольшом
временном промежутке от событий
Смуты, и содержит в себе огромное
количество фактического материала, который
появился в период Смуты и, нигде
более не представлен. В России этот
труд появился в конце 30-хгодах XX века
и переведён «сотрудниками
Своё курсовое сочинение
я решил разделить на два периода:
с 15 мая 1591 года - до сентября 1604 года, и,
с сентября 1604 года - по 13 марта 1613 года.
Первый период, с
15 мая 1591 года - до сентября 1604 года, в
моём сочинении ознаменует хронологические
рамки, в которых иностранцы видели
причины начала будущей Смуты
и политическую обстановку на момент
начала Смуты в России. 15 мая 1591 года,
день убийства царевича Димитрия в
Угличе, наёмниками Бориса Годунова, -
основной причины начала Смуты, по мнению
иностранцев. Сентябрь 1604 года - момент
вторжения Лжедмитрия I с войсками в пределы
России. До этой даты иностранные авторы
дают оценку политической обстановки
в России, как с соседними государствами,
так и внутри страны.
Второй период, с
сентября 1604 года - по 13 марта 1613 года, включает
в себя промежуток: когда началась
Смута, общий ход и её завершение.
В сентябре 1604 года Лжедмитрий I вторгся
с войсками в пределы России. Этот
момент иностранные авторы считают
отправной точкой начала Смуты. 13 марта
1613 года - день избрания на царствование
Михаила Фёдоровича Романова. Этот
момент иностранцы считали окончанием
Смуты.
Глава I. Начало Смуты
в России
1.1 Начало Смуты
и, её причины
Главной точкой начала
Смуты в России в XVII веке, иностранцы,
как жившие в России, так и проезжавшие
по ней, указывают, что Смуты в
России начались после вторжения
в её пределы войск Лжедмитрия
I.
На счёт причин начала
Смут в России существует множество
разных версий. Практически у всех
авторов присутствует субъективная
точка зрения, что все эти беды
происшедшие в России были наказанием
божиим, за их, московитов, грехи. Но это
всё привязывается и к
Арсений Елассонский,
считает, что причиной смут во всей
России послужила царица Марина Мнишек:
“эта царица Мария в России послужила
причиною гибели многих: из царей одного
предала мучительной смерти, а
другого сослала в отдаленную
ссылку; супруга своего, одетого
в рубище и тяжко осужденного,
отлученного от жены и детей, братьев
и родственников, предала позорной
смерти и, наконец, огню; отцу же и братьям
причинила огорчение и довела
их до великой нищеты и скитания
на чужбине; великую Москву сожгла,
многие города великой Руси и деревни
опустошила, множество мужей погубила
не только русских, но поляков и немцев”28.
По его мнению, воевода сандомирский
знал о том, что представленный перед
ним царевич не истинный Димитрий,
но всё равно пошёл на тайный сговор
с ним, чтобы завладеть московским
престолом и обогатиться. Если бы
его дочь, Марина Юрьевна Мнишек
не солгала бы, что Димитрий II её
чудом спасшийся супруг Димитрий I, то
Россия не оказалась бы в той пучине смут,
которые ей пришлось претерпеть.
У Исаака Массы свой,
особый взгляд на события, происшедшие
в России, непосредственным очевидцем
которых он являлся. По его мнению,
корни Смуты берут своё начало
сразу же после смерти Ивана Васильевича
Грозного, и видит он их в реакционном
боярстве. Но о начале Смуты в
России Исаак Масса говорит, что:
“Весь народ в Московии уже
хорошо знал причину этой войны и
что причиной её были казаки”29, и
что началась эта война с появления
Лжедимитрия I у границ Московского
государства. Лжедимитрия I Масса не
считает чудом спасшимся
Элиас Геркман считал,
что главным виновником Смут в
России являлся царевич Димитрий,
о чём и говорит название его
произведения: ” Историческое повествование
о важнейших смутах в государстве
Русском, виновником которых был
царевич князь Димитрий Иванович,
несправедливо называемый самозванцем”.
Хотя Элиас Геркман и не был
прямым свидетелем происходивших смут,
но он всё - же опирался на достоверные
источники.
Информация о работе Смута в России в начале XVII века глазами иностранцев