Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:47, контрольная работа
Авторитет Хрущева был подорван экономическими неуряди¬цами и бесконечными реорганизациями управления. Введенные XXII съездом в 1961 г. предельные сроки пребывания в партийных органах не устраивали руководителей. От некоторых из них Хру-щев без труда избавлялся. В результате руководство партии взбун¬товалось и составило заговор против Хрущева. Его подвергли жест¬кой критике, обвинили в создании культа личности, в экономиче¬ском авантюризме, в бессмысленных реорганизациях, грубости и хамстве , припомнили его экстравагантные выходки - угрозы «пере¬бить» немцев и «закопать» американцев.
1. Почему существовавшая к началу 80-х гг. политическая система превратилась в главный тормоз общественного развития. Почему возникла необходимость реформирования политической системы советского общества.
2. Определите этапы и последствия политической реформы Горбачева М.С. Укажите меры по демократизации партийной жизни, принятые в 1987 г. Характеризуя «гласность» как символ перестройки в духовной и политической жизни, покажите ее проявления. Для чего была необходима руководству КПСС политика «гласности»? Какие пределы она изначально имела? Какие решения по реформированию политической системы были приняты в 1988 г.? Что означало на практике перераспределение властных полномочий между партийными и советскими органами? Обратите внимание на развитие политической реформы в 1990-1991гг. Покажите противоречивость и непоследовательность политической реформы 1988-1991 гг.
3. Проанализируйте, как и почему возникла многопартийная система в нашей стране. Проследите отношение руководства КПСС к новым политическим партиям. Подумайте, почему попытки реформирования самой КПСС не дали положительных результатов?
4. Расскажите об августовском политическом кризисе 1991 г. Назовите различные версии и оценки этого события. В чем, на ваш взгляд, причины августовского политического кризиса 1991 г.? Какие причины привели к поражению ГКЧП? В завершении изучения этого исторического этапа, дайте общую оценку политических преобразований, достижений и потерь периода перестройки.
5. Обратите внимание на действия руководства России после августовского политического кризиса 1991 г. Проанализируйте, как изменилось положение основных политических сил после августа 1991 г.
6. Дайте общую оценку политического развития страны в 1992-1993 г. Подумайте, чем был вызван кризис власти в 1992-1993 гг. Покажите сущность кризиса двоевластия 1992-1993 гг. Проанализируйте причины вооруженного противостояния сторонников президентской и советской власти в октябре 1993 г.
7. Чем завершился осенний политический кризис 1993 г.? Охарактеризуйте экономические, политические и социальные последствия реформирования российской экономики в 90-е гг. ХХ в.
8. Контрольные вопросы.
9. Список литературы.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Новокузнецкий
филиал
Контрольная
работа №1
Советский Союз в 1985-1991 годах
(название)
по дисциплине ___ Отечественная история
(название)
Вариант___20____
Новокузнецк, 2010
Оглавление
Авторитет Хрущева был подорван экономическими неурядицами и бесконечными реорганизациями управления. Введенные XXII съездом в 1961 г. предельные сроки пребывания в партийных органах не устраивали руководителей. От некоторых из них Хрущев без труда избавлялся. В результате руководство партии взбунтовалось и составило заговор против Хрущева. Его подвергли жесткой критике, обвинили в создании культа личности, в экономическом авантюризме, в бессмысленных реорганизациях, грубости и хамстве , припомнили его экстравагантные выходки - угрозы «перебить» немцев и «закопать» американцев. 14 октября состоялся пленум ЦК, который сместил Хрущева со всех постов. Первым секретарем ЦК избран Л. И. Брежнев, председателем Совета Министров А. Н. Косыгин. Намечался поворот к политике консерватизма. В 1965 г. началась реформа, предполагавшая расширение материального стимулирования и самостоятельности предприятий, а также введение хозрасчета. На предприятиях были введены новые показатели : объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность, но они не давали желаемых результатов. Поощрительные фонды не смогли должным образом стимулировать рабочую силу из-за недостаточности их объемов, а использование фонда на социальные нужды затруднилось из-за неразберихи в планировании. Реформа была свернута уже в конце 60-х годов после Чехословацких событий. А после того, как реформа была свернута, задания последующих пятилеток чаще не выполнялись, ухудшались все показатели экономического роста. Экономика держалась за счет сырьевых отраслей, прежде всего нефтяной. Экспорт нефти давал более половины дохода от всего советского экспорта. Нефтедоллары позволяли закупать промышленное оборудование на Западе одежду, обувь, мебель в Восточной Европе. Огромные средства вкладывались в сельское хозяйство с тем, чтобы держать на плаву колхозы и совхозы. Показательно, что на приусадебных участках, занимавших 2% обрабатываемых земель, производилась четверть продукции аграрного сектора . Не хватало самого необходимого. Дефицит и очереди были повседневным явлением. Предприятия не были заинтересованы во внедрении новшеств, им выгоднее было продолжать выпуск ранее освоенной продукции. Оборудование обновлялось медленно, нарастал процесс старения основного фонда. Страна фактически прозевала очередной виток НТР. Поэтому показатели эффективности производства мало изменялись или даже ухудшались. Падали темпы роста национального дохода, снижалась фондоотдача. Причем проблемы эти глубокому анализу не подвергались. У руководства явно не хватало воли и целеустремленности для реализации намеченного курса на интенсификацию. Многие решения и постановления правительства принимались формально, в лучшем случае из десяти выполнялось одно-два. В результате к началу 80-х годов появились признаки кризисного состояния экономики. Среднегодовые экономического роста в эти годы едва покрывали прирост населения, а к середине 80-х годов они снизились почти до нуля. Серьезным признаком застоя в экономике было неэффективное использование материальных, сырьевых и энергетических ресурсов. В отличие от развитых стран наше государство не сумело приспособиться к новой экономической ситуации, осуществить переход к энергосберегающим технологиям. Сложная ситуация сложилась в сельскохозяйственном производстве. Начиная с 1965 г. прилагались определенные усилия к развитию сельского хозяйства: резко возросли ассигнования, в два раза поднялись закупочные цены на сельхозпродукцию, возросла энерговооруженность труда, введено пенсионное обеспечение колхозников. При всех поворотах государство сохраняло за собой механизм изымания из аграрного сектора потребных ему средств путем повышения цен на технику, удобрения, комбикорма и т.д. Производство всех видов животноводческих продуктов, кроме яиц, было для хозяйств убыточным. Сохранение приоритета промышленности вело к разорению не только колхозов и совхозов, но и страны, которая вынуждена была в больших размерах закупать продовольствие за рубежом С особой силой кризисная ситуация проявилась в социальной области. В руководстве советским обществом укреплялся технократический подход, при котором главное внимание уделялось производственным задачам, а социальные проблемы отодвигались на задний план, производство товаров народного потребления всегда отставало.
В целом происходило реальное повышение уровня жизни людей, но оно отставало от роста потребностей и запросов населения, которые росли более ускоренными темпами.
В
условиях отсутствия гласности, контроля
за деятельностью аппарата ,усилились
бесконтрольность и безнаказанность чиновников,
широко распространились хищения и взяточничество,
приписки и очковтирательство, создались
благоприятные условия для роста черного
рынка. На основе подкупа должностных
лиц происходило сращивание уголовного
мира с представителями аппарата власти,
управления, правоохранительных органов,
которые за огромные взятки покрывали
преступников, устраняли неугодных и неподкупных
лиц. Коррумпированные элементы разложившихся
эшелонов власти и управления становились
крышей преступных структур. К началу
80-х годов кризисные явления охватили
все сферы общественной жизни, и необходимость
существенных перемен в стране стала очевидной
для руководителей и рядовых граждан.
К середине 1980-х гг. Советский Союз
оставался самым крупным по территории
и третьим по численности населения (после
Китая и Индии) государством на Земле. СССР,
обладал огромными природными богатствами,
не сопоставимыми ни с одной из стран мира,
достиг определенных успехов в экономике,
прежде всего в военной (космическая промышленность,
военно-промышленный комплекс). Существовала
достаточно развитая инфраструктура промышленности
и сельского хозяйства, страна в основном
обеспечивала себя продуктами питания
и товарами широкого потребления (правда,
на минимально допустимом уровне). Но положение
СССР было противоречивым. С одной стороны, Советский
Союз по-прежнему оставался великой державой,
с другой – стремительно утрачивал этот
статус. Главной причиной такого явления
было экстенсивное развитие плановой
социалистической экономики, прогрессирующее
падение темпов роста промышленности и
технико-экономическое отставание от
стран Запада. Темпы прироста национального
дохода к началу 1980-х гг. упали до уровня экономической
стагнации (застоя). Следовало что-то предпринимать,
чтобы выйти из состояния застоя.
К середине 1980-х
гг. необходимость перемен
Перестройка предусматривала «обновление социализма» с целью придать ему больший динамизм и эффективность, преодолеть застой и сломать «механизм торможения». Как и всякое явление, Перестройка за шесть лет прошла в своем развитии стадии зарождения, расцвета и гибели. В ее истории можно выделить три основных этапа:
На первом (традиционно-авторитарном) этапе Перестройки (1985– 1986) предусматривалось добиться решающего перелома в экономике и других сферах общества путем совершенствования социализма, то есть задействовать его невостребованные потенциал и ресурсы. При этом сохранялась командная модель традиционного авторитарного общества. На практике реформирование в эти годы свелось к попыткам укрепления дисциплины, ужесточения контроля, номенклатурного обновления кадров и проведения курса на «ускорение социально- экономического развития». Но они не дали желаемых результатов и показали, что мобилизационные возможности форсирования экономики и общества исчерпаны.
Начало
второму (социал-демократическому) этапу
Перестройки (1987–1989) положил январский
(1987 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором М. С. Горбачев
предложил новую идеологию и стратегию
реформ, в основу которых была положена
идея соединения социализма с демократией.
Главными лозунгами момента стали «гласность»
и «демократизация». Начался процесс становления
многопартийности и возрождения народовластия.
Реализация этой концепции преобразований
предполагала замену режима монопольной
власти КПСС ,властью демократически избранных
Советов и трансформацию директивной экономики
в социально ориентированную рыночную
с элементами хозрасчета и личной заинтересованности
(как бы «второе издание» НЭПа). Однако со
второй половины 1989 г. стала нарастать
социальная напряженность, вырос дефицит
государственного бюджета и товаров первой
необходимости. Руководство страны стало
ориентироваться на переход к регулируемому
рынку, но в рамках существующего
На третьем (либерально-радикальном) этапе (1990–1991) Перестройка как эволюционное реформирование социализма не увенчалась успехом в силу нарастания политической и экономической нестабильности, вызванной нерешенностью экономических проблем, усилением сепаратистских тенденций союзных республик и радикализацией политико-экономических требований разбуженного Перестройкой общества. Она трансформировалась в разрушительно-революционный процесс распада государства (СССР), слома его социально-политического строя (социализма) и коренной смены экономических и политико- идеологических оснований общества в новой России.
М. С. Горбачев положил начало Перестройке, реформированию советского общества и оздоровлению международной обстановки. С самого начала он проявил себя как опытный политик. Завершив начатую Ю. В. Андроповым (генеральный секретарь ЦК КПСС в 1982– 1984 гг.) кадровую чистку, Горбачев одновременно предпринял шаги по политическому обновлению общества на демократической основе. Последовавший вскоре апрельский Пленум ЦК КПСС (23 апреля 1985 г.) призвал к «всемерной интенсификации производства», укреплению «организованности, дисциплины и порядка» во всех звеньях народного хозяйства. На нем был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны за счет интенсификации производства. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1985 г. говорилось о «новых методах хозяйствования» и «ускорении научно-технического прогресса». Этот курс реформ был конкретизирован на XXVII съезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986 г.), который провозгласил «концепцию и стратегию ускорения социально-экономического развития страны, курс на обновление социализма». На XXVII съезде партии провозглашался курс на «обновление всех сторон жизни советского общества», подчеркивалось, что «решающим в деле ускорения является человеческий фактор». Съезд призывал к углублению демократии, расширению гласности. Ускорение планировалось осуществить административно-командными методами, но посредством интенсивного внедрения новой техники и технологии, активизации человеческого фактора. В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС, впервые за годы советской власти была поставлена задача реформирования политической системы, так как считалось, что именно в ней сокрыты многие корни «механизма торможения» общественных преобразований. Было заявлено о возможности совмещения постов первых секретарей партийных комитетов с постами председателей соответствующих Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву для того, чтобы пропустить местных партийных руководителей через сито выборов. Была также намечена избирательная реформа, содержавшая элементы альтернативности. В решениях конференции делалась попытка соединения «социалистических ценностей» с некоторыми элементами политической доктрины либерализма. Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформированию Советов, в лице которых Горбачев хотел иметь новый «двигатель» перестройки, эффективного помощника партии.