Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:47, контрольная работа
Авторитет Хрущева был подорван экономическими неуряди¬цами и бесконечными реорганизациями управления. Введенные XXII съездом в 1961 г. предельные сроки пребывания в партийных органах не устраивали руководителей. От некоторых из них Хру-щев без труда избавлялся. В результате руководство партии взбун¬товалось и составило заговор против Хрущева. Его подвергли жест¬кой критике, обвинили в создании культа личности, в экономиче¬ском авантюризме, в бессмысленных реорганизациях, грубости и хамстве , припомнили его экстравагантные выходки - угрозы «пере¬бить» немцев и «закопать» американцев.
1. Почему существовавшая к началу 80-х гг. политическая система превратилась в главный тормоз общественного развития. Почему возникла необходимость реформирования политической системы советского общества.
2. Определите этапы и последствия политической реформы Горбачева М.С. Укажите меры по демократизации партийной жизни, принятые в 1987 г. Характеризуя «гласность» как символ перестройки в духовной и политической жизни, покажите ее проявления. Для чего была необходима руководству КПСС политика «гласности»? Какие пределы она изначально имела? Какие решения по реформированию политической системы были приняты в 1988 г.? Что означало на практике перераспределение властных полномочий между партийными и советскими органами? Обратите внимание на развитие политической реформы в 1990-1991гг. Покажите противоречивость и непоследовательность политической реформы 1988-1991 гг.
3. Проанализируйте, как и почему возникла многопартийная система в нашей стране. Проследите отношение руководства КПСС к новым политическим партиям. Подумайте, почему попытки реформирования самой КПСС не дали положительных результатов?
4. Расскажите об августовском политическом кризисе 1991 г. Назовите различные версии и оценки этого события. В чем, на ваш взгляд, причины августовского политического кризиса 1991 г.? Какие причины привели к поражению ГКЧП? В завершении изучения этого исторического этапа, дайте общую оценку политических преобразований, достижений и потерь периода перестройки.
5. Обратите внимание на действия руководства России после августовского политического кризиса 1991 г. Проанализируйте, как изменилось положение основных политических сил после августа 1991 г.
6. Дайте общую оценку политического развития страны в 1992-1993 г. Подумайте, чем был вызван кризис власти в 1992-1993 гг. Покажите сущность кризиса двоевластия 1992-1993 гг. Проанализируйте причины вооруженного противостояния сторонников президентской и советской власти в октябре 1993 г.
7. Чем завершился осенний политический кризис 1993 г.? Охарактеризуйте экономические, политические и социальные последствия реформирования российской экономики в 90-е гг. ХХ в.
8. Контрольные вопросы.
9. Список литературы.
Складывание двоевластия. Этот кризис стал отражением складывания опасного двоевластия как в центре, так и на местах. Исполнительная власть была ограничена, а по ряду вопросов даже отстранена органами представительной власти. Лидеры парламента предъявляли свои претензии к деятельности банковской системы страны, средств массовой информации, особенно телевидения, а также других отраслей, жизненно важных не только для руководства государством, но и для общества в целом. В свою очередь, исполнительная власть призывала покончить с всевластием Советов как наследием «проклятого прошлого», хотя при прежней системе Советы были не всевластны, а безвластны, выступали как придаток либо партийных структур, либо исполнительных органов. Причем именно теперешние «десоветизаторы» ходили тогда на митинги с плакатами «Вся власть Советам!»
Политические итоги первой половины 1993 г. События 20 марта и последующие действия властей способствовали дальнейшей легализации неконституционных способов противоборства. Это усугублялось взаимным блокированием различных ветвей государственной власти и практической безнаказанностью бесспорно антиконституционных действий. Драматичной оказалась осень 1993 г. В конце сентября – начале октября разразился затяжной и наиболее острый (после августа 1991 г.) конституционный и политический кризис в России. Б. Н. Ельцин блокировал работу парламента и само здание Дома Советов России (Белый дом), где заседал Верховный Совет РФ. Двоевластие и противостояние двух ветвей власти приняло силовую (вооруженную) форму и чуть не привело к гражданской войне. Президент приказал окружить здание Верховного Совета войсками, а депутатам покинуть его. 2 октября в столице начались организованные защитниками Верховного Совета акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, попытались штурмом взять телецентр в Останкино. Эти события привели к человеческим жертвам. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, были введены войска и бронетехника. 4 октября по зданию Верховного Совета был открыт огонь. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.
Строго говоря, кульминация этих событий 3–4 октября 1993 г. и была маленькой гражданской войной в центре Москвы. Для сохранения единства страны, вывода ее из кризиса, обеспечения безопасности и восстановления авторитета государственной власти президент распорядился:
Указ
прекратил действие Конституции
Российской Федерации в части, противоречащей
тексту указа. По словам самого Ельцина,
указ был подписан еще в августе 1993 г. Совет
Министров РФ поддержал этот указ. Верховный
Совет Российской Федерации отказался
подчиняться, квалифицировав Указ № 1400
как государственный переворот и заявив о
низложении президента Б. Н. Ельцина.
После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии. Кризис коммунистической идеологии и практики способствовал росту интереса населения к либерализму. Либерализм высшей ценностью признает личную свободу и выступает за такое государство, которое, охраняя общественный порядок, не ограничивает эту свободу. Одной из самых крупных либеральных партий была Демократическая партия России. Радикальные либералы были последовательно объединены в партии и движения. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть (впервые в современной России) — по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. По партийным спискам на первое место с почти 25% голосов вышли представители Либерально-демократической партии России. Около 15% избирателей проголосовали за «Выбор России» Е. Т. Гайдара. В целом по партийным спискам и округам «Выбору России» удалось провести в Государственную Думу 96, ЛДПР — 70, КПРФ — 65-депутатов. За предложенный проект Конституции высказались, согласно официальным данным, 58,4% участников референдума. Новый Основной Закон ликвидировал советскую систему власти. Конституция провозгласила Россию демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы названы высшей ценностью. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства — Президент. Он наделен широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России. Высшим органом исполнительной власти является Правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения. Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, а затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае, если глава государства отказывается подписать закон, Дума двумя третями голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие. Третья ветвь власти — судебная система. Ее высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд — высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.
В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг. С 1995 г. Дума избирается на четыре года. По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает Председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В 90-е гг. принято более 1000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них такие важные для общества, как Гражданский кодекс, Уголовный кодекс. Семейный кодекс, Налоговый кодекс и др. В Думе работают 450 депутатов: 225 депутатов избираются но округам, 225 — по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы в 90-е гг. играли политические партии. Определенным противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности. Верхней палатой парламента является Совет Федерации. В него согласно Конституции входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.
Процесс
становления новой российской государственности
начался принятием Верховным
Советом РСФСР Декларации о суверенитете
России (1990) и выборами первого российского
президента (12 июня 1991). С распадом СССР
(декабрь 1991) статус Российской Федерации
как независимого суверенного государства
стал юридической и фактической
реальностью. Период становления российской
государственности завершился 12 декабря
1993 г., когда на всенародном референдуме
была принята Конституция Российской
Федерации и окончательно демонтирована
советская политическая система. Рождение
современного Российского государства
было драматическим, крайне болезненным
и сложным процессом.
Контрольные
вопросы
Патриаршество в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г.
В России первый Патриарх был поставлен московским Собором под председательством Константинопольского Патриарха Иеремии II в 1589 году.
Первым
Патриархом Русской церкви стал Патриарх
Иов (годы патриаршества с 1589—1607). Во
время интронизации он был снова
рукоположен во епископы. В 1606 году
и следующий Патриарх Гермоген. Его
из кандидатов, предложенных Архиерейским
собором, выбрал царь Василий Иванович
Шуйский .
Феодальная
раздробленность — период ослабления
центральной власти в феодальных
государствах в силу разной по своей
продолжительности и эффекту
децентрализации, обусловленной усилением
крупных феодалов в условиях сеньориальной
системы организации труда и
воинской повинности. Новые более
мелкие территориальные образования
ведут практически независимое
существование, господствующим в них является
натуральное хозяйство.
Крещение
Руси́ — введение в Киевской Руси христианства
как государственной религии, осуществилось
в конце X века князем Владимиром Святославом.
Традиционно , вслед за летописной хронологией,
событие принято относить к 988 году и считать
началом официальной истории Русской
Церкви (некоторые исследователи полагают,
что крещение Руси состоялось позже: в
990 или 991 году.
Вече (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народов славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.
Месячина
— содержание, получаемое натурой
от помещиков за шестидневную барщину
безземельными крепостными
ЛИТЕРАТУРА.
период. 1985–2005: Учеб. пособие для студ. всех специальностей и форм
обучения СПбГАСУ, – СПб., 2006.