Советский Союз в 1985-1991 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:47, контрольная работа

Описание

Авторитет Хрущева был подорван экономическими неуряди¬цами и бесконечными реорганизациями управления. Введенные XXII съездом в 1961 г. предельные сроки пребывания в партийных органах не устраивали руководителей. От некоторых из них Хру-щев без труда избавлялся. В результате руководство партии взбун¬товалось и составило заговор против Хрущева. Его подвергли жест¬кой критике, обвинили в создании культа личности, в экономиче¬ском авантюризме, в бессмысленных реорганизациях, грубости и хамстве , припомнили его экстравагантные выходки - угрозы «пере¬бить» немцев и «закопать» американцев.

Содержание

1. Почему существовавшая к началу 80-х гг. политическая система превратилась в главный тормоз общественного развития. Почему возникла необходимость реформирования политической системы советского общества.
2. Определите этапы и последствия политической реформы Горбачева М.С. Укажите меры по демократизации партийной жизни, принятые в 1987 г. Характеризуя «гласность» как символ перестройки в духовной и политической жизни, покажите ее проявления. Для чего была необходима руководству КПСС политика «гласности»? Какие пределы она изначально имела? Какие решения по реформированию политической системы были приняты в 1988 г.? Что означало на практике перераспределение властных полномочий между партийными и советскими органами? Обратите внимание на развитие политической реформы в 1990-1991гг. Покажите противоречивость и непоследовательность политической реформы 1988-1991 гг.
3. Проанализируйте, как и почему возникла многопартийная система в нашей стране. Проследите отношение руководства КПСС к новым политическим партиям. Подумайте, почему попытки реформирования самой КПСС не дали положительных результатов?
4. Расскажите об августовском политическом кризисе 1991 г. Назовите различные версии и оценки этого события. В чем, на ваш взгляд, причины августовского политического кризиса 1991 г.? Какие причины привели к поражению ГКЧП? В завершении изучения этого исторического этапа, дайте общую оценку политических преобразований, достижений и потерь периода перестройки.
5. Обратите внимание на действия руководства России после августовского политического кризиса 1991 г. Проанализируйте, как изменилось положение основных политических сил после августа 1991 г.
6. Дайте общую оценку политического развития страны в 1992-1993 г. Подумайте, чем был вызван кризис власти в 1992-1993 гг. Покажите сущность кризиса двоевластия 1992-1993 гг. Проанализируйте причины вооруженного противостояния сторонников президентской и советской власти в октябре 1993 г.
7. Чем завершился осенний политический кризис 1993 г.? Охарактеризуйте экономические, политические и социальные последствия реформирования российской экономики в 90-е гг. ХХ в.
8. Контрольные вопросы.
9. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории.docx

— 83.37 Кб (Скачать документ)

     В духовной жизни общества новшеством стала политика гласности. Этот термин впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС (1986г.): «...без гласности , нет и не может быть демократизма». Выдвижение этого лозунга объяснялось сопротивлением переменам со стороны старой номенклатуры и необходимостью для реформаторов активнее опереться на общественное мнение. Демократизация и гласность обнажили проблемы в обществе и способствовали проявлению различных течений и интересов, возникновению противоречий, перерастающих порой в конфликты. Особенно острыми стали межнациональные вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, между жителями Южной Осетии и Грузии. В целом гласность выявила жизненные реалии, открыла людям гуманистические ценности. Благодаря ей население СССР узнало о Западе с его образом жизни, демократическими традициями, что было для многих настоящим открытием мира. Раскрепостив сознание десятков миллионов, политика гласности во многом определила необратимый характер перемен в обществе и, в конечном счете, привела к поражению консерваторов в августе 1991 г. Гласность означала отказ от идеологического контроля духовной жизни, а также свободу критики. Гласность подразумевает выборочное извещение со стороны властей о своих действиях и намерениях; это определенная либерализация, но еще не демократия. А свобода слова в демократическом обществе – это право каждого на получение и передачу любой информации, не являющейся государственной тайной и не запрещенной законом. Можно сказать, что гласность есть первый шаг к свободе слова.  Главные идеи Перестройки – гласность, выборность, демократизация партии и страны, повышение роли человеческого фактора – были с воодушевлением встречены интеллигенцией и в народе, но насторожили его консервативную часть, особенно партийно-государственный аппарат. Цель Перестройки состояла в том, чтобы модернизировать социализм, ограниченно обновить его экономическую и политическую системы, активизировать трудовую и общественную деятельность советских людей, создать «рыночную модель» социализма (главное противоречие Перестройки). Это была стратегия модернизации социализма «сверху», но тактически – с опорой на инициативу «снизу». Суть реформаторского курса и идеологии обновления состояла в отказе от государственно-бюрократического социализма в пользу демократического социализма с «человеческим лицом. Провозглашались отход от жесткой централизации и развитие самоуправления, раскрепощение энергии личности, «революция сознания» и опора на «человеческий фактор», гуманизация общественного сознания и демократизация политической и духовной жизни общества. Цели и задачи Перестройки и способы их достижения постоянно менялись и корректировались. 

     Гласность стала средством развертывания  «революции сознания», без чего было невозможно задействовать «человеческий фактор». Был снят запрет на многие темы идеологического характера, ослаблена цензура, что привело к публикациям многих ранее не издававшихся книг. Первоначально гласность трактовалась как конструктивная критика, направленная на борьбу с искажениями социализма. Затем гласность затронула более глубокие идеологические пласты и запретные ранее темы. Перестройка превратилась из аппаратного реформирования в движение масс и стала неуправляемой. Процесс демократизации общественной жизни вел к неожиданным для самого архитектора Перестройки результатам. Постепенно гласность стала выходить из-под контроля и стала самостоятельно развиваться без указаний «сверху». Перестройка затягивалась, эйфория от новизны слов проходила, экономические реформы не давали положительных результатов. Массы разочаровывались в Перестройке, за годы которой не была решена ни одна из проявившихся после 1985 г. ключевых проблем:

  1. политический плюрализм (многопартийность) – органическая составная часть всякого процесса демократизации; 
  2. создание рыночной экономики не на словах, а на деле; 
  3. заключение федеративного договора (тесно связанный с переходом к рыночной экономике новый федеративный договор должен был расширить права республик). 
 

     Эти три проблемы были приоритетными  в политических дебатах последнего года существования СССР. Именно они (точнее – их нерешенность) и послужили катализатором политического кризиса, который привел к распаду Советского Союза и КПСС, отставке М. С. Горбачева в декабре 1991 г. и краху Перестройки, которая породила многие ожидания, но не сумела удовлетворить их.

     В январе 1987 г. ЦК КПСС, принял меры, способствовавшие развитию элементов демократии в  партии и на производстве: вводились  альтернативные выборы партийных секретарей, в ряде случаев открытое голосование  заменялось тайным, вводилась система  выборов руководителей предприятий  и учреждений. Однако широко применения эти нововведения так и не получили.  Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Ее решения предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», «разделение властей» (одной из которых мыслилась КПСС), создание «советского парламентаризма». Для этого Горбачев предложил сформулировать новый высший орган власти — Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент.1 октября 1988 г. председателем Президиума Верховного Совета СССР вместо А. А. Громыко был избран М. С. Горбачев. В декабре того же года 12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», главным содержанием которого стало изменение избирательной системы в СССР и принципов функционирования государственных органов.  Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР). Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начала свободного парламентаризма. С 1989 г. изменилась сама структура выборов в органы власти. Прежде всего, был отменен обязательный «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» при одном кандидате на одно депутатское место. Выборы стали альтернативными и состязательными. Наряду с демократизацией политической жизни была предпринята попытка реформирования экономической системы. Уже к концу 1986 г. стало ясно, что «стратегия ускорения» в экономике провалилась. Причины провала заключались как в ошибках стратегии, так и в неблагоприятных привходящих обстоятельствах: за 1985-1986 гг.  поступления от экспорта нефти сократились почти на треть. Больших финансовых затрат потребовала ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС в Черниговской области (26 апреля 1986 г.). Бюджетный дефицит уже в 1985 г. составил 17–18 млрд рублей, а в 1986 г. он увеличился втрое. форм собственности. 15 марта 1989 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о проведении в СССР аграрной реформы, предусматривающей развитие фермерских хозяйств. Экономическим идеалом провозглашался НЭП, задействовался человеческий фактор.  Экономические реформы предусматривали два основных направления:

  1. расширение самостоятельности государственных предприятий и
  2. возрождение частного сектора (кооперативы и «индивидуалы»).

     К 1989-1990 гг. страна переживала глубокий экономический  и политический кризис. Обострилось противоборство двух основных сил: демократы выступали за переход к рыночным отношениям, консерваторы, ориентированные на насыщение страны товарами без создания рынков капиталов и рабочей силы, активно защищали плановое хозяйство и общественную собственность. В ходе противоборства вырабатывались различного рода экономические программы («400 дней», «500 дней» и др.). 12 сентября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял программу перехода к рыночной экономике «500 дней», но успеха она не имела. Замедление, а затем и реальное падение производства, рост товарного дефицита и инфляции повлекли за собой быстрое снижение жизненного уровня основных масс населения. Кризис в производстве и распределении и отсутствие реальной программы выхода из него привели в 1990–1991 гг. практически к карточной системе (нормирование продажи товаров, в первую очередь продовольственных, по талонам).  
 

    1. Проанализируйте, как и почему возникла многопартийная система  в нашей стране. Проследите отношение  руководства КПСС к новым политическим партиям. Подумайте, почему попытки реформирования самой КПСС не дали положительных результатов?

Формирование  многопартийности. По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий. В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли. Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами. В ноябре 1990 г. возникла «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г.) оформилась массовая общественно-политическая организация.   Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России», а также «Социалистической партией». Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций.  При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное. Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде). Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.   Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, были более предпочтительны для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений.   В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению. Лозунг «построения правового государства» стал сигналом к отстранению партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС, проявлявшийся, в частности, в массовом выходе из её рядов не только рядовых членов, но и крупных партийных функционеров.

По предложению  народных депутатов концепция политической реформы в 1990 — 1991 гг. была дополнена  рядом важных положений. Главным  из них стала идея построения правового  государства (где обеспечивается равенство  всех перед законом).

     С конца 1989 по 1991 гг. было принято более  ста законов, постановлений и  т.п. по экономическим вопросам, но большинство  из них не работало. Если в 1986—1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Реальные доходы населения стали падать. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок.

В 1989 году впервые  официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики  сменяется падением). На территории СССР разгорается ряд межнациональных  конфликтов. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС, цементирующей силы как политической системы СССР, так и самого союзного государства. 7 февраля 1990 года ЦК КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течение нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. Многие места в парламентах союзных республик получили либералы и националисты. Распад шел по двум направлениям — национальному и идейному. В декабре 1989 г., затем в апреле и октябре 1990 г. заявили о своем выходе из КПСС компартии прибалтийских республик. Попытки руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым предотвратить этот процесс потерпели поражение. В течение 1990—1991 гг. произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов».

Весной 1990 г. была определена новая цель реформы —  переход к правовому государству, государству, где правят законы, а  не люди. Предполагалось, что только оно в состоянии обеспечить переход  к рынку и демократическому обществу. Среди первостепенных задач реформирования политической системы были создание президентской системы власти в СССР и переход к многопартийности. Состоявшийся в феврале 1990 г. Пленум ЦК КПСС принял решение отказаться от монополии партии на власть и согласился на создание многопартийной системы.  

Решение этих задач  было начато III съездом народных депутатов  СССР (март 1990 г.). На этом же съезде был  учрежден пост Президента СССР. Он наделялся  широкими полномочиями. Хотя по Конституции  Президент должен был избираться всенародным голосованием, все же первого Президента избрали на съезде. Им стал М.С. Горбачев.  Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса.

Инициаторам этих изменений было не понятно, что президентская  система власти не может органично  сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение власти, а полновластие Советов. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение  КПСС в обществе. Это открывало  возможность для формирования легальной  многопартийности в Советском Союзе.   В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы — не ускорение, а переход к рыночной экономике. 

       Россия вступила в новую стадию  реформ, которые охватывали экономику, политическую систему, общественную жизнь, идеологию и культуру. Главной особенностью социально- экономического развития страны в 1990-е гг. были радикальные экономические реформы (переход от командно-административной системы к рыночной экономике). Руководство России пошло по пути либерального реформаторства, провозгласив в октябре 1991 г. переход к рыночным отношениям. Реформа решила несколько задач и прошла в три этапа:

    1. на первом этапе (1991–1992 гг.) были определены курс, задачи, проведены либерализация цен, малая приватизация, введена свобода торговли;
    2. на втором (октябрь 1992 – июнь 1994 г.) – проведена чековая (ваучерная, большая) приватизация (разгосударствление собственности, передача ее в частные руки);
    3. на третьем (с июня 1994 г.) – денежная приватизация.

       После провозглашения России суверенным государством была проведена демократизация ряда институтов конституционного права. В конституциях России и республик из официального названия государств были исключены слова «советское» и «социалистическое», введен институт президентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный суд. Избирательная система приобрела демократический характер, расширились права в местных органах власти. В то же время разделение властей было проведено непоследовательно, в целом система власти сохраняла многие черты прежней, советской, системы, когда Советы всех уровней формально контролировали все и вся, ни за что не отвечая. Но, если прежде при реальном всевластии КПСС эта сторона дела отодвигалась на второй план, то теперь именно Советы, освобожденные от однопартийного диктата, начали чинить препятствия исполнительной власти, срывая проведение реформ. В центральных властных структурах усиливалось противостояние демократических и консервативных сил, так же как и дробление политических движений, противостояние вчерашних политических союзников. Основным полем противостояния стали радикальные экономические реформы. Они были неизбежны, однако оказалось очевидным, что проводятся они за счет народа, тогда как бюрократия осталась по-прежнему в выигрыше. Бывшие партийные чиновники после запрещения КПСС благополучно пересели в кресла руководителей коммерческих структур, многие из которых были созданы на деньги партии еще в период Перестройки. Коррупция старого и нового аппарата приобрела угрожающие масштабы. Самым принципиальным изменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 г. поста президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными ветвями власти. 
 

Информация о работе Советский Союз в 1985-1991 годах