Советский Союз в 1985-1991 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:47, контрольная работа

Описание

Авторитет Хрущева был подорван экономическими неуряди¬цами и бесконечными реорганизациями управления. Введенные XXII съездом в 1961 г. предельные сроки пребывания в партийных органах не устраивали руководителей. От некоторых из них Хру-щев без труда избавлялся. В результате руководство партии взбун¬товалось и составило заговор против Хрущева. Его подвергли жест¬кой критике, обвинили в создании культа личности, в экономиче¬ском авантюризме, в бессмысленных реорганизациях, грубости и хамстве , припомнили его экстравагантные выходки - угрозы «пере¬бить» немцев и «закопать» американцев.

Содержание

1. Почему существовавшая к началу 80-х гг. политическая система превратилась в главный тормоз общественного развития. Почему возникла необходимость реформирования политической системы советского общества.
2. Определите этапы и последствия политической реформы Горбачева М.С. Укажите меры по демократизации партийной жизни, принятые в 1987 г. Характеризуя «гласность» как символ перестройки в духовной и политической жизни, покажите ее проявления. Для чего была необходима руководству КПСС политика «гласности»? Какие пределы она изначально имела? Какие решения по реформированию политической системы были приняты в 1988 г.? Что означало на практике перераспределение властных полномочий между партийными и советскими органами? Обратите внимание на развитие политической реформы в 1990-1991гг. Покажите противоречивость и непоследовательность политической реформы 1988-1991 гг.
3. Проанализируйте, как и почему возникла многопартийная система в нашей стране. Проследите отношение руководства КПСС к новым политическим партиям. Подумайте, почему попытки реформирования самой КПСС не дали положительных результатов?
4. Расскажите об августовском политическом кризисе 1991 г. Назовите различные версии и оценки этого события. В чем, на ваш взгляд, причины августовского политического кризиса 1991 г.? Какие причины привели к поражению ГКЧП? В завершении изучения этого исторического этапа, дайте общую оценку политических преобразований, достижений и потерь периода перестройки.
5. Обратите внимание на действия руководства России после августовского политического кризиса 1991 г. Проанализируйте, как изменилось положение основных политических сил после августа 1991 г.
6. Дайте общую оценку политического развития страны в 1992-1993 г. Подумайте, чем был вызван кризис власти в 1992-1993 гг. Покажите сущность кризиса двоевластия 1992-1993 гг. Проанализируйте причины вооруженного противостояния сторонников президентской и советской власти в октябре 1993 г.
7. Чем завершился осенний политический кризис 1993 г.? Охарактеризуйте экономические, политические и социальные последствия реформирования российской экономики в 90-е гг. ХХ в.
8. Контрольные вопросы.
9. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории.docx

— 83.37 Кб (Скачать документ)
    1. Расскажите  об августовском политическом кризисе  1991 г. Назовите различные версии и оценки этого события. В чем, на ваш взгляд, причины августовского политического кризиса 1991 г.? Какие причины привели к поражению ГКЧП? В завершении изучения этого исторического этапа, дайте общую оценку политических преобразований, достижений и потерь периода перестройки.

     В апреле 1991 г под названием "Содружество Суверенных Государств" (ССГ) согласились вступить десять из пятнадцати республик. Грузия участвовала в переговорах, но Заявление не подписала. На 20 августа было намечено подписание нового союзного договора. Проект договора об ССГ предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти. 19—21 августа 1991 г. консервативные силы попытались силовым путем предотвратить эту перспективу, сохранив реальную власть в руках союзного центра.

Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному  федеративному устройству, а также  ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур. Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли  попытку сорвать подписание договора. Чтобы предотвратить подписание союзного договора, намеченное на 20 августа, и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно -государственного руководства попыталась захватить власть, был организован путч. Главную задачу переворота ,ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г, то есть в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет  по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент  Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, Председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение:

  1. объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений;
  2. запретил митинги и демонстрации;
  3. установил жесткий контроль над средствами массовой информации;
  4. ввел войска в Москву.

Члены ГКЧП стремились избегать кровопролития и действовать как бы по закону (если не считать отстранения действующего президента от власти): Конституция СССР предусматривала при определенных обстоятельствах возможность исполнения вице-президентом обязанностей президента и введения чрезвычайного положения. Но попытка переворота была на лицо. В обращении «К гражданам России», зачитанном Ельциным с танка, действия ГКЧП квалифицировались как антиконституционный государственный переворот, а сам ГКЧП объявлялся незаконным. Из событий, которые, несомненно, стимулировали попытку государственного переворота необходимо отметить следующие: 

  1. Национализация Россией нефтяной и газовой промышленности и обещанное Ельциным в Тюмени повышение внутренних цен на нефть и нефтепродукты, что, по мнению Павлова, взорвало бы всю экономику страны.
  2. Предполагаемое введение национальных валют в некоторых республиках. 
  3. Национализация Якутией, Казахстаном золотодобывающей промышленности.
  4. Невыполнение планов госпоставок зерна нового урожая и замыкание экономических     пространств зернопроизводящими союзными республиками. 
  5. Сокращение на 50% оборонных заказов и грядущий паралич оборонной промышленности, социальные последствия необдуманной конверсии оборонных отраслей.
  6. Лавинообразная коммерциализация отношений между руководителями крупных предприятий и под отраслей народного хозяйства, ведущая к потере плановых компонент управления ими. 
  7. Феномен личной финансовой независимости руководителей предприятий организаций и следующая из него потеря последних рычагов управления ими.
  8. Указ Ельцина о департизации, устраняющей аппарат КПСС из сферы принятия каких-либо решений по управлению экономикой и социальной жизнью.
  9. Необходимость введения чрезвычайного положения и после неудачи переворота сохраняется. Вполне вероятно, что оно будет введено, но в других формах и с другими руководителями. 
  10. Создание республиканских систем безопасности, включая военизированные собственные формирования и национальные гвардии, начало перехода республиканских КГБ в ведение республик.
 

 Основной причиной неудачи переворота, по мнению многих историков, стала несогласованность  действий членов ГКЧП и тех органов, которые должны были бы беспрекословно исполнять их распоряжения. Высшие военачальники  командующие военными округами и родами войск не были заранее проинформированы о предстоящих  действиях психологически, не были подготовлены к жестким решениями  к необходимости применить оружие на территории РСФСР, Москвы и Ленинграда. Отсутствовала система согласования действий не только между армией, КГБ и МВД, но и между частями разных родов армии. Специальные подразделения войск КГБ не смогли (или не захотели) выполнен поставленные перед ними задачи по нейтрализации противников переворота. Жесткая управляемость армией, КГБ и МВД со стороны отдела административных органов ЦК КПСС оказалась мифом. В составе ГКЧП не оказалось ни одного человека, который психологически соответствовал бы роли руководителя переворота. Более того, все без исключения члены ГКЧП имели устойчивый негативный имидж у большей части населения страны.

     Последствия поражения ГКЧП стал запрет КПСС, захват власти Ельциным, раздел СССР, экономическая авантюра 1992 г. и последовавшая за ней катастрофа — а расстрел парламента России, того самого, который выступил за Ельцина и против ГКЧП, развал экономики, криминальная приватизация, война в Чечне, дефолт 1998 г., унижение страны на международной арене и прочие прелести современной Российской истории. 

Провал ГКЧП и конец Перестройки в августе, распад СССР в декабре 1991 г. означали победу сторонников либерального пути развития. Наступивший постперестроечный период является переходным от социализма к капитализму и проходит под лозунгом рыночных реформ и политического плюрализма либерально- западного образца. символизировали либерализация цен и приватизация госимущества. 
 

    1. Обратите  внимание на действия руководства России после августовского  политического кризиса  1991 г. Проанализируйте, как изменилось положение основных политических сил после августа 1991 г.

Руководство РСФСР  выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана Чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы. Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик.

Поражение путча  фактически привело к краху центральной  власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам  и ускорению распада Союза. В  течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые  из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы  о независимости. Распад СССР привел к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств.  

В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование. Августовский путч и контр - переворот Ельцина, по сути, подвели черту под существованием Советского Союза, дав толчок к суверенизации всех союзных республик.

После августовского  путча 1991 г. на ключевые государственные посты в центре и на местах пришли в основном вчерашние номенклатурные работники, а настоящих демократов, бывших диссидентов, боровшихся с тоталитаризмом, не было. Имея ограниченный реформаторский потенциал, эти «демократы» не способны были правильно организовать переустройство общества. 
 

    1. Дайте общую оценку политического  развития страны в 1992-1993 г. Подумайте, чем был вызван кризис власти в 1992-1993 гг. Покажите сущность кризиса двоевластия 1992-1993 гг. Проанализируйте причины вооруженного противостояния сторонников президентской и советской власти в октябре 1993 г.
 

 К концу 1991 года сложилась катастрофическая экономическая ситуация: сокращалось производство, росла инфляция, отсутствовали валютные резервы, возник невиданный дефицит потребительских товаров и продовольствия. Последнее люди получали по талонам или добывали из-под полы. Имелись два выхода из этой ситуации  военный коммунизм либо экономическая свобода. Е. Гайдар, назначенный Ельциным исполняющим обязанности премьер-министра, выбрал второй. 2 января 1992 г. были отпущены цены, их государство больше не контролировало, предоставив на волю рыночных сил. Такая мера, названная «шоковой терапией» Гайдара, возможно, спасла страну от голода, но резко усилила инфляцию - цены взлетели в сотни раз. За год они выросли на 2400%. Примерно на 20% сократились национальный доход и промышленное производство. Уменьшилось потребление населением мяса, молока, молочных продуктов, рыбы и др. Либерализация цен ударила в первую очередь по работникам бюджетной сферы. Была начата и другая радикальная реформа - приватизация государственной собственности. Руководство ею осуществлял Комитет по управлению государственным имуществом во главе с А. Б. Чубайсом. Каждый гражданин страны получил приватизационный чек (ваучер) стоимостью в 10 тыс. рублей и право обменять его на акции предприятий. Однако, из-за безудержной инфляции, потери сбережений населения и т.д., ваучеры превратились в символические бумажки. Вместо естественной приватизации за деньги осуществлялась «номенклатурная приватизация. 

В политической области после провала путча  ГКЧП происходил демонтаж тоталитарной системы, прежде всего её несущей части - КПСС. В январе 1992 г. руководители КП обратились в Конституционный суд России с предложением оценить конституционность указов Ельцина о запрете КПСС и национализации её имущества. Суд принял компромиссное решение о правомочности указов Президента в части, запрещающей деятельность руководящих структур КПСС и КП РСФСР, и подтвердил право граждан России, придерживающихся коммунистической идеологии, на объединение их по территориальному признаку. После этого началось воссоздание партийных организаций. 

В начале 1992 г. прошел конгресс национал-патриотических сил. И коммунисты, и национал-патриоты выступали с позиций либо принципиального  отрицания рынка, либо его жесткого государственного регулирования. Они подвергали резкой критике правительство Гайдара, называя его не иначе как «оккупационное», правительство «национальной измены» и т.д. В декабре 1992 г. обострение борьбы особенно заметно проявилось на VII съезде народных депутатов России. Деятельность правительства Гайдара была оценена как неудовлетворительная. Председателем Совета Министров стал бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР В. Черномырдин. 25 апреля 1993 г. был проведен референдум, в ходе которого 62% участников заявили о доверии Президенту Ельцину, но и не выступили за переизбрание состава Съезда народных депутатов. Итоги референдума оказались неожиданными для оппозиции и не устраивали её. 1 мая 1993 г. произошло столкновение демонстрантов - оппозиционеров с милицией, с обеих сторон были пострадавшие, один милиционер был убит.  

     Начало  противостояния ветвей власти. Поскольку президент России, став в ноябре 1991 г. по совместительству премьер-министром, прикрыл собой министров- реформаторов, Верховный Совет РФ решил созвать VI съезд народных депутатов. На съезде намечалось обсудить вопрос об отмене постановления V внеочередного съезда народных депутатов о наделении президента особыми полномочиями, в соответствии с которыми он единолично, без участия парламента, назначал правительство и руководил им.  VI съезд народных депутатов России состоялся 6–21 апреля 1992 г. На нем произошло первое острое противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти по двум основным вопросам – о ходе экономической реформы и о проекте новой Конституции. Президент Б. Н. Ельцин решительно выступил против смены «кабинета реформ», лишения президента дополнительных полномочий и принятия Конституции, ориентированной на парламентский тип республики. Он считал, что это ввергнет Россию в хаос междоусобицы. В свою очередь, Р. И. Хасбулатов как председатель Верховного Совета и заместитель председателя Конституционной комиссии заявил, что вопрос о том, президентской или парламентской будет Россия, – второстепенный : главное, чтобы она была демократической. По его докладу съезд одобрил проект новой Конституции, созданной на основе концепции парламентско-президентской республики. Парламент мог смещать членов правительства, выражать вотум недоверия правительству и президенту. VI съезд народных депутатов стал своего рода компромиссом между ветвями власти: президент добился одобрения проводимого его правительством курса реформ, пожертвовав при этом Г. Э. Бурбулисом и С. М. Шахраем (их съезд отстранил с вице-премьерских постов), а парламент укрепил свои политические позиции. На VII съезде народных депутатов России (1–14 декабря 1992 г.) произошло резкое обострение противостояния депутатов и президента. Съезд обвинил правительство реформаторов в «шоковой терапии» с ее либерализацией цен и отстранил Е. Т. Гайдара от исполнения обязанностей премьер-министра России. списка председателем правительства В. С. Черномырдина. В качестве пути выхода из кризиса президент Б. Н. Ельцин в январе 1993 г. предложил заключить Конституционное соглашение с руководством Верховного Совета. Съезд принял Конституционное соглашение в форме заявления президента и съезда о решении спорных вопросов между ветвями власти исключительно конституционными методами (за подписью Б. Н. Ельцина и Р. И. Хасбулатова). Съезд принял также Постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Оно предусматривало проведение 11 апреля 1993 г. референдума по основным положениям новой Конституции. Подводя итог съезду, Р. Хасбулатов заявил, что съезд «еще раз сказал „да“ реформам, но повернул их лицом к человеку».

Информация о работе Советский Союз в 1985-1991 годах