Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 07:16, контрольная работа
Приблизительно так же, как Гомер, рассуждало большинство
историков старого и нового времени. Ни сил, Ни знаний человеческих не хватило
бы для того, чтобы изобразить “всех рядовых бойцов” в истории человечества.
Поэтому история должна ограничится рассказом об одних “вождях и владыках”.
Личная история вождей, их деяния и судьба, их взаимные отношения – таково
должно быть содержание исторического рассказа. А идеальной целью историка
должно быть – изобразить эти приключения “вождей” с возможно большей живостью и
драматичностью, в возможно более совершенной художественной форме. Но что же
делать со всей остальной безымянной массой людей, за которыми не числиться
никаких подвигов, которые не оставили о себе никаких исторических воспоминаней?
Историки-рассказчики игнорировали их вовсе, замечая иногда, в своё оправдание
или для успокоения читателей, что история толпы сама собой уже отразится в
биографии героев как её лучших и наиболее ярких представителей.
Приблизительно так же, как Гомер, рассуждало большинство
историков старого и нового времени. Ни сил, Ни знаний человеческих не хватило
бы для того,
чтобы изобразить “всех
Поэтому история должна ограничится рассказом об одних “вождях и владыках”.
Личная история вождей, их деяния и судьба, их взаимные отношения – таково
должно быть
содержание исторического
должно быть – изобразить эти приключения “вождей” с возможно большей живостью и
драматичностью, в возможно более совершенной художественной форме. Но что же
делать со всей
остальной безымянной массой
людей, за которыми не
никаких подвигов,
которые не оставили о себе
никаких исторических
Историки-рассказчики
игнорировали их вовсе,
или для успокоения читателей, что история толпы сама собой уже отразится в
биографии героев как её лучших и наиболее ярких представителей.
Не так давно, однако же, появилось среди историков
направление,
не предусмотренное Гомером.
что истинный
предмет истории – не
малейших подробностях,
а именно жизнь народной массы,
известная. Сторонники нового направления прибавляя к этому, что такая история,
без собственных имён, без событий, без сражений и войн, без дипломатических
хитростей и мирных трактатов, не только не будет недостоверна, но что она,
напротив, будет
несравненно достовернее той
истории, к которой нас
сих пор историки-
что самая подробная личная история есть, во-первых, самая сомнительная в
сущности, так
как никакой свидетель-
ни передать безошибочно всех подробностей жизни известного лица или всех
частностей данного события; во-вторых, что такая история будет совершенно
анекдотична и
случайна, так как существование
и деятельность личности
от тысячи мелких и случайных причин. Наоборот, история народной массы,
утверждали они,
будет, заключать в себе
затем, такую историю можно будет изучать более точным научным методом: методом
наблюдения массовых явлений, т. е. статистическим; наконец, в силу такого
своего содержания и метода история народной
массы даст
нам возможность впервые
явлений; т.
о. история перестаёт быть
пёстрым сборником
“дней прошедших анекдотов”
– и сделается предметом,
возбудить научный
интерес и принести
В сравнительно короткое время новое направление завоевало
себе почти
всеобщее признание. История “
историей “быта” – учреждений и нравов. Изучение внешней истории (или т. н.
прагматической, политической) должно было уступить место изучению внутренней
(бытовой, культурной).
Таков общий смысл переворота, совершившегося в наших
исторических
понятиях. “Культурная история”
составляет предмет занятий,
крайней мере,
стремление большинства
между ними
очень скоро кончается,как
составлять содержание культурной истории и с какой целью её стоит изучать.
Относительно
содержания среди историков
считать предметом
истории – развитие
отношений, третьи – экономическое развитие. Ещё недавно в основу исторического
процесса историки
ставили развитие духовного
распространяется пртивоположное мнение, по которому всё развитие истории
сводится к
развитию материальных
одинаково односторонними, и спор о первенстве того или иного элемента истории
кажется тоже не особенно плодотворным. Необходимо, конечно, отличать более
простые явления
общественного развития о
перечисленые стороны исторической эволюции к какой-либо одной я считаю
безнадёжными. Если
где-нибудь можноразличать
разных сторонах
человеческой природы, а в
этом последнем
смысле развитие каждой
простого и
заканчивается сложным. Чем
тем элементарней
проявление различных сторон
человеческой жизнии –
и духовной – и тем теснее эти стороны связаны друг с другом. Чем дольше
развивается процесс, тем более различнфе стороны процесса выделяются и тем
сложнее становятся продукты их взаимодействия.
История может возбудить
практическую пользу. Оба этих побуждения для занятия историей – и научный
интерес, и
практическая польза –
забывать, что
это – два различных
причине явления,
– практический деятель
к жизни. Первый, ставя вопрос “почему”, – стремится к установлению
заканомерности исторического процесса. Второй, со своим вопросом “зачем”, –
старается постигнуть его целесообразность. Первый ищет в истории только
причинной связи
явлений; второрй добивается
образом не может признать историческое явление беспричинным, то второй должен
будет признать
это явление бессмысленным.
наблюдением фактов и удовлетворится открытием их внутреннего отношения, – там
второй постарается
вмешатся в ход событий и
установить между ними то
какое ему желательно. Одним словом, первый поставит своей целью изучение,
второй – творчество;
один откроет законы
правила политического искусства.
Во всём этом параллелизме нет ничего неправильного и
незаконного. Наука и искусство всегда и везде существовали рядом, не мешая друг
другу и не врываясь в сферу взаимной деятельности. Искусство нуждается в науке:
в данном случае,
политическое искусство
без знания
которых не могут быть
последовательность
различных форм
жизни известно,
что за патриархальной
аристократии, затем
идёт демократизация
господством черни и возвращением к новой форме монархии. Этот общий результат
мы должны анализировать дальше, что бы выделить отдельные, создавшие его
факторы. Может оказаться, что и выделенные факторы будут не простыми
элементами, а
сложными равнодейсвующими
в этом анализе
тогда, когла дойдём до
области знания, т. е. когда увидим, что явления исторического процесса находят
объяснение в
психологии и вместе с
закономерности более простых явлений мира
– физических, химических или
физиологических.
2.НАСЕЛЕНИЕ.
От количества населения в стране зависит степень
экономического развития данной страны. Чем гуще населена данная местность, тем
больше труда может проявить насепение, тем лучше оно может распределить между
собой этот труд, тем больше оно может накопитьсбережений, необходимых для того,
чтобы создать
или улучшить орудия и с
их помощью извлечь из
труда наибольшую пользу.
Связь тутвзаимная. Если рост населения заставляет искать
население новые
формы экономической
экономической
деятельности могут вызвать
Все современные
высокоразвитые страны или районы достаточно плотно заселены: Европа, США, юг
Канады, Япония. А
плотнонаселённые страны Юго-
от колониального гнёта и феодальных отношений активно развиваются.
Мальтус написал свою
всю вину нищеты
рабочего класса на него
размножение, – и доказывал, что население растёт гораздо быстрее, чем
увеличиваются
средства существования, – в
силу неизбежного законо
Присмотревшись к фактам, экономисты скоро нашли, что теория
Мальтуса основана
на слишком отвлечённом
верна, она
не предусматривает закона
народов, а только частное наблюдение над размножением одного рабочего класса
при условиях
современного
средствам существования совершалось гораздо тоньше и сложнее, чем полагал
Мальтус. В
действительности излишек
средствами” вроде голодной смерти людей, не нашедшим себе места на жизненном
пиру. Против такого
излишка скорее дейсвовали “
уменьшение количества браков и количества рождений, как только экономические
условия становмлись неблагоприятными (как сейчас в Рссии). Наконец, что всего
важнее, было сделано биологоческое наблюдение, в силу которого увеличение
благосостсяния и развитие индивидуальности неизменно ведёт за собой
ослабление производственной силы и
приостановку
роста населения: типчный