Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Проблеме внутренней политики правительства во время столыпинского премьерства (8 июля 1906 г. — 1 сентября 1911 г.) исследователи уделяли немало внимания. Имеется достаточно обширная литература, так или иначе затрагивающая эти вопросы. Однако большая ее часть посвящена изучению столыпинской аграрной реформы. Значительно меньше внимания уделяется проблемам расстановки и противоборства политических сил в рамках так называемого третьеиюньского режима, анализу общей политической программы столыпинского кабинета, рассчитанной на модернизацию государственного строя России, вывод его из глубокого политического кризиса.
Введение 3
Цель исследования 5
Задачи исследования 5
Экономическая и политическая обстановка в Российской империи
в начале ХХ века 6
Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6
Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7
Манифест 17 октября 1905 г. 10
Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 12
Основные государственные законы 23 апреля 1906. 13
Структура и деятельность Государственной Думы в период с 1906 по 1911 годы 15
Формирование Государственной Думы 16
Первая и вторая Государственные Думы 17
Третья Государственная Дума 18
П.А.Столыпин и его правительственная программа 20
Цели и задачи реформ 22
Аграрная реформа П.А. Столыпина 22
Взаимоотношения между партиями в Государственной Думе и Правительством 25
«Союз 17 октября» 26
Государственная дума и правительство — два центра управления? 29
Заключение 36
Выводы 37
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА
«Истории и мировой политики»
КУРСОВАЯ РАБОТА
П.А. СТОЛЫПИН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В 1906-1911гг.
Научный руководитель
Санкт-Петербург
2011 г.
Оглавление
Введение 3
Цель исследования 5
Задачи исследования 5
Экономическая и политическая обстановка в Российской империи
в начале ХХ века 6
Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6
Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7
Манифест 17 октября 1905 г. 10
Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 12
Основные государственные законы 23 апреля 1906. 13
Структура и
деятельность Государственной Думы
в период
Формирование Государственной Думы 16
Первая и вторая Государственные Думы 17
Третья Государственная Дума 18
П.А.Столыпин
и его правительственная
Цели и задачи реформ 22
Аграрная реформа П.А. Столыпина 22
Взаимоотношения
между партиями в Государственной
Думе
«Союз 17 октября» 26
Государственная дума и правительство — два центра управления? 29
Заключение 36
Выводы 37
Список использованной литературы…………………………………37
Проблеме внутренней политики
правительства во время столыпинского
премьерства (8 июля 1906 г. — 1 сентября 1911
г.) исследователи уделяли немало
внимания. Имеется достаточно обширная
литература, так или иначе затрагивающая
эти вопросы. Однако большая ее часть
посвящена изучению столыпинской аграрной
реформы. Значительно меньше внимания
уделяется проблемам
Первоочередной задачей
была признана разработка
Особый комплекс составляли
законопроекты социального
Несомненную политическую направленность
имели и разрабатывавшиеся
Как правовые, так и экономические реформы не были полностью реализованы в том виде, как их задумывал П.А. Столыпин, в частности, из-за противостояния между Правительством и Государственной Думой.
Данные обстоятельства побудили нас изучить экономическую и политическую обстановку в Российской империи в начале ХХ века, деятельность Государственной думы и П.А. Столыпина в период с 1906 по 1911 гг, их взаимоотношения, оценить результаты их совместной деятельности.
В начале 90-х гг. XIX в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.
Основной причиной промышленного подъема в XIX веке стала экономическая политика правительства, одной из составных частей которой было установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги.
В экономической политике царизма конца XIX – начала XX века было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников.
Однако социально-
Крестьянство составляло 4/5 населения
страны и продолжало расти, прирост населения
составлял во второй половине XIX века 1,8%.
К рубежу века сельское хозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось в глубоком кризисе. Экономическое положение русского крестьянина после 1861 года резко ухудшилось и в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 1800 году. Причин у этого кризиса было множество. Прежде всего, крестьяне с большим трудом справлялись с выплатой выкупных платежей. Для покупки или аренды земли им приходилось занимать у ростовщиков, а после в Крестьянском банке, задолженности росли и, в конце концов, после революции 1905-1907 гг. власть была вынуждена отменить в 1907 г. выкупные платежи и простить недоимки. Но нанесенного ущерба было уже не исправить (Могилевский, 2007).
Несбалансированность
Помимо обострения “вечных”
проблем нашего отечества — аграрной,
национальной, геополитической, предпосылками
преобразования государственного управления
в 1905—1907 гг. стали следующие
Варианты решения актуальных
проблем государственного управления
предлагались различными политическими
партиями. В период нарастания революционных
событий 1904—1905 гг. возникли конституционные
проекты, вышедшие из недр “Союза освобождения”
— предтечи партии конституционных
демократов (кадетов). “Проект Основного
закона Российской империи” уже в
первой статье декларировал принципы
конституционной монархии в России:
“Верховная власть Российской империи
осуществляется императором при
участии Государственной Думы”.
“Проект Основного закона”
До декабря 1905 г. революционными силами использовались исключительно мирные средства борьбы (митинг, демонстрация, манифестация, стачка). Основным вопросом начавшейся революции стал вопрос о власти. Революция показала, что без изменения государственного управления страной не был возможен выход из кризиса.
Торжественное обращение императора Николая II к народу, фактически объявившее о предстоящем переходе России от абсолютной монархии к конституционной, был издан для прекращения всеобщей забастовки и др. беспорядков осени 1905 г.
Непосредственным инициатором преобразования был пред. Комитета министров гр. С.Ю. Витте. 9.10.1905 он подал императору записку, в которой указывал, что законы 6.8.1905 о создании совещательной Гос. думы не удовлетворили даже умеренные круги. Доказывалось, что общество стремится к гражданской свободе, торжество которой неизбежно. Поэтому "лозунг свободы должен стать лозунгом правительственной деятельности. Другого исхода для спасения государства нет". Если правительство не станет во главе освободительного движения, то "казни и потоки крови только ускорят взрыв. За ним последует дикий разгул низменных человеческих страстей". Альтернативой преобразований Витте объявлял введение диктатуры, отказываясь от роли диктатора.
Рядом сановников по поручению
императора были составлены другие проекты
(не упоминавшие правительство и
в большинстве менее
В манифесте говорилось о
скорби императора из-за смуты и
волнений. Сообщалось о повелении "принять
меры к устранению прямых проявлений
беспорядка" и "умиротворению
государственной жизни". Для их
успешности признавалось необходимым
объединение деятельности "высшего
правительства". Император повелевал
ему, во-первых, ввести основы гражданской
свободы, т.е. неприкосновенность личности,
свободу совести, слова, собраний и
союзов, во-вторых, привлечь к выборам
в Думу "те классы населения, которые
ныне совсем лишены избирательных прав",
в третьих, "установить как незыблемое
правило, чтобы никакой закон
не мог восприять силу без одобрения
Государственной думы", а также
обеспечить выборным от народа "возможность
действительного участия в
Манифест был поддержан
либеральными консерваторами и правыми
либералами. Однако создававшаяся конституционно-
Манифест воодушевил часть революционеров и дезориентировал местные власти, что привело к массовым революционным демонстрациям и митингам во многих городах, а также ответным контрреволюционным и еврейским погромам октября 1905 г. На основании манифеста была проведена частичная политическая амнистия 21.10.1905, отменена общая цензура, расширено избирательное право, проведена реформа Гос. совета, изданы Временные правила о печати, собраниях, обществах и союзах 1906.
Царский Манифест 17 октября 1905 г. даровал России общественные свободы — неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов; объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации; придал Государственной думе характер законодательного учреждения, провозгласив принцип деления власти и перехода к конституционному строю.
Информация о работе Столыпин и государственная дума в 1905-1911