Столыпин и государственная дума в 1905-1911

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Проблеме внутренней политики правительства во время столыпинского премьерства (8 июля 1906 г. — 1 сентября 1911 г.) исследователи уделяли немало внимания. Имеется достаточно обширная литература, так или иначе затрагивающая эти вопросы. Однако большая ее часть посвящена изучению столыпинской аграрной реформы. Значительно меньше внимания уделяется проблемам расстановки и противоборства политических сил в рамках так называемого третьеиюньского режима, анализу общей политической программы столыпинского кабинета, рассчитанной на модернизацию государственного строя России, вывод его из глубокого политического кризиса.

Содержание

Введение 3
Цель исследования 5
Задачи исследования 5
Экономическая и политическая обстановка в Российской империи
в начале ХХ века 6
Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6
Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7
Манифест 17 октября 1905 г. 10
Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 12
Основные государственные законы 23 апреля 1906. 13
Структура и деятельность Государственной Думы в период с 1906 по 1911 годы 15
Формирование Государственной Думы 16
Первая и вторая Государственные Думы 17
Третья Государственная Дума 18
П.А.Столыпин и его правительственная программа 20
Цели и задачи реформ 22
Аграрная реформа П.А. Столыпина 22
Взаимоотношения между партиями в Государственной Думе и Правительством 25
«Союз 17 октября» 26
Государственная дума и правительство — два центра управления? 29
Заключение 36
Выводы 37

Работа состоит из  1 файл

кр.docx

— 63.08 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

КАФЕДРА

«Истории  и мировой политики»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

П.А. СТОЛЫПИН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ДУМА В 1906-1911гг.

 

 

 

                                                                  Выполнил 

 

 

                                         

 

                             Научный руководитель

                                    доц. Яренгина В.П.

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

Оглавление

 

Введение 3

Цель исследования 5

Задачи исследования 5

Экономическая и политическая обстановка в Российской империи                

в начале ХХ века 6

Социально-экономическое  развитие России к 1906 году 6

Кризис государственной  власти и управления начала ХХ века. 7

Манифест 17 октября 1905 г. 10

Изменения в  государственном управлении в 1905-1906г 12

Основные  государственные законы 23 апреля 1906. 13

Структура и  деятельность Государственной Думы в период                                с 1906 по 1911 годы 15

Формирование Государственной Думы 16

Первая и  вторая Государственные Думы 17

Третья Государственная  Дума 18

П.А.Столыпин и его правительственная программа 20

Цели и  задачи реформ 22

Аграрная  реформа П.А. Столыпина 22

Взаимоотношения между партиями в Государственной  Думе                             и  Правительством 25

«Союз 17 октября» 26

Государственная дума и правительство — два  центра управления? 29

Заключение 36

Выводы 37

Список использованной литературы…………………………………37

 

Введение

Проблеме внутренней политики правительства во время столыпинского  премьерства (8 июля 1906 г. — 1 сентября 1911 г.) исследователи уделяли немало внимания. Имеется достаточно обширная литература, так или иначе затрагивающая  эти вопросы. Однако большая ее часть  посвящена изучению столыпинской аграрной реформы. Значительно меньше внимания уделяется проблемам расстановки  и противоборства политических сил  в рамках так называемого третьеиюньского  режима, анализу  общей политической программы столыпинского кабинета, рассчитанной на модернизацию государственного строя России, вывод его из глубокого  политического кризиса.

 Первоочередной задачей  была признана разработка правовых  норм для реализации гражданских  и политических свобод, провозглашенных  в Манифесте 17 октября 1905 г., —  свобода слова, собраний, печати, союзов, вероисповеданий, неприкосновенность  личности и жилища, тайна корреспонденции  и т.п. Этот комплекс законов,  определявших права и обязанности  граждан, должен был составить  правовую базу общества. Другой  комплекс должны были составить  законопроекты по реорганизации  и усовершенствованию системы  органов местного управления, суда  и самоуправления. В сфере местного  управления предполагалось прежде  всего укрепить губернское и  уездное административное звено  — расширить полномочия губернаторов, заменить уездных предводителей  дворянства, фактически возглавлявших  уездную администрацию, коронными  начальниками уездов, ликвидировать  окончательно скомпрометировавший  себя институт земских начальников  и заменить их участковыми  комиссарами. Последние меры были  рассчитаны не только на усиление  государственных структур, но и  на полное упразднение остатков  сословности в местном управлении  и восстановление разделения  административной и судебной  властей на местах.

Особый комплекс составляли законопроекты социального характера, носившие вместе с тем отчетливо  выраженную политическую направленность. Здесь на первом месте, несомненно, были указы от 5 октября и 9 ноября 1906 г., сближавшие в правовом отношении  крестьян с остальным населением империи, предоставлявшие им свободный  выход из общины и закрепление  за ними надельных земель в личную собственность. Новый курс аграрной политики должен был подвести экономическую  базу под процесс обретения крестьянством  гражданских и политических прав. Вместе с тем насаждение мелких зажиточных крестьян-собственников должно было привести к созданию консервативного "среднего класса", новой социальной опоры власти, укрепить на несколько  подновленной основе политический режим, снять социальную напряженность  в деревне, отвлечь крестьян от помещичьих земель. Представляя указ 9 ноября 1906 г. на утверждение Думы, а затем  и Государственного Совета, П.А.Столыпин вновь и вновь подчеркивал, что  насаждение "крепкого личного собственника" в деревне необходимо "для переустройства нашего царства, переустройства его  на крепких монархических устоях", для создания преграды развитию революционного движения.

Несомненную политическую направленность имели и разрабатывавшиеся правительством законопроекты, предполагавшие введение новых принципов взаимоотношений  труда и капитала, отношения власти к рабочему движению (свобода экономических  стачек, примирительные камеры, профсоюзы, страховые законы и т.п.).

Как правовые, так и экономические  реформы не были полностью реализованы  в том виде, как их задумывал  П.А. Столыпин, в частности, из-за противостояния между Правительством и Государственной  Думой. 

Данные обстоятельства побудили нас изучить экономическую и  политическую обстановку в Российской империи в начале ХХ века, деятельность Государственной думы и П.А. Столыпина  в период с 1906 по 1911 гг, их взаимоотношения, оценить результаты их совместной деятельности.

Цель работы: представить анализ деятельности П.А. Столыпина в должности премьер-министра и Государственной Думы 1906-1911 годов.

Задачи работы:

  1. Охарактеризовать экономическую и политическую обстановку в Российской империи в начале ХХ века;
  2. Изучить структуру и деятельность Государственной думы в период с 1906 по 1911 гг;
  3. Рассмотреть деятельность П.А. Столыпина в должности премьер- министра.
  4. Проанализировать характер взаимоотношений между партиями в Государственной Думе и  Правительством;
  5. Оценить результаты деятельности П.А. Столыпина и Государственной Думы в 1906 -1911 гг.

Экономическая и политическая обстановка в Российской империи в начале ХХ века

Социально-экономическое  развитие России к 1906 году

В начале 90-х гг. XIX в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности  Россия  вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.  

Основной причиной промышленного  подъема в XIX веке стала экономическая политика правительства, одной из составных частей которой было установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. 

В экономической политике царизма конца XIX – начала XX века было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников.

Однако социально-экономическое  развитие России было и весьма противоречивым. Ее население насчитывало около 130 миллионов человек, но размещено  по территории страны было крайне неравномерно. Почти 90 процентов населения проживало  в европейской части, За Уралом проживало  всего 13,5 миллионов человек, из них 7 миллионов в Казахстане и Средней  Азии. Страна оставалась преимущественно  аграрной. В городах проживало  всего 14,7 миллиона человек.  
Крестьянство составляло 4/5 населения страны и продолжало расти, прирост населения составлял во второй половине XIX века 1,8%.

К рубежу века сельское хозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось  в глубоком кризисе. Экономическое  положение русского крестьянина  после 1861 года резко ухудшилось и  в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 1800 году. Причин у этого кризиса  было множество. Прежде всего, крестьяне  с большим трудом справлялись  с выплатой выкупных платежей. Для  покупки или аренды земли им приходилось  занимать у ростовщиков, а после  в Крестьянском банке, задолженности  росли и, в конце концов, после  революции 1905-1907 гг. власть была вынуждена  отменить в 1907 г. выкупные платежи и  простить недоимки. Но нанесенного  ущерба было уже не исправить (Могилевский, 2007).

Несбалансированность сельского  хозяйства стала одной из причин   экономического кризиса в начале XX столетия, который затем сменился  длительной  «депрессией»  1904-1908 годов. 

Кризис государственной  власти и управления начала ХХ века

Помимо  обострения “вечных” проблем нашего отечества — аграрной, национальной, геополитической, предпосылками  преобразования государственного управления в 1905—1907 гг. стали следующие обстоятельства: назрела необходимость допущения  выборных представителей от народа к  законосовещательной деятельности. Реформаторы видели объективную  необходимость преобразований, отсталость России от стран Западной Европы, где  почти все монархии были конституционными, действовали представительные органы.

Варианты решения актуальных проблем государственного управления предлагались различными политическими  партиями. В период нарастания революционных  событий 1904—1905 гг. возникли конституционные  проекты, вышедшие из недр “Союза освобождения”  — предтечи партии конституционных  демократов (кадетов). “Проект Основного  закона Российской империи” уже в  первой статье декларировал принципы конституционной монархии в России: “Верховная власть Российской империи  осуществляется императором при  участии Государственной Думы”. “Проект Основного закона” провозглашал: “Все русские граждане равны перед  законом”, “Свобода каждого обеспечена законом”. Декларировалась неприкосновенность жилища, право для всех “русских граждан”, достигших совершеннолетия, свободно избирать и быть избранными, свободно выбирать и менять место  жительства, приобретать недвижимое имущество, перемещаться внутри государства  и выезжать за его пределы. Личность человека впервые в русской истории  решительно встала в центр интересов  законодательства.

До декабря 1905 г. революционными силами использовались исключительно  мирные средства борьбы (митинг, демонстрация, манифестация, стачка). Основным вопросом начавшейся революции стал вопрос о  власти. Революция показала, что  без изменения государственного управления страной не был возможен выход из кризиса.

Манифест 17 октября 1905 г.

Торжественное обращение  императора Николая II к народу, фактически объявившее о предстоящем переходе России от абсолютной монархии к конституционной, был издан для прекращения  всеобщей забастовки и др. беспорядков  осени 1905 г.

Непосредственным инициатором  преобразования был пред. Комитета министров гр. С.Ю. Витте. 9.10.1905 он подал  императору записку, в которой указывал, что законы 6.8.1905 о создании совещательной  Гос. думы не удовлетворили даже умеренные  круги. Доказывалось, что общество стремится  к гражданской свободе, торжество  которой неизбежно. Поэтому "лозунг свободы должен стать лозунгом правительственной  деятельности. Другого исхода для  спасения государства нет". Если правительство не станет во главе  освободительного движения, то "казни  и потоки крови только ускорят  взрыв. За ним последует дикий  разгул низменных человеческих страстей". Альтернативой преобразований Витте  объявлял введение диктатуры, отказываясь  от роли диктатора.

Рядом сановников по поручению  императора были составлены другие проекты (не упоминавшие правительство и  в большинстве менее радикальные). Витте объявил одобрение своего текста обязательным условием принятия должности главы правительства. Других приемлемых кандидатов на этот пост не было и Николай II был вынужден утвердить проект Витте.

В манифесте говорилось о  скорби императора из-за смуты и  волнений. Сообщалось о повелении "принять  меры к устранению прямых проявлений беспорядка" и "умиротворению  государственной жизни". Для их успешности признавалось необходимым  объединение деятельности "высшего  правительства". Император повелевал  ему, во-первых, ввести основы гражданской  свободы, т.е. неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и  союзов, во-вторых, привлечь к выборам  в Думу "те классы населения, которые  ныне совсем лишены избирательных прав", в третьих, "установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон  не мог восприять силу без одобрения  Государственной думы", а также  обеспечить выборным от народа "возможность  действительного участия в надзоре  за закономерностью действий поставленных от нас властей". Говорилось о "дальнейшем развитии начала общего избирательного права" в новом законодательном  порядке. В заключении "все верные сыны России" призывались помочь прекращению смуты.

Манифест был поддержан  либеральными консерваторами и правыми  либералами. Однако создававшаяся конституционно-демократическая  партия, а также крайне левые сочли  его недостаточным и продолжали антиправительственную борьбу. Сторонники абсолютной монархии впоследствии осуждали манифест, считая, что Витте "вырвал" его у Николая II.

Манифест воодушевил часть  революционеров и дезориентировал  местные власти, что привело к  массовым революционным демонстрациям  и митингам во многих городах, а также  ответным контрреволюционным и еврейским  погромам октября 1905 г. На основании  манифеста была проведена частичная  политическая амнистия 21.10.1905, отменена общая цензура, расширено избирательное  право, проведена реформа Гос. совета, изданы Временные правила о печати, собраниях, обществах и союзах 1906.

Изменения в государственном  управлении  в 1905-1906г

Царский Манифест 17 октября 1905 г. даровал России общественные свободы  — неприкосновенность личности, свободу  слова, собраний, союзов; объявил о  выборах в Государственную думу и их демократизации; придал Государственной  думе характер законодательного учреждения, провозгласив принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

Информация о работе Столыпин и государственная дума в 1905-1911