Столыпин и государственная дума в 1905-1911

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Проблеме внутренней политики правительства во время столыпинского премьерства (8 июля 1906 г. — 1 сентября 1911 г.) исследователи уделяли немало внимания. Имеется достаточно обширная литература, так или иначе затрагивающая эти вопросы. Однако большая ее часть посвящена изучению столыпинской аграрной реформы. Значительно меньше внимания уделяется проблемам расстановки и противоборства политических сил в рамках так называемого третьеиюньского режима, анализу общей политической программы столыпинского кабинета, рассчитанной на модернизацию государственного строя России, вывод его из глубокого политического кризиса.

Содержание

Введение 3
Цель исследования 5
Задачи исследования 5
Экономическая и политическая обстановка в Российской империи
в начале ХХ века 6
Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6
Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7
Манифест 17 октября 1905 г. 10
Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 12
Основные государственные законы 23 апреля 1906. 13
Структура и деятельность Государственной Думы в период с 1906 по 1911 годы 15
Формирование Государственной Думы 16
Первая и вторая Государственные Думы 17
Третья Государственная Дума 18
П.А.Столыпин и его правительственная программа 20
Цели и задачи реформ 22
Аграрная реформа П.А. Столыпина 22
Взаимоотношения между партиями в Государственной Думе и Правительством 25
«Союз 17 октября» 26
Государственная дума и правительство — два центра управления? 29
Заключение 36
Выводы 37

Работа состоит из  1 файл

кр.docx

— 63.08 Кб (Скачать документ)

Была проведена реформа  Государственного совета, существовавшего  с 1810 г. В высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 г. “Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы”  расширялись права законодательной  деятельности названных государственных  учреждений. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочиями.

Государственный совет де-факто  превратился во вторую палату российского  парламента, Дума стала первой палатой  парламента.

Согласно Указу “О переустройстве учреждения Государственного Совета”  от 20 февраля 1906 г. преобразованный  Госсовет состоял из двух категорий  членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Госсовета: избираемые Синодом от православного  духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого губернского  земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов).

Был принят новый демократический  избирательный Закон от 11 декабря 1905 г. “Об изменении Положения  о выборах в Государственную  думу”. Он содержал нововведение: к  существовавшим ранее трем избирательным  куриям (земледельческой, городской  и крестьянской) добавилась рабочая  курия. Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех  курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии  устанавливалось разное количество ступеней: двухстепенные выборы для  крупных землевладельцев, четырехстепенные — для крестьян и трехстепенные  — для рабочих (2006).

Основные государственные  законы 23 апреля 1906.

Законодательные акты, ставшие  конституцией Российской империи на последнем этапе ее существования, были изданы взамен Основных законов 1832 для закрепления результатов  преобразований.

Совет министров восстановил  определение власти императора как "самодержавной", предоставил  ему право издавать указы не только "для приведения законов в исполнение" но и "для устройства частей государственного управления, для ограждения государственной  и общественной безопасности и порядка, а также для обеспечения народного  благосостояния", и объявлять "общее  прощение" преступников. Была подчеркнута  роль монарха как руководителя внешней  политики и обороны, появились статьи об издании им без участия Думы нормативных актов по вооруженным  силам, об ответственности правительства  перед императором, его праве  вводить чрезвычайное и военное  положения и увольнять судей. Было изъято положение о необходимости  согласия палат на изменение границ.

Для окончательного рассмотрения проекта в апреле было созвано  третье Царскосельское совещание под  председательством императора Николая II с участием великих князей, министров, нескольких членов Гос. совета и сенаторов. Оно в общем одобрило проект Совета министров, восстановив несменяемость  судей и отклонив несколько предложений, направленных на сохранение за императором  неограниченной власти.

К этому времени стала  ясной победа партии народной свободы  на выборах в I Гос. думу. Поэтому  проект был передан группе кадетских  лидеров во главе с С.А. Муромцевым. Их поправки более определенно провозглашали  политические свободы, устанавливали  подзаконность чрезвычайных указов императора, расширяли финансовые права  Думы за счет Гос. совета, предоставляли  палатам права инициативы пересмотра Основных законов и предъявления запросов министрам о нецелесообразных действиях, вводили судебную (а составленный той же группой проект тронной  речи - и политическую) ответственность  министров перед Думой.

Таким образом, в  1906 г. Российская империя  стала представлять собой  конституционную монархию, в которой  законодательная власть принадлежала императору и двухпалатному парламенту, высшая исполнительная — императору и ответственным перед ним  министрам, высшая судебная и контрольная  — Правительствующему сенату.

Структура и деятельность Государственной  Думы в период с 1906 по 1911 годы

Формирование  Государственной Думы

Официально народное представительство  в России было учреждено Манифестом 6 августа 1905 года под давлением либерального крыла правительства, которое решило не накалять обстановку в России, дав  понять подданным о намерении  учесть общественную потребность в  наличии представительного органа власти.

Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с  подъемом революционных настроений в обществе. При этом контроль над  Думой было решено осуществлять через  избирательное законодательство.

Однако в основных законах  предусматривался ряд ограничений  деятельности российского парламента. Главным из них было то, что вся  исполнительная власть в стране принадлежала царю. Более того, в Свод основных государственных законов был  внесен параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени.

Согласно закону о выборах, изданному в декабре 1905 года учреждались  четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Сами выборы нельзя было считать всеобщими  равными и прямыми:

  • не имели избирательных прав женщины, учащаяся молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств;
  • один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей курии — на 90 тысяч избирателей;
  • для рабочих и крестьян устанавливалась трех и четырехстепенная система выборов.

Общее число избранных  депутатов Государственной Думы в разных созывах колебалось от 480 до 525 человек.

Первая и вторая Государственные Думы

Первая «всенародно» избранная Государственная Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года, состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители  разных политических партий. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

Самой многочисленной фракцией были кадеты — 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы  — 18. От так называемых национальных меньшинств в работе Думы участвовали 63 представителя, от беспартийных — 105 представителей.

Внушительную фракцию  составляли представители аграрной трудовой партии России, или, как они  тогда назывались, «трудовики». Фракция  насчитывала в своих рядах 97 депутатов  и эту квоту практически сохраняла  все созывы.

Председателем Первой Государственной Думы был избран кадет С.А. Муромцев, профессор Московского  университета, публицист, земский деятель. С самого начала своей работы Государственная  Дума приняла адрес, в котором  потребовала амнистии политическим заключенным, реального осуществления  политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель.

Через восемь дней Председатель Совета министров И.Л. Горемыкин решительно отверг все  требования Государственной Думы, которая  в свою очередь провела резолюцию  о полном недоверии правительству  и потребовала его отставки. Министры объявили Думе бойкот и демонстративно внесли в Думу свой первый законопроект — об ассигновании 40 029 рублей 49 копеек на постройку пальмовой оранжереи  и сооружение прачечной при Юрьевском  университете. Дума ответила градом запросов.

Вообще за 72 дня  своей работы (одна сессия) Первая Государственная  Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства и была распущена царем 8 июля 1906 г. под предлогом разжигания смуты (Гос09).

Вторая Государственная  Дума просуществовала с февраля  по июнь 1907 года, состоялась также одна сессия. По составу депутатов Дума была значительно левее первой, хотя по замыслу царедворцев должна была быть более правой.

Председателем Второй Государственной Думы был избран один из основателей партии кадетов, земский деятель Ф.А. Головин. Во Второй Государственной Думе 20 марта 1907 года впервые прошло обсуждение записи государственных доходов  и расходов (бюджета страны).

Правительство, подчиненное  только царю, не желало считаться с  Думой, а Дума как «народная избранница»  не хотела подчиняться такому положению  вещей и стремилась тем или  иным способом добиться своих целей.

В конечном итоге  противостояние Дума — правительство  стало одной из причин того, что 1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Указом Николая II от 3 июня Дума была распущена.

Третья Государственная  Дума

В результате введения нового избирательного закона была созвана  Третья Государственная Дума, уже  более послушная царю. В ней  резко сократилось количество оппозиционно настроенных по отношению к самодержавию депутатов, зато увеличилось число  верноподданных избранников.

Третья Государственная  Дума, единственная из четырех, проработала  весь положенный по закону о выборах  в Думу пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий. Все фракции Думы выступали  за распространение народного образования, увеличение полномочий местного самоуправления, повышение эффективности гос. управления, борьбу с монополизацией промышленности. Палата стремилась улучшать положение  крестьян, соблюдая при этом принцип  неприкосновенности собственности

Третья Дума была значительно «правее» двух предыдущих. Две трети выборщиков в Думу представляли прямо или косвенно интересы помещиков  и буржуазии. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В Третьей  Государственной Думе было 50 крайне правых депутатов, 97 умеренно правых депутатов  и депутатов-националистов. Появились  группы: мусульманская — 8 депутатов, литовско-белорусская — 7 депутатов  и польская — 11 депутатов.

Председателем Третьей  Государственной Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник, лидер октябристов А.И. Гучков. В  апреле 1911 года Председателем Третьей  Государственной Думы стал крупный  екатеринославский помещик, «октябрист»  М.В. Родзянко.

«Октябристы» —  партия крупных землевладельцев  и промышленников — управляли  работой всей Думы. В случае разногласий  решения Думы обычно зависели от октябристов. В зависимости от их голосования  создавалось правооктябристское (с  участием националистов, правых, по некоторым  вопросам и польских фракций) и октябристско-кадетское  или левооктябристское (с участием прогрессистов, кадетов, польских и  мусульманской фракций, по ряду вопросов трудовиков и эсдеков).

Правооктябристское  большинство стремилось к усилению военной мощи России, предупреждению революционных выступлений и  борьбе с ними, защите интересов  русского народа (нередко понимаемой как ограничение национальных меньшинств). Это большинство зачастую действовало  по указаниям правительства, ускоренно  рассматривая необходимые для него проекты и оставляя без рассмотрения нежелательные.

При рассмотрении ряда умеренно-либеральных реформ и организационных  вопросов это большинство действовало  в форме центристского в составе  октябристов и националистов, иногда также прогрессистов или (и) польских фракций. Однако из-за плохой посещаемости заседаний октябристами и националистами при голосовании флангов против центристских фракций решение было непредсказуемо.

Октябристско-кадетское  и, менее последовательно, центристское большинство стремилось к упрочению  конституционного строя, установлению законности и ограничению произвола  бюрократии, расширению гражданских  и политических свобод, сокращению правительственных репрессий.

Всего в Думу было внесено примерно 2.5 тыс. законопроектов. Около 2,2 тыс. из них стали законами. III Дума, в отличие от своих предшественниц, смогла интегрироваться в политическую систему страны. Российская империя  перестала мыслиться без народного  представительства. Палата добилась быстрого прогресса начального и в меньшей  степени среднего образования, улучшения  финансового положения местного самоуправления и его введения на части окраин, некоторого повышения  эффективности гос. аппарата и вооруженных  сил, а также социальной защиты военнослужащих, частных улучшений во многих др. вопросах. В то же Думе не удалось  добиться прекращения произвола  администрации и реформы исключительных положений.

П.А.Столыпин и его правительственная программа

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) был представителем старинного дворянского рода, известного с XVI века. Среди его родственников  – князь Горчаков, главнокомандующий  времен крымской войны, и М.Ю.Лермонтов. Военной карьерой, как было принято  в его семье, он заниматься не мог  – у него была повреждена правая рука.

Информация о работе Столыпин и государственная дума в 1905-1911