Столыпин и государственная дума в 1905-1911

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Проблеме внутренней политики правительства во время столыпинского премьерства (8 июля 1906 г. — 1 сентября 1911 г.) исследователи уделяли немало внимания. Имеется достаточно обширная литература, так или иначе затрагивающая эти вопросы. Однако большая ее часть посвящена изучению столыпинской аграрной реформы. Значительно меньше внимания уделяется проблемам расстановки и противоборства политических сил в рамках так называемого третьеиюньского режима, анализу общей политической программы столыпинского кабинета, рассчитанной на модернизацию государственного строя России, вывод его из глубокого политического кризиса.

Содержание

Введение 3
Цель исследования 5
Задачи исследования 5
Экономическая и политическая обстановка в Российской империи
в начале ХХ века 6
Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6
Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7
Манифест 17 октября 1905 г. 10
Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 12
Основные государственные законы 23 апреля 1906. 13
Структура и деятельность Государственной Думы в период с 1906 по 1911 годы 15
Формирование Государственной Думы 16
Первая и вторая Государственные Думы 17
Третья Государственная Дума 18
П.А.Столыпин и его правительственная программа 20
Цели и задачи реформ 22
Аграрная реформа П.А. Столыпина 22
Взаимоотношения между партиями в Государственной Думе и Правительством 25
«Союз 17 октября» 26
Государственная дума и правительство — два центра управления? 29
Заключение 36
Выводы 37

Работа состоит из  1 файл

кр.docx

— 63.08 Кб (Скачать документ)

Столыпин приложил немало усилий, чтобы сохранить народное представительство. Но позиция его  в этих вопросах была весьма противоречива. С одной стороны, целью правительства  провозглашалось "сохранить те заветы, те устои, те начала, которые были положены в основу реформ Императора Николая II" и создать"правовое государство". В связи с этим признавалось целесообразным и даже неизбежным существование  высших представительных учреждений —  Государственной Думы и реформированного, также частично избиравшегося Государственного Совета, формально наделенных верховной  властью, законодательными функциями. Но, с другой стороны, он настойчиво подчеркивал фактически неограниченную полноту власти российского монарха, волею которого и было создано  народное представительство. Последнее, по его твердому убеждению, должно было быть лишь помощником царя в управлении страной. Только самодержавная власть является хранительницей идеи русского государства, она олицетворяет собой  силу и цельность России, оберегая ее от распада. По его мнению, "нельзя к нашим русским корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужестранный цветок". При  этом явно имелся в виду западноевропейский парламентаризм. И когда В.Н. Коковцев, министр финансов столыпинского  кабинета, прямо заявил в одном  из своих выступлений перед Думой, что "у нас, слава Богу, парламента нет", что вызвало бурные протесты депутатов, премьер запретил министру делать какие-либо разъяснения по этому  вопросу.

Столыпин и на деле показал, каково место народного представительства  в системе власти. Он дважды пошел  на роспуск Думы и даже изменил  избирательный закон, пойдя фактически на нарушение основных законов империи. Но и получив в Думе необходимое, как ему казалось, для проведения реформ соотношение сил, Столыпин весьма настороженно относился к законодательным  палатам. Во-первых, стремясь перехватить  инициативу, он важнейшие законопроекты  проводил в чрезвычайном указном  порядке по ст. 87, ставя Думу и  Государственный Совет перед  свершившимся фактом и ссылаясь при  этом на высочайшую волю.

Во-вторых, под предлогом  необходимости накопления молодым  народным представительством опыта  законодательной работы он вносил на его рассмотрение массу третьестепенных  дел, так называемой "думской вермишели" или "законодательной жвачки", призванной занять умы и языки  политиков. Такая политика вполне отвечала настроениям Николая II, который никак  не мог примириться с дарованной им же самим Думой, и мысль о  ее роспуске или преобразовании в  законосовещательный орган при  монархе не покидала его. И Столыпин, сам будучи воспитанным в духе самодержавного культа, выступал в  роли то буфера между верховной властью  и народным представительством, то орудия самодержавия. При этом он опирался на противоречивость положений Основных законов, дававших возможность трактовать их в зависимости от того или иного  понимания характера установившегося  государственного строя и в зависимости  от складывавшейся конкретной ситуации.

Эти действия премьера, а  также его высокомерие, показное барство, надменность, бросавшиеся  в глаза даже его сотрудникам  и зачастую расценивавшиеся как  твердость, вызывали нараставшее недовольство со стороны все большей части  депутатов и даже членов Государственного Совета. Не только либералы и левые  радикалы, но и правые все чаще обвиняли власть в установлении режима восточной  деспотии, в государственном перевороте, в усилении полицейского произвола. Дело в том, что со временем в существовании  представительства оказались заинтересованными  почти все политически активные силы, так или иначе пытавшиеся использовать его в своих интересах. Сама же политическая программа столыпинского  кабинета в скором времени привела  к обострению противоречий не только между правительством и обществом, но и в самих правящих верхах.

Реализация столыпинского  курса не могла удовлетворить  политические силы, стоявшие на диаметрально противоположных позициях.

Он не устраивал правоконсервативные  круги, поскольку реформы непосредственно  затрагивали их интересы и либо ущемляли их, либо грозили непредсказуемыми последствиями.

Леворадикальные силы видели в них опасность для своих  целей, ибо успешные реформы суживали возможности для революционного выбора.

Не удовлетворяла политика Столыпина и либералов, а со временем даже и проправительственный октябристский  центр, так как премьер по мере нарастания сопротивления реформам стал все чаще "оглядываться назад". Либералы видели ущербность столыпинского  курса прежде всего в попытках совместить самодержавие с представительным строем, что неизбежно вело к нарушению  законности, пренебрежению к завоеванным  демократическим свободам. Крен правящих кругов вправо отчетливо обнаружился  уже вскоре после подавления революции, и этот фактор сыграл едва ли не важнейшую  роль в свертывании программы  преобразований.

Уже выступая 16 ноября 1907 г. перед III Думой, Столыпин заметно ограничил  круг планировавшихся реформ. Прежде всего, в ходе их реализации оказался практически свернут весь пакет  законопроектов, связанных с политическими  и гражданскими свободами. Думой  были приняты лишь некоторые частные  поправки к указу о веротерпимости.

Фактически не был реализован и комплекс административно-судебных реформ. Наиболее резкие возражения правых дворянских кругов вызвали проекты  реорганизации местного управления, суда и земских учреждений. В результате жестких столкновений П.А.Столыпина  с Думой и Государственным  Советом были приняты лишь законы о введении земств в шести западных губерниях и о восстановлении института мировых судей. Но это, как скоро стало ясно, оказалось  для премьера "пирровой победой".

Наиболее продвинутой  оказалась лишь аграрно-крестьянская реформа. П.А.Столыпину удалось добиться принятия законов о выходе крестьян-собственников  из общины и их землеустройстве, на что потребовалось почти пять лет. За все время действия реформы  из общины вышло около четверти всех хозяев, на надельной и купленной  у Крестьянского банка землях было образовано около 1,6 млн обособленных крестьянских хозяйств — до 300 тыс. хуторов и 1,3 млн отрубов, что составляло 10-11% всей площади надельных земель. За Урал на свободные земли переселились свыше 3 млн человек.

Но успех реформы был  относителен. Более того, в плане  политическом она фактически провалилась. Во-первых, П.А.Столыпину не удалось  создать массового слоя зажиточных крестьян-собственников и существенно  подорвать позиции общины. Во-вторых, реформа не сняла напряженность  в деревне. Общинники повели борьбу против вышедших из общины, стремясь вернуть  их обратно. Не оправдались и расчеты  П.А.Столыпина на то, что в процессе землеустройства удастся отвлечь  крестьян от помещичьих земель.

Идея всеобщего земельного передела не покидала крестьянства, подогреваемая  деятельностью левых партий. Оправдались  самые мрачные прогнозы, высказанные  премьером еще в момент приступа к аграрным преобразованиям: в случае их неуспеха правительство, считал он, будет окончательно дискредитировано, а престиж революционеров неизмеримо вырастет.

В результате нараставшей  оппозиции своему курсу Столыпин все чаще шел на компромиссы, а  затем и вообще отказался от ряда ключевых реформ. Политической воли его  было явно недостаточно, а поддержка  императора, именем которого и вершились  преобразования, постепенно слабела. Рейтинг  премьера неуклонно падал, о чем, в частности, свидетельствует подборка перлюстрированных писем (практика эта процветала, несмотря на попытку  узаконить тайну переписки), опубликованная в "Красном архиве". В числе  не принявших столыпинский курс были недавний соратник премьера по разработке аграрной реформы, товарищ министра внутренних дел В.И.Гурко, князь Кочубей, октябрист-профессор Проскуряков, член Государственного Совета, недавний лидер  Объединенного дворянства граф А.А. Бобринский, умереннейший земский либерал  Д.Н.Шипов. Последний, обвиняя власть в неискренности, в нарушении  данных обещаний, писал своему корреспонденту: "От представительного строя по форме не отказываются, но, в сущности, с представительством не считаются  и сводят его на нет... Политические свободы включены в наши основные законы, но где они? Все это ведет  к тому, что пропасть, отделяющая государственную власть от страны, все растет, и в населении воспитывают  чувство злобы и ненависти... Столыпин не видит или, скорее, не хочет видеть ошибочности взятого им пути и  уже не может с него сойти, а  реакция влечет его по этому пути все далее".И наблюдая общую  деморализацию общества, он считал даже, что лишь новый общественный взрыв может обновить общество, и  чем скорее он грянет, тем менее  он будет страшен и опасен.

 

Заключение

Сделав ставку на социально-экономические  преобразования, П.А.Столыпин пожертвовал  политической частью своей программы, отложив ее реализацию на неопределенное будущее. Столыпин жестко настаивал  на своем и не шел на уступки. Это  в конечном счете привело к  фактическому разрыву между главой правительства и палатой.

В условиях послереволюционного  российского общества, крайне политизированного, ждавшего немедленного законодательного закрепления вырванных у режима уступок, это оказалось ошибкой, вызвавшей нарастание новой волны  недовольства. Недовольство это постепенно становилось всеобщим, и П.А.Столыпин фактически оказался в изоляции, держась  до поры до времени лишь поддержкой императора. Уже к 1911 г., задолго до того, как он был убит, он фактически стал политическим трупом.

Фраза «Дайте 20 лет покоя, и вы не узнаете Россию!» так  и осталась мечтой, а правительственная  программа П.А.Столыпина в самых  основных ее положениях фактически осталась невыполненной — не хватило ни времени  ни средств, ни политической мудрости правящих верхов, ни поддержки  общества.

 

Выводы

Экономическую и политическую обстановку в Российской империи в начале ХХ века можно  рассматривать как кризисную, требовавшую  глубоких политических, экономических  и управленческих реформ.

Только  III Дума, в отличие от своих предшественниц, смогла интегрироваться в политическую систему страны и добилась определённого прогресса начального образования, местного самоуправления, повышения эффективности гос. аппарата и вооруженных сил, а также социальной защиты, частных улучшений в др. вопросах.

П.А. Столыпин предложил комплексную, структурированную программу преобразований, которая предусматривала обеспечение  прав и свобод граждан, формирование гражданского общества, создание эффективной  экономики, утверждение частной  собственности и свободного труда, упрочение авторитета России в мире, которую он не смог реализовать.

Существование в системе государственной власти и управления Российской империей начала ХХ века двух центров принятия решений, дезорганизующих друг друга, помешало выполнению поставленных перед ними задач по структурному реформированию страны в критический для неё  период.

 

Список  использованной литературы

 

1.Государственная Дума России (1906-1917 годы) / авт. Колл. авторов. - Москва : Издательство Гос. Думы РФ, 2006.

2.Государственная Дума Российской империи [В Интернете]. - 18 12 2009 r.. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/13530.

3.Законотворчество думских фракций в 1906 -1917 гг.: документы и материалы - Москва : РОССПЭН, 2006.

4.Мысли о России / авт. Столыпин П. А. // Российская политическая энциклопедия. - Москва : РОССПЭН, 2006.

5.П.А. Столыпин глазами современников/ авт. под общей ред. П.А. Пожигайло. - Москва : РОССПЭН, 2008.

6.П.А. Столыпин и судьба реформ в России / авт. Аврех А.Л.. - Москва : [б.н.], 1991.

7.П.А.Столыпин: личность и реформы [Книга] / авт. Могилевский К.И. Соловьев, К.А.. - Калининград : Терра Балтика, 2007.

8.П.А.Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2-х томах. [Книга] / авт. под общей ред. П.А. Пожигайло. - Москва : РОССПЭН, 2002. - Т. 1.

9.Российское самодержавие в 1905 году / авт. Ганелин Р. Ш.. - Санкт-Петербург : [б.н.], 1991.

10.Самодержавие и дворянство в 1907 - 1914 гг. / авт. Соловьёв Ю.Б.. - Ленинград : , 1990.

 


Информация о работе Столыпин и государственная дума в 1905-1911