Столыпин и государственная дума в 1905-1911

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Проблеме внутренней политики правительства во время столыпинского премьерства (8 июля 1906 г. — 1 сентября 1911 г.) исследователи уделяли немало внимания. Имеется достаточно обширная литература, так или иначе затрагивающая эти вопросы. Однако большая ее часть посвящена изучению столыпинской аграрной реформы. Значительно меньше внимания уделяется проблемам расстановки и противоборства политических сил в рамках так называемого третьеиюньского режима, анализу общей политической программы столыпинского кабинета, рассчитанной на модернизацию государственного строя России, вывод его из глубокого политического кризиса.

Содержание

Введение 3
Цель исследования 5
Задачи исследования 5
Экономическая и политическая обстановка в Российской империи
в начале ХХ века 6
Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6
Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7
Манифест 17 октября 1905 г. 10
Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 12
Основные государственные законы 23 апреля 1906. 13
Структура и деятельность Государственной Думы в период с 1906 по 1911 годы 15
Формирование Государственной Думы 16
Первая и вторая Государственные Думы 17
Третья Государственная Дума 18
П.А.Столыпин и его правительственная программа 20
Цели и задачи реформ 22
Аграрная реформа П.А. Столыпина 22
Взаимоотношения между партиями в Государственной Думе и Правительством 25
«Союз 17 октября» 26
Государственная дума и правительство — два центра управления? 29
Заключение 36
Выводы 37

Работа состоит из  1 файл

кр.docx

— 63.08 Кб (Скачать документ)

П.А.Столыпин блестяще закончил физико-математический факультет  Петербургского университета. После  университета с 1885 г. служил в статистическом отделе Министерства государственных  имуществ.

В 1887-1889 г.г. П.А.Столыпин служил в Департаменте земледелия и  сельскохозяйственной промышленности на скромной должности помощника  столоначальника, имея чин коллежского  секретаря.

В 1889 году его назначили  Ковенским уездным предводителем  дворянства, а уже в марте 1903 года П.А.Столыпин был назначен губернатором Саратовской губернии.

В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел в кабинет И.Л.Горемыкина. Сразу же после выборов между  достаточно левой Думой (из 450 депутатов  – 170 кадеты, 100 трудовиков и всего 30 умеренных и правых) и реакционным  правительством Горемыкина возник конфликт. И Дума, и правительство выдвигали  друг к другу требования, которые  не могли быть выполнены. Горемыкин  игнорировал Думу, никогда не показывался  на заседаниях и призывал других министров  следовать его примеру. Его кабинет  не приготовил ни одного серьезного законопроекта  для рассмотрения в Думе.

Основная борьба между Думой и правительством сосредоточилась на аграрном вопросе  и проблеме смертной казни. Дума настаивала сначала на принятии амнистии, потом  на отмене смертной казни, разрабатывала  и обсуждала собственные аграрные проекты, которые предусматривали  насильственное отчуждение земель у  помещиков.

9 июля 1906 года Первая  Государственная Дума была распущена.   После роспуска Думы был отправлен в отставку и кабинет Горемыкина. Председателем Совета Министров с сохранением поста Министра внутренних дел был назначен Петр Аркадьевич  Столыпин.

Цели  и задачи реформ

В отличие от предшественников Столыпин предложил обществу цельную, комплексную, структурированную программу  преобразований. Она предусматривала  реальное обеспечение прав и свобод граждан, формирование гражданского общества и правового государства, создание среднего класса и эффективной экономики, утверждение частной собственности  и свободного труда, введение социальных гарантий, упрочение авторитета России в мире.

Уже 5 октября 1906 года был  принят указ, по которому в правовом отношении крестьянство было уравнено с другими сословиями. Отменялись телесные наказания по приговору  волостных крестьянских судов, право  земских начальников самовольно крестьян арестовывать или штрафовать. А 9 ноября вышел указ, давший крестьянам право выхода из общины. Целый пакет  законопроектов был направлен на то, чтобы обеспечить медленное, но неуклонное продвижение России в  сторону правового государства  и создание экономики рыночного  типа.

Правительство внесло в Думу пакет законопроектов по социальному  страхованию рабочих. Было улучшено положение военнослужащих, учителей, профессоров и так далее. Столыпин выступал за проведение социально ориентированной  политики.

С 1906 по 1911 год, когда Столыпин возглавлял правительство, шло реформирование армии. Флот, разгромленный во время  войны с Японией, нуждался в воссоздании. Требовалось переоснастить армию  современным вооружением, развивать  военную авиацию. Был разработан новый воинский устав, взят курс на улучшение материального положения  военнослужащих, в первую очередь  младшего и среднего офицерского  состава.

Таким образом, Столыпин предложил  новый тип модернизации страны. Его  подход к решению назревших проблем  отличала комплексность. Председателем  Совета министров была разработана  цельная концепция преобразований. Он видел и конечную цель преобразований, и пути движения к ней.

Аграрная реформа  П.А. Столыпина

Если вкратце охарактеризовать сущность столыпинской аграрной реформы, то можно сказать, что она заключалась  в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность  всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой  надельную землю в наследуемую  частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков  продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные  и иные земли для наделения  ими крестьян. 
 Подразумевалось, что постепенно число крестьянских собственников и площадь земли в их руках будут возрастать, а община и помещики будут ослабевать. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно.

Так оно и было, многие помещики уже продавали земли, а  Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам. 
 Задача состояла в том, правильно ли было уповать на эволюционность этого процесса (в результате Первой мировой войны и революции реформу завершить не успели), или надо было действовать более решительно. Для решения этого вопроса следовало подтолкнуть помещиков и крестьян к реформе без нарушения права частной собственности.  

Столыпин видел решение  имеющегося кризиса в том, чтобы  дать возможность крестьянам получить сначала временно, а затем закрепить  за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского  банка.

Основными «донорами» для  формирования земельного фонда Крестьянского  банка стали разоренные помещики, не желающие или не способные эффективно вести  хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции.  

Столыпинская аграрная реформа  в корне отличалась от идеи левых  политиков конфисковать землю у  помещиков и просто раздать ее. Во-первых, такой подход был неприемлем с точки зрения норм цивилизованной частной собственности. Во-вторых, то, что дается даром, в России редко  используется эффективно. Традиционный в более позднее советское  время «отнять и поделить»  никогда никому не приносил пользы. Нельзя создать ответственного собственника, нарушая права собственности  других.

Таким образом, Столыпин придерживался  экономических принципов реформирования экономики, хотя и полагал, что невежественных крестьян для их же пользы следует  всячески подталкивать к выходу из общины, в том числе иногда и  административными методами.

Естественно, существование  общины и доминирование помещиков  было отражением политической системы  тогдашней России. В этом смысле против Петра Столыпина выступали  не только левые, которые хотели насильственной экспроприации земли для передачи крестьянам, но и правые, которые  видели в реформе прямую угрозу существующему  политическому строю. Петру Аркадьевичу  приходилось бороться со своими коллегами  по правящей верхушке.

Взаимоотношения между партиями в Государственной  Думе и  Правительством

Столыпин был решительным  сторонником наличия в России законодательной Гос. думы. В правительственной  декларации он заявил: «Монаршая воля неоднократно являла доказательство того, насколько верховная власть, несмотря на встреченные ею на пути чрезвычайные трудности, дорожит самыми основаниями  законодательного порядка, вновь установленного в стране и определившего пределы  высочайше дарованного ей представительного  строя». В «России» утверждалось, что  гос. строй страны основывается на сотрудничестве самодержавного монарха и народного  представительства, осуществляющего  единство царя с народом. Заявлялось также о необходимости сотрудничества правительства и Думы, т.к. «они суть проявление одной и той же власти, призвавшей их к бытию и совместному  действию». Доказывалось необходимость  сильной и независимой от народа власти. От думской оппозиции требовалось не стремиться к власти.

Сотрудничество с III Думой  было основой политики Столыпина  как из-за принципиальных, так и  карьерных соображений (министерская карьера Столыпина была неразрывно связана с Думой). При этом первый министр добивался сотрудничества на своих условиях. В отдельных  случаях он мог согласиться с  думскими аргументами. Если этого не происходило, то Столыпин жестко настаивал  на своем и не шел на уступки. Это  в конечном счете привело к  фактическому разрыву между главой правительства и палатой.

«Союз 17 октября»

«Союз 17 Октября» («С. 17 О.») - партия, представлявшая правое крыло  русского либерализма начала XX в. Первые шаги к ее организации были предприняты  в конце октября 1905 г, а уже  в 1906 у партии было 260 местных отделений. Общая численность «С. 17 О.» достигала 75-77 тыс. чел.  Особым влиянием октябристы пользовались в земских губерниях.

Социальная основа партии: крупное землевладение и предпринимательские  круги. Идеологические основания программы  «С. 17 О.» «коренились» в земском  движении середины 1890-х – 1905.

А.И. Гучков утверждал на III съезде партии 4 октября 1909 г: ««С.17 О.»  исторически вышел из рядов либеральной  земской оппозиции, которая в  борьбе с административным гнетом и  реакционными элементами отстаивала права  самоуправления и скромные культурные начинания. Эти же силы принимали  участие в манифестациях, которые  привели в 1905 к разрешению политического  кризиса , может быть, именно их присутствие  и придало внушительность этим манифестациям, обеспечив им успех».

Программа «Союза» предполагала распространение широких гражданских  и политических свобод на граждан  России. Октябристы предлагали расширить  сферу компетенции органов местного самоуправления, демократизировать  их, ввести мелкую земскую единицу  – волостное земство. Предполагаемое «С. 17  О.» вовлечение широких народных масс в активную политическую и общественную жизнь было невозможным без повсеместного  распространения образования. Поэтому  октябристы полагали, что едва ли не первая задача, стоявшая перед Думой, - принятие закона о всеобщем начальном  образовании.

При этом октябристы выступали  сторонниками сильной центральной  государственной власти и были принципиальными  противниками федерализации России. Решение рабочего вопроса «С. 17 О.»  видел в реформировании законодательства с целью ограничения часов  работы женщин и детей, введения страхования  на случай болезни, инвалидности и смерти рабочего. Также октябристы выступали  за свободу деятельности профессиональных союзов и организации стачек как  формы борьбы за экономические интересы. Однако эта сфера активности рабочих  должна была быть нормативным образом  отрегулирована, чтобы она не наносила ущерб государству.

Широкое социальное реформирование требовало значительных средств. С  учетом этого факта «С. 17 О.» предлагал  реформировать налоговую систему  с целью справедливого перераспределения  бремени государственных расходов. Для этого следовало ввести прогрессивную  шкалу подоходного обложения.

 Избирательный закон  3 июня 1907 позволил октябристам заметно  увеличить свое представительство  в Думе до 154 депутатов.   «С. 17 О.» занял ведущее положение  в нижней палате, имея возможность  заключать соглашения как с  правыми, так и с кадетами, что  зачастую предрешало результат  голосования. Октябристы были  сторонниками тесного взаимодействия  с правительством П.А. Столыпина,  способствуя корректировке всех  его важнейших реформ.

Отношение «С. 17 О.» к правительству  стало меняться в 1909 в связи с  вопросами военной и конфессиональной политики государства.

В июне 1909 в личной беседе с кадетом М.В. Челноковым А.И. Гучков признавался, что «Дума идет быстро навстречу конфликту с правительством, что песня Столыпина спета  и пора думать о более справедливых отношениях к оппозиции и объединению  всех конституционных элементов».

П.А. Столыпин остро реагировал на изменения позиции октябристов. В беседе с депутатом А.А. Уваровым 17 октября 1909 он утверждал: «Наконец, правительство  не может огорчаться полевением октябристов  и потому еще, что оно-то, правительство, - не октябристы. Если оно и опиралось  на октябристское большинство в  Государственной думе, то не потому что правительство исповедовало октябристскую программу, а потому что взгляды его и октябристов  по тому или другому вопросу случайно совпадали».

Однако, в значительной мере благодаря Столыпину наладился  конструктивный диалог между правительством и общественными силами, что было уникальным явлением в истории России, и продолжалось вплоть до убийства П.А. Столыпина в сентябре 1911 г. 

Государственная дума и правительство — два  центра управления?

Итак, в России медленно развивалось  гражданское общество — опора  цивилизованного государства. П.А. Столыпин, получивший пост премьер-министра, должен был обеспечить совместную работу самодержавия с “народным представительством”.

Почему не состоялся компромисс “исторической власти” с Государственной  думой?

Как известно, едва ли не главным  условием осуществления любой реформаторской программы, особенно комплексной и  достаточно радикальной, является сильная  власть и наличие у правящих верхов политической воли. Эту установку  вполне разделял и Столыпин. И первоначально  ему удалось, подавив революцию, навести необходимый порядок  в стране и даже поднять авторитет  власти. Леворадикальные и открыто  оппозиционные партии оказались  в кризисе, политическая жизнь в  провинции фактически заглохла, оживляясь  ненадолго лишь в периоды думских  выборов. Фактически центром политической жизни страны оставались Дума и Государственный  Совет.

Информация о работе Столыпин и государственная дума в 1905-1911