Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:26, курсовая работа
Судебник 1550 года является уникальным памятником права середины XVI в., полностью дошедшим до наших дней. Этот правовой источник стал важным звеном в цепи развития русского законодательства, он отражает уникальные процессы, происходящие в обществе того времени: укрепление самодержавия, зарождение дворянского сословия и многие другие. Значение Судебника трудно переоценить, его изучение способствует наиболее полному пониманию как правовой обстановки, социального состава общества того времени, так и эволюции российского законодательства в исторической перспективе.
Новый Судебник был создан в 1550 г. по инициативе Иоанна IV Васильевича Грозного . Основной законодательной базой для создания Судебника послужил созданный ранее Судебник 1497 г. – Судебник Великого князя Иоанна III Васильевича. Его появление было обусловлено объединением в конце XV в. всех областей Руси вокруг Москвы .
Введе-ние…………………………………………………………...……….3
Глава I. Судебник 1550 г. и развитие общерусского законодательства § 1. Русское законодательство до принятия Судебника 1550 г ……………9
§ 2. Предпосылки проведения реформ и принятие Судебника1550 г……12
Глава II. Судебник и проблема сословного деления
русского общест-ва……………………………………………………….…..16
Глава III. Центральные и местные органы суда по Судебни-ку…….…27
Заключе-ние.……........................................................................................31
Список использованных источников и литерату-ры…...……...………33
В сентябре 1497 г. Судебник был утвержден великим князем с его детьми и боярами, тем самым получив статус главного общего закона. В состав этого Судебника входили и некоторые нормы, взятые из Русской Правды27.
Новый закон в то время ещё не назывался Судебником - он получил это название уже после появления Судебника Ивана IV; он состоял всего из трёх частей: первая - о суде центральном (с вставочной частью уголовного содержания); вторая - о суде провинциальном (наместничьем); третья часть содержала в себе главным образом материальное право (о давности, наследстве, договорах займа и найма, купле-продаже, о переходе крестьян, о холопстве)28. Таким образом, становится ясно, что Судебник, являясь уникальной разработкой того времени, охватывал далеко не все аспекты правовых норм того времени, кроме того, к середине XVI в. стало очевидным, что устаревший Судебник не отвечает интересам появляющегося дворянства, а потому тест закона нуждался в существенной доработке. А.А.Зимин указывает, что его нормы во многом устарели и часто корректировались жалобными, духовными, уставными наместничьими и губными грамотами29.
Сын Иоанна III Васильевича, Василий III Иоаннович несколько дополнил законы первого Судебника; его трактовка главного закона не дошла до наших дней, однако, скорее всего, Иоанн IV при создании нового Судебника имел в распоряжении законы отца и включил их в свои.
Структура судебной власти до принятия Судебника 1550 года оставляла желать лучшего. Исходя из множества судопроизводственных документов, дошедших до наших дней, сама система судебных разбирательств к середине XVI в. являлась весьма разветвлённой и запутанной – это говорит о том, что в судебной практике остро стоял вопрос о необходимости активного реформирования оной.
Огромную в то время роль играл великокняжеский суд, который в то время осуществлял наместничий аппарат – суд царских наместников, волостелей и их тиунов: почти вся юридическая жизнь народа на местах предоставлялась в продолжении двух столетий действию обычного права и частной воли вотчинников, не выраженной в письменной форме закона.
Предшествующий Судебнику 1550г. Судебник Ивана III уже фиксировал важную дифференциацию в правах местной администрации. Только наместники «с судом боярским» могли судить уголовные дела и дела о холопах. Статья 18 Судебника 1497 г. гласит: «А положит кто отпустную без боярского докладу и без диачей подписи, или з городов без наместнича докладу, за которым боярином кормление с судом боярским…»30. То есть наместники и волостели без боярского суда в соответствующих случаях должны были обращаться в Москву. Однако на деле предписания не соблюдались.
Параллельно с вотчинным судом существовал суд духовных властей – судьями в этом суде выступали епископ и митрополит31. Такой суд разбирал вопросы, связанные с подведомственными церкви лицами: это духовенство, монашество, люди, так или иначе связанные с церковью. Основные дела, разбираемые в таких судах – это дела о ересях, о нравственности, о прочих церковных нарушениях (то есть «совместные» дела мирян и духовенства, жалобы по документам, ведомым церковью: по брачным грамотам, по завещаниям и пр.).
Также некоторые дела (в частности, дела «по душегубству и разбою с поличным» 32) разбирались губными старостами.
Верховный суд, надстоящий надо всеми вышеперечисленными формами суда – так называемый «Доклад» осуществлялся самим великим князем либо его дворецким.
Источники
дают нам сведения, касающиеся того,
что взяточничество («лихоимство»)
судей было в то время обычным делом, взятки,
клевета и подлоги считались нормой, указывая
тем самым на несовершенство существующего
законодательства. Кроме того, из вышеперечисленного
можно сделать вывод о составе судейского
аппарата того времени – не смотря на
некоторые отступления судебный аппарат
находился целиком в руках боярской аристократии.
Произвол, творящийся по её желанию, не
мог не оказывать разрушительного влияния
на жизнь государства. Именно боярский
произвол и подтолкнул нового царя, Ивана
IV, к проведению серьёзных реформ, касающихся
судебного законодательства.
§
2. Предпосылки проведения реформ и принятие
Судебника 1550 года
К середине XVI в. сам политический строй Руси претерпевал изменения – всё более усиливалась власть царя, однако, ещё серьёзно зависевшая от знатной аристократии. Главным органом управления и законотворчества служила Боярская Дума, в областях, с которых бояре получали кормление, они стремились насаждать свои порядки, контролировали любые сделки, ревностно охраняли свои привилегии. Р.Г. Скрынников пишет о том, что ранее таким образом зародился институт местничества: при назначении на определённую должность не учитывались опыт и личностные качества человека, но принималось во внимание «отчество» (степень знатности) и положение родни человека33. Местничество затрудняло развитие эффективной системы управления государством, постоянно соперничающие друг с другом боярские семьи значительно тормозили управление страной. К середине XVI в. местничество начинает изживать себя.
Кроме
того, к середине XVI в. прежде однородная
боярская среда распадается на две группы:
на крупных землевладельцев, владеющих
родовыми вотчинами, и распоряжающихся
ими по своему усмотрению, и на «боярских
детей» - мелких вотчинников и слуг великокняжеского
двора. Последняя категория явно преобладала
в численности и впоследствии получила
название «дворянство». Дворянам великий
князь раздавал земли за службу, и владели
они ей, пока эту службу несли. Такая форма
владения землёй получила название «поместное
право». В Судебнике 1497 г. уже упоминается
о новой форме феодального землевладения
– о поместье. В нём различаются земли
вотчинные (боярские и монастырские) и
государственные («великого князя земли»).
Последние, в свою очередь, включают поместья
и чёрные земли. По определению Судебника,
помещик – это тот, «за которым земли великого
князя» (статья 63)34.
В XVI веке поместья имеют широкое распространение, с помощью поместного владения монархия располагает к себе большую часть дворян и получает в их лице прочную опору и поддержку. И именно эта среда становится недовольной по отношению к существующим порядкам: институт местничества закрывал новой социальной прослойке путь к значительной части государственных должностей, дворяне не имели своих постоянных представителей в Боярской думе (появившаяся в то время поговорка «царь постановил, бояре приговорили» наглядно иллюстрирует значение Боярской думы в управлении государством).
Но решающим толчком, послужившим поводом для осознания необходимости проведения реформ, послужило трёхдневное восстание населения после крупного пожара в Москве. Пожар был чудовищным, в Никоновской летописи содержатся записи об этом событии: «и все дворы во граде погореша … и всякие сады выгореша, и в огородехъ всякои овощь и трава»35. По мнению Скрынникова, именно пожар послужил катализатором народного возмущения, и 26 июня 1547 г. начались волнения: вооружённые народные массы ворвались в Кремль, выказывая своё недовольство политикой откровенного наживательства бояр Глинских, грабивших казну и обременивших городское население непомерными денежными поборами 36 по малолетству царя. Основными участниками возмущения являлись простые «чёрные» люди – летописец свидетельствует о тех событиях: «на пятый день после великого пожару чёрные люди града Москвы отъ великие скорби пожарные восколебашася яко юродии, и пришедшее во град и на площади убиша камениемъ царева великого Князя боярина князя Юрья Васильевича Глинского, и детей боярских многих побиша и живот княжей разграбиша»37. Таким образом, становится ясно, что народ, желая найти виновных в пожаре («отъ великие скорби пожарные») решается на отчаянный шаг – попытку самостоятельно найти и наказать виновных: по мнению большинства чёрных людей, это и были Глинские.
Но восставшие не имели чётких планов по поводу дальнейших действий, и возможно, поэтому восстание было обречено на неудачу и вскоре улеглось. Царь «повеле техъ людей имати и казнити»38, однако массовые народные волнения довольно красочно показали Ивану IV непрочность и несовершенство боярской власти.
Также ввиду личной неприязни к знатному боярству (опять-таки благодаря Глинским) молодой царь Иван Грозный вскоре после описанных событий окружает себя новыми талантливыми людьми, выходцами из прослойки дворянства, представителями высшей приказной бюрократии. Этот тандем получает название «Избранная Рада». В состав Избранной Рады входят митрополит Макарий, приближённый царя, венчавший его на царство, дьяк Иван Висковатый, мелкий костромской вотчинник Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, благовещенский поп Сильвестр39 и некоторые другие дворяне, вышедшие из «низов» исключительно благодаря своим незаурядным способностям.
Так называемым «Адашевским кружком» ведётся активная подготовка будущих реформ, о программе которых 18-летний царь впервые заявляет на Соборе примирения в 1549 г. Именно на этом соборе встал вопрос о корректировке, дополнении и исправлении Судебника «по старине»40. Сразу после окончания собора приказы приступили к разработке нового Судебника и по прошествии года передали на утверждение Думы готовый вариант. Приказом, контролировавшим разработку нового Судебника, являлся Казённый приказ, возглавляемый на тот момент Адашевым.
Не смотря на то, что новый Судебник был подготовлен в 1550 г., часть исследователей считает, что утверждён он был лишь на Стоглавом соборе 1551 г., на котором присутствовали уже не одни духовные лица, но и «братья великого князя, князи, бояре и воини»41. Царь произнёс торжественную речь, впоследствии зафиксированную в тексте Стоглава: «Да благословилися есми у вас тогдыже судебник исправити по старине и утвердити, чтобы суд был праведен и всякие дела непоколебимо во веки. И по вашему благословению судебник исправил и великие заповеди написал, чтобы то было прямо и бережно и суд бы был праведен и безпосулно во всяких делех»42.
Таким образом, царь предложил новый Судебник на рассмотрение и утверждение: «Се и судебник перед вами и и уставные грамоты прочтите и разсудите, чтобы было наше дело по бозе в род и род неподвижимо по вашему благословению, аще достойно cue дело на святом соборе утвердив и вечное благословение получив и подписати»43.
В отличие от предыдущих Судебников, новый Судебник призван был стать, прежде всего, инструкцией по организации и упорядочению самого судебного процесса, а не только сводом обычных норм права и судебных прецедентов44.
Судебник
1550 года содержал 100 статей, из них 37 статей
были упомянуты в первый раз, остальные
же статьи, доставшиеся Судебнику «в наследство»
от его предшественников, подверглись
кардинальной переработке45.
Глава II. Судебник и проблема сословного деления
русского
общества
Для того, чтобы правильно выделить из текста и проанализировать статьи Судебника, касающиеся сословного деления общества середины XVI в., прежде всего следует дать определение самому термину «сословие».
В западноевропейской и отечественной историографии существуют небольшие различия в интерпретации этого термина. Так, сословие в истории феодальной Европы - это социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации Западной Европы характерно чёткое иерархическое деление46. В Западной Европе ещё в раннее средневековье сформировались три сословия: духовенство, дворянство и городское сословие – т. н. бюргерство.
Словарь Брокгауза и Ефрона даёт такое определение: «Обыкновенно термином «сословие» обозначают отдельную группу подданных, своим юридическим положением каким-либо определенным образом отличающихся от остального населения, причём отличия эти передаются по наследству»47.
В.В. Виноградов в своей работе пишет о том, что в древнерусском литературном языке слово «сословие» начинает встречаться в списках XVI в. Его значение в то время – звание, принадлежность к той или иной категории по разграничению разрядов, состояний, духовных качеств и свойств людей в системе48. То есть при сравнении двух общепринятых терминологий – западноевропейского понятия сословия и понятия сословия в России – оказывается, что под словом «сословие» в XVI в. следует понимать два различных статуса социальных групп.
Таким образом, исходя из вышеприведённых определений следует заключить, что общие признаки сословия появляются в том случае, если положение социальной группы закреплено в законе и передаётся по наследству. Чтобы ответить на вопрос – сложились ли к середине XVI в. сословия в России, необходимо обратиться к Судебнику 1550 г. , т.е. к правовой базе, в которой могли бы быть закреплены не только обязанности, но и права сословий.
Информация о работе Судебник 1550 года и его значение в укреплении государства