Святая Инквизиция: Средневековье – наши дни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:08, реферат

Описание

Тема Святой Инквизиции очень многогранна. Ее можно рассматривать со стороны истории (как исторический факт), со стороны психологии людей (ведь не по велению же Божия возникла Инквизиция) и, в особенности, со стороны обществознания как духовную сферу жизни. Для меня эта тема интересна во всех аспектах и, чтобы изучить как можно больше новой информации, я и выбрала Инквизицию как тему для экзаменационного реферата по обществознанию.

Содержание

1. Вступление. Почему я решила писать на эту тему.
2. Инквизиционная система.
3. 13 - 14 века: апогей и первая попытка ограничения прав.
4. Орудия пыток.
5. 15 век: второе рождение. Охота на ведьм.
6. Молот ведьм. Яков Шпренгер, Генрих Крамер.
7. 16 – 21 века. Ослабление позиций и отмена Святой Инквизиции.
8. Вывод. Источники информации.

Работа состоит из  1 файл

Инквизиция 2.docx

— 72.82 Кб (Скачать документ)
 

Реферат 
 
 

Святая  Инквизиция:

Средневековье – наши дни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

По  обществознанию

Хаджилиевой Лейли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2010 год. 
     
     
     
     
     
     
     

    План 
     
     
     
     

  1. Вступление. Почему я решила писать на эту тему.
  2. Инквизиционная система.
  3. 13 - 14 века: апогей и первая попытка ограничения прав.
  4. Орудия пыток.
  5. 15 век: второе рождение. Охота на ведьм.
  6. Молот ведьм. Яков Шпренгер, Генрих Крамер.
  7. 16 – 21 века. Ослабление позиций и отмена Святой Инквизиции.
  8. Вывод. Источники информации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 

     Тема  Святой Инквизиции очень многогранна. Ее можно рассматривать со стороны  истории (как исторический факт), со стороны психологии людей (ведь не по велению же Божия возникла Инквизиция) и, в особенности, со стороны обществознания как духовную сферу жизни. Для меня эта тема интересна во всех аспектах и, чтобы изучить как можно больше новой информации, я и выбрала Инквизицию как тему для экзаменационного реферата по обществознанию.

 
 
 

     ИНКВИЗИЦИЯ (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») - судебный институт католической церкви, предназначенный для выявления и искоренения «ересей».

В XII в. католическая церковь столкнулась с ростом оппозиционных религиозных движений в Западной Европе, прежде всего  с альбигойством (катары). Для борьбы с ними папство возложило на епископов обязанность выявлять и судить «еретиков», а затем передавать их для наказания светским властям («епископская инквизиция»); этот порядок была зафиксирован в декретах Второго (1139) и Третьего (1212) Латеранских соборов, буллах Луция III (1184) и Иннокентия III (1199). Впервые эти постановления были применены во время Альбигойских войн (1209–1229). В 1220 их признал германский император Фридрих II, в 1226 – французский король Людовик VIII. С 1226–1227 высшей мерой наказания за «преступления против веры» в Германии и Италии стало сожжение на костре.

     Однако  «епископская инквизиция» оказалась  мало эффективной: епископы находились в зависимости от светской власти, а подчиненная им территория была невелика, что позволяло «еретику»  легко укрыться в соседнем диоцезе. Поэтому в 1231 Григорий IX, отнеся дела о ереси к сфере канонического  права, создал для их расследования  постоянный орган церковной юстиции  – инквизицию. Первоначально направленная против катаров и вальденсов, она  вскоре обратилась против других «еретических»  сект – бегинов (проповедовали бедность, общность имущества, безбрачие, отвергали церковную и светскую власть), фратичелли (В основе вероучения фратичелли - вопрос о нищете Христа. Фратичелли идеализировали нищету, считая, что Христос и апостолы не имели имущества и не стремились к этому), спиритуалов (придерживались специфической точки зрения на природу Христа, разделяя божественную и человеческую сущности и рассматривая каждую из них в отдельности, причем основное внимание уделялось божественной сущности), а затем и против «колдунов», «ведьм» и богохульников.

В 1231 инквизиция была введена в Арагоне, в 1233 –  во Франции, в 1235 – в Центральной, в 1237 – в Северной и Южной Италии.

 
 

Инквизиционная  система. 

 

Инквизиторы рекрутировались  из членов монашеских орденов, прежде всего доминиканцев, и подчинялись  непосредственно папе. В начале 14 в. Климент V установил для них  возрастной ценз в сорок лет. Первоначально  каждый трибунал возглавлялся двумя  судьями с равными правами, а  с начала 14 в. – только одним судьей. С 14 в. при них состояли юристы-консультанты (квалификаторы), определявшие «еретичность»  высказываний обвиняемых. Кроме них, в число служащих трибунала входили  нотариус, заверявший показания, понятые, присутствовавшие при допросах, прокурор, врач, следивший за состоянием здоровья обвиняемого во время пытки, и палач. Инквизиторы получали годовое жалование или часть конфискованного у «еретиков» имущества (в Италии одну треть). В своей деятельности они руководствовались как папскими постановлениями, так и специальными пособиями: в ранний период наибольшей популярностью пользовалась Практика инквизиции Бернара Ги (1324), в позднее средневековье – Молот ведьм Я.Шпренгера и Г.Инститориса (1487), о котором я также расскажу в этой работе.

     Существовало  два типа инквизиционной процедуры  – общее и индивидуальное расследование: в первом случае опрашивалось все  население данной местности, во втором – через кюре делался вызов  определенному человеку. Если вызванный  не являлся, его подвергали отлучению. Явившийся давал клятву чистосердечно  рассказать все, что ему известно о «ереси». Сам ход разбирательства  хранился в глубокой тайне. Широко использовались пытки, разрешенные к применению Иннокентием IV (1252). Их жестокость вызывала порой осуждение даже у светских властей, например, у Филиппа IV Красивого (1297). Обвиняемому не сообщались имена  свидетелей; ими могли стать даже отлученные от церкви, воры, убийцы и  клятвопреступники, показания которых  никогда не принимались в светских судах. Он был лишен возможности  иметь адвоката. Единственным шансом для приговоренного была апелляция  к Св. Престолу, хотя формально и  запрещенная буллой 1231 (булла Григория IX, определяющая отлучение еретиков, повеление выдавать нераскаявшихся светской власти и лишение чести их пособников и приверженцев). Человек, некогда осужденный инквизицией, в любой момент мог быть вновь привлечен к судебной ответственности. Даже смерть не прекращала процедуру расследования: в случае признания виновным уже умершего его прах извлекали из могилы и сжигали.

     Система наказаний была установлена буллой 1213, декретами Третьего Латеранского собора и буллой 1231. Осужденные инквизицией  передавались гражданским властям  и подвергались светским наказаниям. «Еретику», «раскаявшемуся» уже  в ходе процесса, полагалось пожизненное  заключение, которое инквизиционный трибунал имел право сокращать; такой  вид наказания являлся новшеством для пенитенциарной системы средневекового Запада. Узники содержались в тесных камерах с отверстием в потолке, питались лишь хлебом и водой, иногда заковывались в кандалы и цепи. В позднее средневековье тюремное заключение порой заменялось каторжными работами на галерах или в работных домах. Упорствующий «еретик» или вновь  «впавший в ересь» приговаривался к  сожжению на костре. Осуждение нередко  влекло за собой конфискацию имущества  в пользу светских властей, которые  возмещали расходы инквизиционного  трибунала; отсюда особый интерес инквизиции к состоятельным людям.

     Для тех же, кто являлся с повинной в инквизиционный трибунал в течение  «срока милосердия» (15–30 дней, считая от момента прибытия судей в ту или иную местность), отводившегося  для сбора информации (доносы, самооговоры  и пр.) о преступлениях против веры, применялись церковные наказания. К ним относились интердикт (запрет на отправление богослужения в данной местности), отлучение от церкви и  разные виды епитимьи – строгий  пост, длительные молитвы, бичевание  во время мессы и религиозных  процессий, паломничество, пожертвования  на богоугодные дела; успевший покаяться  ходил в особой «покаянной» рубахе (санбенито).

 

Доходность

Все издержки судов  оплачивались из имущества осужденных, или родственниками, или, в тех  случаях, когда жертва не имела денег, землевладельцем или жителями города. Независимо от того, были обвиняемые казнены  или нет, их собственность конфисковалась. В связи с тем, что конфискация  была делом обычным, о ней редко  говорится особо.

     Составлялась  подробная смета расходов. Жертвы платили жалованье и чаевые судьям, судебным чиновникам, палачам, врачам, священникам, писарям, стражникам, обслуживающему персоналу... Предусматривались даже такие статьи, как "На развлечения  и банкет для судей, священников  и адвоката". Каждое судебное заседание  завершалось банкетом, оплачиваемым за счет осужденного, для судьи, капеллана, судебных чиновников и других участвующих  лиц.

     Необходимость поддерживать жизнедеятельность системы, кормившей такое большое количество людей, являлось основной причиной той  последовательности, с которой ведьмы подвергались пыткам до признания вины и обличения сообщников.

"Жалкие существа  принуждаются суровостью пыток  признаться в вещах, которые  они никогда не совершали; так  жестокие мясники истребляют  невинные жизни, а новые алхимики  чеканят золото и серебро из  человеческой крови", - писал Иоганн  Лиден, каноник трирского собора, прямо указывает на зависимость  интенсивности охоты от ее  доходности: "Хотя пламя все  еще требовало новых жертв,  население впало в нищету и  были введены ограничения стоимости  расследований и доходов инквизиторов, и, неожиданно, как будто их  боевой пыл вдруг иссяк, жажда  преследований сошла на нет". 
  
 

Наказания

Чтобы спастись, подсудимый должен был сперва признать себя виновным в предъявляемом ему  обвинении, затем выдать подлинных  или воображаемых сообщников, и только тогда ему разрешали отречься от ереси и примириться с церковью. Если все это он проделывал охотно и со рвением, то мог отделаться сравнительно легким наказанием; если же инквизиторам удавалось его сломить только после длительной "обработки", то его ждала более суровая  кара.

     К каким же наказаниям присуждал своих "подопечных" трибунал инквизиции? В первую очередь к епитимиям (на языке церковных канонов означает добровольное исполнение исповедавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия. © Wikiznanie),  от "легких" до "унизительных" (confusibles), затем к тюремному заключению, обычному или строгому, к галерам и, наконец, к отлучению от церкви и передаче осужденного светским властям для сожжения на костре. Почти всегда эти виды наказаний сопровождались бичеванием осужденных и конфискацией их имущества. Чаще всего такие процессы возбуждались с единственной целью завладеть имуществом жертвы, ибо инквизиция проявляла не меньший, а часто даже больший интерес к состоянию своих жертв, чем к "спасению их душ".

     Другой  чертой инквизиционного суда было то, что, кроме осужденного, несли наказание  и его дети и потомки, иногда вплоть до третьего поколения, которые лишались не только наследства, но и гражданских  прав.

     Обычные епитимии, накладываемые инквизицией, - чтение молитв, посещение храмов, посты, строгое исполнение церковных обрядов, хождение по "святым" местам, пожертвования  на благотворительные дела - отличались от такого же рода наказаний, накладывавшихся  исповедниками, тем, что инквизиция применяла их к своим жертвам  в "лошадиных" дозах. Строгое соблюдение церковных обрядов, чтение молитв (иногда предписывалось повторять в присутствии свидетелей десятки раз в день одни и те же молитвы), изнурительные посты, пожертвования на богоугодные дела, многократное посещение различных "святых" мест (все эти наказания накладывались к тому же на одно и то же лицо) превращались в тяжелую обузу, длившуюся иногда годами. При этом малейшее несоблюдение епитимий грозило новым арестом и еще более суровыми наказаниями. Такие епитимии превращались в подлинные "подвиги благочестия" и не только морально терзали наказуемого, но и приводили его и его семью к полному разорению.

     В случае "унизительных" наказаний  ко всем перечисленным выше епитимиям  прибавлялись еще следующие наказания - ношение позорящих знаков, введенных  впервые св. Домиником в 1208 г. и "усовершенствованных" позднейшими инквизиторами, в виде больших холщовых нашивок шафранового цвета, имевших форму креста. В Испании на осужденного надевали желтую рубашку без рукавов с нашитыми на ней изображениями чертей и огненных языков из красной материи; на голову его напяливали шутовской колпак. Позорящие нашивки осужденный должен был носить дома, на улице и на работе, чаще всего всю жизнь, заменяя их новыми, если они приходили в ветхость. Обладатель таких нашивок был объектом постоянных издевательств со стороны обывателей, хотя соборы лицемерно призывали верующих относиться к носителям позорных знаков с "кротостью и сожалением". Таким образом, ношение креста, этой священной эмблемы христианства, превратилось в одно из самых тяжких наказаний.

     В числе "показательных" наказаний, которым подвергались жертвы инквизиции, фигурировало публичное бичевание. Осужденного, обнаженного по пояс, бичевал  священник при всем честном народе в церкви во время богослужения; его бичевали во время религиозных  процессий. Весьма часто осужденный подвергался таким экзекуциям в  течение всей своей жизни. Снять  с него такого рода епитимию, впрочем, как и другие, мог только один человек, тот же, кто и присудил его к этому наказанию, - инквизитор, и он делал это на определенных условиях.

     Следующим наказанием была тюрьма, причем пожизненное  тюремное заключение считалось проявлением  высшей степени милосердия. Тюремное заключение было трех видов: каторжная тюрьма (murus strictissimus), когда заключенного содержали в одиночной камере в ручных и ножных кандалах; строгое тюремное заключение (murus strictus durus arctus), когда осужденный содержался в одиночной камере в ножных кандалах, иногда прикованный к стене; простое тюремное заключение, при котором заключенные содержались в общих камерах без кандалов. Во всех случаях заключенные получали в качестве еды только хлеб и воду. Постелью им служила охапка соломы. Узникам запрещались контакты с внешним миром. 
  
 

Аутодафе

Инквизиторы предпочитали, чтобы грязную работу за них выполняла  гражданская власть, чтобы превратить ее в соучастника своих преступлений и создать видимость, что сама церковь не убивала никого, не проливала  крови. Осудив, например, еретика, она  формулировала приговор в примерно так: обвиняемый признавался еретиком нераскаянным и в качестве такового передавался в руки светской власти, "дабы с ним было поступлено по закону". Вот и все, в приговоре  насчет казни не делалось и отдаленного  намека. Напротив, обычно рекомендовалось  проявить милосердие. Но светские власти, приняв от инквизиции такого нераскаянного  еретика, очень хорошо знали, что  надо с ним делать, и что милосердие с их стороны будет рассматриваться  как показатель их собственной еретичности. Когда сенат Венеции в 1521 г. отказался санкционировать инквизиторские казни в Брешии, папа Лев X обнародовал буллу, проклинающую их "властью церкви и другими соответствующими законодательными мерами".

Информация о работе Святая Инквизиция: Средневековье – наши дни