Святая Инквизиция: Средневековье – наши дни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:08, реферат

Описание

Тема Святой Инквизиции очень многогранна. Ее можно рассматривать со стороны истории (как исторический факт), со стороны психологии людей (ведь не по велению же Божия возникла Инквизиция) и, в особенности, со стороны обществознания как духовную сферу жизни. Для меня эта тема интересна во всех аспектах и, чтобы изучить как можно больше новой информации, я и выбрала Инквизицию как тему для экзаменационного реферата по обществознанию.

Содержание

1. Вступление. Почему я решила писать на эту тему.
2. Инквизиционная система.
3. 13 - 14 века: апогей и первая попытка ограничения прав.
4. Орудия пыток.
5. 15 век: второе рождение. Охота на ведьм.
6. Молот ведьм. Яков Шпренгер, Генрих Крамер.
7. 16 – 21 века. Ослабление позиций и отмена Святой Инквизиции.
8. Вывод. Источники информации.

Работа состоит из  1 файл

Инквизиция 2.docx

— 72.82 Кб (Скачать документ)

Сын Давида Крота, школьник. 
Два младших сына повара князь-епископа, школьники. Старшему четырнадцать, а младшему двенадцать лет. 
Мельхиор Гаммельманн, приходский священник из Гаха. 
Никодемус Хирш, каноник Нового собора. 
Кристофер Бергер, викарий Нового собора. 
Семинарист. 
Судебный чиновник из Брембаха и семинарист были сожжены заживо.

10) [6 чел.]:

Фридрих Бассер, второй викарий собора. 
Штааб, приходский священник из Гаха. 
Ламбрехт, каноник Нового собора. 
Жена Галлуса Гауса. 
Мальчик, неизвестный. 
Женщина по имени Шельмрей, владелица магазина.

11) [7 чел.]:

Давид Ханс, каноник  Нового собора. Сенатор Вейденбуш. 
Жена владельца гостиницы из Баумгартена. 
Старуха, неизвестная. 
Младшая дочь Валькенбергера. Казнена отдельно, и тело сожжено в гробу. 
Младший сын судебного чиновника. 
Вагнер, второй викарий собора, сожжен заживо.

12) [9 чел.]:

Фиртель Бек. 
Клингель, хозяин гостиницы. 
Управляющий из Менгельшейма. 
Жена пекаря из Оксенгейта. 
Толстая дворянка. 
Мейер, доктор богословия из Гаха и каноник из Гаха были тайно казнены в пять утра, а их тела сожжены. 
Титулованный дворянин, юнкер Фишбаум. 
Пауль Беккер из Брейт-Гута.

     
    До них было казнено еще два  человека, февраля, шестнадцатого дня, 1629 года.

Примерно в  это время юный родственник князь-епископа был обезглавлен за колдовство. Мальчик  был единственным наследником самого князь-епископа Эренберга, и, останься он в живых, он унаследовал бы значительное состояние. Случай описан неким советником-иезуитом, который, очевидно, является одним из виновников случившегося. Эрнест фон  Эренберг был примерным студентом  с великолепным будущим, но неожиданно оставил научные занятия, увлекся  женщиной старше себя, начал пить и  предаваться разгулу. Иезуиты изощренно  допросили его и решили, что  он был замешан во всех видах порока, включая частые посещения шабаша. Эрнеста обвинили, без его ведома осудили и приговорили. Однажды  утром юношу разбудили и сказали, что сейчас он перейдет к лучшей жизни. Ни о чем не подозревая, он оказался в замке, в драпированной  черным камере пыток. При виде всех ее ужасов Эрнест потерял сознание. Некоторые из судей были так тронуты, что просили князь-епископа смилостивиться над юношей, но Филипп Адольф (князь-епископ) подтвердил приказ о казни. Эрнест сопротивлялся  палачу, и тот в схватке разрубил ему голову...

     Еще несколько случаев:

     В январе 1628 г. в Вюрцбурге трое детей Анна Руаш (12 лет), Сибилла Лутц (11) и Мурчин (8 с половиной) признались в сношениях с инкубами. Сибилла и Анна были сожжены, а маленькая Мурчин передана родителям для исправления.

В октябре того же года был подвергнут допросу школьник по имени Иоганн Филипп Шук. После 46 ударов плетью он продолжал упорствовать, а еще после 77 полностью признался  в посещении шабаша и назвал сообщников. Он был убит 9 ноября.

     Другой  школьник, 12 лет, после многочисленных ударов бичом сделал подобное признание  и обвинил священников в посещении  шабаша. Он был убит 10 ноября...

 
 
 
 
 

Молот ведьм. Яков Шпренгер, Генрих Крамер.

     Здесь я приведу отрывки из официальной  аннотации к книге «Молот ведьм» (лат. "Malleus Maleficarum"). Книга подробно описывает все аспекты инквизиционного  судопроизводства в Германии 15го века, включая в себя красочно описанный  допрос – пытки. Книга тяжелая, читать ее трудно, но, я думаю, необходимая  при изучении Святой Инквизиции.

 

     "Молот  ведьм" или "Hexenhammer" (1-е  ,,.., 1486г.) - бесспорно, основной и  самый мрачный из всех трудов  по демонологии. Он был общеобязательным  кодексом, объединявшим древние  легенды о черной магии с  церковной догмой о ереси, открывшим  шлюзы потоку инквизиторской  истерии столь широко, насколько  это вообще мог сделать печатный  труд.

       Его авторы стремились воплотить  в действие библейское указание: "Не оставляй ворожеи в живых" (Исход, 22,18) Руководство для охоты  на ведьм переиздавалось, по крайней  мере, 13 раз до 1520г. и еще не  менее 16 изданий вышло между  1574 и 1669 гг. - многие ранние издания  выходили без указания места  и времени издания. Известно, по  крайней мере, 16 немецких, 11 французских, 2 итальянских и несколько английских  изданий. "Молот ведьм" стал  источником вдохновения для авторов  всех последующих руководств  и удерживал главенствующую позицию  даже после появления трудов  таких выдающихся авторитетов,  как Реми (1595) и дель Рио (1599).

       Его значение и место среди книг своего времени было обусловлено несколькими причинами: во-первых, схоластической известностью авторов, доминиканцев Якова Шпренгера (1436-1495) декана Кельнского университета и приора Генриха Крамера (латинизированное Инститорис) (ок. 1430-1505); во-вторых, папской буллой 1484г., которую Крамер получил от папы Иннокентия VIII, чтобы подавить оппозицию, выступавшую против охот на ведьм; и в-третьих, детальной разработкой процедуры судопроизводства над ведьмами, "чтобы как духовные, так и гражданские судьи располагали готовыми приемами пыток, ведения суда и вынесения приговора". Большинство аргументов было заимствовано из трудов доминиканского приора Нидера - "Formicarium" (1435) и "Praeceplorium".

     "Молот  ведьм" состоит из трех частей. В первой обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, включающего отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение ему некрещеных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом. Неверие в колдовство (с позволения канона Episcopi) являлось ересью. В Библии говорится, что ведьмы существуют, а следовательно "любой кто не верит в установления священного писания является еретиком". Формула отречения (приведенная в части III) для тех, кого серьезно подозревали в ереси (но против кого не было свидетельства под присягой), звучала так: "Я клятвенно отрицаю ту ересь, или, вернее говоря, неверие, которое неверно и лживо утверждает, что на земле не существует ведьм". По данному обвинению законом допускались показания любых свидетелей, поскольку колдовство рассматривалось как высшая форма измены христианскому долгу. Вследствие этого показания о колдовстве разрешалось давать свидетелям, обычно не допускавшимся в суд: преступникам, отлученным от церкви, уличенным в лжесвидетельстве, причем их имена могли оставаться в секрете.

     Во  второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых ведьмами и противодействие каждому из них. Здесь же Шпренгер и Крамер подтверждают все истории о деяниях ведьм, договор с Дьяволом, сексуальные отношения с дьяволами, перемещения, превращения, лигатуру, порчу урожая и скота - фактически, самый широкий круг чародейств.

     Третья  часть (видимо, написанная Крамером, имевшим больший практический опыт) содержала формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения ее осуждения и вынесения приговора. Здесь же разграничивается юрисдикция инквизиторских, епископских и светских судов, причем два последних суда побуждаются к более активному преследованию ведьм. Причина заключается в том, что ведьмы, которые юридически не могут преследоваться инквизицией как еретики, должны передаваться двум другим судам. В третьей части заканчивается обсуждение приемов допроса свидетелей, а также ареста, заключения и пыток ведьм, и таких практических вопросов как преодоление молчания ведьм - технически ведьму нельзя было осудить без ее собственного признания. Там же устанавливается, что обвиняемый (и его защитники, если таковые имеются) не должны знать имени обвинителя.

     Аргументы, содержащиеся в почти четверти миллиона слов, представляют собой фантастическое принесение логики и здравого смысла в жертву заранее сложившейся  богословской концепции. Например, слову "женщина" (femina) приписывается  происхождение от [вера] и minus [малый], а "дьявол" (diabolus) - от dia [два] и bolus [смерть], т.е. "убивающий душу и  тело". Даже в первой части игнорируются разумные аругменты. Так, объявляются  еретиками те, кто "верят в существование  демонов, кроме как в воображении  масс, которые и приписывают свои собственные лжеучения дьяволу. Разные облики, рисующиеся уму, возникают  как плод сильного воображения, Человеку лишь кажется, что он видит бесов  или ведьм". Затем авторы "Молота ведьм" продолжают: "Все это  противоречит истинной вере, утверждающей, что ангелы, низринутые с неба, превратились в бесов, что поэтому они, обладая  большей силой, чем мы, могут также  и достигнуть большего, чем можем  сделать мы". Хотя Чарлз Уильямс  называет этот силлогизм "почти первоклассным", Ли характеризует интеллектуальный уровень книги следующим образом: "Ее жалкий стиль своим однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую  с толку бесконечную ходьбу с  места на место, представляет собой  блуждание мысли, неспособной к  концентрации и готовой следовать  за любой навязчивой идеей".

 
 
 

16 – 21 века. Ослабление  позиций и отмена  Святой Инквизиции

 

     Успехи  Реформации побудили папство трансформировать инквизиционную систему в сторону  большей централизации. В 1542 Павел III учредил постоянную Священную конгрегацию  римской и вселенской инквизиции (Священная канцелярия) для надзора  за деятельностью трибуналов на местах, хотя реально ее юрисдикция распространялась только на Италию (кроме Венеции). Канцелярия возглавлялась самим папой и  состояла сначала из пяти, а затем  из десяти кардиналов-инквизиторов; при  ней функционировал консультативный  совет из специалистов по каноническому  праву. Она также осуществляла папскую  цензуру, с 1559 издавая Индекс запрещенных книг. Самыми знаменитыми жертвами папской инквизиции были Джордано Бруно и Галилео Галилей.

     Начиная с века Просвещения инквизиция стала  терять свои позиции. В Португалии ее права были значительно урезаны: С. де Помбал, первый министр короля Жозе I (1750–1777), в 1771 лишил ее права цензуры и ликвидировал аутодафе, в 1774 запретил применение пыток. В 1808 Наполеон I полностью упразднил инквизицию в захваченных им Италии, Испании и Португалии. В 1813 Кадисские кортесы (парламент) отменили ее и в испанских колониях. Однако после падения Наполеоновской империи в 1814 она была восстановлена как в Южной Европе, так и в Латинской Америке. В 1816 папа Пий VII запретил применение пыток. После революции 1820 институт инквизиции окончательно прекратил свое существование в Португалии; в 1821 он него отказались и латиноамериканские страны, освободившиеся от испанского владычества. Последним казненным по приговору инквизиционного суда стал испанский учитель К. Риполь (Валенсия; 1826). В 1834 инквизиция была ликвидирована в Испании. В 1835 папа Григорий XVI официально отменил все местные инквизиционные трибуналы, но сохранил Священную канцелярию, чья деятельность с этого времени ограничилась отлучениями от церкви и изданием Индекса.

     Ко  времени Второго Ватиканского собора 1962–1965 Священная канцелярия оставалась лишь одиозным пережитком прошлого. В 1966 папа Павел VI фактически упразднил  ее, преобразовав в Конгрегацию вероучения с чисто цензурными функциями; Индекс был отменен.

     Знаменательным  актом стала переоценка Иоанном  Павлом II (1978–2005) исторической роли инквизиции. По его инициативе в 1992 был  реабилитирован Галилео Галилей, в 1993 – Коперник, в 1998 открыты архивы Священной канцелярии. В марте 2000 от имени церкви Иоанн Павел II принес покаяние за «грехи нетерпимости» и преступления инквизиции.

     После смерти Иоанна Павла II 2 апреля 2005 года на Святой престол взошел Бенедикт XVI, которого иногда называли "Великим инквизитором", в течение четверти века возглавлявший Священную Конгренацию. Конечно, современная "инквизиция" никого в тюрьму не сажает и страшным пыткам не подвергает. Однако жесткости в высказываниях Ратцингеру не занимать. На церемонии открытия конклава 18 апреля Ратцингер высказался резко против попыток модернизации и либерализации католической церкви. "Веру, которая пытается следить за новыми веяниями и модой, нельзя назвать взрослой, зрелой. Зрелая вера - это вера твердая, укоренившаяся, непоколебимая в своей любви к Христу. И именно эта любовь вдохновляет нас на все благое и дает нам силы и средства различать доброе от злого и истинное от ложного", - подчеркнул кардинал, еще не зная, что спустя сутки эти слова станут программой нового Папы Римского. 

     А значит, католическая церковь вынесла  свой приговор современному миру, отказавшись  признать заслуживающими внимания те изменения, которые произошли в  нем за последние четверть века. Своим восшествием на престол  новый Папа Бенедикт XVI напоминает, что глава Ватикана является преемником святого апостола Петра, про которого Иисус Христос сказал: "На сем  камне Я создам Церковь Мою, и  врата ада не одолеют ее". 

 
 

Вывод

 

     Проделав  работу по изучению Святой Инквизиции, я смогла найти большое количество новой информации и разобрать  не один спорный, в первую очередь  для меня, вопрос. Инкивизиция взяла  свое начало в далеком 13-м веке, не раз ослабляла позиции и вспыхивала с новой силой, карая винных и безвинных по сфабрикованным, по большей части, приговорам. Инкивизиция убила огромное количество людей и периоды произвола инквизиторов были очень тяжелыми для народа, но я не считаю, что Инквизиция – это только ошибка. Были и положительные стороны, такие как почти полное отсутствие междоусобиц, защита от внутренних, а иногда и от внешних врагов.

      Сейчас  мы не можем представить, что это  возможно – заживо сжигать людей  на центральной площади города, поощрять клевету (хотя нечто подобное и было в СССР, но это уже иная тема), судить и выносить приговоры животным. Но это имело место быть, и мы не можем упустить из виду это обширную страницу в мировой истории.

 
 

Литература. Источники информации

 
  • Статья  Ивана Кривушина о Святой Инквизиции
  • Wikipedia
  • Яков Шпренгер, Генрих Крамер. «Молот ведьм»
  • Официальный сайт Папы Римского Бенедикта XVI, статья Екатерины Рогожниковой
  • Список жертв, опубликованный Гаубером в "Bibliolheca Magica" (Лейпциг, 1738).
  • Фотографии орудий пыток взяты с сайта victorprofessor.livejournal.com

Информация о работе Святая Инквизиция: Средневековье – наши дни