Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:08, реферат
Тема Святой Инквизиции очень многогранна. Ее можно рассматривать со стороны истории (как исторический факт), со стороны психологии людей (ведь не по велению же Божия возникла Инквизиция) и, в особенности, со стороны обществознания как духовную сферу жизни. Для меня эта тема интересна во всех аспектах и, чтобы изучить как можно больше новой информации, я и выбрала Инквизицию как тему для экзаменационного реферата по обществознанию.
1. Вступление. Почему я решила писать на эту тему.
2. Инквизиционная система.
3. 13 - 14 века: апогей и первая попытка ограничения прав.
4. Орудия пыток.
5. 15 век: второе рождение. Охота на ведьм.
6. Молот ведьм. Яков Шпренгер, Генрих Крамер.
7. 16 – 21 века. Ослабление позиций и отмена Святой Инквизиции.
8. Вывод. Источники информации.
Сын Давида Крота,
школьник.
Два младших сына повара князь-епископа,
школьники. Старшему четырнадцать, а младшему
двенадцать лет.
Мельхиор Гаммельманн, приходский священник
из Гаха.
Никодемус Хирш, каноник Нового собора.
Кристофер Бергер, викарий Нового собора.
Семинарист.
Судебный чиновник из Брембаха и семинарист
были сожжены заживо.
10) [6 чел.]:
Фридрих Бассер,
второй викарий собора.
Штааб, приходский священник из Гаха.
Ламбрехт, каноник Нового собора.
Жена Галлуса Гауса.
Мальчик, неизвестный.
Женщина по имени Шельмрей, владелица
магазина.
11) [7 чел.]:
Давид Ханс, каноник
Нового собора. Сенатор Вейденбуш.
Жена владельца гостиницы из Баумгартена.
Старуха, неизвестная.
Младшая дочь Валькенбергера. Казнена
отдельно, и тело сожжено в гробу.
Младший сын судебного чиновника.
Вагнер, второй викарий собора, сожжен
заживо.
12) [9 чел.]:
Фиртель Бек.
Клингель, хозяин гостиницы.
Управляющий из Менгельшейма.
Жена пекаря из Оксенгейта.
Толстая дворянка.
Мейер, доктор богословия из Гаха и каноник
из Гаха были тайно казнены в пять утра,
а их тела сожжены.
Титулованный дворянин, юнкер Фишбаум.
Пауль Беккер из Брейт-Гута.
До них было казнено еще два
человека, февраля, шестнадцатого дня,
1629 года.
Примерно в
это время юный родственник князь-епископа
был обезглавлен за колдовство. Мальчик
был единственным наследником самого
князь-епископа Эренберга, и, останься
он в живых, он унаследовал бы значительное
состояние. Случай описан неким советником-иезуитом,
который, очевидно, является одним из
виновников случившегося. Эрнест фон
Эренберг был примерным студентом
с великолепным будущим, но неожиданно
оставил научные занятия, увлекся
женщиной старше себя, начал пить и
предаваться разгулу. Иезуиты изощренно
допросили его и решили, что
он был замешан во всех видах порока,
включая частые посещения шабаша.
Эрнеста обвинили, без его ведома
осудили и приговорили. Однажды
утром юношу разбудили и
Еще несколько случаев:
В январе 1628 г. в Вюрцбурге трое детей Анна Руаш (12 лет), Сибилла Лутц (11) и Мурчин (8 с половиной) признались в сношениях с инкубами. Сибилла и Анна были сожжены, а маленькая Мурчин передана родителям для исправления.
В октябре того же года был подвергнут допросу школьник по имени Иоганн Филипп Шук. После 46 ударов плетью он продолжал упорствовать, а еще после 77 полностью признался в посещении шабаша и назвал сообщников. Он был убит 9 ноября.
Другой
школьник, 12 лет, после многочисленных
ударов бичом сделал подобное признание
и обвинил священников в
Молот ведьм. Яков Шпренгер, Генрих Крамер.
Здесь
я приведу отрывки из официальной
аннотации к книге «Молот ведьм»
(лат. "Malleus Maleficarum"). Книга подробно
описывает все аспекты
"Молот
ведьм" или "Hexenhammer" (1-е
,,.., 1486г.) - бесспорно, основной и
самый мрачный из всех трудов
по демонологии. Он был
Его авторы стремились
Его значение и место среди книг своего времени было обусловлено несколькими причинами: во-первых, схоластической известностью авторов, доминиканцев Якова Шпренгера (1436-1495) декана Кельнского университета и приора Генриха Крамера (латинизированное Инститорис) (ок. 1430-1505); во-вторых, папской буллой 1484г., которую Крамер получил от папы Иннокентия VIII, чтобы подавить оппозицию, выступавшую против охот на ведьм; и в-третьих, детальной разработкой процедуры судопроизводства над ведьмами, "чтобы как духовные, так и гражданские судьи располагали готовыми приемами пыток, ведения суда и вынесения приговора". Большинство аргументов было заимствовано из трудов доминиканского приора Нидера - "Formicarium" (1435) и "Praeceplorium".
"Молот ведьм" состоит из трех частей. В первой обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, включающего отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение ему некрещеных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом. Неверие в колдовство (с позволения канона Episcopi) являлось ересью. В Библии говорится, что ведьмы существуют, а следовательно "любой кто не верит в установления священного писания является еретиком". Формула отречения (приведенная в части III) для тех, кого серьезно подозревали в ереси (но против кого не было свидетельства под присягой), звучала так: "Я клятвенно отрицаю ту ересь, или, вернее говоря, неверие, которое неверно и лживо утверждает, что на земле не существует ведьм". По данному обвинению законом допускались показания любых свидетелей, поскольку колдовство рассматривалось как высшая форма измены христианскому долгу. Вследствие этого показания о колдовстве разрешалось давать свидетелям, обычно не допускавшимся в суд: преступникам, отлученным от церкви, уличенным в лжесвидетельстве, причем их имена могли оставаться в секрете.
Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых ведьмами и противодействие каждому из них. Здесь же Шпренгер и Крамер подтверждают все истории о деяниях ведьм, договор с Дьяволом, сексуальные отношения с дьяволами, перемещения, превращения, лигатуру, порчу урожая и скота - фактически, самый широкий круг чародейств.
Третья часть (видимо, написанная Крамером, имевшим больший практический опыт) содержала формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения ее осуждения и вынесения приговора. Здесь же разграничивается юрисдикция инквизиторских, епископских и светских судов, причем два последних суда побуждаются к более активному преследованию ведьм. Причина заключается в том, что ведьмы, которые юридически не могут преследоваться инквизицией как еретики, должны передаваться двум другим судам. В третьей части заканчивается обсуждение приемов допроса свидетелей, а также ареста, заключения и пыток ведьм, и таких практических вопросов как преодоление молчания ведьм - технически ведьму нельзя было осудить без ее собственного признания. Там же устанавливается, что обвиняемый (и его защитники, если таковые имеются) не должны знать имени обвинителя.
Аргументы,
содержащиеся в почти четверти миллиона
слов, представляют собой фантастическое
принесение логики и здравого смысла
в жертву заранее сложившейся
богословской концепции. Например, слову
"женщина" (femina) приписывается
происхождение от [вера] и minus [малый],
а "дьявол" (diabolus) - от dia [два] и bolus
[смерть], т.е. "убивающий душу и
тело". Даже в первой части игнорируются
разумные аругменты. Так, объявляются
еретиками те, кто "верят в существование
демонов, кроме как в воображении
масс, которые и приписывают свои
собственные лжеучения дьяволу.
Разные облики, рисующиеся уму, возникают
как плод сильного воображения, Человеку
лишь кажется, что он видит бесов
или ведьм". Затем авторы "Молота
ведьм" продолжают: "Все это
противоречит истинной вере, утверждающей,
что ангелы, низринутые с неба, превратились
в бесов, что поэтому они, обладая
большей силой, чем мы, могут также
и достигнуть большего, чем можем
сделать мы". Хотя Чарлз Уильямс
называет этот силлогизм "почти первоклассным",
Ли характеризует интеллектуальный
уровень книги следующим
16 – 21 века. Ослабление позиций и отмена Святой Инквизиции
Успехи Реформации побудили папство трансформировать инквизиционную систему в сторону большей централизации. В 1542 Павел III учредил постоянную Священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции (Священная канцелярия) для надзора за деятельностью трибуналов на местах, хотя реально ее юрисдикция распространялась только на Италию (кроме Венеции). Канцелярия возглавлялась самим папой и состояла сначала из пяти, а затем из десяти кардиналов-инквизиторов; при ней функционировал консультативный совет из специалистов по каноническому праву. Она также осуществляла папскую цензуру, с 1559 издавая Индекс запрещенных книг. Самыми знаменитыми жертвами папской инквизиции были Джордано Бруно и Галилео Галилей.
Начиная с века Просвещения инквизиция стала терять свои позиции. В Португалии ее права были значительно урезаны: С. де Помбал, первый министр короля Жозе I (1750–1777), в 1771 лишил ее права цензуры и ликвидировал аутодафе, в 1774 запретил применение пыток. В 1808 Наполеон I полностью упразднил инквизицию в захваченных им Италии, Испании и Португалии. В 1813 Кадисские кортесы (парламент) отменили ее и в испанских колониях. Однако после падения Наполеоновской империи в 1814 она была восстановлена как в Южной Европе, так и в Латинской Америке. В 1816 папа Пий VII запретил применение пыток. После революции 1820 институт инквизиции окончательно прекратил свое существование в Португалии; в 1821 он него отказались и латиноамериканские страны, освободившиеся от испанского владычества. Последним казненным по приговору инквизиционного суда стал испанский учитель К. Риполь (Валенсия; 1826). В 1834 инквизиция была ликвидирована в Испании. В 1835 папа Григорий XVI официально отменил все местные инквизиционные трибуналы, но сохранил Священную канцелярию, чья деятельность с этого времени ограничилась отлучениями от церкви и изданием Индекса.
Ко времени Второго Ватиканского собора 1962–1965 Священная канцелярия оставалась лишь одиозным пережитком прошлого. В 1966 папа Павел VI фактически упразднил ее, преобразовав в Конгрегацию вероучения с чисто цензурными функциями; Индекс был отменен.
Знаменательным актом стала переоценка Иоанном Павлом II (1978–2005) исторической роли инквизиции. По его инициативе в 1992 был реабилитирован Галилео Галилей, в 1993 – Коперник, в 1998 открыты архивы Священной канцелярии. В марте 2000 от имени церкви Иоанн Павел II принес покаяние за «грехи нетерпимости» и преступления инквизиции.
После смерти Иоанна Павла II 2 апреля 2005 года на Святой престол взошел Бенедикт XVI, которого иногда называли "Великим инквизитором", в течение четверти века возглавлявший Священную Конгренацию. Конечно, современная "инквизиция" никого в тюрьму не сажает и страшным пыткам не подвергает. Однако жесткости в высказываниях Ратцингеру не занимать. На церемонии открытия конклава 18 апреля Ратцингер высказался резко против попыток модернизации и либерализации католической церкви. "Веру, которая пытается следить за новыми веяниями и модой, нельзя назвать взрослой, зрелой. Зрелая вера - это вера твердая, укоренившаяся, непоколебимая в своей любви к Христу. И именно эта любовь вдохновляет нас на все благое и дает нам силы и средства различать доброе от злого и истинное от ложного", - подчеркнул кардинал, еще не зная, что спустя сутки эти слова станут программой нового Папы Римского.
А значит, католическая церковь вынесла свой приговор современному миру, отказавшись признать заслуживающими внимания те изменения, которые произошли в нем за последние четверть века. Своим восшествием на престол новый Папа Бенедикт XVI напоминает, что глава Ватикана является преемником святого апостола Петра, про которого Иисус Христос сказал: "На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".
Вывод
Проделав работу по изучению Святой Инквизиции, я смогла найти большое количество новой информации и разобрать не один спорный, в первую очередь для меня, вопрос. Инкивизиция взяла свое начало в далеком 13-м веке, не раз ослабляла позиции и вспыхивала с новой силой, карая винных и безвинных по сфабрикованным, по большей части, приговорам. Инкивизиция убила огромное количество людей и периоды произвола инквизиторов были очень тяжелыми для народа, но я не считаю, что Инквизиция – это только ошибка. Были и положительные стороны, такие как почти полное отсутствие междоусобиц, защита от внутренних, а иногда и от внешних врагов.
Сейчас мы не можем представить, что это возможно – заживо сжигать людей на центральной площади города, поощрять клевету (хотя нечто подобное и было в СССР, но это уже иная тема), судить и выносить приговоры животным. Но это имело место быть, и мы не можем упустить из виду это обширную страницу в мировой истории.
Литература. Источники информации
Информация о работе Святая Инквизиция: Средневековье – наши дни