Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:01, дипломная работа
В мировой литературе за последние полвека проблема модернизации исследована и разработана достаточно глубоко. Современные исследователи отмечают, что теория модернизации, осмысляющая трансформации традиционных ценностей, структур, отношений в модернизированные, «современные», за прошлый и нынешний века успела сложиться в развитое направление в общественных науках, включающее множество аспектов, имеющих методологическое, теоретическое и прикладное значение.
Глава 1. Теория модернизации: теоретико-методологические принципы.
1. Методологические основы (принципы) теории модернизации
2. Теория модернизации в Истории России (или в изучении Истории России)
Глава 2. Петровская модернизация России
1. Экономическая и военная модернизация
2. Бюрократизация и централизация управления.
3. Культурные преобразования. Социокультурный раскол.
Глава 3. Россия в 1725-1762гг: контрреформа или стабилизация?
1. Соц.-экон. Развитие.
2. Полит. Развитие России в 1725-1762гг.
Глава 4. Реформы Екатеринв 2.
1. Модернизация системы управления.
План:
Глава 1. Теория модернизации: теоретико-методологические принципы.
1. Методологические основы (принципы) теории модернизации
2. Теория модернизации в Истории России (или в изучении Истории России)
Глава 2. Петровская модернизация России
1. Экономическая и военная модернизация
2. Бюрократизация и централизация управления.
3. Культурные преобразования. Социокультурный раскол.
Глава 3. Россия в 1725-1762гг: контрреформа или стабилизация?
1. Соц.-экон. Развитие.
2. Полит. Развитие России в 1725-1762гг.
Глава 4. Реформы Екатеринв 2.
1. Модернизация системы управления.
2. Социокультурные изменения в росс-ом обществе (секуляризация образования и распространение грамотности, религтозный плюрализм, приобщение к достижениям культуры)
Глава 1. Теория модернизации: теоретико-методологические принципы.
1.1.Методологические основы (принципы) теории модернизации
В мировой литературе за последние полвека проблема модернизации исследована и разработана достаточно глубоко. Современные исследователи отмечают, что теория модернизации, осмысляющая трансформации традиционных ценностей, структур, отношений в модернизированные, «современные», за прошлый и нынешний века успела сложиться в развитое направление в общественных науках, включающее множество аспектов, имеющих методологическое, теоретическое и прикладное значение.
Научное использование термина «модернизация», происходящего от французского слова moderne, что в переводе на русский означает «новейший», «современный», было начато еще в конце XIX века для оценки уровня общественного развития. Под модернизацией понималась совокупность экономических, социальных и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа. Различие этих двух типов обществ впервые наиболее последовательно было рассмотрено в трудах К.Маркса, Г.Спенсера, О.Конта, Э.Дюркгейма и М.Вебера.
Возникновение и концептуальное оформление теории модернизации пришлось на период после второй мировой войны, в годы, когда мир претерпевал колоссальные изменения. Становление биполярной политической системы, начавшаяся «холодная война», возникновение «третьего мира», представленного молодыми государствами, образовавшимися на месте бывших колоний, освоение космоса, процессы урбанизации, начавшаяся научно-техническая революция стали главными характеристиками всех сфер жизни человека и общества.
Отечественный исследователь Б.С. Старостин выделяет четыре фактора «фундаментального порядка», которые сыграли ключевую роль в возникновении комплекса идей и понятий, объединенных позже под общим термином «теории модернизации»: социополитический, информационно-политический, идеологический и теоретический.
Под социополитическим фактором понимается процесс становления США и СССР после Второй мировой войны в качестве сверхдержав, определяющих расклад сил в экономической и политической жизни мира; рост национально-освободительного движения в Азии и Африке, приведший к образованию новых независимых государств - «молодых наций», вставших на путь поиска наиболее приемлемых моделей государственного строительства, политического и социально-экономического развития.
Информационно-политический фактор включал в себя потребность сверхдержав в сведениях о странах «третьего мира». Борьба двух социально-экономических и политических систем капиталистической во главе с США и социалистической во главе с СССР за влияние в постколониальном мире поставила перед обществоведами многих стран задачу всестороннего изучения ставших независимыми постколониальных наций. Западные социологи, политологи, культурологи, историки, этнографы и другие специалисты пытались определить альтернативные социалистическому пути постколониального развития стран «третьего мира». В данном историческом контексте западные ученые приступили к активному изучению государств «третьего мира», чтобы предложить последним модели несоциалистической ориентации для их экономического развития и обеспечения политической стабильности.
Теория модернизации была противопоставлена марксистской идеологии в ее теоретических усилиях обобщить послевоенный опыт развития и характер изменений, происшедших в странах третьего мира. Считалось, что достаточно ученым обобщить, основные направления развития передовых стран, соединивших экономический рост с либеральной демократией, в рамках интегрированной теории, и развивающиеся страны получат рецепт достижения успеха - обеспечения скачка и выравнивания по параметрам передовых наций. Данный фактор обозначен в качестве идеологического.
И, наконец, четвертый фактор - теоретический - состоял в том, чтобы выработать для западного обществоведения оптимистическую парадигму исторического развития, вопреки господствовавшим в период между двумя мировыми войнами теориям «заката» и «конца» О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и К. Ясперса. Послевоенному обществу необходимо было преодолеть социальный пессимизм, дать оптимистическое видение будущего не тольков чисто прагматическом, но и в общетеоретическом плане.
Таким образом, по прошествии почти столетия после появления марксистского линейного взгляда на всемирную историю в западном обществоведении вновь господствующей становится такая точка зрения на мировой исторический процесс, согласно которой человечество развивается в одном направлении, в соответствии с одними и теми же закономерностями. Различия между обществами в большей или меньшей степени объясняются той фазой развития, на которой они находятся. Эта идея и послужила возникновению в середине ХХ века «теории модернизации», которая внесла весомый вклад в развитие мировой теории и методологии исторического познания.
Одним из основоположников теории модернизации явился американский исследователь У. Ростоу - автор знаменитой в 1960х-70-х гг. теории «стадий экономического роста». В своем, ставшем фундаментальным, в исследовании «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест», опубликованном в 1962 г., У. Ростоу заявил, что им создана «общая теория всей новой истории», которая призвана составить «альтернативу теории К. Маркса.. .».
В историческом развитии человечества У. Ростоу выделяет пять стадий «экономического роста»: 1) традиционное общество, 2) переходное общество (предпосылки «подъема»), 3) стадия «подъема» («скачка»), 4) стадия «быстрого созревания» («зрелости»), 5) стадия «высокого массового потребления».
Первая стадия - «традиционное общество». В таком обществе отсутствуют современная наука и технологии, уровень производства материальных благ низкий, экономика носит преимущественно аграрный характер. Одной из главных особенностей «традиционного общества», по мнению ученого, был «потолок, существующий на уровне достижимого выпуска продукции на душу населения». Исторически традиционное общество представлено средневековым Китаем, средиземноморской и средневосточной цивилизациями, средневековой Европой - обществами, оказавшимися «нетронутыми новой силой человека».
Вторая стадия - «переходное общество» (или «предпосылки подъема») - наиболее полно представлена Зап. Европой конца ХУН - начала ХУН! столетия. Она характеризуется следующими чертами: проникновением научных открытий в производство, расширением национальных и мировых рынков, накоплением капитала, появлением нового социального слоя «предприимчивых людей», созданием национальных государств и т.д. В качестве ареала «вызревания» предпосылок для «скачка» («роста») У. Ростоу выделяет территорию Англии. Именно здесь, по его мнению, в силу особых географических, природно-климатических и социально политических факторов, появляется благоприятная почва для «скачка».
Третья стадия - «стадия: подъема» («скачка»). Для Англии она приходится на период конца ХУII! - начала XIX столетий и характеризуется тем, что «рост общества становится нормальным явлением», повышается общий технологический уровень промышленности и сельскохозяйственного производства, появляется «капиталобщественного назначения» (транспорт, связь, коммуникации), увеличивается число фабрик, растут города, «растет новый предпринимательский класс». Здесь У. Ростоу фактически описывает черты английской промышленной революции конца ХVIП – начала XIX вв., содержанием которой, как известно, явился процесс перехода от мануфактурного производства, основанного на ремесленной технологии, к производству фабричному, базирующемуся на машинной технике.
Во второй половине XIX в. Зап. Европа, по У. Ростоу, вступает в четвертую стадию роста - «стадию быстрого созревания» (или «зрелости»), характеризующуюся следующими особенностями: внедрение новейших технологий по всему фронту экономической деятельности, становление хозяйства страны как части мирового хозяйства, инвестирование 10-20 процентов национального дохода в экономический рост, быстрое развитие новых отраслей промышленности, перенос центра тяжести с отраслей угольной, металлургической промышленности и тяжелого машиностроения на станкостроение, химическую и электротехническую промышленность, способность производить любую современную промышленную продукцию. По мнению, У. Ростоу, на данную стадию в конце XIX в. вступили Англия, Франция, США и Германия.
Пятая стадия - «век высокого массового потребления». На данной стадии интересы общества переносятся с проблем производства на проблемы потребления и благосостояния. В обществе уже нет погони за материальной прибылью, ростом концентрации производства и капитала, нет господства капиталистических монополий и эксплуатации рабочего класса. Революция в потреблении вот, что отличает данную стадию от предшествующих. Массовое переселение в односемейные домики в пригородах, рост рождаемости, потребление продуктов высокого качества, создание системы социального обеспечения - этот особый тип социально экономического устройства получил у У. Ростоу наименование «государства общественного благосостояния».
У. Ростоу одним из первых использовал понятие «модернизация» для обозначения определенного периода мирового исторического процесса. Государство, по мнению автора «Некоммунистического манифеста», в лице его так называемой «модернизаторской элиты», выступает в качестве основного инициатора осуществления модернизационных преобразований в стране. Исходным пунктом в рассуждениях У. Ростоу также является признание идентичности процесса «модернизации» в различных обществах, безотносительно к определенному историческому периоду и общественно экономическим условиям. Согласно схеме У. Ростоу, на определенной ступени развития (стадия «скачка»), которую различные общества достигают под влиянием одних и тех же факторов, но в разное время, «традиционное», аграрное по своей экономической природе общество приступает к осуществлению «модернизации».
Законченного определения процесса «модернизации» у У. Ростоу нет, однако авторское понимание этого процесса можно установить путем выделения признаков общества, находящегося в процессе модернизационных преобразований: интенсивное формирование новых отраслей индустрии, высокий уровень внутренних инвестиций, наличие рынка труда, развитие средств связи и коммуникаций, процессы урбанизации, проникновение новейших технологий в сельскохозяйственное производство. Таким образом, модернизация по У. Ростоу является олицетворением индустриального прогресса.
Следует сказать, что наряду с экономическими признаками, определяющими сущность «модернизации», У. Ростоу выделяет также признаки социально-политические, такие как наличие особой институциональной структуры, позволяющей использовать все стимулы к экономическому росту. В этой связи У. Ростоу сформулировал получивший позже широкое распространение тезис об элите - носительнице «модернизаторских идей», а также о «реактивном» (модернизирующем) национализме как средстве превращения этих идей в общественную силу. «Новая элита, новое руководство, - пишет У. Ростоу, - должна возглавлять и давать возможность начинать строить современное индустриальное общество...».
Историческая схема У.Ростоу отличается следующими особенностями. Во-первых, она сконструирована таким образом, чтобы, согласно этой теории, эволюция мировой хозяйственной системы даже отдаленно не напоминала переход от одной формации к другой. В рамки первой стадии - «традиционное общество» У. Ростоу включил три марксовых способа производства и первые ступени развития капитализма. Характерно при этом, что У. Ростоу вообще не рассматривает первобытнообщинный и рабовладельческий способы производства, отождествляя «традиционное общество» лишь с феодальным. Он пишет: «...Феодальные общества, по нашей терминологии, - традиционные общества...». Более того, у американского ученого свое понимание вопроса формаций К. Маркса: «...Вместо наших стадий... у Маркса имеются: феодализм, буржуазный капитализм, социализм и коммунизм».
Такой подход, естественно, автоматически снимает проблему социальной революции как исторически неизбежного, по мнению историков-марксистов, способа перехода от одной формации к другой, поскольку в пределах одной «стадии» проблемы перехода к какой-либо другой исторической ступени не существует. Что же касается оставшихся четырех «стадий» схемы У. Ростоу, то все они приходятся на один, именно капиталистический способ производства, в пределах которого также не существует проблемы перехода от одной формации к другой. Так, уже в самой исторической периодизации У. Ростоу происходит снятие проблемы неизбежности социальных революций.
Во-вторых, история в концепции У. Ростоу выступает как непрерывный процесс все большего овладения человечеством силами природы, а эта непрерывность выступает как ее единственная закономерность. Такой подход, в отличие от формационного подхода К. Маркса, также не предполагает постановку вопроса об объективной неизбежности социальной революции как формы и средства перехода от одного способа производства к другому.
Третья особенность концепции У. Ростоу состоит в том, что он, не отрицая самого факта существования капиталистической системы хозяйства, не признает капитализм закономерной ступенью общественного развития, сменяющей феодализм и предшествующей социализму. За «традиционным обществом» следует не капитализм, а несколько «стадий роста», фактически, самого капитализма.