Термины по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 17:09, доклад

Описание

Работа сожержит термины по дисциплине "История"

Работа состоит из  1 файл

организация управления в Российской империи в 19 веке.docx

— 66.10 Кб (Скачать документ)

Наиболее  известна деятельность Александра I как  вершителя судеб Европы. После  победы русского народа в Отечественной  войне 1812 и заграничных походов  русской армии значение России и  лично Александра I в европейской  политике сильно возросло. Во время  Венского конгресса по инициативе русского императора был создан Священный  союз монархов Европы. Даже в глазах современников эта акция воспринималась как реакционная, направленная на подавление народных движений.

Последние годы царствования Александра I сильно отличались от первого десятилетия  его правления. Прежний план реформ к н.1820-х оказался забыт. К числу  нововведений м.б. отнесены действия Аракчеева А. А. по созданию особого военного сословия и военных поселений. Однако эти преобразования носили феодальный характер и никак не укладывались в систему просвещённой монархии.

Нереализованные проекты

Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести  порядок и  укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру  были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу

 создания  такой системы государственной  власти, которая активно содействовала  бы развитию производительных  сил страны, а н пожирала её  ресурсы. Требовался принципиально  новый подход к решению задачи.  Разочарование в ближайшем окружении  заставило его искать опору  в людях, лично ему преданных  и не  связанных с сановной  аристократией. Он приближает  к себе сначала А. А. Аракчеева,  а позднее М. Б. Барклая де  Толли, ставшего в 1810 военным  министром, и М. М. Сперанского  (1772 – 1839) , которому Александр  поручил  разработку нового  проекта государственной реформы. 

 Сперанский  происходил из семьи сельского  священника. Выдающиеся способности  и трудолюбие 

 выдвинули  его на важные государственные  посты. В 1807 г. Александр приблизил  его к себе, а затем взял  с собой,  отправляясь в Эрфурт  на встречу с Наполеоном. Французский  император быстро оценил скромного  статс-секретаря, внешне ничем  не выделявшегося в русской  делегации. “Не угодно ли вам,  государь, - в шутку спросил   он Александра, - обменять мне  этого человека на какое-нибудь  королевство?” Сперанский отличался  широтой  кругозора и строгой  системностью мышления. Он не  терпел хаоса и сумбура. Любой,  самый запутанный вопрос в   его изложении приобретал упорядоченную  стройность. В 1809 г. по поручению  Александра он составил проект 

 коренных  преобразований.

 Осуществление  проекта М. М. Сперанского могло  бы способствовать началу конституционного  процесса в  России. В основу  государственного устройства Сперанский  положил принцип разделения властей  –  законодательной, исполнительной  и судебной. Каждая из них, начиная  с самых нижних звеньев, должна  была  действовать в строго  очерченных рамках закона. Создавались  представительные собрания нескольких  уровней во  главе с Государственной  думой – всероссийским представительным  органом. Дума должна была давать  заключения по законопроектам, представленным  на её рассмотрение, и заслушивать  отчёты министров. 

 Все власти  – законодательная, исполнительная  и судебная – соединялись в  Государственном совете, члены   которого назначались царём. Мнение  Государственного совета, утверждённое  царём, становилось законом. Если  в  Государственном совете  возникало разногласие, царь по  своему выбору утверждал мнение  большинства или  меньшинства.  Ни один закон не мог вступить  без осуждения в Государственной  думе и Государственном совете.  Реальная законодательная власть  по проекту Сперанского оставалась  в руках царя. Но Сперанский  подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное” . В этом и

 заключается  его принципиально новый подход: действия властей в центре  и на местах он хотел поставить  под  контроль общественного  мнения. Ибо безгласность народа  открывает путь к безответственности  властей. 

 По проекту  Сперанского избирательными правами  пользовались все граждане России, владеющие землёй  или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и  крепостные крестьяне в  выборах  не участвовали, но пользовались  важнейшими гражданскими правами.  Главное из них Сперанский  сформулировал так: “Никто не  может быть наказан без судебного  приговора” . Это должно было ограничить власть  помещиков над крепостными.  Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

 Между  тем сам Александр испытывал  сильнейшее давление придворного  окружения, включая членов его   семьи, стремившихся не допустить  радикальных реформ. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского   наделить гражданскими правами  крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились  все  консерваторы, среди которых  особо выделялся А. А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший  в милость и к  новому  императору. Определенное влияние  на него, по-видимому, оказала и  “Записка о древней и новой  России” 

 Н. М.  Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться  в правильности избранного им  пути.

 Немаловажное  значение имел фактор и международного  положения России: усиливавшееся  напряжение в  отношениях с  Францией и необходимость подготовки  к войне давали возможность  оппозиции трактовать  реформаторскую  деятельность Сперанского как  антигосударственную. Сперанский  был окружён платными и   добровольными шпионами, которые  передавали царю каждое его  неосторожное слово. В марте  1812 г. он был  отстранён от  дел и сослан в ссылку.  Реформы  1802-1812 гг. не изменили самодержавной  сущности политической системы  России. Они 

 усилили  централизацию и бюрократизацию  государственного аппарата. Как  и прежде, император обладал   верховной законодательной властью. 

 В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в  Царстве Польском (1815) , сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к  России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной грамоты Российской  империи” (1819-1820) . В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных  органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако

 все эти  предложения остались на бумаге.

2. Царствование Николая 1. Апогей самодержавия.

Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Иногда эта борьба выражалась в открытых жестких столкновениях, таких, как подавление Польского восстания 1830-1831 или отправка в 1848 войск за границу — в Венгрию для разгрома национально-освободительного движения против австрийского господства. Россия становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай приобретал репутацию жандарма Европы. Однако значительно чаще Николай действовал мирными методами. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Так, исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М. М. Сперанского кодификация российского законодательства. Однако в отношении проблемы крепостного права дальше полумер, которые не затрагивали основ общественного устройства, дело не пошло. Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи — отец, с которым он отождествлял самодержавного государя. Идеологическим оформлением этого идеала стала так называемая теория официальной народности, провозгласившая вечными и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: православие, самодержавие и народность. Свое служение отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию. Введение военного принципа в государственное управление свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату. Тем не менее стремление максимально подчинить общество государственной опеке, свойственное идеологии николаевской эпохи, фактически неизбежно вело к бюрократизации управления.

Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток  властей поставить под свой тотальный  контроль идеологическую и духовную жизнь общества. Крайне подозрительное отношение самого императора к независимому общественному мнению вызвало к  жизни такое учреждение, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции, а также определило правительственные меры по ограничению  периодической печати и тяжелый  цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени. Те же корни имело и двойственное отношение Николая к просвещению. Вдохновляемая им политика министерства народного просвещения (особенно под  руководством С. С. Уварова) была направлена на преимущественное развитие специальных  технических учебных заведений; именно при Николае I были заложены основы современного инженерного образования  в России. В то же время университеты были поставлены под строгий административный контроль, количество студентов в  них было ограниченным. Активное насаждение сословного принципа в системе образования  консервировало и укрепляло существующую иерархическую структуру общества.

 Царствование  Николая I закончилось крупнейшим  внешнеполитическим крахом. Крымская  война 1853-56 продемонстрировала организационную  и техническую отсталость России  от западных держав, привела к  ее политической изоляции. Тяжелое  психологическое потрясение от  военных неудач подорвало здоровье  Николая, и случайная простуда  весной 1855 стала для него роковой.

Деятельность  его императосковго величества канцелярии и комитетов:

Царствование  Николая I проходило в период обострившегося кризиса феодально-крепостнической  системы в Российском государстве, нарастающего крестьянского движения, восстаний в Польше (в 1830 г.) и на Кавказе, формирования буржуазно-революционных  течений в рядах дворянской и  разночинной интеллигенции, а также  буржуазных революций в Западной Европе в 1830 и 1848 гг. Поэтому дело декабристов  имело для всего тридцатилетнего  периода царствования Николая I огромное значение и отражалось на общественном настроении того времени. Всякие революционные и либеральные движения жестоко преследовались, а их организаторы сурово наказывались. В силу этого дело декабристов всегда имело большую известность в России, несмотря на то, что его подробности составляли государственную тайну. В пылу откровения царь называл их "своими друзьями 14 декабря". Из следственного дела "заговорщиков", как людей умных и хорошо продумавших свои планы, он вынес практическое убеждение, что порядки в России требуют реформ. Все, на что жаловались они и против чего выступали, имело место в российской действительности и требовало исправления. Поэтому он приказал подготовить для себя "свод показаний членов злоумышленного общества о внутреннем состоянии государства", который постоянно находился у него на столе. 

  Это  придало с самого начала царствования  Николая I известную двойственность  его самодержавной политике. С одной стороны, основной тенденцией своей внутренней политики царь считал необходимость укреплять феодально-дворянское господство в России и жестоко подавлять инакомыслие, а с другой, особенно в первый период царствования, понимая основательность критики декабристами российских самодержавных порядков, Николай I полагал небесполезным провести самые необходимые реформы ("починки") устаревших социально-экономических и политических устоев в России исподволь, сверху, в условиях строгой дисциплины и соблюдения служебной иерархии. 

  Говоря  о необходимости реформ общественного  строя и правительственного аппарата, он намеревался осуществить их  проведение силами правительственных  чиновников под своей непосредственной  командой, без участия общественных  сил. Это связано с тем, что  после восстания декабристов Николай I убедился: ему не на кого надеяться и не на кого рассчитывать, дворянство не такая уж надежная опора царю. Император был склонен считать, что дело декабристов является сословным дворянским движением, охватившим все круги дворянства, и стал сомневаться в их преданности трону. Недоверчиво относясь к социальной опоре самодержавия, он в течение всей жизни усиливал централизацию управления и держался обычая брать в свое непосредственное управление те государственные дела, успех которых особенно его интересовал. 

  Для  непосредственного заведования  такими делами император стал  создавать особые отделения своей  канцелярии. Поэтому собственная  Его Императорского Величества  канцелярия, которая прежде не  имела важного значения в государстве и играла роль небольшой канцелярии для обслуживания императора, была превращена им в важнейшее правительственное учреждение. Через нее проходили все государственные дела, которые Николай считал наиболее важными. В то же время Государственный совет, Сенат и другие центральные учреждения страны стали оттесняться на задний план. Одновременно император увеличивал численность своей свиты - личной гвардии. Верных ему людей - чиновников, преимущественно военных, он расставлял на самые важные посты, они выполняли его поручения и осуществляли контроль за исполнением императорских указаний. Важно отметить и то, что в свите Николая I было много иностранцев, особенно немцев, и это явление он открыто объяснял тем, что "русские дворяне служат государству, а немецкие - мне". 

Информация о работе Термины по "Истории"