Любил
самодержец создавать многочисленные
секретные комитеты и комиссии,
непосредственно подчиненные ему,
которые во время своей деятельности
приобретали государственное значение
и вмешивались в работу министерств
и других правительственных и
местных органов.
На ответственных
постах царь хотел видеть не
людей государственного мышления,
а простых чиновников - исполнителей,
не имевших своих собственных
взглядов на те или иные проблемы развития
России. Боясь независимых людей, Николай
I находил кадры среди искателей царской
милости в дворцовой передней, в которой
он вынужден был бывать по долгу службы,
когда являлся командиром бригады и дивизии
и хорошо знал этих людей. Поэтому он был
весьма низкого мнения об их качествах.
Он знал, что людей не только с государственным
мышлением, но даже честных простых исполнителей
его собственной государевой воли было
очень мало. В одном из писем своему брату
Константину в Варшаву он писал: "Представьте,
что среди всех членов первого департамента
Сената нет ни одного человека, которого
можно было бы, не говоря уже послать с
пользой для дела, но даже просто показать
без стыда".
Одним
из первых секретных комитетов,
созданных Николаем I, являлся так
называемый "Комитет б декабря 1826 г.".
Перед этим комитетом царь поставил задачу
рассмотреть бумаги, оставшиеся в кабинете
Александра I, "обозреть настоящее положение
всех частей управления" и определить,
"что ныне хорошо, что оставить нельзя
и чем заменить". Комитет работал около
четырех лет и к началу 1830 г. выработал
ряд проектов преобразования как центральных,
так и губернских учреждений. Характеризуя
представленные предложения, комитет
отмечал, что они преследуют цель "не
в полном изменении существующего порядка
управления, но в его усовершенствовании
посредством некоторых частных перемен
и дополнений". Эти предложения "Комитета
6 декабря 1826 г.", с одобрения Николая
I, должны были поступить на рассмотрение
в Государственный совет. В действительности
же обсуждению этим советом подвергся
только один проект закона о состояниях
и был в результате принят. Но последовавшие
затем события, связанные с революциями
в 1830 г. во Франции и Бельгии и восстанием
в Польше, а также возражения великого
князя Константина заставили царя отказаться
от обнародования и введения этого проекта
в жизнь, а затем и вовсе оставить всякие
помышления о коренных реформах государственного
строя. "Комитет б декабря 1826 г." был
распущен в 1832 г., как, впрочем, были распущены
в последующий период и другие созданные
Николаем I секретные комитеты.
Таким
образом, первая попытка осуществить
хоть какие-либо умеренные реформы,
в которых предполагалось совместить
консервативные начала с некоторыми
уступками "духу времени", окончились
неудачей. В России продолжали усиливаться
канцелярско-административные методы
управления страной.
Николай I понимал
власть царя как власть хозяина, а
Россию - как свою собственность. Все
должны безропотно исполнять его
хозяйскую волю. Младшие не должны
учить старших. В государстве
должна быть строгая иерархия. Все
должно быть подчинено дисциплине.
Во всем должна быть система, точные правила.
Такой метод управления государством
казался ему верхом совершенства.
Это подметил известный французский
писатель и путешественник маркиз де
Кюстин, который, вспоминая об одном из
разговоров с царем, писал:"К счастью,
- возразил государь, - административная
машина в моей стране крайне проста, иначе,
при огромных расстояниях, являющихся
серьезным для всего препятствием, и при
более сложной форме управления, головы
одного человека оказалось бы недостаточно".
Вместе
с тем Николай I понимал, что
должен быть закон, который
не только не ограничивал бы,
а, наоборот, оправдывал бы неограниченную
власть монарха и придавал
бы ей видимость законности. Поэтому
одним из предметов особой
его заботы являлось улучшение
судоустройства и судопроизводства.
С этой целью под своим руководством
император создал специальное
Второе отделение Собственной
Его Императорского Величества
канцелярии для кодификации российского
законодательства, а непосредственное
исполнение поручил М. М. Сперанскому
с его точным умом и замечательными
способностями юриста и бюрократа.
Михаил Михайлович стал незаменимым
в этом деле благодаря возникшим
у него к этому времени пристрастиям,
оправданию строжайшей иерархической
системы. Только один М. М.
Сперанский в тогдашней России
мог воплотить в законе идею
николаевского порядка, придать
этому самоуправному порядку
некую декорацию законности.
Следует
заметить, что при предыдущих
царях делались неоднократные
попытки осуществить эту работу,
но они оканчивались неудачей.
Благодаря энергии М. М. Сперанского,
проведенной под его руководством
огромной кропотливой работе, в
1830-1832 гг. издаются 45 томов Полного
собрания законов Российской
Империи, начиная с Соборного
уложения 1649 г. и по 1825 г., и 6 томов
законов, принятых при Николае
I с 1825 по 1830 гг.
Затем
по указанию царя отбираются
действующие законы, осуществляется
их классификация и публикация
в 15 томах. После этого был
поставлен вопрос об усовершенствовании
отечественного законодательства.
Однако император решительно
уклонился от всякого обновления
и улучшения законодательства, и
до конца его царствования
ничего нового, существенного в
политическую и социальную структуру
общества, в систему управления
государством не было внесено.
Следует
отметить, что император сам был
нарушителем российских законов.
Он совершенно не считался
с правами высших государственных
учреждений, положенными им по
закону. Так, на предложение Васильчикова
до подписания указа вносить
его на обсуждение в Государственный
совет царь возразил: "Да неужели
же, когда я сам признаю какую-нибудь
вещь полезной или благодетельной,
мне непременно надо спрашивать
на нее сперва согласие Совета?"
В другой
раз, когда большинством Государственного
совета был отвергнут один из проектов
министра финансов Канкрина, царь послал
фельдъегерем записку, в которой было
сказано:"Желательно мне, чтобы проект
был принят". Возражений, разумеется,
не последовало. И, конечно, император
Николай был по-своему прав: самодержавию
не было надобности маскироваться под
какие-то законосовещательные церемонии,
ибо все учреждения все равно стояли на
уровне той самой передней, где учился
царствовать Николай, а чиновников этих
учреждений нельзя было показывать без
стыда.
Однако
проделанная М. М. Сперанским
работа имела безусловно положительное
значение, так как привела в систему законы
и помогала хоть как-то на законном основании
бороться с бюрократизмом государственного
аппарата, ограничивала чиновничий бюрократизм
и волокиту при рассмотрении дел.
Николай
I старался не только усилить
централизацию государственного
аппарата, но и придать ему
военно-бюрократический характер. Идеалом
общественной организации российского
государства для него являлась армия.
Наглядным примером такого государства
была тогдашняя Пруссия с внешне вышколенным
чиновничеством и дисциплинированной
армией. На протяжении всего тридцатилетнего
царствования этот идеал Николаем I последовательно
и осуществлялся. С этой целью, стремясь
превратить чиновничество России в безропотного
исполнителя своей воли, царь стал вводить
казарменные элементы в дела управления,
за малейшее неповиновение чиновников
отправляли на гауптвахту. Он даже "женскую
прелесть без мундира не воспринимал",
шутили современники. Многие чисто гражданские
отрасли администрации, вместе с соответствующими
учебными заведениями (ведомства межевое,
лесное, путей сообщения, горное, инженерное)
получили военную организацию, поглощавшую
массу сил и энергии без малейшей пользы
для существа дела. Уголовное судопроизводство
по многим родам дел также переходило
в ведение военных судов.
В стране
господствовала система телесных
наказаний, в необходимости которых
был убежден император. Он помнил
шомпол своего воспитателя Ламсдорфа
и, по-видимому, склонен был думать, что
ежели уж он, государь, подвергался побоям,
то нет основания избегать их при наказании
простых смертных, особенно крестьян и
солдат. Не щадили учеников школ, училищ,
гимназий, даже студентов и чиновников.
Идти "на правеж" стало обыденным
явлением российской действительности.
Даже смертную казнь заменяли прогонкой
виновных несколько раз сквозь строй в
тысячу человек. Не случайно у Николая
I было прозвище "Палкин".
В первый
же год своего царствования
напуганный восстанием декабристов,
ростом антикрепостнических настроений,
Николай I учредил под своим
руководством печально известное
Третье отделение Собственной
Его Императорского Величества
канцелярии как высший орган
политической полиции. Для осуществления
практических задач ему был
придан корпус жандармов. Руководителем
(шефом) этого отделения и корпуса
жандармов был назначен наиболее
доверенный человек императора -
генерал А. X. Бенкендорф, который делал
ему ежедневные доклады и сопровождал
его во всех поездках. Цель этого органа
объясняет известный в свое время и весьма
характерный рассказ об ответе, данном
Николаем I Бенкендорфу на неоднократную
просьбу того об инструкции для корпуса
жандармов. Царь, подавая ему платок, сказал:
"Вот тебе моя инструкция: чем больше
слез ты утрешь, тем точнее исполнишь мою
волю".
Функции
этого отделения, стоявшего вне
закона и над законом, были
чрезвычайно широки. Ему было поручено
наблюдение за иностранцами и подозрительными
лицами, раскольниками, местами ссылки
и заключения, сбор сведений обо всех происшествиях,
случаях неповиновения властям, ведение
дел о разбоях и фальшивомонетчиках, осуществление
контроля за чиновниками, дабы не допускали
превышения власти, и т. д. Но самым главным
был контроль за "направлением умов",
т. е. наблюдение за антикрепостническими
и антисамодержавными настроениями в
обществе, высылка подозревавшихся лиц,
статистические сведения полицейского
характера, театральная цензура.
Вступив
на престол, Николай I активизировал
внешнюю политику государства,
проводником которой был министр
иностранных дел Нессельроде. Прежде
всего он заявил о своем намерении "положить
конец восточному вопросу", который
заключался в борьбе с Турцией за обладание
побережьем Черного моря и в конечном
итоге за проливы Босфор и Дарданеллы,
а также за освобождение балканских народов
(греки, болгары, сербы, молдаване и др.)
от турецкого ига. Победоносные военные
действия против турецких войск позволили
значительно ослабить Турцию и присоединить
ряд территорий к России на побережье
Черного моря, в Закавказье, укрепить Черноморский
флот.
Успешно
велись завоевательные войны
и с Ираном, в Средней Азии
и Казахстане. В результате к
России были присоединены обширные
районы на Кавказе, в Средней
Азии.
С не
меньшим рвением Николай I стремился
и к Тихому океану. Это расширяло
внутренний рынок, повышало внешнюю
безопасность восточных границ
России, укрепляло экономические
связи со странами Дальнего
Востока, особенно с Китаем.
Однако
если западные монархи охотно
выступали вместе с Николаем I
в борьбе против революций
в Европе, то совсем не были
склонны сотрудничать с ним,
тем более нести ущерб от
захвата Россией новых территорий
и расширения ее рынков. Наоборот,
растущая внешнеполитическая активность
царизма усиливала их противодействие
России, так как они сами хотели
поживиться за счет этих же
районов. Это привело к сближению
Англии и Франции и совместному
их выступлению в "восточном
вопросе" против России. Именно
в этом и был просчет николаевской
внешней политики, особенно в
начале 50-х годов.
Начиная
войну с Турцией в 1853 г., российский
император полагал, что, имея
авторитет "жандарма Европы"
и рассчитывая на некую "благодарность"
за это от других монархов,
а также опираясь на мнимо мощную
военно-политическую силу России, можно
без боязни приступить к решению "восточного
вопроса". На деле же царизм оказался
в политической изоляции. Как только начались
успешные военные действия русских войск
против Турции, сразу же на ее стороне
выступили Англия и Франция. Даже Австрия
и Пруссия заняли недружелюбную политику
в отношении России. Николай I был вынужден
убрать войска с задунайских территорий
и, поступившись там своим влиянием, оказался
один против враждебной Европы.
Между
тем Англия и Франция высадили
войска в Крыму и осадили
Севастополь. Началась Крымская
война (1853-1856 гг.), в которой Россия,
как известно, потерпела позорное
поражение, несмотря на героизм
русских воинов. Стало окончательно
ясно, что кризис феодально-крепостнической
системы привел к отсталости
всего военно-экономического потенциала
страны. Поэт Ф. И. Тютчев писал
по поводу тогдашних событий
об императоре Николае: "Чтобы
создать такое безвыходное положение,
нужна была чудовищная тупость
этого злополучного человека".
Поражение
в Крымской войне нанесло сильнейший
удар по всей внешнеполитической
системе Николая I, убедившегося,
что его положение европейского
и азиатского властелина есть
фикция. Рушились сколоченные им
в результате военно-политических
побед ближневосточные позиции
России; резко упал международный
авторитет и влияние царизма.
Страна вынуждена была пойти на позорный
Парижский мирный договор (март 1856 г.),
по которому Черное море объявлялось нейтральным,
империя лишалась возможности иметь здесь
военный флот и строить военные сооружения
на его берегах, а также уступала значительные
территории и свое влияние на Балканах
и в Армении в пользу Турции, что перечеркивало
все тридцатилетние усилия Николая в "восточном
вопросе". Южная граница империи оказалась
открытой перед нападением вражеских
сил.