Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 17:09, доклад
Работа сожержит термины по дисциплине "История"
Осознание
сокрушительного поражения
В феврале
1855 г. Николай Павлович умер, оставив
царствование старшему сыну - Александру.
Перед смертью он успел
Драма
Николая I заключается в том,
что ему, несмотря на его
удивительную твердость,
Поражение
в Крымской войне всколыхнуло
российское общество, которое еще
сильнее почувствовало всю
3. Реформы
Александра II
Александр
II понимал, что общество могло выйти
из оцепенения после поражения в
Крымской войне только путём глубоких
реформ. Для него было ясно, что ключевым
вопросом является отмена крепостного
права, о необходимости которой
он заявил уже в 1856. Труднее было
приступить к решению этой проблемы.
В обществе много говорилось об изменении
положения крестьян, но готовности
к практическим действиям оно
не выражало. Следовательно, отменить
крепостничество одним
Отмена крепостного
права вызвала необходимость
проведения ряда др.реформ. В первую очередь
потребовалось создать систему местного
самоуправления. Раньше всем распоряжались
помещики. В новых условиях местные хозяйственные
и финансовые вопросы, а также медицинское
обслуживание и народное образование
не могли быть возложены ни на помещиков,
ни на какие-либо сословные организации.
1 января 1864
были созданы земские
Отмена крепостного
права принесла новые гражданские
формы правовых отношений между
людьми. В связи с этим 20 ноября
1864 была проведена судебная реформа.
Она не изменяла действующее законодательство,
а устанавливала новый порядок
применения существовавших законов.
К началу 1860-х
число городов в России увеличилось.
Многие из них по числу жителей
и характеру хозяйства не соответствовали
понятию "город". Подавляющее число
городов имело население менее
5 тысяч жителей. Наряду с этим было
много населённых пунктов с развитой
промышленностью и торговлей, но
причислялись они к разряду сёл.
Складывалась парадоксальная ситуация.
Не считаться с процессами глубоких
социальных перемен, происходящими в городской
жизни, правительство не могло. До 1870-х
основным законодательным документом,
регулирующим городскую жизнь, была Жалованная
грамота городам 21 апреля 1785 Екатерины
II. Для подготовки реформы городского
управления было образовано по городам
509 комиссий. Они должны были выработать
предложения по реформе управления. Все
комиссии высказались за всесословное
городское общественное самоуправление.
Новое положение было утверждено 16 Июня
1870.
Поражение России в Крымской войне вызвало необходимость военных реформ. Реформы в армии проводились на протяжении 15 лет. Были окончательно упразднены военные поселения, продолжительность службы сократилась до 10 лет, уменьшилась численность армии (с 1,1 млн. человек в 1864 до 700 тыс. в 1867), реорганизовывались казачьи войска. Военно-судебная реформа 1865 отменила порочную систему телесных наказаний. 1 января 1874 вводилась всеобщая воинская повинность, сменившая рекрутские наборы. Реформы проводились также в области финансов, образования, печати и затронули все сферы жизни российского общества.
Земская реформа (1864 г.)
1 января 1864
г. Александр II утвердил “Положение
о губернских и уездных
Надо учитывать,
что для страны, большинство населения
которой составляли крестьяне, только
что освободившиеся от крепостной зависимости,
введение органов местного самоуправления
было значительным шагом в развитии
политической культуры. Избираемые различными
сословиями русского общества, земские
учреждения принципиально отличались
от корпоративно-сословных
Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.
Сфера деятельности
новых органов всесословного
самоуправления была ограничена лишь
хозяйственно-культурными
Городская реформа (1870 г.)
Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.
Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления . Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.
Избирательное
право базировалось на буржуазном имущественном
цензе. Право участия в выборах
независимо от сословия получали владельцы
недвижимой собственности, облагаемой
налогом в пользу города, а также
лица, уплачивающие ему определенные
торгово-промышленные сборы. Избирательным
правом в качестве юридического лица
также пользовались разные ведомства,
учреждения, общества, компании, церкви,
монастыри. Принимать личное участие
в голосовании дозволялось
На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).
Судебная реформа (1864 г.)
Судебные
уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали
с дореформенным
Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.
При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.
Второй инстанцией
для окружных судов была судебная
палата, имевшая департаменты. Председатель
и члены ее утверждались царем
по представлению министра юстиции.
Она служила апелляционной