Термины по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 17:09, доклад

Описание

Работа сожержит термины по дисциплине "История"

Работа состоит из  1 файл

организация управления в Российской империи в 19 веке.docx

— 66.10 Кб (Скачать документ)

  Осознание  сокрушительного поражения монархии  из-за военно-экономической и  политической отсталости России  сильно подействовало на морально-психологическое  состояние Николая I, ибо рухнули  основы его миропонимания. В  общем-то здоровый организм императора не мог не сдать от таких потрясений и не справился даже с обыкновенной простудой. 

  В феврале  1855 г. Николай Павлович умер, оставив  царствование старшему сыну - Александру. Перед смертью он успел сказать  своему наследнику:"Сдаю тебе команду не в добром порядке". По другой версии, царь от стыда и позора решил уйти из жизни с помощью медленно действующего яда. 

  Драма  Николая I заключается в том,  что ему, несмотря на его  удивительную твердость, самолюбие,  последовательность, убежденность, не  удалось сохранить империю как  национальное государство в рамках  созданного им строгого порядка.  Под конец царствования он  вынужден был прийти к сознанию, что его система взглядов оказалась  негодной и самоубийственной  для России. 

  Поражение  в Крымской войне всколыхнуло  российское общество, которое еще  сильнее почувствовало всю социально-экономическую  и политическую отсталость феодально-крепостнического  строя. Наступило необычайное  отрезвление всего мыслящего  в России, что явилось сильнейшим  толчком к усилению социального  кризиса внутри страны. Результатом  этого явилась отмена крепостного  права. 
 
 

3. Реформы  Александра II 

Александр II понимал, что общество могло выйти  из оцепенения после поражения в  Крымской войне только путём глубоких реформ. Для него было ясно, что ключевым вопросом является отмена крепостного  права, о необходимости которой  он заявил уже в 1856. Труднее было приступить к решению этой проблемы. В обществе много говорилось об изменении  положения крестьян, но готовности к практическим действиям оно  не выражало. Следовательно, отменить крепостничество одним росчерком  пера не представлялось возможным. По мере того как осуществлялась практическая подготовка отмены крепостного права, становилось ясно, что она повлечёт за собой многие другие проблемы. Многовековое закабаление общества привело к  тому, что все государственные  институты, сословная структура, российское право основывались на крепостничестве. Необходимо было не только освободить крестьян, но и провести перемены практически  во всех областях жизни. Россия была самодержавным  государством, и поэтому выбор  пути реформ ложился тяжёлым грузом ответственности на плечи императора. 

Отмена крепостного  права вызвала необходимость  проведения ряда др.реформ. В первую очередь потребовалось создать систему местного самоуправления. Раньше всем распоряжались помещики. В новых условиях местные хозяйственные и финансовые вопросы, а также медицинское обслуживание и народное образование не могли быть возложены ни на помещиков, ни на какие-либо сословные организации. 

1 января 1864 были созданы земские учреждения (земства). Появление земств было  для России фактом необычным.  В их работе участвовали представители  всех сословий. При выборах в  земства определяющее значение  имело не сословное происхождение  человека, а его собственность  - имущественный ценз. Все избиратели  делились на три группы: землевладельцев,  горожан и представителей от  сельских крестьянских общин.  Каждая группа избирала одну  треть гласных, т.е. членов земского  собрания. На практике это означало  непропорциональное представительство  от каждой категории. Первую  группу преимущественно составляли  помещики, но не все, а обладавшие  необходимым цензом. Вторую - владельцы  крупных торговых и промышленных  заведений в городах. Третью - представители от крестьянских  общин, которые необязательно  были крестьянами. Крестьянские  общины могли выбрать своими  представителями лиц и из других  сословий. В обстановке, когда крестьяне  ещё не осознали свои права  и возможности, от их общин  часто выбирались помещики. Вот  почему, особенно на первых порах,  в земствах преобладали помещики. В выборах совсем не участвовали  рабочие, интеллигенция и мелкая  буржуазия, не располагавшие необходимым  цензом. Избирательная система формировала  губернские и уездные земские  собрания. Для представителей землевладельческой  группы выборы были прямые, т.е.  они выбирали непосредственно  гласных. Во второй группе выборы  были смешанными, т.е. самые крупные  владельцы напрямую выбирали  гласных, а те, кто располагал  собственностью меньших размеров, - через своих представителей. Для  крестьян выборы были многоступенчатыми:  сельские общества выдвигали  представителей на волостные  сходы, где избирались выборщики,  а те в свою очередь участвовали  в уездном съезде. Выборы гласных  в уездное земское собрание  проводились на уездных съездах  всех трёх групп избирателей.  Губернские гласные избирались  на уездных земских собраниях. 

Отмена крепостного  права принесла новые гражданские  формы правовых отношений между  людьми. В связи с этим 20 ноября  1864 была проведена судебная реформа. Она не изменяла действующее законодательство, а устанавливала новый порядок  применения существовавших законов. 

К началу 1860-х  число городов в России увеличилось. Многие из них по числу жителей  и характеру хозяйства не соответствовали  понятию "город". Подавляющее число  городов имело население менее 5 тысяч жителей. Наряду с этим было много населённых пунктов с развитой промышленностью и торговлей, но причислялись они к разряду сёл. Складывалась парадоксальная ситуация. Не считаться с процессами глубоких социальных перемен, происходящими в городской жизни, правительство не могло. До 1870-х основным законодательным документом, регулирующим городскую жизнь, была Жалованная грамота городам 21 апреля 1785 Екатерины II. Для подготовки реформы городского управления было образовано по городам 509 комиссий. Они должны были выработать предложения по реформе управления. Все комиссии высказались за всесословное городское общественное самоуправление. Новое положение было утверждено 16 Июня 1870. 

Поражение России в Крымской войне вызвало  необходимость военных реформ. Реформы  в армии проводились на протяжении 15 лет. Были окончательно упразднены военные  поселения, продолжительность службы сократилась до 10 лет, уменьшилась  численность армии (с 1,1 млн. человек  в 1864 до 700 тыс. в 1867), реорганизовывались казачьи войска. Военно-судебная реформа 1865 отменила порочную систему телесных наказаний. 1 января 1874 вводилась всеобщая воинская повинность, сменившая рекрутские наборы. Реформы проводились также  в области финансов, образования, печати и затронули все сферы  жизни российского общества.

Земская реформа (1864 г.)

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение  о губернских и уездных земских  учреждениях” — законодательный  акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения  которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские  учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники  возмущались тем, что на скамье в  земском собрании “сидит вчерашний  раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских  собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского  самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих  нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного  самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием  местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной  торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и  уездов. Отсутствовало центральное  земское представительство, не было и мелкой земской единицы в  волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания”  стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной  думы.

Городская реформа (1870 г.)

Вступление  России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов  как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления . Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном  цензе. Право участия в выборах  независимо от сословия получали владельцы  недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также  лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным  правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие  в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным  цензом, могла участвовать в выборах  лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые  общественные учреждения были возложены  задачи по управлению муниципальным  хозяйством. В их ведение передавался  широкий круг вопросов городского хозяйства  и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны  заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении  населения продовольствием, принимать  меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции  в проведении санитарно-гигиенических  мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению  народного образования (учреждать  школы, музеи и т.д.).

Судебная  реформа (1864 г.)

Судебные  уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали  с дореформенным судоустройством  и судопроизводством. Новый суд  строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных  заседателей. Это все характерные  признаки буржуазного суда.

Мировой суд  создавался в уездах и городах  для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало  наказание в виде выговора, замечания  или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев  или тюремное заключение не свыше  года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных  заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил  и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное  отношение к идее присяжных заседателей  тем, что народ до этого еще  не дорос, и такой суд неминуемо  будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем  по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных  дел, рассмотренных в окружных судах  без присяжных.

Информация о работе Термины по "Истории"