В битве за Днепр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 01:22, реферат

Описание

Битва за Днепр началась на разных направлениях неодновременно и состояла из нескольких объединенных общим замыслом операций групп фронтов. Дело в том, что гитлеровские войска, вынужденные перейти к стратегической обороне на всем советско-германском фронте и стремившиеся удержать захваченную территорию, развернули строительство стратегического оборонительного рубежа. Особое внимание фашистское командование уделило обороне по Днепру. К концу сентября враг создал здесь развитую в инженерном отношении, насыщенную противотанковыми и противопехотными средствами оборону — так называемый Восточный вал.

Работа состоит из  1 файл

В битве за Днепр.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Бомбовые удары  по днепровским мостам в районе Кременчуга наносились 21 и 24 сентября при противодействии  пяти зенитных батарей и истребителей противника. [95] Однако группам бомбардировщиков, которые возглавляли командиры авиаполков подполковник А. А. Новиков и майор С. П. Тюриков, удалось достигнуть успеха. По данным воздушных разведчиков, каждый из мостов — железнодорожный и автомобильный — был поражен двумя прямыми попаданиями авиабомб, они получили значительные повреждения и на несколько дней оказались выведенными из строя.

Поддерживая с  воздуха войска 7-й гвардейской  армии на днепровском плацдарме, боевые группы бомбардировщиков во главе  с ведущими комкором И. С. Полбиным, командирами дивизий Ф. И. Добышем  и Г. В. Грибакиным впервые применили новый способ бомбометания с пикирования с непрерывным заходом одиночных Пе-2 на цель. Тактическая новинка оказалась неожиданной для гитлеровцев, дала высокий результат. Впоследствии этот метод бомбометания, названный “вертушкой” Полбина, получил широкое распространение в большинстве воздушных армий. Он давал возможность летчикам-бомбардировщикам не только несколько раз за один вылет наносить удары с пикирования, но и в необходимых случаях вступать в бой с фашистскими истребителями, отражать их нападение, не прекращая бомбометания.

1-й штурмовой  авиакорпус, действуя по войскам  противника на поле боя, способствовал  наступлению войск Степного фронта. На эти цели было произведено  3566 боевых самолето— вылетов.  При этом действия штурмовиков  отличались непрерывностью. Массированные удары применялись в редких случаях. Чаще всего имели место эшелонированные налеты мелкими группами — по четыре — шесть самолетов. Заходы на цель производились с разных направлений и, как правило, со стороны солнца. Прицеливание в группе было индивидуальным, количество заходов доходило до четырех-пяти, а в отдельных случаях в зависимости от воздушной обстановки и до восьми.

Управление группами штурмовиков на поле боя производилось  командиром 1-го авиакорпуса, который  постоянно находился на наблюдательном пункте одного из командующих наземной армией на направлении главного удара. Имея хорошую оперативно-тактическую подготовку, большой боевой опыт командования крупными соединениями, генерал-лейтенант авиации В. Г. Рязанов отлично организовывал работу по взаимодействию с наземными [96] войсками и управлению боевыми действиями авиации на поле боя.

Ко времени  битвы за Днепр подчиненные Рязанова завершили отработку нового тактического приема “замкнутый круг”. При поддержке  с воздуха войск 7-й гвардейской армии на плацдарме летчики в полной мере убедились, что штурмовка новым способом, то есть путем образования над наземными целями “замкнутого крута” из 8—10 самолетов, гораздо эффективнее и безопаснее, чем разрозненные удары по избираемым каждым летчиком целям. Построение в “замкнутый круг” позволяло штурмовикам в течение 25—30 минут наносить непрерывные удары по врагу и одновременно отражать атаки фашистских истребителей. Особенно умело применяли штурмовку “замкнутым кругом” группы ведущих капитана М. И. Степанова, старшего лейтенанта Г. П. Александрова, младших лейтенантов И. К. Джинчарадзе и Я. К. Минина. Помогая наземным войскам отражать танковую контратаку врага в районе Корниловки, они в течение часа сожгли 9 “тигров” и “пантер”, заставив противника отказаться от повторных контратак.

4-й истребительный  авиакорпус кроме прикрытия наземных  войск и ведения разведки выполнял  задачи по удержанию господства  в воздухе и обеспечению сопровождения  бомбардировщиков и штурмовиков.  Авиаполки корпуса произвели 2814 боевых вылетов, из них 987 — на сопровождение.

Новое в тактике  советских истребителей при выполнении прикрытия наземных войск состояло в том, что пары или звенья в  группах рассредоточивались по высотам. Они активно искали противника и  вступали с ним в бой еще до его подхода к цели. Управление ими осуществлялось при помощи радиолокационных установок “Редут”. Смена групп происходила в воздухе над районом прикрытия. При штурмовке наземных целей, как правило, часть истребителей вместе со штурмовиками вела огонь по наземным войскам противника, а другая часть в ото время прикрывала их. Затем они менялись местами.

В период преследования  врага истребители осуществляли разведку. Велась она в основном парами. В разведку входило выяснение  направлений отхода, состава вражеских войск, подхода резервов, мест сосредоточения танков, артиллерии и других огневых средств. Разведку [97] осуществлял ведущий, а ведомый в это время наблюдал за воздухом и прикрывал своего напарника. Разведданные передавались по радио.

312-я ночная  легкобомбардировочная авиадивизия  (командир полковник П. Н. Кузнецов), имевшая на вооружении самолеты  По-2, уничтожала и изнуряла живую  силу на поле боя и в местах  скопления войск противника, действовала  по железнодорожным объектам, аэродромам, переправам, вела разведку ночью. Полки дивизии произвели 1622 боевых вылета. Свои задачи ночные бомбардировщики По-2 выполняли в основном одиночными самолетами. Бомбометание осуществлялось с горизонтального полета и планирования.

Воздушные разведчики 511-го авиаполка своевременно вскрывали сосредоточение ударных группировок противника. Во взаимодействии с другими видами разведки помогали командованию выяснять намерения врага, определять направление контрударов, обнаруживать происшедшие изменения в группировке войск и авиации противника. Например, по данным экипажей разведчиков старших лейтенантов В. Г. Завадского и Н. К. Савенкова, стало известно, что крупные автоколонны гитлеровцев отходят от Краснограда на Днепропетровск и через Полтаву на Кременчуг. Об этом было немедленно доложено командующему фронтом, а затем Ставке, где было принято решение о преследовании отходивших войск.

Ведя непрерывные  бои с отступавшим противником, авиационные части и соединения осуществляли многократные перебазирования  с одного аэродрома на другой. Только в течение сентября штурмовики перелетали на новые места три, а ночные бомбардировщики и истребители четыре раза. Чтобы сила ударов по противнику не снижалась, перебазирование частей и авиасоединений осуществлялось поэтапно: одна часть экипажей вела бой, другая в это время перелетала на аэродром, освобожденный от вражеских войск и приведенный в готовность для дальнейшего использования.

Всего частями  и соединениями 5-й воздушной армии  в сентябре совершено 7817 боевых вылетов, во время которых уничтожено и повреждено 178 танков, 1893 автомашины, 26 самолетов на аэродромах, 9 автобензоцистерн, 128 батарей полевой и 58 — зенитной артиллерии, 13 минометных батарей, взорвано 25 складов с горючим и 49 — с боеприпасами. В 148 воздушных боях советские [98] летчики сбили 134 вражеских самолета, потеряв 26 летчиков{7}.

В сентябрьских боях отличились командир эскадрильи 516-го истребительного авиаполка  капитан И. Ф. Андрианов, сбивший  три фашистских самолета Ме-109, а  также его однополчанин командир эскадрильи капитан А. Н. Гришин, который при сопровождении двенадцати Ил-2 в район Борки во главе шестерки Як-1 вступил в воздушный бон с шестнадцатью Ме-109 и лично сбил два самолета противника.

Отважным воздушным  бойцом показал себя командир звена 193-го истребительного авиаполка старший лейтенант А. Д. Догадайло. 9 сентября эскадрилья истребителей под командованием майора Н. И. Ольховского сопровождала группу бомбардировщиков в район Ковяги, Валки. При подходе к цели десятка “мессершмиттов” пыталась атаковать “петляковых”. Отбивая атаки вражеских истребителей, советские летчики сбили четыре самолета противника, один из них был на счету А. Д. Догадайло. В конце месяца, вылетев в группе, которую возглавлял командир эскадрильи старший лейтенант И. П. Бахуленков, Догадайло в ходе воздушной схватки сбил еще один “мессершмитт”. Впоследствии старшему лейтенанту Алексею Дмитриевичу Догадайло было присвоено звание Героя Советского Союза.

В ожесточенных боях за Левобережную Украину отважно  сражался заместитель командира эскадрильи 82-го гвардейского бомбардировочного авиаполка гвардии старший лейтенант П. А. Плотников. Экипаж Плотникова всегда выполнял самые сложные и ответственные задания командования, в совершенстве владел полетами в сложных метеоусловиях, а сам командир имел звание воздушного снайпера. 19 сентября, вылетев в составе группы на бомбардировку железнодорожного моста через Днепр, Плотников выполнил точный заход и с пикирования прямым попаданием повредил мост. Еще через день экипаж Плотникова уложил две бомбы прямо в автомобильный мост и на продолжительное время вывел его из строя.

17 сентября группа  штурмовиков 66-го авиаполка во  главе с капитаном А. А. Дсвятьяровым  под прикрытием десяти истребителей  получила задачу выйти на участок [99] дороги Красноград—Карловка и нанести штурмовой удар но живой силе, танкам, автомашинам и бронетранспортерам врага. Чтобы ввести противника в заблуждение, Девятьяров, но долетая десяти — двенадцати километров до города, увел свою группу от дороги и, но выпуская гитлеровцев из виду, на высоте 1200—1300 м прошел вдоль шоссе до самой Карловки. Фашистам, видимо, и в голову не приходило, что советские самолеты, летящие в стороне, могут развернуться и ударить по ним, они двигались в том же порядке и тем же темном, не рассредоточиваясь и не предпринимая мер для защиты от воздушного нападения.

Вот и Карловка. Вслед за ведущим вся группа развернулась. Теперь под штурмовиками была шоссейная  дорога, плотно забитая фашистскими  войсками. Девятьяров подал команду:

— Атакуем!

Первая цель — мост через реку. На него сыплются бомбы. Высота — 10—15 м. Трассы снарядов и пулеметные очереди словно рассекают  колонну. Первый заход выполнен. Экипажи  набрали высоту, выбрали цели и  снова пошли в атаку. Танки, бронетранспортеры, спеша вырваться из огненного ада, давят свою пехоту, подминают под себя грузовики и повозки, еще больше усиливая панику.

В перерыве между  атаками Девятьяров успел сообщить на аэродром, что шо шоссе движется множество вражеских танков, автомашин, бронетранспортеров, несколько тысяч солдат и офицеров. Когда группа закончила штурмовку, навстречу уже летела вторая группа “ильюшиных”. Всего над шоссе в тот день побывало двенадцать групп штурмовиков, через каждые 20—30 минут на фашистов вновь и вновь падали бомбы, их косили пулеметы, уничтожали снаряды.

Через несколько  дней, когда этот район был освобожден, начальник штаба полка майор  Д. М. Спашапский сообщил:

— Наши штурмовики на участке дороги Красноград —  Карловка подбили, взорвали и сожгли более шестисот автомашин, танков и бронетранспортеров. Фашисты оставили там тысячи солдат и офицеров убитыми и ранеными.

При нанесении  штурмовых ударов выделялся молодой  летчик И. К. Джинчарадзе. 27 сентября ему  выпало в составе эскадрильи выполнять  задание по уничтожению [100] живой силы и боевой техники противника. После первого захода штурмовики были перенацелены в другой район, где гитлеровцы сосредоточили большое количество танков и артиллерии, задерживая продвижение советских войск к Днепру. В результате успешного удара противник вынужден был отступить. Генерал армии И. С. Конев, наблюдавший за работой штурмовиков, всем экипажам объявил благодарность. Л И. К. Джинчарадзе был удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Когда советские  войска подошли к Днепру, командир 800-го штурмового авиаполка получил задание разрушить кременчугскую переправу, по которой непрерывным потоком двигались автоколонны и обозы противника. Группа Ил-2 под командованием капитана С. Д. Поши-вальникова пересекла линию фронта и оказалась у цели. Но фашисты бдительно охраняли переправу. “Ильюшиных” встретила большая группа истребителей. Положение осложнялось еще и тем, что советские самолеты находились над позициями вражеских зенитных батарей. Обстановка стала критической. “Мессершмитты” атаковали груженные бомбами штурмовики. Пошивальников знал, что в воздухе исход боя решают секунды. Он не сомневался в выдержке пилотов, которые не раз доказывали свое мужество в трудных условиях. Отбиваясь от наседавших истребителей, экипажи продолжали полет. Мастерски маневрируя, эскадрилья встала на боевой курс и тремя удачными попаданиями разрушила важную в тактическом отношении кременчугскую переправу.

Капитан С. Д. Пошивальников  только во время битвы за Днепр  совершил 138 боевых вылетов, провел 27 групповых  воздушных боев, во время которых было сбито 8 самолетов противника.

Успешная боевая работа частей и соединении 5-й воздушной  армии не раз отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего. При  освобождении Краснограда отличились штурмовики 292-й авиадивизии под командованием генерал-майора авиации Ф. А. Агальцова. 19 сентября 1943 года ей было присвоено почетное наименование Красноградской. 24 сентября 1943 года 266-й штурмовой (командир полковник Ф. Г. Родякин) и 294-й истребительной (подполковник И.А. Тараненко) авиадивизиям, отличившимся в боях за Полтаву, были присвоены почетные наименования Полтавских.

Информация о работе В битве за Днепр