В битве за Днепр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 01:22, реферат

Описание

Битва за Днепр началась на разных направлениях неодновременно и состояла из нескольких объединенных общим замыслом операций групп фронтов. Дело в том, что гитлеровские войска, вынужденные перейти к стратегической обороне на всем советско-германском фронте и стремившиеся удержать захваченную территорию, развернули строительство стратегического оборонительного рубежа. Особое внимание фашистское командование уделило обороне по Днепру. К концу сентября враг создал здесь развитую в инженерном отношении, насыщенную противотанковыми и противопехотными средствами оборону — так называемый Восточный вал.

Работа состоит из  1 файл

В битве за Днепр.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

В ожесточенных боях за Правобережную Украину отважно  сражался с врагом заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Б. В. Жигуленков. Ни сильный зенитный огонь, ни вражеские истребители не могли помешать ему выполнить задание. Жигуленков был настойчив в достижении цели. Об этом говорят краткие данные о его боевых вылетах.

“...4 октября 1943 года в составе 14 Ла-5 прикрывал свои войска в районе Бородаевки, где  встретили 60 фашистских бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении 12 Ме-109. Жигуленков со своим звеном сковал воздушным  боем истребителей противника и сбил один Ме-109”.

“...5 октября 1943 года группа из одиннадцати “лавочкиных” прикрывала наши наземные войска в  районе Мишуриы Рог и встретила  шесть Ме-109 и ФВ-190. Стремительными атаками группа рассеяла вражеские  истребители. Жигуленков сбил один ФВ-190”.

“...12 октября 1943 года в составе семерки Ла-5 прикрывал [114] свои войска в районе Куцеваловки, где встретил 18 Ю-87 под прикрытием 5 Ме-109. Внезапной атакой бомбардировщики были рассеяны, в беспорядке сбросили бомбы на головы своих же войск и покинули поле боя. В воздушном бою противник потерял 5 самолетов. Жигуленков сбил один Ю-87”{15}.

Только в октябре  бесстрашный летчик сбил 6 вражеских  самолетов и за успешное выполнение 28 боевых вылетов к ордену Красного Знамени, которым он был награжден  раньше, прибавился орден Отечественной войны I степени.

5 октября эскадрилья  “Лавочкиных” во главе со  старшим лейтенантом А. С. Амелиным  над районом Бородаевка, Тарасовка,  Погребная атаковала большую  группу вражеских истребителей. В завязавшейся схватке было  сбито пять “меосершмиттов”, один из них уничтожил Амелин. В этот же день он сбил еще один Мо-109. Алексей Степанович Амелин родился в 1921 году в Московской области, окончил авиационный техникум, а затем Чугуевское военное авиационное училище летчиков. В партию вступил в трудном 1942 году. В 240-м истребительном авиаполку был ведомым, ведущим пары, командиром звена и эскадрильи, проявил себя бесстрашным летчиком, умелым командиром. За боевое мастерство и мужество в 1943 году награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени.

Вдумчивая оценка воздушной обстановки, совершенное  владение своей машиной, умение использовать все се преимущества, знание тактики  врага способствовали успехам этого  воздушного бойца. В сражениях на белго-родско-харьковском направлении Амелин овладел искусством ведения воздушного боя на вертикалях. Над Днепром со своей группой разбивал строй вражеских истребителей, применяя “чертову мельницу”. Над Днестром и Прутом научился бить модернизированные “Фокке-Вульфы-190”, которые использовались фашистами в качестве штурмовиков. 26 октября 1944 года А. С. Амелину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Умелым воздушным  бойцом зарекомендовал себя ведомый  выдающегося советского аса И. Н. Кожедуба лейтенант В. Ф. Мухин, который в октябрьских боях сбил два Ме-109, два ФВ-189 и один Ю-87. В книге “Верность Отчизне” И. Н. Кожедуб писал: “С ведомым я быстро [115] подружился. На земле он стал ходить за мной следом— привыкал к моим движениям, голосу. Так я, бывало, ходил за Вано Габунией. Не зная боевого расчета других эскадрилий, и на земле сразу заметишь, кто ведущий, а кто ведомый. У нас это называлось “слетанностью на земле”. Она помогает слетанности в воздухе”{16}.

Василий Филиппович Мухин родом из Гомельской области, окончил Чугуевское военное училище летчиков, в составе 5-й воздушной армии сражался с врагом с июля 1943 года, был награжден двумя орденами Красного Знамени, принят в члены партии. 23 февраля 1945 года командиру звена 178-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии лейтенанту В. Ф. Мухину, совершившему 227 боевых вылетов и сбившему в 64 воздушных боях 15 вражеских самолетов, было присвоено звание Героя Советского Союза.

В боях над Днепром 240 иап окреп и возмужал. Вырос  боевой счет эскадрилий. У Павла  Брызгалова было 5 сбитых самолетов. Ивану Кожедубу за 10 дней удалось сбить 11 немецких самолетов.

В октябрьских  боях летчики 302-й истребительной авиадивизии (командир полковник Б. И. Литвинов) на самолетах Ла-5 провели 88 воздушных  боев и сбили 180 фашистских самолетов, более половины из них уничтожили авиаторы 240-го истребительного полка.

Высокое мастерство при выполнении боевых заданий показали летчики 7-го истребительного авиакорпуса  Ф. Ф. Архипенко, М. В. Бекашонок, Л. И. Горегляд, Н. Д. Гулаев, Н. К. Дилигей, В. А. Карлов, Е. П. Мариинский, Ю. А. Немцевич, А. В. Оборин, В. А. Фигичев, П. И. Чепинога.

20 октября шестерка  советских истребителей (ведущий  гвардии подполковник В. И.  Бобров) в районе Червона Каменка,  Пятихатка, Попельнастое встретила  18 “юнкерсов” в сопровождении пары “мессершмиттов”. Развернувшись, советские летчики бросились в атаку. Пара связала боем немецких истребителей, а четверка, словно смерч, обрушилась на бомбардировщики. Бобров с ходу сбил ведущего, разрушив строй всей группы. В следующую минуту запылал огнем еще один “юнкерс”. Его сбил гвардии лейтенант М. В. Бекашонок. Третий фашистский самолет уничтожил гвардии подполковник Бобров. Тут же Бекашонок сбил четвертый Ю-87. [116] Он прибыл на фронт 29 мая 1943 года. В 129-м гвардейском полку показал образцы мужества и отваги. Группы, водимые им в бой, наводили страх на гитлеровских летчиков, а летный состав полка заслужил большое уважение у солдат и офицеров наземных частей. Не раз во время воздушного боя он получал по радио благодарность от наземного командования за сбитые вражеские самолеты.

24 октября шесть  истребителей 129-го гвардейского  авиаполка во главе с гвардии  старшим лейтенантом Ф. Ф. Архипенко  прикрывали свои войска в районе  Лиховка, Лозоватка, Вольные Хутора  и заметили большую группу Ю-87 в сопровождении пяти Ме-109. Пара советских истребителей сковала боем “мессершмитты”, а четверка под командованием Архипенко атаковала “юнкерсы”, расстроила их боевые порядки, не допустила врага к прицельному бомбометанию. В воздушном бою, который длился двадцать минут, Ф. Ф. Архипенко сбил два Ю-87, еще один “юнкерс” и “мессер” сбил гвардии старший лейтенант Н. Д. Гулаев.

30 октября четверка  истребителей, которую вел гвардии  старший лейтенант Ф. Ф. Архипенко,  вылетела на прикрытие наземных войск в районе Чечеливка, Ивановка, Веселый Кут и встретила 18 Ю-87, вокруг которых барражировали 6 Ме-109. По команде Архипенко группа вступила в бой, в ходе которого сбила 3 самолета противника, 1 из них был уничтожен ведущим четверки.

В октябре соединения и части воздушной армии произвели 10 165 самолето-вылетов. Было сброшено 975 т бомб и уничтожено 278 вражеских танков, 42 батареи полевой и зенитной артиллерии, 1244 автомашины и 136 железнодорожных вагонов, 45 складов боеприпасов и горючего{17}. Особенно напряженно авиация действовала до 12 октября, когда было совершено более половины всех вылетов.

Оказывая непрерывную  поддержку наступавшим войскам, советские летчики 409 раз вступали в воздушные схватки с врагом и сбили 582 самолета противника. Воздушная армия потеряла 72 машины. Больше всех потерь понес 7-й истребительный авиакорпус (командир генерал-майор авиации А. В. Утин). На его аэродромы не вернулись 47 самолетов “Аэрокобра” и 25 летчиков{18}, [117] Потери объясняются тем, что некоторые молодые летчики отставали от строя, оставались без прикрытия, становились жертвами фашистских истребителей, атакующих только одиночные самолеты и небольшие группы. Отмечались случаи растерянности и невнимательности отдельных авиаторов, недооценки ими противника и потеря бдительности.

В битве за Днепр 5-я воздушная армия произвела  около 18 тыс. боевых вылетов. Противнику был нанесен значительный урон как  в живой силе, так и в боевой технике. В сентябре — октябре 1943 года было уничтожено 456 танков, 3097 автомашин, 156 батарей полевой и 72—зенитной артиллерии, 119 складов с горючим и боеприпасами, 58 самолетов на аэродромах, рассеяно и выведено из строя около 6 тыс. солдат и офицеров. В воздушных боях летчики сбили 716 вражеских самолетов, из них 301 бомбардировщик{19}.

Успешное выполнение заданий командования, самоотверженная  работа личного состава армии  обеспечивались партийно-политической работой, которая отличалась конкретностью  и непрерывностью. Митинги и партийные  собрания, боевые листки и живое  слово агитаторов-коммунистов, письма в газету “Советский пилот” и письма земляков способствовали созданию наступательного порыва у авиаторов, мобилизовывали их на новые подвиги в борьбе с ненавистным врагом. Умело строили свою работу заместители командиров 1-го бомбардировочного и 1-го штурмового авиакорпусов по политической части генерал-майор авиации Ф. И. Брагин и полковник И. С. Беляков, начальники политотделов дивизий полковник К. Г. Присяжнюк, подполковники Е. И. Копылов и А. М. Старчак, заместители командиров авиаполков по политической части майоры А. Д. Грибченко, А. Д. Шрам-ко и Г. С. Щербаков.

Генерал Ф. И. Брагин работал в корпусе со дня его  формирования. Он знал людей, был приветлив  со всеми, любил находиться среди  летчиков и техников, младших авиационных специалистов, в беседах умел найти нуж-ные слова, которые доходили до сердец людей, поднимали настроение, вселяли уверенность в успех.

В корпусе установился  очень хороший обычай: экипажу  или звену, отлично выполнившему бомбометание, [118] вручалась фотокарточка, на которой были портреты членов экипажа или звена, а также результаты удара, утвержденные подписью командира авиакорпуса. Такие фотодокументы были выданы командиру 1-й гвардейской бомбардировочной дивизии гвардии полковнику Ф. И. До-бышу за меткий удар по железнодорожному мосту через Днепр, командиру эскадрильи 81-го гвардейского авиаполка гвардии капитану П. Я. Гусенко, успешно поразившему цели в районе Домоткани, и многим другим.

Полковник И. С. Беляков, офицеры политотдела 1-го штурмового авиакорпуса много внимания уделяли росту рядов партии. Во время битвы за Днепр свою жизнь с Коммунистической партией связали 218 лучших авиаторов, и среди них прославленные авиаторы лейтенант Н. Г. Столяров, младшие лейтенанты В. И. Андрианов и И. Г. Драченко.

Политработники  армии служили для всего состава  примером храбрости и отваги в  воздушных боях. Систематически летали на боевые задания заместители командиров авиаполков по политчасти майоры М. Т. Вергун, В. А. Константинов, С. Ф. Мельников, Г. С. Щербаков. Заместитель командира 930-го Комсомольского авиаполка по политической части майор А. Д. Шрамко ведущим группы самолетов первым в 5-й воздушной армии перебазировался на правый берег Днепра.

Напряженно трудились  офицеры инженерно-авиационной службы воздушной армии инженер-подполковник А. И. Стародубцев, инженер-майор Д. А. Колесников, инженеры-капитаны П. И. Баринов и Т. Б. Кожевникова. Находясь все время в частях, они помогали инженерам и техникам, специалистам различных служб обеспечивать боевые вылеты, восстанавливать самолеты, получившие повреждения, изучать сложную авиационную технику. Так, в истребительных авиаполках, вооруженных “Аэрокобрами”, инженер-капитан Т. Б. Кожевникова срочно произвела существенные доработки но усилению конструкции этого самолета. Вскоре по просьбе командования 7-го истребительного авиакорпуса она была назначена старшим инженером 438-го истребительного авиаполка, которым командовал подполковник А. В. Оборин.

Высокую дисциплину, организованность и исключительную самоотверженность проявляли техники, механики, оружейники. Стремясь своевременно обеспечить боевую работу летчиков, они сутками не уходили с аэродромов. И не только качественно готовили материальную [119] часть к вылету, но и сами просились в полет, чтобы заменить раненых воздушных стрелков.

Хорошо был  организован труд технического состава  в 66— м штурмовом авиаполку. Старший  инженер полка инженер-капитан  С. Б. Некротин со своими подчиненными обеспечил безотказную работу авиационной  техники. Отличным специалистом проявил  себя инженер по спецоборудованию старший техник-лейтенант П. Я. Кнестяпин. Под руководством комсорга полка старшего лейтенанта Ю. А. Мосеева комсомольцы А. И. Бродский, П. И. Золотов, И. Ф. Зимовнов помимо выполнения своих постоянных обязанностей за короткий срок вернули в строй шесть “ильюшиных”, сильно поврежденных в боях.

С особой теплотой вспоминают летчики и техники 488-го истребительного авиаполка о  механике старшине В. А. Васильеве. Перелетал  он с аэродрома на аэродром обычно вместе со своим командиром (в гаргроте, без парашюта). Васильев не оставлял самолета на аэродромах даже при бомбежках, когда свистели горячие осколки и засыпало землей. Спал он обычно урывками, в ожидании вылета, прямо под крылом самолета.

Немало было забот у работников медицинской  службы армии. В целях предупреждения переутомления летного состава по их инициативе в некоторых батальонах аэродромного обслуживания были организованы нештатные дома отдыха на 15—20 человек. Вкусная пища, удобное размещение, покой, уход, размеренный, правильный режим, здоровый сон — все это позволяло быстрее восстанавливать силы авиаторов, пополнять запас бодрости и энергии.

Информация о работе В битве за Днепр