Великая депрессия и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:01, контрольная работа

Описание

В последние десятилетия происходит глобальная переоценка исторических ценностей и ориентиров. В связи с этим выходит много исследований и статей, в том числе о Ф.Д. Рузвельте и политике, получившей название «новый курс». Авторы статей часто оценивают «Новый курс» положительно, а также приходят к выводу об огромной роли, которую Рузвельт сыграл в стабилизации ситуации в стране в период глубокого экономического спада. Говорят и о том, что «новый курс», позволил избежать тяжких социально-политических потрясений и помог улучшить экономическое положение американцев.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Основные концепции и ход реформирования 7
Глава 2. Реформы «нового курса». 13
2.1 Реформа финансовой системы. 13
2.2 Оздоровление промышленности и регулирование трудовых отношений 15
2.3 Реформирование сельского хозяйства. 17
2.4 Решение проблем безработицы. 19
Глава 2. Меры в области социальной политики. 22
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

НОВЫЙ КУРС РУЗВЕЛЬТА КР -без правки.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Примечательны масштабы и насыщенность мер, предпринятых Рузвельтом уже в первые 100 дней его президентства. За период с марта по июнь 1933 года он направил конгрессу 15 посланий и  ввел в действие 15 законов, которые стали базой дальнейшего развертывания процесса преодоления кризиса и оздоровления экономики США.

Церемония инаугурации  Рузвельта состоялась 4 марта 1933 г. Это  было время, когда спад производства уже достиг своего дна и страна находилась в полосе затяжной депрессии. На следующий день, 5 марта, по решению президента в США были закрыты банки, чтобы прекратить приступы паники на денежном рынке. Еще через несколько дней, 9 марта, был принят чрезвычайный закон о банковской деятельности. Принятие закона положило конец натиску публики на коммерческие банки и стало основой реорганизации банковской системы США. Закон предоставлял президенту исключительные полномочия в области кредитной политики, принципов наличного денежного обращения и монетарных операций с золотом и серебром. На основе этого закона устойчивые банки получили разрешение продолжать операции, а неустойчивые банки были поставлены под контроль специальных государственных уполномоченных. Именно этот закон послужил базой для отхода США от золотого стандарта.

Закон о ценных бумагах  требовал обеспечения всей полноты  информации о предлагаемых к публичному размещению новых выпусков ценных бумаг. Это требование обеспечивалось посредством  обязательной процедуры их регистрации  в Федеральной торговой Комиссии по Торговле. В 1934 г. Для осуществления контрольных функций на рынке ценных бумаг Конгрессом была учреждена Комиссия по ценным бумагам и биржам.

Закон о регулировании  сельского хозяйства вводил регулирование  уровня цен на некоторые товары и предоставление субсидий фермерам за сокращение производства. Источником средств служил налог на предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья.

Администрация кредитования фермеров была создана с целью  объединения разрозненных агентств по предоставлению различных услуг фермерам. Это решение законодательно было оформлено конгрессом 16 июня 1933 г с добавлением процедур, облегчавших условия получения фермерами кредитов под залог.

Гражданский корпус содействия охране и восстановлению лесов был учрежден 31 марта в качестве меры для снижения безработицы среди городской молодежи. Этот орган ведал обеспечением федеральных работ по строительству дорог, лесонасаждениям, гидромелиорации, обустройству национальных парков и т.п.

Закон о федеральной чрезвычайной помощи, принятый 12 мая, учредил Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, которая ведала распределением средств федеральной программы чрезвычайной помощи. 500 миллионов долларов - половина ресурсов этой программы - было передано штатам непосредственно, а вторая половина предоставлялась по принципу: 1 доллар федеральных средств выделялся в дополнение к каждым 3 долларам, которые правительства штатов и местные органы власти ассигновали на меры по снижению безработицы.

Закон о ссудах владельцам жилья предусматривал создание Ссудной Корпорации владельцев жилья, которая была уполномочена выпустить облигации на 2 миллиарда долларов для обеспечения рефинансирования ипотечных закладных. Решение об отказе от золотого стандарта полностью запрещало экспорт золота и устанавливало свободно колеблющийся курс доллара относительно других валют.

Чрезвычайный закон  о железнодорожном транспорте упорядочивал управление мощностями и предоставление услуг железных дорог с целью  устранения дублирования и упрощения всех операций.

Закон об оздоровлении промышленности, принятый 16 июня, учреждал Национальную администрацию по оздоровлению промышленности и наделял правительство полномочиями регулировать зарплату, цены, продолжительность  рабочего времени, а также процесс конкуренции в промышленности. На основе этого закона была создана Администрация общественных работ.

Закон Гласса-Стигала  вывел коммерческие банки из сферы  инвестиционного бизнеса, поскольку  этот закон запрещал финансовым институтам прием депозитов и первичное размещение ценных бумаг.

Перечисленные важнейшие  решения, принятые только за первые 100 дней пребывания у власти администрации  Рузвельта, заложили фундамент системы  государственного регулирования экономики  США. Масштабы этих решений, их действенный характер способствовали переходу американской экономики к оздоровлению. Важно подчеркнуть, что решительная и динамичная политика администрации Рузвельта вызвала психологический перелом нации, на смену “катастрофическим настроениям” пришел созидательный настрой. Эта политика генерировала чувство уверенности в том, что правительство владеет ситуацией и день ото дня усиливает свое позитивное влияние на экономическую жизнь. И хотя период 30-х годов принес еще целый ряд трудностей и испытаний для экономики США, а также других стран капитализма, потенциал преобразований, заложенный в новом курсе, позволил в итоге успешно преодолеть их и вывести экономику США на более высокий уровень развития.

Глава 2. Реформы «нового курса».

2.1 Реформа финансовой  системы.

Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость  начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. б марта президент, воспользовавшись предоставленными ему широкими полномочиями, провозгласил чрезвычайное положение  и закрыл все банки страны. Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен дифференцированный подход к открытию банков. Все банки страны делились на три группы. В первую входили «здоровые» банки, которые следовало открывать в первую очередь; во вторую – банки, которые могли функционировать при условии оказания им помощи; в третью – те, которые не способны были функционировать; они должны были быть ликвидированы. Федеральная резервная система должна была выдавать ссуды нуждающимся банкам под залог ценных бумаг и государственных облигаций. Кроме того, банкам было разрешено выпускать привилегированные акции с целью их скупки. Реконструктивной финансовой корпорацией, что дало бы банкам наличность, необходимую для преодоления кризиса доверия. Любой банк мог быть открыт только после специального разрешения правительства, при этом министр финансов был вправе затребовать любую информацию о деятельности банка. Уже к 15 марта приступили к работе банковские учреждения, признанные «здоровыми». Меры по «очищению» банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков, то через год – 4890. В целом за 1933 – 1939 гг. при сокращении числа банков на 15%, объем их активов вырос на 37%.

Для предотвращения утечки золота за границу и его накопления в частных руках с целью спекуляции 5 апреля 1933 г. был принят закон, запретивший экспорт золота, а также указ об обязательной сдаче банкам гражданами США золотых запасов на сумму свыше 100 дол. Одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и за границей. Это означало ликвидацию механизма золотого стандарта в стране и начало стремительного обесценивания доллара по отношению к золоту; стоимость доллара упала на 30%.

Вторым важнейшим банковским законом  стал закон о банковской деятельности Гласса-Стигала, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД). Важным новшеством было введение страхования банковских депозитов в пределах 2500 дол., увеличенное в 1934 г. до 5000 дол. Страхование финансировалось за счет специальных страховых взносов банков. Законом 1934 г. устанавливалось, что депозиты свыше 10 тыс.  дол. подлежат страхованию в размере 100 'М суммы вклада,  от 10 до 50 тыс. – 75 ',4, а свыше 50 тыс. – 50;4. В 1934 г.  около 80;4 всех банков США застраховали свои депозиты.  Общественное доверие к банковской системе стало восстанавливаться. 

Законодательство 1933 – 1935 гг. реформировало Федеральную резервную систему. По банковскому закону 1935 г.  Совет управляющих ФРС, назначаемый президентом США,  получил полномочия на определенные суммы резерва, который должен оставаться в банках – членах ФРС. Совет управляющих понижением или повышением уровня обязательного резерва мог увеличивать или уменьшать денежную массу, находившуюся в обращении. Кроме того, был создан Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, который, во-первых, устанавливал льготные учетные ставки (т.е. такие процентные добавки, по которым банки – члены ФРС могли получать кредиты в Центральном банке) и, во-вторых,  регулировал покупку и продажу банками ФРС облигаций государственного займа. 

В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая установила официальную цену золота на уровне 35 дол.  за унцию по сравнению с прежней официальной ценой 20,67 дол., что снизило его золотое содержание на 41;4. Была начата чеканка серебряной монеты, т.е. в стране вводился биметаллизм. 

В тесной связи с банковско-денежными  мероприятиями совершенствовалось законодательство об упорядочении операций на фондовых биржах. В 1933 – 1934 гг. были приняты законы по регулированию деятельности бирж, имеющие целью упорядочить торговлю акциями и пресечь биржевые спекуляции. Законом 1935 г. вводились довольно жесткие меры регулирования холдинговых компаний. 

Девальвация доллара, изъятие монетарного  золота из частных рук, облегчение доступа  к кредиту способствовали повышению  цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях хозяйства.

2.2 Оздоровление промышленности и регулирование трудовых отношений.

Одним из важнейших законов, направленных на государственное регулирование промышленности и трудовых отношений с целью выхода из кризиса, стал закон о восстановлении промышленности, принятый 16 июня 1933 г. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые, во-первых,  устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений антитрестовского законодательства.  Для проведения закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздоровлению промышленности (НРА) во главе с генералом Х. Джонсоном. НРА представляла собой огромную государственную машину федерального масштаба с соответствующими органами в штатах и городах. Через год после создания НРА кодексами были охвачены предприятия с общей численностью около 20 млн. человек. 450 кодексов распространялись на 95% всей промышленности и торговли США. Всего НРА одобрила около 750 кодексов, охвативших самые разнообразные виды производства – от черной металлургии и каменного угля до музыкальных инструментов и кухонной посуды. Каждый кодекс должен был служить своего рода руководством для определенной отрасли хозяйства,  средством для избежания перепроизводства и сохранения «мира» в промышленности. Крупные монополии сначала с одобрением восприняли нововведения в промышленности,  рассматривая деятельность НРА как возможность убрать с дороги мелкого предпринимателя – аутсайдера, который во время кризиса оказался более гибким и конкурентоспособным, чем некоторые крупные американские монополии. Их устраивало и снятие антитрестовских ограничений. Чистые доходы 200 важнейших промышленных корпораций в 1934 г.  увеличились на 60% по сравнению с 1933 г.  Закон об оздоровлении промышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. Однако предпринимателям не запрещалось заключать и индивидуальные соглашения с рабочими. В законе регламентировались три основных условия труда: а) минимальная заработная плата в раз мере 12 – 15 дол. в неделю; б) максимальный рабочий день (8 ч); в) запрещение детского труда.  Через, два года после введения в действие закона он подвергся критике как со стороны рабочих, так и со стороны предпринимателей. Недовольство рабочих было вызвано произвольной трактовкой хозяевами некоторых пунктов закона. Мелкие предприниматели протестовали против усиления монополий, крупный бизнес критиковал правительство за постоянное вторжение в дела промышленности. В июне 1935 г.  Верховный суд США объявил деятельность НРА прекращенной, поскольку она распространялась на местную промышленность, что противоречило Конституции США. По распоряжению Рузвельта 4 июня 1935 г. кодексы, фиксирующие уровень производства и цены, были отменены. Одновременно правительство отказалось от попытки регулировать уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня и другие условия труда. Бюро труда в различных отраслях промышленности были распущены. Тем не менее, за два года эксперимента в промышленности удалось ликвидировать полный хаос и поднять индекс производства на 10%.

2.3 Реформирование  сельского хозяйства.

К самым глубоким вмешательствам государства в рыночную экономику  относятся вспомогательные мероприятия  в сельском хозяйстве, которое бесспорно  являлось наиболее пострадавшей отраслью экономики.

12 мая 1933 г. вошел  в силу билль о помощи фермерам. Его основной раздел – закон о регулировании сельского хозяйства – ставил главной целью поднять уровень цен с тем, чтобы их паритет на реализацию и покупаемую фермерами продукцию соответствовал соотношению цен за пятилетие, предшествовавшее Первой мировой войне (1909 – 1914). Фермеры, которые добровольно соглашались ограничить объемы производства или уничтожить часть продукции, получали премии.  Средства для компенсации черпались из фонда, созданного из налога на первичную  переработку  сельскохозяйственной продукции. Ключевыми мерами осуществления программы регулирования сельского хозяйства были сокращение посевных площадей и уничтожение произведенной продукции. За первый год действия этого закона площадь под пшеницей была сокращена на 7,5 млн. акров, 10 млн. акров под хлопком было перепахано, 6,2 млн. поросят были истреблены. В 1934 г.  сбор хлопка в США сократился по сравнению с 1933 г. более чем на 25%, урожай кукурузы – более чем на 40%. Все эти мероприятия проводились в то время, когда десятки миллионов людей голодали, были разуты и раздеты. 

Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив проценты по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долгов. С мая 1933 г. по октябрь 1937 г. федеральные земельные банки выдали 2,2 млрд. дол. кредитов, приняли на себя 37% всех долговых обязательств фермеров. Эти меры улучшили положение фермерства, хотя государственными дотациями в большей степени воспользовались собственники крупных хозяйств, чем владельцы мелких и средних ферм, которые не в состоянии были прибегнуть к хозяйственному маневрированию. В апреле 1936 г. Верховный суд США признал закон о регулировании сельского хозяйства незаконным. 

Второй этап в аграрной политике «нового курса» ознаменовался  принятием в марте 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка. Цель правительства осталась прежней – поднять цены на продукцию,  поставляемую на рынок крупными фермерами, однако способ ее достижения изменился. Учитывая предыдущий опыт, когда крупные фермеры часто злоупотребляли правительственными субсидиями, премии были дифференцированными в зависимости от плодородия изъятой из обработки почвы, а не только от размера сокращаемой площади. Средства для выплаты аккумулировались уже не за счет особого налога, а выделялись из общего бюджета в размере 500 млн. дол.  Завершающим в аграрной политике «нового курса» стал закон 1938 г., который, усилив регулирующие функции государства, ввел концепцию «всегда нормальной житницы», согласно которой поддержание цен достигалось не путем уничтожения излишков продукции, а ее сохранения и сопровождалось выплатами фермерам в счет еще не проданной продукции. Одновременно правительство США, проводя политику демпинга за границей, стимулировало экспорт пшеницы и хлопка выдачей ввозных премий.  В итоге мероприятий «нового курса» процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась на 2 млрд. дол., денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли с 4,7 млрд. дол. в 1932 г. до 8,5 млрд. дол. в 1939 г. Паритет цен в 1936 – 1937 гг.  поднялся до 92% от уровня 1909 – 1914 гг.

Информация о работе Великая депрессия и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта