Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:01, контрольная работа
В последние десятилетия происходит глобальная переоценка исторических ценностей и ориентиров. В связи с этим выходит много исследований и статей, в том числе о Ф.Д. Рузвельте и политике, получившей название «новый курс». Авторы статей часто оценивают «Новый курс» положительно, а также приходят к выводу об огромной роли, которую Рузвельт сыграл в стабилизации ситуации в стране в период глубокого экономического спада. Говорят и о том, что «новый курс», позволил избежать тяжких социально-политических потрясений и помог улучшить экономическое положение американцев.
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Основные концепции и ход реформирования 7
Глава 2. Реформы «нового курса». 13
2.1 Реформа финансовой системы. 13
2.2 Оздоровление промышленности и регулирование трудовых отношений 15
2.3 Реформирование сельского хозяйства. 17
2.4 Решение проблем безработицы. 19
Глава 2. Меры в области социальной политики. 22
Заключение 28
Список литературы 30
Регулирующая роль государства
в период осуществления «нового курса»
в наиболее выраженной форме проявилась
в сфере социальной политики. Самой острой
оставалась проблема безработицы. С целью
организации помощи безработным была
создана федеральная администрация
па оказанию чрезвычайной помощи во
главе с Г. Гопкинсом. На помощь безработным
она израсходовала свыше 4 млрд. дол.
С апреля 1933 г. стала функционировать система
общественных работ. Были созданы специальные
лесные лагеря для безработной молодежи
в возрасте от 18 до 25 лет, где молодые люди
содержались в течение шести месяцев на
полном обеспечении с выплатой 30 дол. в
месяц, 25 из которых каждый был обязан
направить своей семье. Молодежь использовали
на строительстве дорог и плотин, на работе
по сохранению лесов и парков. Всего через
лагеря безработной молодежи прошли 2
млн. человек. Организация общественных
работ приняла широкий размах в июне 1933
г. после создания Федеральной администрации
общественных работ во главе с Г. Икесом.
На ее нужды было ассигновано свыше 3,3
млрд. дол. Она ведала работами на железных
дорогах и автострадах, судостроительных
верфях, в речных портах и т.д. В преддверии
зимы, в ноябре того же года, было создано
новое ведомство – Администрация гражданских
работ. За четыре с половиной месяца
деятельности она израсходовала 933 млн.
дол., на ее объектах зимой трудились свыше
4 млн. человек. [3] К концу 1934 г. проблема
помощи нуждающимся так и не была окончательно
решена. Всего с начала "нового курса"
на указанную задачу было израсходовано
2 млрд. долл., поддержку получили примерно
20 млн. американцев, но кардинального изменения
уровня занятости так и не произошло -
новые рабочие места в частном секторе
экономики так и не были созданы. Для изменения
этой ситуации президент в начале 1935 г.
предложил создать новое агентство - "Управление прогрессивных
работ" (Works Progress Administration - WPA), которое
должно было создать новые рабочие места,
но предоставить работникам условия худшие,
чем в частном секторе, для того, чтобы
поощрить стремление найти иную, не государственную
работу. После трехмесячных дебатов в
Конгрессе, "Акт о принятии мер срочной
помощи" увидел свет. Он наделял президента
полномочиями истратить на помощь нуждающимся
до 5 млрд. долл. WPA стало действовать по
схеме, предложенной Гарри Гопкинсом:
тратить минимум денег на оборудование
и материалы и привлечь к работе как можно
большее количество людей. WPA продолжало
действовать до 1943 г. и предоставила работу
8,5 млн. безработных, потратив в общей сложности
11 млрд. долл.
Тем не менее, и это управление не решило
основную задачу, которую ставила перед
собой администрация Рузвельта: заставить
действовать механизмы рынка. Сам факт
столь длительного существования WPA говорит
о том, что число безработных продолжало
оставаться значительным до самого начала
Второй мировой войны. [6]
После двух лет осуществления
«нового курса» политическая ситуация
в стране оставалась напряженной. В
преддверии выборов 1936 г. Верховный
суд отменил программу
Выходом из создавшейся ситуации стал резкий поворот «влево» в проведении реформ, означавший начало «второго нового курса». Одним из важнейших законодательных актов стал принятый в августе 1935 г. закон о социальном страховании, который предусматривал страхование двух типов – по старости и безработице. Страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе. Средства складывались из налогов на предпринимателей на уровне 1 – 3% с заработной платы. В среднем пособия выплачивались 9,4 недели по 11 долларов, что составляло 36% заработной платы. Пенсионное обеспечение было полностью федеральной программой. Фонды создавались за счет как налога с предпринимателей, так и с рабочих и служащих в размере 1% от суммы заработной платы. Получателями пособий становились граждане, достигшие 65-летнего возраста.
В июле 1935 г. был принят статут о трудовых отношениях, известный как закон Вагнера. Впервые в истории США рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. Предпринимателям запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, осуществлять дискриминационные меры против членов профсоюза, увольнять или притеснять рабочего за дачу показаний в суде, отказываться от ведения коллективных переговоров с избранными представителями рабочих. Для расследования жалоб профсоюзов и рабочих и пресечения злоупотреблений предпринимателей было создано Национальное управление по трудовым отношениям, решения которого могли быть опротестованы лишь в судебном порядке. Принятие закона Вагнера существенно меняло правовой аспект трудовых отношений в сторону их демократизации. Одним из результатов принятия закона Вагнера стало объединение всех рабочих организаций страны в Рабочий Альянс Америки в 1936 г. Спустя два года в США принимается закон о справедливых условиях труда, который регламентировал продолжительность рабочей недели (44 часа), определял минимальный и максимальный пределы зарплаты на предприятиях федерального значения, запрещал использование детского труда. Социальная политика «нового курса» касалась не только рабочих и фермеров, но и городских средних слоев, интеллигенции. Ее целью было удержать эти группы населения в рамках несколько подновленных традиционных ценностей и не дать им увлечься революционными идеями.
Сознание несбалансированности социальной сферы с экономической и политической вынудило Рузвельта особое место в реформировании уделить мерам в социальной политике.
Неудивительно, что "забытый
человек" оказался несущей идеологической
опорой политики губернатора Рузвельта.
Политико-философский и
Правая оппозиция “новому
курсу” особенно сильна была среди
представителей корпоративного капитала,
тяготившихся государственным вмешательством в социальные отношения,
особенно в части, касающейся условий
труда рабочих и пр. Крайним проявлением
этих оппозиционных настроений стало
требование отказа от всяких реформ. Поддерживал
оппозицию и Верховный суд США, который
с консервативно-
Эти решения Верховного суда поставили на повестку дня более широкую, исторически важную проблему — о пределах вмешательства государства в экономику с целью ее урегулирования, в том числе и не в последнюю очередь за счет проведения социальных программ. Перед страной и ее президентом, таким образом, встал со всей остротой судьбоносный вопрос: куда идти — дальше, вперед по пути углубления реформ, или повернуть назад. Ф. Рузвельт пошел вперед. В 1936 г. ему предстояли выборы на второй президентский срок.
Выходом из создавшейся ситуации стал резкий поворот «влево» в проведении реформ, означавший начало «второго нового курса». Одним из важнейших законодательных актов стал принятый в августе 1935 г. закон о социальном страховании, который предусматривал страхование двух типов – по старости и безработице. Страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе. Средства складывались из налогов на предпринимателей на уровне 1 – 3% с заработной платы. В среднем пособия выплачивались 9,4 недели по 11 долларов, что составляло 36% заработной платы. Пенсионное обеспечение было полностью федеральной программой. Фонды создавались за счет как налога с предпринимателей, так и с рабочих и служащих в размере 1% от суммы заработной платы. Получателями пособий становились граждане, достигшие 65-летнего возраста.
Во второй половине 30-х гг. курс на социальное реформирование продолжается. Так, провозглашенные ранее профсоюзные права не удовлетворяли требований рабочих. Так, не было гарантировано законом право на стачку, не было закреплено традиционное требование американских рабочих “закрытого цеха”, запрещающего предпринимателям путем “индивидуальных соглашений” принимать на работу нечленов профсоюза, что открывало путь к штрейкбрехерству, возможному срыву забастовки. Права профсоюзов нарушались и в силу необязательности их участия в определении условий труда рабочих путем заключения коллективных договоров и широкой возможности создания противостоящих профсоюзам “компанейских союзов”, которые финансировались предпринимателями и использовались ими для подрыва организованной борьбы рабочих.
Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), принятый в 1935 г., не только впервые в истории США провозгласил официальное признание прав профсоюзов, но и предусмотрел законодательные гарантии этих прав. В ст. 7 Закона перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в понятие “нечестная трудовая практика” предпринимателей, которым запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, в том числе и путем их финансирования (запрещение “компанейских союзов”), дискриминировать членов профсоюза при приеме их на работу (санкционировалась практика “закрытого цеха”), отказываться от заключения коллективных договоров с должным образом избранными представителями рабочих. Закон закреплял при этом т.н. “правило большинства”, согласно которому от имени рабочих в договорных отношениях с предпринимателем могла вступать лишь та организация, которая признавалась большинством рабочих, т. е. их профсоюз.
Закон закреплял и право рабочих на забастовку. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый орган — Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), на который была возложена обязанность рассматривать жалобы рабочих на “нечестную трудовую практику” предпринимателя. Решения этого квазисудебного органа могли быть отменены только в судебном порядке. Социальная политика «нового курса» касалась не только рабочих и фермеров, но и городских средних слоев, интеллигенции. Ее целью было удержать эти группы населения в рамках несколько подновленных традиционных ценностей и не дать им увлечься революционными идеями.
Идеи и короткий практический опыт социального реформаторства, апробированные губернатором Рузвельтом в конце 20-х - начале 30-х годов и перенесенные впоследствии на всю страну, вошли яркой страницей в историю XX столетия. При этом социальная политика Рузвельта в период президентства была настолько органично увязана с каждым шагом президента как национального лидера, что в глазах большинства американцев стала идентифицироваться исключительно с личностью великого политика.
Общеизвестно, что успех реформаторству Рузвельта (убедительно зафиксированный четырежды на выборах 1932, 1936, 1940 и 1944 годов) обеспечила аморфная, внутренне разнородная, но жизнеспособная благодаря сплочению на единой антикризисной платформе коалиция общественных сил. Наиболее активными элементами этой коалиции были рабочие, средние слои, интеллигенция, а цементирующим началом либеральное крыло демократической партии, политики новой формации (ньюдилеры), вышедшие из разночинной среды и не порывавшие с ними.
Выполнимая программа реконструкции - вот основа формулы практических действий, с которой Рузвельт обратился к народу. Президент отказался от выдвижения заведомо невыполнимых задач и формулирования "великих замыслов". Помощь "забытому человеку" и процветающая, динамично развивающаяся экономика, избавленная от подтачивающей ее неконтролируемой конкурентной борьбы и монополизации, исчерпывали главные пункты идеологической платформы президента. Она была предельно проста и понятна, хотя и обладала важной отличительной чертой, оставаясь даже в годы войны социально ориентированной.
Осуществляя реформы «Нового курса», администрация Рузвельта рассчитывала возродить экономику страны и избавить ее от подобных «Великой депрессии» потрясений и кризисов. Однако эти цели полностью достигнуты не были. Наступление экономического кризиса в 1937 г. явилось неожиданным. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с его последствиями, но до Второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90% от уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превышал уровень 1929 г. и составил 17% рабочей силы.5
Информация о работе Великая депрессия и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта