Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:47, курсовая работа
Государство как форма существования народов и обществ и его эволюция неразрывны со всем историческим процессом. Без анализа развития государственности ход человеческой истории фактически невозможно. Поэтому так важно проследить соотношения развития государства и исторического процесса, а также связанные с этим аспекты социальной эволюции.
В моей работе затронуты большинство проблем, относящиеся ранним государствам. А именно:
- что из себя представляет государство?
-как возникло государство?
-какие конкурирующие альтернативы оно имело?
-какие этапы развития оно прошло?
-какое государство можно считать ранним?
- в каком направлении оно развивалось?
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава І. Анализ признаков раннего государства. Сопоставление ранних государств с аналогами…………………………………………………………...5
§1.1 Общая характеристика признаков раннего государства…………….……5
§1.2 Особые свойства верховной власти………….. …………………………..14
§1.3 Новые принципы управления ……………………………………………..18
§1.4 Новые и нетрадиционные формы регулирования жизни общества…….21
§1.5 Редистрибуция власти……………………………………………………...22
Глава II. Важнейшие характеристики раннего государства………………......24
§2.1Раннее государство как особая политическая организация…………...…11
§2.2 Два типа ранних государств………………...….…………….……………12
§2.3 Империя инков…………………………………….………………………..13
§2.4 Египет древнего царства…………………………………………………...14
§2.5 Старовавилонское царство………………………………………………...15
Глава ІII. Раннее государство: определения и сравнения…………………….21
§3.1 Различные определения государства……………………………………...22
§3.2 Базовое определение государства…………………………………………23
§3.3 Определение раннего государства………………………………………...24
Глава IV. Значение р.г. для современных государств Европы и Америки…..25 Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы …………………………………………………………...…27
Приложение………………………………………….………………………...…28
2. Это
политическая организация
Существовали государства как преимущественно аграрные, так и (реже) преимущественно торгово-ремесленные. Но и большинство государств были аграрно – ремесленными с более (например, Хеттское государство) или менее (Египет Древнего царства) развитой торговлей. Таким образом, в целом раннегосударственное общество имеет аграрно-ремесленно-торговый базис.
3. Наличие
заметной социальной
4. Определённый
уровень структурно-
Существуют те ранние государства, которые как раз берутся за «образец», то есть на те, где имелся развитой бюрократический аппарат управления, например, империя Инков, государства третьей династии Ура в Шумере и Хаммурапи в Месопотамии, Египет Древнего царства. Тогда при внимательном наблюдении выясняется, что аппарат в них сосуществовал с недоразвитыми социальной структурой и этническими характеристиками, действовал в обществе без достаточно чёткой социальной стратификации (то есть ярко выраженных классов или сословий, более – менее зрелых отношений собственности на землю).
Следовательно, говоря обобщенно, раннее государство – всегда государство ассиметричное (непропорциальное): либо в прямом смысле неполное (структурно-функциально), либо избыточное (в отношении социально-этнический структуры общества).
§2.2 Два типа ранних государств.
1. Несоответствие между ранним государством и обществом.
Итак раннее
государство можно
Поскольку многие ранние государства изобретали свои собственные, специфические формы политической и административной организации, которые впоследствии оказывались эволюционно тупиковыми, несоответствий между государством и обществом, естественно, было много. При этом иной раз связь между ними могла быть даже слишком тесной, если гос. форма годилась только для конкретного социума, а потому жестоко препятствовала изменениям. Ярким примером является организация греческих полисов, неспособных преобразоваться даже перед лицом потери независимости. «Парадокс греческой истории состоит в том, что основной её тенденцией было непрерывное и в общем малоуспешное стремление к преодолению полиса: непрерывное в силу несоотвествия однажды установленных полисных принципов…дальнейшему общественному прогрессу, а безуспешное ввиду того, что попытки преодоления полиса осуществлялись на полисной основе»29.
2. Причины несоответствия между государством и обществом в раннегосударственной политии.
2.1 Общеэволюционные причины.
Раннегосударственные политии только вырабатывают соц. и этническую структуру, политические и иные институты (например, частной собственности), а также идеологию и прочее, которые в своей совокупности характерны для более высоких стадий политогенеза. Иными словами, это значит, что ранние государства какие-то – в примитивном, а некоторые элементы в них и вовсе отсутствуют. Всё это вполне объяснимо с точки зрения эволюции. Сначало должны были появиться успешные решения в отдельных сферах и институтах. В результате сложных и длительных процессов эти частичные достижения некоторых обществ в тех или иных областях становятся достоянием др. социумов. Постепенно появляются модели с более сложной структурой, и в конце концов новые генерации политий становятся более пропорциональными.
К примеру возмём, долгий путь распространения письменности, бюрократии, права, профессиональной армии, института монархии и т.п. Тысячи лет прошли, например, пока появилось христианство как мировая религия, которую отсталые народы могли прямо заимствовать в качестве гос. идеологии.
В Индии гос. власть вынуждена была слишком считаться с соц. установлениями, а идеология совершенно определённо утверждала, что «государству надлежит сохранять дхарму 4-ёх варн»30.
Мощная бюрократия способна затормозить этнические процессы, как это было в Месопотамии. Сильная идеологизированная религия препятствует появлению гос. идеологии и наоборот. Например, в еврейском государстве Хасмонеев, возникшем во II в. до н.э. в результате так называемого восстания Маккавеев против господства Селевкидов, попытки правителей изменить некоторые обычаи и церемониал и взамен внедрить эллинистические институты вызывали упорные восстания населения31. В Китае, напротив, утверждение гос. идеологии конфуцианства препятствовало появлению развитой религии (буддизм даже в периоды его расцвета не играл решающей роли).
2.2 Особые причины.
Помимо общеэволюционных, можно выделить и более конкретные причины, каждая их которых характерна для ряда государств, но не для всех:
1) Ограниченность
потенций развития, вытекающая из
слабости производства. Ведь часть
ранних государств вообще не
имела зернового хозяйства,
2) Недостаток
исторического опыта. Нередко
это было связано с
3)Для большинства государств главными являлись внешнеполитические проблемыи обеспечение ресурсов для войн.
4) Недостаток
ресурсов или нерегулярность
их поступления, сложность
Так было во Франкском государстве Карла Великого (Дэвис 2005: 221), хотя в конце жизни он осел в городе Аахене в построенном там дворце.
Где-то это приводит к «разбуханию» учёта и контроля, как, например,в государстве третьей династии Ура в Месопотамии и империи Инков.
5) Раннее государство ещё очень долго носит на себе печать своего происхождения и особенностей образования.
Гринин также отмечает важным, что возникновение любого конкретного государства всегда имело особые причины, конкретных лидеров, которые ориентировались на наличные условия, уровень общественного сознания, возможности.
Вывод.
Таким образом, раннее государство либо не могло перерасти своего малого размера (подобно грнческим и иным полисам), либо, вырастая в более крупную политию, не имело достаточных основ для своего единства. Результатом являлись частые распады, перекомбинации, исчезновение одних и возникновение на их месте других государств, доительные периоды децентрализации и т.п.
3.
Две модели несоответствия
3.1 Взаимодействие политических и социальных процессов.
Существует
множество вариантов
Во многих случаях соц. процессы опережали развитие политической сферы. Таким было появление городов в Западной Европе. Например, кастовая система в Индии образовалась без особого вмешательства государства.
В целом же в плане соответствия государства и общества Гринин выделяет 2 противоположные ситуации: в одних государствах наблюдалась одна, а в других другая - диспропорция:
1. Развитие
политических (административных) моментов
опережает развитие соц. и
2. Соц. (религиозные)
институты обгоняют
Второй случай в истории был более распространённым.
Неполнота гос. организации – это характерная черта большинства ранних государств.
3.2 Несоответствие
как избыточность государства.
Общая характеристика «
Итак, большинство ранних государств оказывались недостроенными. Однако были и такие, к которых гос. контроль, напротив, достигал очень высокой степени развития, а аппарат мог быть даже чрехзмерным.
В Японии сверхбюрократизация была связана с попыткой заранее определить место и «просчитать» наперёд любую возможную ситуацию, добиться максимальной предсказуемости во всех областях гос. процесса, однозначности любой ситуации. При этом иерархичность бюрократии была столь тщательно продуманной, что «ни один член гос. организма не мог быть равен другому»33.
§2.3 Империя инков.
Достижения. Проблемы исторических источников.
Государство инков просуществовало немногим более столетия (15-16 вв.), пока не пало под натиском испанских завоевателей во главе с Писсаро в 20-30-ые годы 16 века. Оно возникло в Перу – регионе с богатой тысячелетней историей. Первоначально небольшая полития инков за несколько десятилетий 15 в. выросла в сотни раз и превратилась в мощную империю34.
С севера на юг она простиралась почти на 5 тыс. км. Её территория сост. 800 тыс. – 1 млн.кв. км., а население – от 3 до 37 млн. человек35.
Являясь завоевателями, инки образовали высший слой населения и жреческой знати. Они наделялись земельными участками и работниками из покорённых племён. Жрецы составляли особые корпорации, которыми управляло высшее жречество, находящееся в Куско (столице) (Бадак и др.1996б:67).
Несмотря на отсутствие письменности36, инки создали весьма внушительную и сложную административную систему, построили сеть общеимперских дорог, города и храмы, имели школы для детей высшей элиты. Для эффективной эксплуатации населения использовался ряд соц. изобритений.
Инки пытались и культурно консолидировать общество путём навязывания своего языка кечуа.
В обществе инков отношения были строго регламентированными. Расписывалось кому что есть, носить, использовать (см.: Зубрицкий 1975: 68)37. В тоже время существуют сведения, что власть заботилась, чтобы её подданные имели гарантированный кусок хлеба, а старики освобождались от работы38.
Империя инков окончательно пала в 1537 году.
§2.4 Египет древнего царства.
Важнейшие сведения о соц. - экономических отношениях в Египте того времени являются рисунки и надписи, сделанные в гробницах древнеегипетских вельмож39. По тогдашним поверьям, такие изображения позволяли покойнику в другом мире иметь то, что он имел в этом.
Что касается правящего слоя, то важнейшую его часть составляли вельможи. С одной стороны эти указания вроде бы носили наследственный характер, с др. – они сами хвалятся тем, что поднялись по соц. лестнице.
Таким образом, вельможи с одной стороны являлись обычными назначенцами, но с др.- людьми, которые имеют вполне определённые права на свои должности. Они владели и собственным имуществом, которое состояло частью из наследственных пожалований.
Что касается о роли ранней централизации Египта, он был первым в истории человечества централизованным государством с сильной царской властью, которое к тому же возникло очень быстро и существовало очень долго.
Влияние государства на общество следующее:
-производство техники оставалось слабым,
-централизация не просто повлияла на соц. структуру, но и в значительной мере создавала и меняла эту структуру,
- всё население Египта служило государству или должно было выполнять для него повинности.
§2.5 Старовавилонское царство.
Когда бюрократическое государство III династии Ура в конце XXI века до н.э. распалось под ударами кочевников амореев, начался так называемый старовавилонский период истории Месопотамии – государство Хаммурапи (18-17 вв. до н.э.).
Это было
достаточно продвинутое государство,
с упорядоченной и строго централизованной
административной системой, с мощным
перераспределительным