Великие реформы Александра 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание

Государство как форма существования народов и обществ и его эволюция неразрывны со всем историческим процессом. Без анализа развития государственности ход человеческой истории фактически невозможно. Поэтому так важно проследить соотношения развития государства и исторического процесса, а также связанные с этим аспекты социальной эволюции.
В моей работе затронуты большинство проблем, относящиеся ранним государствам. А именно:
- что из себя представляет государство?
-как возникло государство?
-какие конкурирующие альтернативы оно имело?
-какие этапы развития оно прошло?
-какое государство можно считать ранним?
- в каком направлении оно развивалось?

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава І. Анализ признаков раннего государства. Сопоставление ранних государств с аналогами…………………………………………………………...5
§1.1 Общая характеристика признаков раннего государства…………….……5
§1.2 Особые свойства верховной власти………….. …………………………..14
§1.3 Новые принципы управления ……………………………………………..18
§1.4 Новые и нетрадиционные формы регулирования жизни общества…….21
§1.5 Редистрибуция власти……………………………………………………...22
Глава II. Важнейшие характеристики раннего государства………………......24
§2.1Раннее государство как особая политическая организация…………...…11
§2.2 Два типа ранних государств………………...….…………….……………12
§2.3 Империя инков…………………………………….………………………..13
§2.4 Египет древнего царства…………………………………………………...14
§2.5 Старовавилонское царство………………………………………………...15
Глава ІII. Раннее государство: определения и сравнения…………………….21
§3.1 Различные определения государства……………………………………...22
§3.2 Базовое определение государства…………………………………………23
§3.3 Определение раннего государства………………………………………...24
Глава IV. Значение р.г. для современных государств Европы и Америки…..25 Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы …………………………………………………………...…27
Приложение………………………………………….………………………...…28

Работа состоит из  1 файл

Великие реформы.docx

— 107.88 Кб (Скачать документ)

  Исследователи отмечают, что в государстве Хаммурапи  уже сложилились структуры, которые  в дальнейшем будут воспроизводиться во многих государствах Востока (Васильев 1993: 91-92), что в нём царская власть впервые не ограничивается никакими политическими органами (Дьяконов 1983:370).

  Стоит отметить, что в отличие от своих предшественников царей III династии Ура – Хаммурапи меньше использовал рабочие отряды в царских хозяйствах. А земля раздавалась непосредственным производителям. В Месопотамии этого времени гораздо выше, чем в Египте древнего царства и тем более у инков, были развиты товарно-денежные отношения, а государство придавало их регулированию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Раннее государство: определения и сравнения.

§3.1 Различные определения государства.

1. Сложности определения государства.

     Прежде чем как начать с  самого определения раннего государства,  я бы хотела рассказать о  государстве, о его сущности, о  том как оно появилось, превратилось  в государство, какое развитие  получило в дальнейшем.

Итак, в  истории реально существовали политические образования, которые можно назвать  государством, но можно и иначе41. С научной точки зрения, некоторые учёные могут назвать любую политию государством, либо «отказать» ей в таком статусе. Это зависит от их научной позиции и аргументации. Например, кто-то назовёт Афины безгосударственным обществом, Афины не станут Римом.

   По  мнению русского учёного Л.Е. Гринина  выделяются основные сложности при  определении государства:

1)поскольку  определение – это не просто  процедура, но часть (нередко  даже центральная часть) концепции,  постольку его введение или  использование требует дальнейших  шагов;

2)определение  государства охватывает очень  объёмный материал;

3)не  стоит забывать и то, насколько  разнообразны функции политической  власти, а также то, что у неё  нет однозначно и жёстко закреплённых  функций и сфер влияния. Она  регулирует, прежде всего, те отношения  и ставит те цели, которые считает  наиболее важными для себя;

4)существуют  огромные расхождения и в терминологии, которая используется для описания  собственно государства. Иными  словами, в самом определении  государства используются термины,  например «классы», «насилие», «форма»,  «организация» и т. п., которые  являются не менее спорными, чем  само понятие «государство» ;

5)нельзя  дать чёткое определение «государству».

   Сложность состоит не в том, чтобы дать просто определение самого государства, а  сложность – дать универсальное  определение государству, то есть такого рода определения, которое подходило  бы в одинаковой степени ко всем существующим и существовавшим государствам.

2. Примеры некоторых определений государства.

     Есть множество примеров некоторых  определений государства, например  как, знаменитое определение Вебера, марксистское определение, определение  Э. Геллнера и т. д.

Вебер:

«Государство  – это общество, которое претендует на монополию законного применения физической силы внутри определённой территории… Государство рассматривается как единственный источник правомерного применения насилия»42.

Марксистское  определение противоположно определению  Вебера.

К. Маркс  и Ф.Энгельс:

«Государство  есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий»43.

   Гринин  считает, что это определение  во многом верно для аграрных государств. Впрочем, марксистское определение  не полностью годится и для  ранних, примитивных государств.

   Э. Геллнер рассматривал государство  как организацию, призванную поддержать порядок. Он писал:

«Государство  – это специализированная и концентрированная  сила поддержания порядка. Государство  – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где  специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство»44.

   По  мнению Гринина, по крайней мере, это  определение недостаточно точно, потому что для большинства из них  главными являлись внешние, а не внутренние проблемы.

Но они  больше всего подходят к современному государству.

§3.2 Базовое определение государства.

   В своей книге Гринин на примере  нескольких определений чётко показывает некоторые сложности их создания. Одна из них связана с тем, что раннее государство слишком отличается от зрелого. Поэтому многие черты, присущие зрелому не подходят к раннему, и наоборот45.

   Наиболее  подходящим определением государства  по мнению Л. Е. Гринина дал Роберт Карнейро.

Роберт  Карнейро:

«Государство  как общество, имеет централизованное управление и правительство, способное  мобилизовать людей для войны  или общественных работ, собирать налоги, принимать законы и принуждать к  их выполнению. При этом государство  обычно характеризуется 4 уровнями управления, а именно, начиная с нижнего:

1) деревня; 

2) район  (округ); 

3) провинция; 

4) государство  в целом»46.

   Исходя  из этого определения, Карнейро приходит к определению государства от раннего государства.

   И, действительно оно в общем-то является достаточно ёмким определением, также имеет свои ограничения47. Они во многом вытекают из научной позиции.

   Другой  причиной сложностей при создании определения  является симбиоз понятий общество и государство, развести которые  «без потерь» в одном определении  крайне сложно 48. Например, Э. С. Годинер пишет: «Государство в конечном итоге – это и есть специализированный институт управления обществом, необходимо возникающий на определённой стадии его эволюции». С этим можно согласиться. Кроме того, государство представлено не как тип общества, а как институт управления последним.

   В общем говоря, я думаю, что понятие  государство в большей мере соотносится  с понятием общества, так как и  общество, и государство как социальный организм, они не могут существовать по отдельности. И в результате образования  многочисленного населения, то есть общества приводит к образованию  государства, в котором преобладают  законы, и конечно же государство  принуждает, заставляет обществу подчиняться  законам. Я считаю, что если бы не было бы законов, управляющих в обществе, здесь и не могло быть и речи о государстве. Подчиняясь единым законам, единому вождю в обществе появляется хоть какой-то порядок, приводящему  к единому, суверенному, централизованному  государству.

   Но  не стоит упускать из виду, что распад самого государства зависит от общества, в результате противоречий, междоусобиц  приводит к прекращению существования  государства.

   Таким образом, о понятии государства  можно бесконечно говорить, можно  размышлять всесторонне по разному. И я также привела множество  примеров учёных-исследователей по поводу определения государства, их масса.

   Вывод.

   Исходя  из перечисленных примеров, по моему  мнению Гринин сформулировал более  чёткое и ясное определение государства, которое в определённой мере подходит к государствам прошлого и настоящего.

Гринин  Л. Е.:

«Государство  – это понятие, с помощью которого описывается система специальных (специализированных) институтов, органов  и правил, обеспечивающая внешнюю  и внутреннюю политическую жизнь  общества; данная система в то же время есть отделённая от населения  организация власти, управления и  обеспечения порядка, которая должна обладать следующими характеристиками:

а) суверенностью (автономностью);

б)верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определённой территории и круга лиц;

в)возможностью принуждать к выполнению своих требований, а также изменять отношения и нормы».

§3.3 Определение раннего государства.

   1. Принципы определений раннего государства.

  1. Для выделения основных этапов развития раннего государства удобно использовать предложенные Классеном и Скальником типы раннего государства49:

  -зачаточное,

  -типичное,

 -переходное.

  1. Определение раннего государства ориентируется на средний этап каждой стадии государственности (типичное государство), поскольку в начальном этапе ещё остаётся слишком много от прежней стадии.
  2. Государства, условно находящиеся на одной стадии развития, но принадлежащие к разным историческим периодам, из-за повышения общего уровня культуры от эпохи к эпохе могут существенно различаться по наличию или отсутствию важных характеристик50.  Таким образом, в более поздних по времени существования государствах могут быть смешаны признаки низших и высших стадий государственности (если речь идёт, конечно, о контактных обществах, которые могут заимствовать различные новации у более развитых соседей). Так, в ранних государствах поздних эпох (то есть более близких к современности) могут присутствовать письменность, развитое письменное право, развитая государственная религия и т.п. Но это не должно вводить в заблуждение при отнесении конкретного государства к той или иной стадии государственности. Важно иметь в виду, что само по себе обладание отдельными признаками более высокой стадии не даёт оснований причислять государство к ней. Для этого нужно «наличие минимально необходимой системы характеристик».
  3. Таким образом, обязательность признаков, характерных для каждой стадии государственности, определяется исходя из наименьшего необходимого набора признаков, который встречается только в государствах данной стадии. Другими словами, если какие-то черты имеются не у всех государств данной стадии, их следует относить не к обязательным характеристикам, а только к возможным. Например, для ранних государств письменность не будет обязательным признаком, но она будет таким для сформировавшихся государств.
  4. Так как мнение Гринина отличается от других, я вывела его мнение как отдельный принцип.

   Соответственно  в его дефинициях учтены только минимально необходимые характеристики того или  иного типа государства. Например, считается, что раннее государство прежде всего  определяет внешнеполитические цели общества, а регулирование внутренней жизни  происходит в меньшей степени. Конечно, в некоторых таких государствах и внутренняя жизнь регулировалась достаточно активно (Шумер при ІІІ династии Ура), но это не было правилом. Напротив, это было отклонением от нормы, в данном случае превышение её. А нормой была недостаточная роль в регулировании внутренней жизни общества51. Но важно заметить, что и те и другие государства охватываются данной дефиницией. Но если внести в данное определение «требование» высокой внутренней активности государства, то получается лишим от него очень многие государства.

   2. Базовое определение раннего государства.

  1. Это политическая организация, нужная обществу лишь определённого размера и сложности (самое меньшее несколько тысяч жителей).
  2. Это политическая организация возникает лишь в обществе, имеющем определённый производственный базис. Хозяйство не должно быть присваивающим. В целом ранее государство имеет аграрно-ремесленно-торговый базис.
  3. Наличие заметной социальной стратификации.
  4. Определённый уровень структурно-управленческой сложности. Это значит, что в государстве должно быть не меньше трёх уровней управления.

   Гринин  считает, что раннее государство  отличается от аналогов:

   - большей сложностью управленческой организации;

   -большей преобразовательской активностью, способностью менять отношения и нормы, исходя из собственных задач и интересов;

   -способностью принуждать к выполнению своих требований, что характеризует отличительный признак государства по сравнению с аналогами – особые черты верховной власти;

   -большей опорой на формальные, юридические, административные, то есть нетрадиционные основания;

   -принципы, по которым люди привлекаются на службу государству, могут быть разными, но они никогда не ограничиваются только особым положением человека в системе родства.

   Исходя  из этих определений можно сделать  вывод.

   Раннее  государство – это понятие, с  помощью которого описывается особая форма политической организации  достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; это политическая форма  в то же время есть отделённая от населения организация власти:

Информация о работе Великие реформы Александра 2