Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:03, реферат
Тегеранская (28 ноября-1 декабря 1943 г.), Ялтинская (4-11 февраля 1945 г.) и Подсдамская (17 июля-2 августа 1945 г.) конференции - конференции глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во II Мировой войне: СССР (председатель СНК СССР И. Сталин), США (президент Ф. Д. Рузвельт; на Подсдамской – Г. Трумэн) и Великобритании (премьер-министр У. Черчилль; на Подсдамской его сменил К.Эттли), на которых решались основные вопросы военного взаимодействия, международных отношений, экономических связей и послевоенного устройства мира. Среди прочих, на конференциях рассматривался вопрос о будущем Германии. Учитывая, что она в течение 25 лет развязала две войны, стороны уделили особое внимание ее послевоенному устройству. Черчилль заявил, что Германию необходимо расчленить на несколько новых государственных образований, с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма.
Тегеранская (28
ноября-1 декабря 1943 г.), Ялтинская (4-11 февраля
1945 г.) и Подсдамская (17 июля-2 августа
1945 г.) конференции - конференции глав правительств
трех союзных держав антигитлеровской
коалиции во II Мировой войне: СССР (председатель
СНК СССР И. Сталин), США (президент Ф. Д.
Рузвельт; на Подсдамской – Г. Трумэн)
и Великобритании (премьер-министр У. Черчилль;
на Подсдамской его сменил К.Эттли), на
которых решались основные вопросы военного
взаимодействия, международных отношений,
экономических связей и послевоенного
устройства мира. Среди прочих, на конференциях
рассматривался вопрос о будущем Германии.
Учитывая, что она в течение 25 лет развязала
две войны, стороны уделили особое внимание
ее послевоенному устройству. Черчилль
заявил, что Германию необходимо расчленить
на несколько новых государственных образований,
с тем, чтобы исключить возрождение германского
экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить
Германию на пять частей и передать Киль,
Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных
Наций. Сталин полагал, что невозможно
уничтожить Германию, и нет никаких мер,
которые могли бы исключить возможность
ее объединения. Он предлагал не создавать
новых нежизнеспособных государственных
образований, предоставить самостоятельность
Австрии и Венгрии, а проблему Германии
решать на путях ее юдемилитаризации и
демократизации. Окончательного решения
по этому вопросу, однако, принято не было,
вопрос был передан на изучение в Европейскую
консультационную комиссию. В Ялте вновь
рассматривался вопрос о судьбе Германии.
Черчилль предложил отделить от Германии
Пруссию и образовать южно-германское
государство со столицей в Вене. Сталин
и Рузвельт согласились с тем, что Германия
должна быть расчленена. Однако, приняв
это решение, союзники не установили ни примерные
территориальные контуры, ни процедуру
расчленения. Рузвельт и Черчилль предложили
предоставить Франции зону оккупации
в Германии, причем Рузвельт подчеркнул,
что американские войска не останутся
в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел
предоставлять это право Франции. Рузвельт
поначалу с ним согласился. Однако затем
Рузвельт заявил, что если ввести Францию
в Контрольную Комиссию, которая должна
была управлять оккупированной Германией,
это заставит французов пойти на уступки.
Сталин, которому пошли навстречу в других
вопросах, согласился на такое решение. На
Потсдамской конференции была достигнута
договоренность о порядке осуществления
контроля над Германией, над которой был
установлен четырехсторонний контроль
оккупирующих держав – СССР, Англии, США
и Франции и создан единый орган управления
– Союзный контрольный совет.
1. Тегеранская конференция
Тегеранская конференция, на которой впервые встретились за одним столом главы правительств СССР, США и Англии — И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль, состоялась 28 ноября—1 декабря 1943 г. Одной из труднейших проблем, для решения которой был необходим контакт и выяснение главными государствами позиции своих партнеров, был германский вопрос. В декларации трех держав, опубликованной после конференции в Тегеране, имеется следующее заявление по этому вопросу: “Что касается войны, представители наших военных штабов участвовали в наших переговорах... и мы согласовывали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга”.
Далее в тегеранской декларации говорится:
“Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожать германские армии на суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха. Наше наступление будет беспощадным и нарастающим”.
Как видим, по вопросу ведения войны с Германией здесь сказано очень много и в самом категорическом тоне. Но что будет с этой страной после войны? На такой вопрос тегеранская декларация ответа не дает. В речи Рузвельта от 24 декабря 1943 года можно найти некоторые указания по этому вопросу. Их стоит процитировать хотя бы для того, чтобы познакомиться с обязательством, которое Соединенные Штаты вместе с другими участниками Тегеранской конференции приняли на себя в отношении будущего Германии. Итак, в упомянутой речи Рузвельт сделал следующее весьма знаменательное заявление:
«Мы единодушно решили, что Германия должна быть лишена своей военной силы и что в обозримом будущем она не будет иметь возможности восстановить эту силу. Объединенные Нации не имеют намерения поработить немецкий народ. Мы желаем немцам, чтобы они получили нормальные условия для мирного развития в качестве полезных и уважаемых членов европейской семьи. Однако мы со всей силой подчеркиваем слово «уважаемых», так как мы намерены раз навсегда освободить их от нацизма и прусского милитаризма, а также от фантастического и пагубного убеждения в том, что они являются «расой господ»».
Остается выяснить, каким образом Тегеранская конференция или отдельные её участники намеревались осуществить эту демократическую и прогрессивную программу в германском вопросе. Незадолго перед этим, на Московской конференции, министры иностранных дел весьма детально определили, в чем должна заключаться и каким образом должна быть осуществлена демократизация и де фашизация Италии. В отношении Германии таких постановлений опубликовано не было, и тегеранская декларация тоже не содержит их. Рузвельт же, касаясь конференции в Тегеране, сказал: “Мы обсуждали международные отношения скорее с точки зрения больших и широких целей, чем деталей. Однако на основе этого обсуждения я даже сегодня могу сказать, что не предвижу каких-либо разногласий между Россией, Великобританией и Соединенными Штатами, которые нельзя было бы урегулировать”. Сказанное Рузвельтом ни в чем не изменяет того факта, что этими, как он говорит, “деталями” предстояло заняться, так как именно от них в большой мере зависело осуществление “больших и широких целей”, которые провозглашались в германском вопросе.
Что же касается
“деталей” германской проблемы, то
на Тегеранской конференции
Как уже указывалось выше, расхождения во взглядах на различные аспекты германского вопроса помешали принятию конкретных постановлений о будущей судьбе этой страны.
Другим вопросом, в отношении которого Тегеранская конференция не пришла к окончательному мнению и который требовал дальнейших переговоров, был вопрос о создании новой международной организации. Московская конференция заложила соответствующий фундамент в виде решений, содержавшихся в декларации четырех государств о необходимости создания “в возможно короткий срок” новой международной организации. Поэтому понятно, что, когда через месяц после опубликования этого решения встретились главы правительств, они начали обсуждать вопросы, связанные с созданием такой организации. В декларацию трех государств, опубликованную после Тегеранской конференции, включены некоторые общие положения относительно будущих международных отношений, логически связанные с проблематикой новой международной организации. Так, в упомянутой декларации говорится:
“Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения.
Совместно с нашими дипломатическими советниками мы рассмотрели проблемы будущего. Мы будем стремиться к сотрудничеству и активному участию всех стран, больших и малых, народы которых сердцем и разумом посвятили себя, подобно нашим народам, задаче устранения тирании, рабства, угнетения и нетерпимости. Мы будем приветствовать их вступление в мировую семью демократических стран, когда они пожелают это сделать”.
Однако в тексте тегеранской декларации нет никаких указаний относительно структуры и способа функционирования будущей международной организации.
Тем не менее эти вопросы, как уже говорилось выше, обсуждались в Тегеране. В документах Гопкинса обнаружена составленная Рузвельтом во время Тегеранской конференции (30 ноября 1943 года) первая схема структуры новой международной организации. Это были три окружности. В первой было написано “40 UN”, что должно было означать орган, охватывающий всех членов новой организации, которых Рузвельт насчитывал около 40. Другая окружность была снабжена надписью: “Executive”, то есть “Исполнительный комитет”. Рузвельт предлагал, чтобы этот комитет был “в составе СССР, США, Соединенного Королевства и Китая, двух представителей от европейских стран, одного—от Южной Америки, одного—от Среднего Востока, одного—от Дальнего Востока и одного—от английских доминионов”. Что касается компетенции “Исполнительного комитета”, то Рузвельт предлагал передать ему все невоенные вопросы,—такие, как экономика, продовольствие, здравоохранение и т. д. В ходе дискуссии “Сталин спросил, будет ли этот комитет иметь право принимать решения, обязательные для всех наций. Рузвельт не дал четкого ответа на этот вопрос. Он не был уверен, что конгресс согласится, чтобы Соединенные Штаты были связаны решениями такого рода. Он сказал, что комитет будет делать рекомендации для разрешения споров...” Наконец, третья окружность в схеме Рузвельта имела надпись “Четыре полицейских”. Это должен был быть орган, располагающий военной силой л имеющий право немедленного вмешательства в случае какой-либо опасности или угрозы миру. Этими “Четырьмя полицейскими”, по предложению Рузвельта, должны были стать четыре государства, которые во время Московской конференции опубликовали декларацию по вопросу о всеобщей безопасности, то есть Китай, Соединенные Штаты Америки, Великобритания и СССР. Как видим, в новых проектах учитывается особая роль этих государств, причем с американской стороны, несмотря на некоторую уступку в направлении признания Франции великой державой, сделанную на Московской конференции продолжает проявляться тенденция к устранению Франции из числа великих держав. По поводу органа, названного “Четыре полицейских”, завязалась дискуссия. “Сталин заявил, что предложение о создании “Четырех полицейских” будет неблагоприятно воспринято малыми странами Европы”. На фоне этой дискуссии по поводу предлагаемого органа под названием “Четыре полицейских” также можно обнаружить существенные изменения в американской политике, о которых уже шла речь. Прежняя концепция 1941 года относительно создания американо-английской “международной полиции” превратилась в систему “Четырех полицейских”. Уже было указано на причины, способствовавшие тому, что концепция американо-английской полиции в результате событий 1941—1943 годов должна была быть расширена за счет Советского Союза, а также Китая. Что касается Китая, то следует привести весьма характерное мнение, относящееся к тому периоду, о котором идет речь. Его автором является адмирал Леги, военный советник Рузвельта, а позднее Трумэна, принимавший участие в конференции в Тегеране.
“Англичане, - писал Леги, - не имели такой глубокой заинтересованности в Китае, как мы. Создавалось впечатление, что они не учитывают того, что поражение Японии будет стоить гораздо больше кораблей, человеческих жизней, не говоря уже о долларах, если плохо вооруженные, плохо питающиеся армии не будут удержаны на поле боя... Американские руководители штабов были убеждены, что поддержка Китая имела принципиальное значение для нашей собственной безопасности и для успеха союзников”.
В связи с этим становится понятным, почему американские политики соглашались на включение Китая в группу “Четырех полицейских”. Ведь в происходившей войне с Японией была необходима помощь китайского народа, и поэтому американская сторона считала уместным осуществить некоторые мероприятия, направленные на повышение престижа Китая.
Реализация концепции “великих держав” в предложенной Рузвельтом форме не могла получить необходимой поддержки со стороны других государств. Роль великих держав, предусмотренная предложением, известным под названием “Четыре полицейских”, была несовместима с принятым принципом суверенности. По сути дела, предлагаемый орган должен был решать вопрос о санкциях, а участвующие в нем государства— осуществлять их при помощи своих войск. Располагая столь широкой компетенцией, он не предусматривал соучастия других государств, кроме государств Большой четверки. Государства, не относящиеся к Большой четверке, не имели никакого представительства в этом органе и, таким образом, не оказывали какого-либо влияния на существенные для мира и безопасности решения. На практике это означало верховенство Большой четверки, совершенно не считающееся с мнением других государств. Поэтому данный проект оказался неприемлемым. Хотя окончательного решения по вопросу структуры будущей международной организации принято не было, однако сам факт начала дискуссии и обмен мнениями способствовали прогрессу в решении этого вопроса.
Чтобы надлежащим образом оценить значение Тегеранской конференции для дела будущего мира, нельзя ограничиться только ее решениями или же материалами дискуссии. Необходимо обратить внимание на последствия, которые имела эта конференция для сотрудничества великих держав. В приказе верховного главнокомандующего Красной Армии, изданном вскоре после Тегеранской конференции (23 февраля 1944 года), нашла выражение позиция советского правительства. В нем говорилось:
“...в основе антигитлеровской коалиции лежат жизненно важные интересы союзников, поставивших задачу разгромить гитлеровскую Германию и ее сообщников в Европе. Именно эта общность коренных интересов ведет к укреплению боевого союза СССР, Англии и США в ходе войны”.