Военные конференции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:03, реферат

Описание

Тегеранская (28 ноября-1 декабря 1943 г.), Ялтинская (4-11 февраля 1945 г.) и Подсдамская (17 июля-2 августа 1945 г.) конференции - конференции глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во II Мировой войне: СССР (председатель СНК СССР И. Сталин), США (президент Ф. Д. Рузвельт; на Подсдамской – Г. Трумэн) и Великобритании (премьер-министр У. Черчилль; на Подсдамской его сменил К.Эттли), на которых решались основные вопросы военного взаимодействия, международных отношений, экономических связей и послевоенного устройства мира. Среди прочих, на конференциях рассматривался вопрос о будущем Германии. Учитывая, что она в течение 25 лет развязала две войны, стороны уделили особое внимание ее послевоенному устройству. Черчилль заявил, что Германию необходимо расчленить на несколько новых государственных образований, с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма.

Работа состоит из  1 файл

Военные конференции.docx

— 49.70 Кб (Скачать документ)

Несмотря на эту принципиальную договоренность, польская проблема оставалась предметом  дискуссий.

В ходе дальнейшего  обмена мнениями правительства США и Англии согласились с советской позицией. Были рассмотрены различные проекты «формулы о Польше», каждая из делегаций внесла свои поправки, и, в конечном счете, конференция достигла соглашения. В соответствующем разделе итогового документа говорилось, что «действующее ныне в Польше Временное Правительство должно быть... реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». В этом же документе указывалось, что «восточная граница Польши должна пройти вдоль линии Керзона с отступлениями от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши» и что «Польша должна получить существенные приращения территории на севере и на западе». Комиссии из представителей трех держав было поручено проконсультироваться в Москве «в первую очередь с членами теперешнего Временного Правительства и с другими польскими демократическими лидерами как из самой Польши, так и из-за границы, имея в виду реорганизацию теперешнего Правительства на указанных выше основах». После сформирования новое польское правительство, переименованное в Польское временное правительство национального единства, должно было провести свободные выборы. В документе указывалось, что Советский Союз, США и Англия установят дипломатические отношения с Польским временным правительством национального единства.

Решения Крымской конференции полностью отвечали интересам польского народа. Они  обеспечили возможность дружественных  советско-польских отношений, гарантировали  мир и безопасность в Европе.

Берлинская  конференция

Значение  потсдамских решений

Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и  Великобритании — состоялась 17 июля — 2 августа 1945 года. Иные политики на Западе делают попытки преуменьшить значение потсдамской встречи, характеризуя ее как простое подтверждение ялтинских договоренностей. Другие уверяют, будто Потсдам стал попросту ареной противоборства победителей. Все эти высказывания имеют целью дискредитировать Потсдамские решения, увести в сторону от существа вопросов, затушевать тот факт, что в Потсдаме вновь восторжествовал принцип взаимоприемлемой договоренности государств с различным социальным строем.

Важнейшее значение Потсдамских решений в том, что  они закрепили историческую победу, одержанную народами СССР и других стран антигитлеровской коалиции, наметили программу справедливого и прочного мира. Буржуазная пропаганда стремится доказать, что мирное сосуществование различных социальных систем невозможно. Сотрудничество военного времени было, дескать, исключением, порожденным наличием общей угрозы со стороны фашистской «оси». Сторонники этого тезиса утверждают, что не сотрудничество, а конфронтация присуща нашему «разделенному» миру.

Речь идет о  новой попытке тем или иным способом добиться ликвидации социалистического  строя на европейском Востоке. Отсюда и наскоки на Потсдамские решения, отразившие новое соотношение сил в Европе в пользу прогресса и социализма. Эти решения убедительно свидетельствуют о том, что представителям США и Англии пришлось тогда признать реальности, сложившиеся к концу войны, и пойти на достижение взаимоприемлемой договоренности с Советским Союзом. Об этом теперь кое-кто на Западе хотел бы забыть.

Смена вех в Вашингтоне.

Обстановка накануне Потсдамской конференции во многом отличалась от той, которая сложилась  перед предыдущей встречей руководителей трех союзных держав в Крыму. Главное состояло в том, что завершились военные действия в Европе. СССР и его союзники одержали победу в тяжелейшей из войн. В этой войне решалась судьба первого в мире социалистического государства, решалось будущее мировой цивилизации, прогресса и демократии. Чтобы победить, советскому народу пришлось вынести на своих плечах основную тяжесть боев, принести огромные жертвы. Теперь задача состояла в том, чтобы закрепить добытую столь дорогой ценой победу, надежно оградить Советское государство, все миролюбивые народы от новых посягательств реакционных сил, создать условия для обеспечения прочного мира.

Советский Союз придерживался принципиальной миролюбивой  политики на протяжении всей своей  истории, не исключая периода войны. Исходя из этой линии, СССР добивался совместных действий союзных держав. Соглашения, заключенные на конференциях стран — участниц антигитлеровской коалиции в Москве, Тегеране, Ялте, отражали интересы всех сторон. Они воплощали принцип равенства, хотя западные державы имели свои взгляды на конкретные проблемы ведения войны и послевоенного устройства. Достижение соглашений было нелегким делом. Оно требовало терпения, доброй воли, разумного компромисса, желания добиться общего согласия. Важное значение имело то, что во главе правительства США стоял такой реалистически мыслящий политик, как Ф. Рузвельт. Своей трезвой позицией он, не в пример Черчиллю, во многом способствовал принятию, в конечном счете, взаимоприемлемых решений.

На Потсдамской конференции Рузвельта уже не было. Американскую делегацию возглавлял новый президент — Г. Трумэн. Британский премьер У. Черчилль принимал участие только в первой части конференции. После его поражения на выборах Англию с 28 июля представлял К. Эттли — лидер победившей 1ейбористской партии. Появление этих и других новых политических фигур наложило отпечаток на ход конференции.

Важно подчеркнуть, что еще задолго до Потсдамской  встречи, по существу с момента прихода  в Белый дом Трумэна, в Вашингтоне

началась смена вех. Происходил отход от практиковавшегося Рузвельтом принципа равенства во взаимоотношениях с Советским Союзом. Рузвельтовские соратники заменялись сторонниками «жесткого» курса.

Свой «жесткий»  подход Трумэн продемонстрировал, когда  принимал в Белом доме наркома иностранных дел В. М. Молото-18, прибывшего в США в апреле 1945 года для участия в конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. Не обладая внешнеполитическим опытом, новый президент решил предварительно проиграть сценарий беседы перед своими ближайшими советниками, На совещание в Белый дом были приглашены государственный секретарь Э. Стеттиниус, военный министр Г. Стимсон, военно-морской министр Дж. Форрестол, генерал армии Дж. Маршалл, посол А. Гарриман и др. Трумэн заявил, что готов «дать бой русским» по польскому вопросу, даже рискуя тем, что СССР может отказаться от участия в ООН. Президент подчеркнул, что намерен при всех условиях продвигать американские планы в отношении новой международной организации. То было намерение исключить социалистическую державу из мирового сообщества. Отсутствие СССР позволило бы Вашингтону стать полновластным хозяином в ООН. Определенными силами дело велось к созданию Организации Объединенных Наций без Советского Союза, а, по существу — против него.

    Когда Молотов вечером того же дня вошел в кабинет президента, Трумэн, как он сам позднее выразился, сразу «взял быка за рога». Он высказал сожаление по поводу отсутствия прогресса в польском вопросе, обвинив в этом советскую сторону. Далее президент заявил, что американская политика должна пользоваться «доверием и поддержкой общественности США» и что конгресс решает вопрос о предоставлении денег для любой послевоенной экономической помощи. Он, Трумэн, не видит возможности провести такие меры через Капитолий без общественной поддержки и добавил, что Советскому правительству следует иметь это в виду.

Тут явно звучала  угроза применения экономических санкций  против СССР. На это советский представитель  ответил, что единственная приемлемая основа для сотрудничества заключается в том, чтобы правительства трех держав обращались друг с другом как с равными: нельзя допустить, чтобы одно или два из них пытались навязать свою волю третьему. Советское правительство не может рассматриваться нарушителем соглашения из-за изменения позиции других партнеров.

Вспоминая впоследствии эту сцену, Гарриман отметил; «Я сожалел, что Трумэн так жестко подошел к делу. Его поведение давало Молотову основание сообщить Сталину, что от политики Рузвельта отходят».

По сути дела, отход Трумэна от линии Рузвельта стал свершившимся фактом. К этому времени политическая мысль в Вашингтоне уже вращалась вокруг идеи столкновения с СССР. Исполняющий обязанности государственного секретаря США Дж. Грю составил 19 мая 1945 года меморандум, в котором уверял, что война с Советским Союзом неизбежна. На сцене оперного театра в Сан-Франциско, где происходила конференция ООН, произносились речи о послевоенном сотрудничестве, а Грю предлагал, чтобы, как только конференция закончится, «американская политика по отношению к Советской России немедленно ужесточилась по всем линиям. Гораздо лучше и надежнее,— утверждал он,— иметь столкновение прежде, чем Россия сможет провести восстановительные работы и развить свой огромный потенциал военной, экономической и территориальной мощи»'.

Ко времени  открытия Потсдамской конференции  произошел и ряд позитивных сдвигов: были претворены в жизнь многие решения, совместно принятые союзниками, что  подтверждало на практике возможность  плодотворного сотрудничества государств с различными общественными системами и в условиях мира. 5 июня 1945 года в Берлине состоялось первое заседание Контрольного совета. На следующий день была опубликована Декларация о поражении Германии и взятии верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, США, Великобритании и Франции. В декларации указывалось, что союзники примут такие меры, «включая полное разоружение и демилитаризацию Германии, какие они сочтут необходимыми для будущего мира и безопасности». Одновременно оккупирующие державы обнародовали краткое изложение соглашений о зонах оккупации и о контрольном механизме в Германии. Несмотря на интриги Черчилля, была достигнута договорённость о том, что правительства США и Англии выведут свои войска из занятой ими части советской оккупационной зоны. Поскольку Берлин становился местом пребывания Контрольного совета и других органов союзного контроля в Германии, воинские части западных держав допускались в определенные для них секторы Большого Берлина. Однако Берлин оставался при этом частью советской зоны оккупации Германии.

Вскоре  был согласован вопрос о размещении войск  по зонам в Австрии и вводе английских, американских и французских войск в Вену. Удалось ускорить решение вопроса о создании Временного польского правительства национального единства. Оно было сформировано 28 июня 1945 года. Его ядром осталось ранее признанное Советским Союзом Временное правительство Польской Республики. 29 июня новое правительство Польши было признано Францией, а 5 июля — Соединенными Штатами и Англией.

26 июня успешно завершила работу конференция в Сан-Франциско. Единогласное принятие Устава ООН показало, что мировое содружество поддерживает принцип единства великих держав и одобряет главную цель организации - избавить грядущие поколении от бедствий мировой войны.

Все это объективно создавало благоприятную обстановку для решения вопросов, стоявших на повестке дня Берлинской конференции. Прежде всего, речь шла о комплексе проблем, связанных с безоговорочно капитулировавшей Германией. В соответствии с Ялтинским соглашением предстояло выработать политические и экономические принципы координированной политики союзников. Далее следовало принять согласованное решение о подготовке мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Участникам конференции нужно было также решить вопросы, вытекавшие ил создании Временного польского правительства в Лондоне, а также определить западную границу Польши. Наконец, трем союзным державам предстояло согласовать действия против милитаристской Японии.

У Советского правительства имелись сведения, что в ряде случаев в западных зонах оккупации, а также в других местах, в частности в Норвегии, сохраняются крупные германские воинские соединения. Английские и американские власти их не разоружают вопреки имевшимся на этот счет решениям союзников. Советская сторона считала важным выяснить причины этого. Были и другие вопросы, подлежавшие обсуждению на конференции.

Решения конференции

При обсуждении вопроса о переустройстве Германии участники конференции опирались на рекомендации, выработанные Европейской консультативной комиссией, созданной по решению Московской конференции министров иностранных дел в 1943 году, а также на документы Тегеранской и Ялтинской конференций. Однако дело не обошлось без трудностей. В правящей верхушке западных держав к тому времени созрела идея использования людского и экономического потенциала Германии в антисоветских планах. Постановления о полной демилитаризации и демократизации Германии больше не устраивали вашингтонских и лондонских политиков. Советской делегации пришлось вести решительную борьбу за соблюдение достигнутых ранее договоренностей. Это была борьба во имя безопасности Европы и в то же время за мирное будущее Германии, за подлинные национальные интересы немецкого народа.

В утвержденном на Потсдамской конференции соглашении о политических и экономических  принципах для руководства при  обращении с Германией в начальный  контрольный период были поставлены следующие цели: полное разоружение и демилитаризация Германии, и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней; уничтожение национал-социалистской партии и предотвращение нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды; отмена всех нацистских законов; наказание военных преступников; поощрение деятельности антифашистских партий и подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к возможному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.

Информация о работе Военные конференции