Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:18, шпаргалка
Слово «история» греческого происхождения-«сведения о прошлом».Т.о. История-наука о прошлом. Историю человечества принято делить на мировую(всеобщую) и историю отдельных стран и народов. В курсе «История Белоруси в контексте мировой цивилизации» изучается прошлое и современность бел. народа.В истории Белоруси выявлено много «белых пятен»-БНР, ВКЛ, создание БССР и т.д.Наша задача- дать объективный анализ историческим фактам. История Белоруси насчитывает ни одно тысячалетие, она представляет собой важную составную часть слав., европ. и мир.цивилизаций. Бел народ в общ-культ. развитии сыграл значительную роль в мире.У него всегда существовала своя промышленность, гос-венность, культура и т.д.Прошлое бел народа-его неотъемлимое богатство, обязательный фактор нац отличительности, способствующий росту нац самосознания.
вание человека, жизнь последующих поколений. Боги требовали от человека поклонения, которое осуществлялось в виде жертвоприношения идолам. Существовало много обрядов, связанных с землей, началом и окончанием земледельческих работ. Земля занимала особое место в жизни человека. Во многих языках слово «родина» в дословном переводе - это земля рождения. В традиционных обществах высоко ценилась семья. Объединение родственников по мужской линии вело общее хозяйство, несло ответственность перед обществом за своих членов. Семья в древности была замкнута, отгорожена от внешнего мира, ориентировалась на поддержание и воспроизводство социального, нравственного опыта старших поколений. Уважение к главе семейства было основой в семейной иерархии. Дети должны были служить родителям, выполнять их волю. Эти семейные отношения, сложившиеся тысячи лет назад, проявляются и сегодня в праздновании Дедов, Радуницы. Кроме множества богов в жизни древних людей присутствовало верование в духов (в основном зловредных), животных, обладающих способностью наносить вред человеку. Деревья, реки выступали также как носители определенных сил. Таким образом, древний человек никогда не был предоставлен сам себе. Он был окружен кем-то, кто постоянно контролировал его, формируя определенные ритуалы и культуру поведения.
6.Введение христианства на беларуских землях
Распространение христианства в западнорусских землях Древней Руси началось задолго до ее Крещения в 998 году. Истоки этого явления – в апостольском благовестии святого Андрея Первозванного. В земли Белой Руси – Полоцкое княжество – вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Но решающим фактором ее утверждения стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. Вслед за Киевом христианство приняла высшая знать Полоцка – приближенные князя Изяслава (сына святого Владимира), поставленного после Крещения Руси на княжение в Полоцке в 992 г. [29] с основанием епископских кафедр в Полоцке (992 г.), Турове (1005 г.) [30].
Именно
эта дата стала началом бытия
Полоцкой епархии и Православной
Церкви в Беларуси. С принятием
христианства начался основополагающий
этап Белорусского государственного строительства.
7Киевская Русь. Полоцкое княжество
В конце IX в.завершилось формирование крупного государственного объединения в Восточной Европе - Киевской Руси. В 882 г. Новгородский князь Олег (882-912) подчинил себе Киев, сделав его столицей, занял Смоленск и Любеч, подчинил земли древлян, северян, радимичей. Олег, а затем князь Игорь (912-945) совершили ряд походов на Константинополь, укрепили положение на Доне, Дунае, завоевали выход к морю. Киевская Русь была раннефеодальным государством. Она представляла собой объединение княжеств, подчиненных великому князю киевскому. Единство этого государственного образования держалось на силе оружия. В течение IX-XI вв. происходил процесс расширения территории Киевской Руси. Новгородский, а затем Киевский князь Владимир (980—1015) ликвидировал удельные княжества, назначив правителями в регионах своих сыновей.
ВIX-X вв на восточнославянских землях формируются племенные объединения с центрами в Полоцке, Турове, Витебске, Слуцке, Но-вогрудке, Друцке и других городах. Наиболее выгодное географическое положение было у Полоцка, первое летописное упоминание о котором относится к 862 г.
Полоцкая
земля находилась на пути «из варяг в греки».
Шло соперничество Киева, Новгорода, Полоцка
за объединение восточнославянских земель.Оно
привело к подчинению Полоцка власти киевского
князя. Кривичи платили дань Киеву, участвовали
в походах киевских князей на Византию
(911, 944). Однако в 40-70-е годы X в. Полоцк вышел
из-под власти Киева. В последней четверти
X в. здесь правил Рогволод, который пришел
с «заморья, имяше волость свою в Полотьске».
По преданию, он отправил дружину по главе
с Туром по Днепру, Припяти и основал г.
Туров.
№9. Формирование ВКЛ
Великие
князья Витень (1293-1316), затем Гедимин (1316-1341)
продолжили политику объединения земель.
Витень присоединил Брестскую землю, ввел
княжеский герб, печать «Погоню». При Гедимине
были присоединены Витебская, Минская,
Туровская земли, Волынь. Собирание земель
Великого княжества Литовского шло поразному:
путем военного захвата, через заключение
династических браков, путем переговоров.
О многообразии объединительного процесса
свидетельствовал политический статус
присоединенных территорий. Некоторые
из них, как, например, Витебская и Полоцкая,
сохранили широкую автономию, местные
законы, суд, органы управления, исключительное
право местных бояр занимать должности
в управлении.Постоянные нападения галицко-волынских
князей, татар, крестоносцев привели к
тому, что Гедимин принял решение о переносе
столицы в Вильно. Для защиты страны от
внешней агрессии он построил крепости
в Троках, Медниках, Вильно, Лиде, Креве.
Великий князь вел активную внешнюю политику,
использовал все возможные средства длярасширения
своего влияния на востоке, а также борьбы
с крестоносцами. С разрешения Константинопольского
патриарха он создал для ВКЛ самостоятельную
митрополию с центром в Новогрудке, в которую
вошли Полоцкая и Туровские епархии.
13Письменность на Беларуси 9-13ст.
Потребность в знаниях и письменности на беларуских землях возникла в связи с образованием сильного Полоцкого княжества, укреплением княжеской власти, развитием хозяйства. Начиная с 11 века в Полоцкой земле стала распространяться кирилличная азбука (содержание 43 буквы), составленная в 863г. Братьями Кирилом и Мефодием. Об этом свидетельствовали, например, надпись на так называемых «Борисовых камнях», найденных в русле Западной Двины, а также надпись на «Рогволодовом камне» возле Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для расчесывания волос с последовательно расположенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты – березовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты были найдены в Витебске и Мстиславле. Их содержание говорит о том, что грамотой в то время владели и простые горожане.
В
первой половине 11в. Началось летописание
– запись событий по годам (летам)
в хронологической
14Формирование белорусского этноса
В XIII-XVI вв. на этнической территории Беларуси сформировался самостоятельный белорусский язык как разновидность индоевропейкой языковой семьи. На этом языке были подписаны договоры Полоцка, Витебска, Смоленска в XIII-XIV вв. Особенностями белорусского языка в фонетике стали: «дзеканне» (дзещ), «цеканне»
(мащ - мать), «аканне» (карова), «яканне» (зямля земля), твердое «р» (рыцар - рыцарь), фрикативное «г», в синтаксисе - использование союзов «каб», «калЬ>, частиц «щ, чы». Развитию древнебелорусского языка способствовало то, что он являлся в ВКЛ государственным в XIV-XVII вв. Статут 1588 г. законодатель
но закрепил эту роль. Но уже во второй половине XVI в. началось активное наступление польского языка. Подписание Люблинской унии, которая закрепила лидирующую роль Польши, создало условия для сужения сферы применения и постепенного вытеснения белорусского языка. В 1696 г. решением сейма Речи Посполитой государственным язы
ком на территории ВКЛ был объявлен польский. В процессе формирования белорусского
этноса в материальной
и духовной культуре появились общие и
присущие только этой культуре черты,
традиции в организации жилья, одежде,
питании, поведении. Духовное единство
проявилось в этническом самоопределении
народа, его гордости за свою страну.
15.возраждение белоруси.Ф Скорина.
В XVI в. на территории Великого княжества Литовского также происходит процесс становления культуры Возрождения. Культура Возрождения набелорусских землях утвердилась несколько позже, чем в большинстве европейских государств. В отличие от Центральной и Западной Европы ее развитие происходило не в условиях разрушения, а укрепления феодальных отношений, под влиянием двух мощных культурных традиций: греко-византийской и западной. Развитие ренессансной культуры в Беларуси оказалось незавершенным. Однако она внесла свой вклад в формирование европейской цивилизации, явила образцы высокого духовного творчества. В Беларуси появилось национальное книгопечатание, создаются библиотеки и театр, развивается образование, литература, изобразительное искусство. Наиболее яркой фигурой эпохи Возрождения является Франциск Скорина (около 1490-1551) - ученый, писатель, публицист, переводчик, гуманист-просветитель, основатель книгопечатания на восточнославянских землях. Получив европейское образование, Ф. Скорина 6 августа 1517 г. в типографии в Праге на церковнославянском языке напечатал книгу «Псалтырь». Надо сказать, что изобретенное Гуттенбергом в 1440-х годах книгопечатание к концу XV в. получило широкое распространение. В Европе было создано около 200 типографий. Чехия одной из первых освоила это изобретение. В течение 1517-1519 гг. Скорина перевел и издал с комментариями и< иллюстрациями 23 книги «Библии». В начале 1520 г. он переехал й Вильно и основал первую в ВКЛ типографию, в которой издал «Малую подорожную книжку» (1522), «Апостол» (1525). В предисловиях книг Ф. Скорина обращался к читателям со словами, проникнутыми заботой о человеке, о разумном устройстве государства и духовном развитии общества, развитии национальной культуры. Книги Скорины пользовались большой популярностью в ВКЛ, Польше, России, других европейских странах.
Весомый
вклад в развитие европейской культуры
внесли белорусские поэты, писатели. Одним
из значительных славянских поэтов был
Николай Гусовский (около 1480 - около 1533).
В 1523 г. в Кракове была издана его поэма
«Песня о зубре», написанная по заказу
папы Римского Льва X. Автор красочно описывает
охоту на зубра, но не менее ярко и с любовью
он характеризует обычаи, традиции белорусского
народа, воспевает государственную деятельность
великого князя ВКЛ Витовта.
16. Брестская церковная уния.
Наступление католицизма в Речи Посполитой повлияло на заключение в 1596г. Брестской церковной унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую грекокатолическую униатскую церковь. Идея унии православной и католической церквей возникла уже вскоре после разделения христианской церкви до сегодняшнего дня. Однако она не получила поддержки со стороны православного населения ВКЛ. После заключения Люблинской унии и создания Речи Посполитой верховная власть активизировала свои действия по заключению церковной унии. В этом процессе участвовали руководители католической и православной церквей в Речи Посполитой. Первые хотели через унию еще больше укрепить свои позиции в ВКЛ, особенно на территории с православным населением. Вторые надеялись вернуть утраченные позиции, а затем на равных с католической церковью влиять на политическую жизнь государства, например, участвовать в работе сейма.
В 1595г. римский папа в Ватикане торжественно объявил унию православной и католической церквей. По ее условия православные верующие признавали управление униатской церковью со стороны папы римского, однако сохраняли свои прежние церковные обряды. Идея унии была поддержана со стороны православной церкви. Одним из ее инициаторов и организаторов стал Ипатий Потей.
Подготовка унии продолжалось с 1590 по 1596г. За это время было разработано восемь вариантов текста унии. После утверждения унии на церковном собрании 1596г. в Бресте верховная власть Речи Посполитой стала на путь насильственного навязывания униатства. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо белорусского. Это вызвало сопротивление православного населения. Во время одного выступления в Витебске в 1623г. был убит униатский архиепископ И. Кунцевич, который жестокими методами вводил новую веру. В результате получилось, что уния не объединила, а разъединила население ВКЛ. После этого руководство Речи Посполитой приостановило гонения на православных, признало православную церковь и разрешило ее деятельность.