Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:18, шпаргалка
Слово «история» греческого происхождения-«сведения о прошлом».Т.о. История-наука о прошлом. Историю человечества принято делить на мировую(всеобщую) и историю отдельных стран и народов. В курсе «История Белоруси в контексте мировой цивилизации» изучается прошлое и современность бел. народа.В истории Белоруси выявлено много «белых пятен»-БНР, ВКЛ, создание БССР и т.д.Наша задача- дать объективный анализ историческим фактам. История Белоруси насчитывает ни одно тысячалетие, она представляет собой важную составную часть слав., европ. и мир.цивилизаций. Бел народ в общ-культ. развитии сыграл значительную роль в мире.У него всегда существовала своя промышленность, гос-венность, культура и т.д.Прошлое бел народа-его неотъемлимое богатство, обязательный фактор нац отличительности, способствующий росту нац самосознания.
В
последующем православная церковь
все же не смогла сохранить свои
позиции в ВКЛ, особенно в Беларуси.
Руководство униатской церкви сделало
многое для того, чтобы привлечь
в униатство православное население.
Например, по обрядности униатская
церковь стала мало отличаться от
православной. Это содействовало
быстрому расширению униатства на белорусских
землях. В конце 18в. Около ¾ населения
Беларуси были униатами. Положение
в униатстве явилось то, что
оно спобствовало сохранению белорусского
этноса (народа). Униатская церковь воспрепятствовала
его окатоличеванию, сохранила белорусский
язык при проведении обрядов и народные
традиции.
17.Реферма на Беларуси. В. Тяпинский С. Будный
Реформация в Беларуси получила распространение в середине XVI в. и была связана с именами крупных магнатов Радзивиллов, Carter, Воловичей и других. Реформационное движение они использовали для ослабления польского влияния на территории ВКЛ. Канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный, например, в своих владениях закрыл 187 костелов и открыл 134 кальвинистские церкви, основал в 1553 г. первую протестантскую общину в Вильно, затем - в Клецке, Несвиже, Орше и Других городах. К 60-м годам в кальвинизм перешло большинство белорусских магнатов, значительная часть шляхты.
К этому времени в кальвинизме появляется радикальная оппозиция, которая представляла интересы горожан и крестьян. Сторонники этого течения называли себя антитринитариями или арианами. Они требовали социальных изменений в обществе, отмены крепостного права и частной собственности, равноправия сословий, формирования правового государства без войн и насилия. Видными представителями этого течения были С. Будный, В. Тяпинский, П. Ганезий, М. Чеховиц, Павел с Визны, Л. Кришковский и др. В 1562 г. С. Будный вместе с М. Ковечинским и Л. Кришковским основал в Несвиже типографию, в которой на белорусском языке издавались книги, пропагандирующие реформационные идеи.
В 1580 г. В. Тяпинский в своем имении Тяпино (Чашницкий район) издал на белорусском языке «Евангелие», предварив его предисловием.
Известным
просветителем, гуманистом XVI в. является
С. Будный (около 1530-1593). Он стал талантливым
проповедником протестантского учения.
В 1562 г. в Несвижской типографии Будный
издал на белорусском языке «Катехизис»,
«Об оправдании грешного человека перед
Богом». Он издавал также литературу на
латинском и польском языках: «Библия»
(1572), «Новый Завет» (1574), «Об основах христианской
веры» (1576). В своих литературно-публицистических
произведениях С. Будный призывал к просвещению
народа, развитию белорусской культуры,
критиковал средневековую схоластику,
религиозный фанатизм.
18.Лублинсая уния. Образование «Речи Посполитой»
Новое государство с названием «Речь Посполитоя» образовалась 1569г..
В 1569г. состоялся Любленский сейм, который продолжался 6 месяцев. На сейме польской шляхте удалось добиться от ВКЛ значительных территориальных уступок. Ряд богатейших и огромных земель ВКЛ был включен в состав Польши.
Подписание соглашения об объединении двух государств в Речь Поспалитую состоялось 1 июля 1569г. Высшим органом власти становится общий сейм, который мог собираться только на территории Польши (отдельных сеймов как для Польши, так и для ВКЛ не предусматривалось). Глава государства избирался феодалами ВКЛ и Польши сообща.Первым таким руководством Речи Посполитой стал Стефан Баторий (1576-1586 гг.). В годы Ливонской войны под ее началом был отвоеван Полоцк. Резиденцией (место постоянного пребывания) Батория стал Гродно, где для него был перестроен замок и где он занимался своим любимым делом – охотой. Отдельными для ВКЛ и Польши остовались:
-
административный аппарат (
- законодательство (в ВКЛ оно было представлено Статутом 1588г.);
-
судебная организация (высшим
судебным органом в ВКЛ с
1581г. является Главный
- войско (его основой в ВКЛ в 16в. Было «посполитое рушение» - всеобщее ополчение, состоявшее из шляхты и солдат-военнообязанных мужчин, которых выставлял со своих земельных владений каждый шляхтич);
-
сохранилось официальные
-
печать с символом государства
(в ВКЛ – изображение «Погони»,
в Польше – изображение «Орла»)
-
язык официального
19.лад Речи Посполитой. Положение Белорусских земель в ее составе.
Итогами Люблинской унии оставались недовольна большая часть магнатов ВКЛ, которой теперь нужно было делить политическую власть с феодалами Польши. Особенно недовольны магнаты ВКЛ были тем, что польская шляхта получило право на земельные владения в пределах Княжества. Шляхта ВКЛ практически потеряла подобное право в тех районах, которые по условия унии отошли к Польше. Антипольские настроения в ВКЛ нарастали и вскоре приобрели практический характер. В 1588г. под руководством канцлера ВКЛ Льва Сапеги был подготовлен и издан Статус ВКЛ. В нем было записано, что занимать государственные посты и получать земли в Княжестве могут только граждане ВКЛ.
Люблинская
уния положила начало так называемой полонизации
– ополячиванию прежде всего шляхты ВКЛ
через присоединение ее к «польским шляхетским
вольностям». Так, в 1696г. шляхта ВКЛ, подобно
польской шляхте, были даны права полного
кантроля за деятельностью высших должностных
лиц Княжества, а также короля. В условиях
наступления католической церкви на земли
ВКЛ многие магнаты переходили в католическую
веру. Это открывало путь к занятию ими
высших государственных постов. За магнатами
потянулась остальная шляхта ВКЛ. Через
католицизм она стала приобщаться к польской
культуре и языку. В 1696г. все официальное
делопроизводство в Речи Посполитой было
переведено на польский язык, который
приобрел статус государственного. Со
временем в ВКЛ сложилось новая общность
– «народ шляхетский » - объединение шляхты
не только со своими особыми правами (привилегиями),
но и единой верой (католицизм) и единым
языком (польским).
21. Экономическое развитие Беларуси в 16-18 вв.
Введение волоки озночало дальнейшее закрепощение крестьян. Юридически закрепощение крестьян в 16 в. Было оформлено Статутами ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг.
Многие земельные владения государства, церкви, магнатов здавались в аренду. Арендаторы стремились заполучить как можно больше денег от крестьян. Поэтому зачастую крестьяне боролись не со своими хозяевами, а с арендаторами. Примером тому – восстание в Кричевском старостве под руководством Василия Ващилы в 1740 – 1744 гг. Востание было жестоко подавлено войском князя Радзивилла, которому принадлежало Кричевское староство.
Рост обмена продуктами между городом и деревней, расширение товарно-денежных отношений привели в 16 в. к количественному росту городов и городского населения ВКЛ – урбанизации. В большинстве тогдашних городов проживало от 1,5 до 3 тыс. жителей. Значительными центрами с население более 10 тыс. человек были Брест, Могилев, Пинск, Витебск. Практически все города в 16 в. пер. половине 17 в. получили Могдебургское право (право на самоуправление). Обособленные части города, которые находились под властью магната или церковного заведения, назывались юридическими. На них не распространялась власть органа городского самоуправления – магистрата. Руководящие должности в магистрате занимали богатые горожане. Они перекладывали основные налоги на простых горожан. Магдебургским правом также пользовались некоторые местечки – населенные пункты переходного от деревни к городу типа. Их количество постоянно росло.
В
16 в. в белорусских городах, от 25 до 50 % населения
занимались ремеслом, возникали цеха.
Это были организации мастеров по разным
специальностям. Ремесленник, который
не входил в такую организацию, не мог
продавать свою продукцию на местном рынке.
Чтобы добиться высокого звания мастера,
нужно было сначала побыть его учеником,
потом подмастерьем. Необходимо было также
сдать экзамен на звание мастера – создать
шедевр (оригинальную вещь которую называли
«штука»).
22. Разделы речи Посполитой. Присоединение земель Беларуси к Российской империи
Причины раздела Речи Посполитой заключались прежде всего во внутриполитическом положении самого государства. Оно характеризовалось как политический кризис, или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления шляхетскими вольностями. На заседания сейма еще со второй половины 16 в. действовало право «либерум вето» (от лат.«не позволяю»). Согласно ему, когда хотя б депутат сейма выступал против, то решение не принималось, а заседание сейма прекращалось. Единогласие – главное условие принятия постановления сейма. В результате этого абсолютное большинство сеймов было сорвано. Таким образом, безвластию в Речи Посполитой содействовало то, значительная часть шляхты считало право «либерум вето» свидетельством сваей шляхетской вольности, используя это право для непринятия на сейм нежелательных постановлений. Государственное управление характеризовалось всевластием магнатов и шляхты и слабостью королевской власти(правление Понятовского).
В 1772 г. Санкт-Петербурге был подписан документ о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и Австрией. К России отошла восточная часть Беларуси. Попыткой спасти государство от гибели стало объявление сеймом 3 мая 1791 г. Конституции Речи Посполитой – второй в мире после Конституции США 1787 г. и первой в Европе. Конституция ликвидировала раздел Речи Посполитой из кризиса. Однако время на реформирование государства было упущено.
В 1793 г. Россия и Пруссия под предлогом помощи представителям шляхетского сословия – некатоликам – осуществили интервенцию (вооруженное вмешательство) Речи Посполитой. Это озночало ее второй раздел. К России отошла центральная часть белорусских земель.
В
1795 г. было подписано соглашение о
третьем, окончательном, разделе Речи
Посполитой между Россией, Австрией и
Пруссией. К России отошли западные белорусские
земли. Речь Посполитая как государство
прекратила свое существование.
23, Развитие литературы и науки в Беларуси в 16-18 вв.
Книгоиздательская деятельность связана с последователем Ф. Скорины Сымоном Будным. В 1562 г, в Несвиже он издал первую белорусскую книгу на территории Беларуси «Катехизис», что значит «Наука древняя христианская от святого письма для простых людей языка русского, в вопросах и ответах собранная», а так же книгу «Опровдание грешного человека перед Богом».
В 1564 г. в Москве русские первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец издали «Апостол». Однако из-за преследований духовенства они вынуждены были переехать в ВКЛ, где 1569 г. в Заблудове издали «Евангелие учительное». Предположительно в 1570 г. Тяпинский издал на собственные средства в своем родовом имении Тяпин «Евангелие» на церковном и белорусском языках. В 1588 г. в Виленской типографии, основанной П. Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут ВКЛ 1588г. на белорусском языке. В 1619 г. в местечке Евье была издана «Грамматика» Смотрицкого. Она на протяжении 17-18 вв. служила учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. В 1631 г. в типографии Кутейно известный белорусский просветитель Спиридон Соболь напечатал «Букварь».
Основателем литературы о путешествиях считают одного из представителей магнатского рода Радзивиллов, сына Николая Радзивилла Черного Николая Криштофа по прозвищу «Сиротка». В 1601 г. в Пруссии был издан дневник путешествий Сиротки, написанный во время путешествия в Египет, на Ближний Восток в Святые места (Палестина, Иерусалим). «Хождения» Сиротки – первое в Беларуси научно-популярное географическое издание, единственный до 19в. справочник по Ближнему Востоку для жителей Речи Посполитой.
Система
образования на территории Беларуси
была представлена начальными школами
при православных братских и протестантских
сборах; школах при католических орденах
францисканцев, бернардинцев, Августином;
иезуитскими коллегиумами, а также старешим
учебным заведением на территории Беларуси
и Литвы – Виленской иезуитской академией,
имевшей университетский статус. Ее первым
ректором стал инициатор церковной унии,
сторонник контрреформации, автор известной
1557г. книги «О единстве церкви Божьей»
иезуит Петр Скарга. Иезуитская академия
в Вильно была создана в 1579г. по привилею
(грамоте) великого князя литовского и
короля польского Стефана Батория на базе
иезуитского коллегиума, начавшего свою
деятельность в 1570г. Иезуитская система
образования в ВКЛ, с одной стороны, преследовала
приобщение молодежи к католичеству, а
с другой, обеспечивала высокий уровень
знаний по природоведческим гуманитарным
наукам. В 1617г. в Слуцке при кальвинистском
храме мнатом Янушем Радзивиллом была
открыта кальвинистская школа, которую
считали прообразом первой белорусской
гимназии.
25. общественно-политическое положение белорусских земель. Восстания 1794 и 1830-1831 гг.
Общественно- политическое положение белорусских земель было обусловлено проведением в жизнь лозунга российской императрицы Екатерины 2 «Отторженная возвратих». Это означало, что ранее отторженные Польшей восточнославянские земли с их населением возвращаются в состав России и под опеку русской православной церкви. На присоединенных территориях вводилось новое административное деление: вместо воеводств и поветов создавались генерал-губернаторства. Все население, за исключение крестьянства, приводилось к присяге на верность российской императрице. Абсолютное большинство магнатов и шляхты приняли присягу. Тем самым они сохранили свои усадьбы (земельные владения) и получили права, равные с русским дворянством. Российское правительство осуществило так называемый «разбор шляхты» - проверку документов о дворянском происхождении, в результате которого значительная часть шляхты была исключена из дворянского сословия. Магнаты и шляхта потеряли прежние права (избирать короля, иметь свои войска, крепости).