Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:18, шпаргалка
Слово «история» греческого происхождения-«сведения о прошлом».Т.о. История-наука о прошлом. Историю человечества принято делить на мировую(всеобщую) и историю отдельных стран и народов. В курсе «История Белоруси в контексте мировой цивилизации» изучается прошлое и современность бел. народа.В истории Белоруси выявлено много «белых пятен»-БНР, ВКЛ, создание БССР и т.д.Наша задача- дать объективный анализ историческим фактам. История Белоруси насчитывает ни одно тысячалетие, она представляет собой важную составную часть слав., европ. и мир.цивилизаций. Бел народ в общ-культ. развитии сыграл значительную роль в мире.У него всегда существовала своя промышленность, гос-венность, культура и т.д.Прошлое бел народа-его неотъемлимое богатство, обязательный фактор нац отличительности, способствующий росту нац самосознания.
Для создания на присоединенной территории надежной опоры Екаерина 2 и ее преемник Павел 1 начали широкую раздачу земель вместе с крепостными крестьянами своим генералам и крупным чиновникам.
Попыткой сохранить суверенитет Речи Посполитой стало восстание 1794г. во главе с уроженцем Беларуси Тадеушем Костюшко. В нем активое участие приняли патриотически настроенная шляхта, мещанство (городские жители), крестьянство, священники. Михаил Клеофас Огинский написал «Марш восставших 1794г.», а позже – знаменитый полонез «Прощание с родиной».
В 1830-1831 гг. вспыхнуло шляхетское восстание, которое охватило Польшу, Литву и Беларусь. Оно проходило под лозунгом восстановление Речи Посполитой. Одной из активных участников восстания была 25-летняя уроженка Витебщины поэтесса Эмилия Пляттер. Переодевшись юношей, она возглавила отряд повстанцев. Погибла в одной из боев. Ее подвиг стал темой стихотворения Адама Мицкевича. Некоторые исследователи сравнивают Э. Пляттер с героиней французского народа Жанной д`Арк. Восстание было подавлено российскими войсками.
26. Беларусь в войне 1812г.
В июле 1812 г. 600тыс. армия французкого императора Наполеона Бонапарта вступила в пределы Российской империи. Боевые действия начались на территории, еоторая вошла в состав России после разделов Речи Посполитой.
Положение Беларуси во время войны характеризовалось тем, что здесь с приходам Наполеона столкнулись интересы различных групп населения. Польская и ополяченная шляхта надеялись на воссоздание Наполеоном Речи Посполиой, в том числе Великого Княжества Литовского.
Сторонники идеи воссоздания ВКЛ с началом войны поддержали французскую армию. Они приветствовали приход Наполеона и пошли на службу в его армию. Так княз Доминик Радзивилл сформировал на собственные деньги полк улан. Приказом Наполеона было создано Временное правительство ВКЛ, которому было вменено, прежде всего, обеспечение французской армии необходимыми продуктами. Общественным стало заявление Наполеона делегации местной шляхты в Вильно: от вас требуется только одно – хлеба, хлеба и хлеба.
В вочйсках российской армии служили рекруты из белорусских губерний, которые были набраны на 200летний срок службы. Менее значительная часть жителей Беларуси была призвана на службу в армию Наполеона. Из нах было сформировано 6 дивизий французской армии.
Крестьянство
Беларуси с приходом французских
войск связывало надежду на освобождение
из-под крепостной зависимости. В
соседней Польше личная зависимость
крестьян от помещиков была ликвидирована
Наполеоном. Однако Наполеон не пошел
на освобождение белорусских крестьян.
В итоге это, а также бесконечные
реквизиции и мародерство вызвали
массовое сопротивление крестьянства,
а также городских жителей. В
Беларуси развернулось партизанское движение
против французских войск.
27.Образованиие, наука и литература в Беларуси в 18-19вв.
Основными
языками обучения во всех типах школ
первоначально был польский. До 1830-1831-х
гг. учебные заведения Беларуси были
центрами, в которых сохранились
позиции польской культуры. Такое
положение было связанно с общим
направление политики самодержавия,
ориентированной на поиск союзников
среди местной ополяченной
После подавления восстания 1830-1831 гг. Витебский университет в 1832 г. был закрыт. Каждый третий его студент принимал участие в восстании. В 1836 г. преподавание во всех типах учебных заведений было переведено на русский язык, а сам он вводился в качестве обязательного предмета. Польский язык был исключен из учебных программ.
В конце 19 в. грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Преимущественное большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось не грамотным.
В технических науках ученым европейского уровня стал профессор Якуб Наркевич-Йодка. Он предложил и обосновал метод электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит в основе электротерапии. Изобретенный им прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам стал, по существу, первым радиоприемником при передаче электрических сигналов на расстояние.
На протяжении 19 в. происходил процесс становления белорусского литературного языка на основе живого многодиалектного народного наречия. Первыми белорусскими поэтами стали выходцы из среды ополяченной белорусской шляхты. Писать по-белорусски они начали привычной для них латинкой, употреблявшееся в польском языке. Поэма «Тарас на Парнасе» - выдающийся образец литературной обработки средневекового языка. Поэма впервые была опубликована в 1889г. в газете «Минский листок».
Белорусский фольклор плодотворно использовал в своем творчестве польский поэт белорусского происхождения Адам Мицкевич. Осужденный по делу общества филоматов в 1824г., он был вынужден навсегда покинуть свою родину и жить в ссылке в России, а потом в эмиграции. Тоску по родине поэт выразил на страницах романической поэмы «Дзяды», в своих балладах и романах.
Первым
классиком новой белорусской
литературы стал Винцевич Дунин-Манциркевич.
В двуязычной комедии-опере «Сялянка»
(«Идылия»), напечатанной в Вильно в 1846г.,
он воплотил реальности тогдашней жизни,
когда мужики говорили по белоруски, а
паны – по-польски. В этом произведении
впервые зазвучал живой белорусский говор.
28.
Разложение феодально-
Причины отмены крепостного права заключались в том, что существование феодально-крепостнических отношений обусловило социально-экономическую и военно-техническую отсталость страны, желание правительства предупредить крестьянский бунт путем реформы.
Условия освобождения помещичьих крестьян от крепостной зависимости бвли определены в манифесте, общем и местном «Положения» их дополнительных «Правилих», подписанным Александром 2 19 февраля 1861г. Крестьяне получили личную свободу и определенные гражданские права, которые коренным образом изменили их положение. Среди этих прав были следующие: самостоятельно распоряжаться собой и своим имуществом, основывать промышленные и торговые предприятия, непосредственно обращаться в государственное учреждение и суд, поступать на службы или в учебное заведение, записываться в сословия мещан ил купцов.
Буржуазные
реформы 60-70-х гг. 19в. имели непосредственный
и противоречивый характер. Открывая
путь для развития капитализма и
становления буржуазного
29,32.Развитие капитализма в промышленности и сельском хозяйстве Беларуси в конце 19-начало 20в.
Развитие промышленности Беларуси в начале 20 в. стало продолжением начатой с отменой крепостного права 1861г. модернизации – постепенного перехода от феодального к капиталистическому способу производства. Процесс индустриализации был связан с промышленным переворотом, или промышленной революцией. Она началась в Беларуси еще в 30-е гг. 19в. характеризовалось возникновением первых фабрик, переходом от ручного к машинному труду, формированием и ростом новых производительных сил: промышленной буржуазии фабричного пролетариата.
Промышленное
развитие Беларуси имело свои особенности.
В 60-80-е гг. 19в. окончательно определилось
специализация белорусской
Развитие сельского хозяйства в начале 20в. во многом определила новая аграрная реформа. Она получила название «столыпинской» по фамилии ее инициатора, председателя Совета Министров России империи с 1906г. П.А.Столыпина. Знакомство Столыпина с системой подворного землепользования в Гродненской губернии необходимость решения вопроса о наделении крестьян землей, ставшего одной из причин революции 1905-1907гг. определили основные направления реформы.
Будучи
крупным земледельцем, Столыпин предложил
реформу, которая исходила из интересов
помещиков. Главный феодальный пережиток
того времени – дворянско-помещичье земледелие
– реформой не затрагивался. Возможность
превращения Российской империи в великую
державу Столыпин связывал с созданием
опоры самодержавия среди крестьянства.
В условиях расслоения пореформенной
деревни на бедняков, середняков и зажиточных
крестьян (они составляли соответственно
60, 30 и 10%) Столыпин видел такую опору в
увеличении слоя зажиточных крестьян
(сельской буржуазии).
31.Формирование Белорусского этноса.
Формирование
белорусской нации происходило
в эпоху складывания буржуазных
отношений, когда белорусское земли
не имели собственной
В конце 19- начале 20вв. название «белорусы» закрепилось за всей территорией проживания белорусского этноса. В некоторых местностях продолжали существовать региональные названия населения, например, «полешуки» - в Полесье. Часть населения Беларуси назвала себя «тутэйшими».Общность хозяйственной жизни проявлялось в расширении торгово-экономических связей между различными регионами Беларуси, осознании их жителями себя как представителей единого белорусского этноса.
Литературный
язык как наиважнейшее средство общения
и взаимопонимания людей, является
основой развития национальной культуры
и национального самосознания. Именно
культура обеспечила сохранение этнической
самобытности белорусского народа.
35.Развитие культуры Беларуси в начале 20-го века.
Система образования в начале 20в. в связи с революцией 1905-1907гг. и буржуазными преобразованиями в ходе реформы Столыпина значительно обновилась и расширилась. В сельской местности школы православно-церковного ведомства постепенно заменялись народными учениями. В городах появились четырехклассные начальные училища. Были разрешены частные школы. Возросло количество гимназий и реальных училищ. С 1906г. во всех народных школах Российской империи ученики получили возможность учиться на родном языке, что было большим завоеванием первой Российской революции. Однако это не затруднило белорусских и украинских учеников.
В начале 20 в. получило дальнейшее развитие белорусоведение. В новой исторической ситуации, связанной с формированием белорусской нации, необходимо было утвердить в сознании белорусов убеждение в их самобытности, оригинальности культуры, восстановить подлинную картину исторического пути белорусского народа.
Большой вклад в развитие белорусоведения внес известный историк и этнограф Митрофан Довнар-Запольской.
Под влиянием событий революции 1905-1907гг. появились десятки независимых периодических изданий.
Развитие
белорусской литературы стало одним
из важнейших признаков
Творчество Я. Коласа, как и Я. Куплы, отразило особенности национального характера, мировосприятия и миропонимания белорусов, поиски ими свободыи счастья, добра и справедливости.
Особое место в белорусской литературе начала 20 в. зинимает творчество поэта Максима Богдановича.
Театральная
жизнь в Беларуси в начале 20в. была
отмечена появлением первого профессионального
театра под руководством Игната Буйницкого.
33.Революция на Беларуси 1905-1907гг.
Основные события первой российской революции 1905-1907гг. в Беларуси были связаны прежде всего с выступление рабочих в связи с событиями «Кровавого воскресенья» 9мая 1905г. в Петербурге. В этот день царскими войсками было расстреляно мирное шествие к Зимнему дворцу (резиденция царя Николая 2), что означало расстрел веры рабочих «в доброго царя». Весной – летом 1905г. в Беларуси наблюдался подъем экономических и политических забастовок в связи с празднованием дня солидарности рабочих – 1 Мая. Летом под воздействием рабочего движения усилилась борьба крестьян с помещиками. В деревне появилась новая форма борьбы – общие забастовки крестьян. Произошли также солдатские волнения в Минске и Витебске.
18
октября в городах Беларуси
был объявлен Манифест Николая
2 от 17 октября 1905г., согласно которому
Государственная дума, созданная
в августе 1905г. кА