Возникновение буржуазной политико-правовой идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:
изучить периодизацию истории политико-правовой идеологии;
рассмотреть представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе»;
охарактеризовать труд Н. Макиавелли «Рассуждения».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли,
изложенные в «Государе»……………………………………………………….. 8
Глава II. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли,
изложенные «Рассуждениях»…………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников и литературы…………………………...39

Работа состоит из  1 файл

исправлено 12.04.12. Учение Н.Макиавелли о государстве и политике.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли,

изложенные в  «Государе»……………………………………………………….. 8

Глава II. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли,

изложенные «Рассуждениях»…………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованных источников и литературы…………………………...39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     
         
Актуальность темы обусловлена изучением развития новых экономических отношений в России. Еще ранее, в эпоху самодержавия и периода НЭПа, российская история претерпевала изменения в экономике. На рубеже XIX-XX вв. ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям.

    В это же время организованный в  профессиональные союзы класс наемных  рабочих сложился во внушительную силу, с которой вынуждены были считаться  предприниматели и на защиту интересов  которого стал притязать ряд политических партий и демократических движений. Это явление имело мировой резонанс.

    Значительные  изменения претерпевало представительное государство. Расширение избирательного права, все более тесная связь  представительных учреждений с политическими  партиями и рост воздействия общественного  мнения толкали буржуазное государство на путь социальных реформ. Государство выступало уже не только как "ночной сторож", осуществляя лишь охранительные функции, но и отчасти как социальное государство, организующее управление народным образованием, здравоохранением, социальным обеспечением.

     Буржуазная  политико-правовая идеология строила  теорию права и государства с  ориентацией на развитие гражданского общества по капиталистическому пути, основываясь на взгляды ранних ученых. Ярким представителем политико-правовой идеологии является Николо Макиавелли. Историческая эпоха, в которой итальянский мыслитель создавал свои произведения, актуальна в различные временные этапы развития государства. Политическая философия Макиавелли  носит научный и эмпирический характер, основана на его собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными. В учении Макиавелли остается немало такого, что действительно заслуживает осуждения, но в этом он является выражением своего века. На основе анализа произведений Макиавелли, в данной работе будет предпринята попытка охарактеризовать его учение, как о праве и государстве актуальным и в наше время.

    Характеристика  источников и литературы. Основными источниками в раскрытии темы  являлись труды Н. Макиавелли. Рассматривая произведения «Государь»1 и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»2 можно определить, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. В данных работах  Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

    Государь  — главный предмет рассуждения  Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств, дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли раскрывает проблемы политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать. Изучает и личность правителя.

    Размышляя об историческом ходе событий, Макиавелли в «Размышлениях» приходит к убеждению, что свет всегда одинаков – миром  правят деньги. Для достижения цели все средства хороши – вот итог мировоззрения Макиавелли.

    Взгляда Эразма Роттердамского во многом сходны с идеологией Макиавелли. Правители  не должны поощрять развитию наук в  государстве. Излишние философские  размышления пагубно влияют на подчиненных, давая им повод искать новый путь управления.3

    Политико-правовая идеология буржуазии одинакова  в своем развитии, процветании  и угасании. Будь то республика или  империя – обществом управляют  деньги и власть. Именно в своих  произведениях до современности  доносит автор.

    Рассуждения автора о политике и государствах прослеживаются во всех трактатах Николо Макиавелли.4

    Рассматривая  тему по развитию буржуазной политико-правовой идеологии, были изучены работы Р.А. Бурханова5, Д.В. Гончарова, И.Б. Гоптаревой6 , раскрывающих в своих трудах основы зарождения политико-правовой идеологии, уходящей корнями в глубину истории.

    Главной задачей в постановке цели, раскрытия  темы было изучение основ права и  государства. В работе М.И. Байтина  представлены ключевые определения  содержания цели.7

    Изучению  развития буржуазной политико-правовой идеологии были посвящены труды В.С. Нерсесянца, О.М. Мартышина, О.Э. Лейста.8

    Конкретному изучению взглядов о государстве  и праве  Макиавелли в произведении «Государь»  посвящена работа И.Ф. Попова.9

    Изучая  тему, раскрыты ключевые моменты развития буржуазной политико-правовой идеологии в России.10

    Сравнительной работой по развитию буржуазной идеологии  в странах Европы явился труд Б. Рассела  «История западной философии».11

    Для анализа развития буржуазной политико-правовой идеологии использованы термины и высказывания.12

      В работе А.С. Панарина «Политические системы современности» изучены основы становления буржуазной политико-правовой идеологии.13

       Хронологические рамки исследования  обозначены XV-XVI вв, периодом, когда Макиавелли мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря) - выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в своих работах «Государь», «Рассуждения».

       Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях, как у зарубежных, так и отечественных. С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Современный научный подход позволяет подробнее раскрыть тему политико-правовой идеологии.

        Научная новизна Подробное изучение  данного вопроса, дает возможность  подробного анализа изучения  политико-правовой идеологии   учения Н. Макиавелли о государстве  и праве. На основе анализа  произведений Макиавелли, мы попробуем доказать, что его учение о праве и государстве не перестает быть актуальным и в наше время.

     При проведении исследования  были использованы методы: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспективный и прогностический анализ источников, систематизация и классификация.

    Предмет исследования – буржуазная политико-правовая идеология.

    Объектом  исследования стало изучение учения Н. Макиавелли о государстве и  праве.

    Исходя  из всего вышесказанного цель данной работы – изучить политико-правовую идеологию права и государства на анализе учения Н. Макиавелли.

    Для достижения цели, необходимо решить ряд  задач:

  1. изучить периодизацию истории политико-правовой идеологии;
  2. рассмотреть представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе»;
  3. охарактеризовать труд Н. Макиавелли «Рассуждения».

       Структура работы состоит из  введения, двух глав, поделенных  на параграфы, заключения, списка  использованных источников и  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Н. МАКИАВЕЛЛИ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В «ГОСУДАРЕ» 

     Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных  частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный  политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

     История политической и правовой мысли позволяет  понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций  одновременно шел процесс развития познания природы государства и  права, углубления представлений о  свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.

     Представителем  политических и правовых учений в  западной Европе в XVI в. является Н. Макиавелли14.

     Произведения  Макиавелли необходимо рассматривать  как закономерное выражение его  эпохи. Условия, в которых он жил, определялись противоречиями в трех сферах: в пределах Флорентийской  республики (необходимость развития города-государства), внутри Италии (междоусобная борьба итальянских государств и папства), в рамках Европы (торговая конкуренция, участие итальянских республик в большой европейской политике).

       Самое знаменитое произведение Макиавелли  «Государь» было написано в 1513 году и посвящено Лоренцо Великолепному, ибо Макиавелли надеялся (как выяснилось, тщетно) добиться благоволения Медичи. Опубликовано же оно было лишь в 1532 году, уже после смерти автора.

        Произведение написано в сложную  для Италии эпоху. Все ее части завоевали суверенитет, многие превратились в сеньории. При этом строе сохранились внешние формы республиканского строя, но фактически города-государства управлялись представителями одного знатного рода, передававшего власть по чисто династическому принципу. Италия превратилась в беспорядочное смешение независимых государств, внутри которых по воле случая устанавливалось монархическое, аристократическое или демократическое правление.

Италия  стала ареной войн, которые иноземные  державы стали вести за ее земли. Немцы, французы, швейцарцы постоянно нападали на Италию и грабили ее.

      В эти страшные годы и появилось  произведение «Государь» Никколо  Макиавелли, к чтению которого  нужно подходить с точки зрения  тех исторических событий.

   В своем произведении, вызвавшем массу споров, Макиавелли не идет на поводу у тех, кто предлагал умилительный идеал государя, обладающего лишь превосходными положительными качествами. Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители.

     В юности Николо не получил широкого образования, в отличие от большинства других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно — с одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за реальной жизнью современной ему Флоренции и подробно анализируя результаты своих наблюдений. От других философов Макиавелли отличался еще и тем, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности.

   «Я  не заботился  здесь  ни о красоте  слога, ни о  пышности и звучности  слов, ни о каких внешних украшениях и затеях,  которыми  многие  любят  расцвечивать  и уснащать  свои  сочинения,  ибо  желая,  чтобы  мой  труд  либо  остался   в безвестности, либо получил признание  единственно  за необычность и важность предмета15», - писал Макиавелли в «Государе».

    Цель  «Государя» - раскрыть на основании  опыта истории современных событий, как завоевывается княжеская  власть, как она удерживается и  как теряется. Италия XV века давала для этой темы множество примеров, больших и малых, ибо редкий правитель мог похвастаться законностью своей власти. Правила достижения успеха были совсем иными, чем они стали во времена более спокойные, ибо никого не ужасали жестокости и предательства.

Информация о работе Возникновение буржуазной политико-правовой идеологии