Возникновение буржуазной политико-правовой идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:
изучить периодизацию истории политико-правовой идеологии;
рассмотреть представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе»;
охарактеризовать труд Н. Макиавелли «Рассуждения».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли,
изложенные в «Государе»……………………………………………………….. 8
Глава II. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли,
изложенные «Рассуждениях»…………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников и литературы…………………………...39

Работа состоит из  1 файл

исправлено 12.04.12. Учение Н.Макиавелли о государстве и политике.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

        «Государя уважают также, если  он открыто заявляет себя врагом  или другом», то есть не колеблется, если нужно выступить за или  против. Макиавелли рисует многосторонний облик нового государя.

       Не обходит автор стороной  и такой важный вопрос, как  советники правителя - его ближайшее  окружение. Хороши они или плохи,  «зависит от благоразумия государей». Именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о его мудрости. Макиавелли считает, что первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя, это выбор советников.

Выбрав  хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность  с помощью богатства и почестей.

       В одной из глав своего произведения  Макиавелли пытается предостеречь  государя от льстецов. Уберечься  от них, не попасть под их  влияние, не потеряв почтения, не так просто, как кажется.

Макиавелли  опровергает и распространенное мнение, что мудрость государя во многом зависит от добрых советов. Это не так, наоборот, «государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы».

   Среди   прочих   практических   проблем   в   "Государе"    Макиавелли

рассматривает и вопрос обороны государства от внешних и внутренних  врагов. Против первых Макиавелли предлагал только два оружия:  удачные политические союзы и сильная армия. Что касается  внешней политики,  то  тут Макиавелли советует государю опираться не только на свои ум и силу, но и на  «звериную» хитрость.  Именно  на  внешнеполитическом  поприще должно  пригодиться ему умение быть не только «львом», но и «лисом». Таким образом, для успеха на ниве внешней политики государь должен быть умён, хитёр, изворотлив, он  должен  уметь  предвидеть  последствия  каждого сделанного им шага, должен отбросить в сторону все принципы чести и  понятия морали и руководствоваться единственно  соображениями  практической  выгоды. Как  политик,  идеальный  государь  обязан  сочетать  в  себе   смелость   и решительность  с  осторожностью  и  предусмотрительностью. 

       В  то  же  время   Макиавелли   усматривает   тесную   взаимосвязь   и взаимозависимость между правильным  государственным устройством  -  «хорошими законами» - и хорошими  войсками, то есть сильную армию можно получить  лишь имея сильное государство.

    При решении внутренних задач, правитель  должен помнить, что невозможно    одновременно удовлетворить всех и  каждого, однако необходимо уметь  заручиться поддержкой большинства своих граждан.  При этом одна  из  наиважнейших  задач правителя  -  это  подобрать  себе  мудрых  советников,   ведь   именно   по приближённым государя судят о нём самом, и именно от приближённых во  многом зависят  решения  правителя. «Об  уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это  люди  преданные и  способные,  то  можно  всегда  быть уверенным в  его мудрости, ибо он умел распознать их  способности и  удержать их преданность. Если же  они не таковы, то и о государе заключат  соответственно, ибо первую оплошность  он  уже  совершил,  выбрав  плохих помощников… Если  он (советник) больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться… Но  и  государь  со  своей   стороны  должен  стараться  удержать преданность   своего   министра,  воздавая  ему  по  заслугам,  умножая  его состояние,  привязывая  его  к себе  узами  благодарности,  разделяя  с  ним обязанности  и  почести, чтобы  тот  видел,  что государь не  может без него обходиться, и  чтобы, имея достаточно богатств и почестей, не возжелал новых богатств и почестей, а также чтобы, занимая разнообразные должности, убоялся переворотов»22.       

      Государю вообще проще живётся, если его  власть  в государстве  унаследована,  и  его  персона  освящена   многовековой   силой привычки. Это не избавляет государя от необходимости  думать,  но позволяет жить чуть спокойнее. В  новых  или  завоёванных  государствах  дело  обстоит несколько иначе. В качестве обязательного действия  Макиавелли  предписывает новому государю издание новых законов - по возможности, конечно,  хороших  - просто  даже  для  того,  чтобы  изменить  уклад  жизни  и  все  стереотипы, связанные с прежними властями.  В качестве  замечания Макиавелли  говорит, что,  несмотря  на  парадоксальность  этого утверждения,  люди,   довольные прежним правительством, имеют очень много шансов стать лояльными гражданами по отношению к новой власти.  И, напротив,  лица,  помогавшие  осуществить захват власти и становящиеся поначалу естественными помощниками властителя, особенно  опасны  впоследствии.  Они чувствуют,  что находятся в   особом положении, требуют привилегий, почестей,  наград,  что,  конечно,  может  не понравиться  государю;  но,  более  того,  они  самим  своим  существованием напоминают и государю, и народу о смене власти. То есть  такие  люди  далеко не всегда надёжны.

   Также, рассматривая качества, которыми должен  бы  обладать  идеальный государь,  Макиавелли  впервые  в  Новой  истории  заговорил  об   экономике государства как составной части его благополучия. Рассматривая скупость  как порок  человека,  но  добродетель  государственного  мужа,  он   указал   на недопустимость слишком высоких налогов,  то  есть  таких,  выносить  которые население уже не смогло бы. Макиавелли утверждал, что  государь  может  быть щедрым только за счёт чужого добра - военной добычи, например,  -  но  никак не за счёт благосостояния своих подданных.

       Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть.

Рассматривая  щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые  стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. После истощения казны они были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вело к ненависти подданных. Поэтому Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторые возможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И, как и в течение всего произведения, приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения.

       Ведя речь о таких качествах,  как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким». Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им.

      Именно из-за этой части произведения  Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств. «Государь» является трактатом о роли, месте и значении главы государства, а его объявили пособием для абсолютных монархов и диктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а исследователем методов и сущности единовластия.

       К тому же обвинители «не  замечали» в той же главе  такие слова автора: «Однако новый  государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он  должен быть сдержан, осмотрителен и милостив». Применение жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах.

       При этом, как истинный идеолог  буржуазии, Макиавелли объявляет  неприкосновенность частной собственности,  жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит то него самого.

        Советует государю Макиавелли  и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Это касается  и того, нужно ли правителю  держать данное им слово. Надо, но только если это не идет в разрез с интересами его государства. Государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства. «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе». То есть пусть он будет силен, как царь зверей, и в то же время хитер и изворотлив, как лиса. Макиавелли призывает государя к бдительности.

Преобладание  общих государственных интересов  над частными, общеполитических целей  над любыми другими определяет характер психологии нового государя.

       Макиавелли считал, что  для   безопасности  нового  государства   лучше всего  уничтожить  всякие  воспоминания  о  старом.  Особенно  это  важно  в

отношении тех, кто по каким-то соображениям (допустим,  в  силу  родства) мог претендовать на трон. Такие люди, может быть, и не опасны сами по  себе, но они смогут стать «знаменем», под которым соберутся все  недовольные.  Как бы жестоко и аморально это ни звучало, но единственным действенным  способом избавления от угрозы является физическое устранение  возможных  противников.

     Макиавелли писал: "Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия". В 1559 г. католическая церковь внесла сочинение Макиавелли в список запрещенных книг.

     Макиавелли  хорошо  видел,  чувствовал  и  сознавал  силу религии, её социальную  функцию,  её  консерватизм  и  власть  над  умами  и сердцами верующих и поэтому призывал  всемерно  использовать  эту  силу  для общего блага,  в  особенности  для  объединения  и  укрепления  государства. Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендует  главам  республик  или царств сохранить основы поддерживающей их религии. Если они  будут  поощрять и умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами  и  считали всё это обманом и ложью,  то  им  будет  легко  сохранить  своё  государство религиозным, а значит - добрым и единым.

        Одно из самых важных достижений Макиавелли - вычленение политики в самостоятельную науку. Политика, согласно убеждениям Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении.

       Исходя из требований своего  времени, Макиавелли формулирует важную историческую задачу - создание единого унитарного итальянского государства. По ходу мысли Макиавелли приходит к выводу, что вести народ к построению нового государства может лишь государь. Не конкретно-историческая личность, а нечто отвлеченное, символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своей недоступны никакому живому правителю. Именно поэтому Макиавелли большую часть своего исследования посвящает вопросу: каким должен быть государь, чтобы выполнить историческую задачу - построение нового государства.

       Исследование построено строго  логически, объективно. Макиавелли  исходит из реального жизненного  опыта и пытается возводить  свои теоретические построения  на фундаменте этого опыта.  «Государь» является живой картиной того времени.

        Все упоминаемые лица произведения  реальны. Современники автора  или исторические деятели выводятся  в «Государе» для того, чтобы  что-то доказать или опровергнуть. В выборе имен, событий, мест  сражений у Макиавелли нет ничего случайного, все выполняет определенную функцию.

Стиль «государя» необычен для научных  произведений того времени. Это не стиль  трактатов, а стиль человека действия, человека, который хочет вызвать  действие.

     Таким образом, для Макиавелли высшей  целью  государственного деятеля является создание  нового  и  при  этом жизнеспособного государства. Не смотря на неоднозначную оценку творчества флорентийского мыслителя, одних работах он подвергается критике за аморализм, в других, наоборот, восхваляется за реализм, произведением «Государь» Макиавелли ещё раз подтвердил, что он  являлся  одним  из  самых блестящих  дипломатов  эпохи  и,  без  сомнения,  достойным   представителем славной школы Флорентийской дипломатии.

     Таким образом при анализе  произведения «Государь» определены следующие положения: методология рационального политического анализа, порывающая с догмами католической схоластики. Религия не высшее знание и авторитет, а политический факт, роль которого нужно учитывать и использовать. Отношение к вере – сугубо утилитарное: она полезна для убеждения в необходимости данного правления и воспитания высоких гражданских качеств. Политика для правителей – самостоятельная область знания, как управлять, исходя из реальной обстановки, фактов, личного опыта. Скептицизм относительно идеи божественного предопределения. Вера в возможности человека. Энергия и воля – главные качества, необходимые государю. Практицизм: Отдельные главы «Государя» названы: «О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают» (XV глава), «О том, как государи должны держать слово» (XVIII), «О том, каким образом избегать ненависти и презрения» (XIX), «Как надлежит поступать государю» (XXI) и т.п. Политический прагматизм государя: если он хочет сохранить власть, с врагом можно бороться двумя способами: законами и силой. Так как первое недостаточно, необходимо прибегать и ко второму. Возможность аморализма в политике (макиавеллизм): государь, когда нет выбора, использует любые средства, если грозит верная гибель: «Необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков».     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возникновение буржуазной политико-правовой идеологии