Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:24, курсовая работа
Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:
изучить периодизацию истории политико-правовой идеологии;
рассмотреть представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе»;
охарактеризовать труд Н. Макиавелли «Рассуждения».
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли,
изложенные в «Государе»……………………………………………………….. 8
Глава II. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли,
изложенные «Рассуждениях»…………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников и литературы…………………………...39
Однако, ошибочно думать, что макиавеллизм порывает с моралью. На самом деле Макиавелли считал, что мораль частного человека не подходит государству. В политике есть своя особенная, политическая мораль, суть которой сводится к тому, что все, что полезно государству, укрепляет его, морально оправдано. А полезна государству рациональная, эффективная, оптимальная политика. Не могут разум и мораль противоречить друг другу
Цель, к которой люди стремятся от природы (о чем, по его мнению, убедительно свидетельствуют история и наблюдение), "оправдывает" любые средства; чтобы судить о средствах, надо прежде всего знать цель: если государство погибнет, все будет потеряно. Поэтому он и пишет в знаменитом отрывке из сорок первой главы третьей книги "Рассуждений": "...Когда приходится обсуждать вопрос, от которого зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора. Отбросив всякие соображения, надо решиться на то, что спасет его жизнь и сохранит его свободу".
Таким образом, сравнивая два
произведения о политике, определено
следующее, хотя оба труда
В "Государе" автор отстаивает
монархический принцип. В "
Он описывает почерпнутые из
истории примеры, сопоставляет
их с собственными
Таким образом, анализирую «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения возникновения буржуазной политико-правовой идеологии была рассмотрена эволюция развития учений о государстве и праве.
История политических и правовых учений — не процесс постепенного познания государства и права, накопления и суммирования знаний, а борьба мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.
Реальная связь времен в истории политических и правовых учений более всего основана на возрастании значения в политико-правовых доктринах гуманистических начал. В идеологической борьбе, обусловливающей развитие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направления: одно стремится преодолеть политическое отчуждение, другое пытается его увековечить.
Политико-правовой
идеологии преимущественно
Подводя итог, необходимо отметить, что мыслям Макиавелли о политике, в т.ч. о праве и государстве, мало уделяют внимания, рассуждая, как правило, о моральности-аморальности макиавеллистической политике. Однако, несмотря на почти 500 лет, отделяющие нас от времени написания «Государя» и «Рассуждений», мысли, изложенные в данных произведениях, не перестают быть актуальными, «живыми».
В ходе выполнения работы определено, что учение Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Как мы смогли убедиться институт главы государства – неотъемлемая часть любой страны и любого политического режима. Однако, статус, права и полномочия глав государств и глав правительства далеко не одинаковы.
Характеристика людей в «Государе» разительно отличается от их характеристики в «Рассуждениях..»: «Люди более благоразумны, более постоянны и обладают большим здравым смыслом, нежели государь». Людям, так же, как и государю, необходимо обладать доблестью, однако на задний план отходит жестокость и беспринципность и индивидуализм, появляется место для гражданской добродетели, моральных устоев и коллективной силы.
«Государь» и «Рассуждения…» написаны о разных типах государственного устройства.
Политика для Макиавелли – это результат борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма – в политике следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.
Произведения Макиавелли - это выражение
личности, которая хочет вмешаться
в политику и историю своей
страны. Макиавелли - это человек, постигающий
и раскрывающий основные тенденции своей
эпохи, ее главные требования и стремления,
решивший коренным образом изменить дальнейшее
развитие своей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1.1. Макиавелли Н. Государь / Пер. Г. Муравьевой. - М.: Художественная литература, 1982.
1.2.Макиавелли Н.. Рассуждения на первую декаду Тита Ливия / Пер. Р. Хлодовского. – М.: Политнаука, 2006.
1.3.Никколо Макьявелли. Сочинения и письма. – М.: АСТ, 2004. – 820 с.
1.4.Роттердамский
Э. Похвала глупости. ГЛАВА XXIV.
– С. 301.
Литература:
2.1.Байтин
М.И. Государство и
2.2.Бурханов Р.А. Политические учения античности и средних веков. - Нижневартовск, 1995. – 260 с.
2.3.Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. – М.: Юрист, 1996. - 280 с.
2.4.Исаев И.А. История государства и права России. - М., 1994. – 388 с.
2.5.История политических и правовых учений // Под ред. В.С. Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 560 с.
2.6.История политических учений / Под ред. Проф. О.М. Мартышина. – М. Юрист, 1994. – 688 с.
2.7.Лейст О.Э. История политических и правовых учении. – М., 1997. – 712с.
2.8.Панарин.
А.С. Политические системы
2.9.Попова
И.Ф. «Правила императоров»
2.10.Рассел Б. История западной философии. – Р н/Д: «Феникс», 2002. – 340с.
2.11.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Издательство политической литературы, 1994. – 520 с.
Информация о работе Возникновение буржуазной политико-правовой идеологии