Возникновение буржуазной политико-правовой идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:
изучить периодизацию истории политико-правовой идеологии;
рассмотреть представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе»;
охарактеризовать труд Н. Макиавелли «Рассуждения».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли,
изложенные в «Государе»……………………………………………………….. 8
Глава II. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли,
изложенные «Рассуждениях»…………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников и литературы…………………………...39

Работа состоит из  1 файл

исправлено 12.04.12. Учение Н.Макиавелли о государстве и политике.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

    Однако, ошибочно думать, что макиавеллизм порывает с моралью. На самом деле Макиавелли считал, что мораль частного человека не подходит государству. В  политике есть своя особенная, политическая мораль, суть которой сводится к тому, что все, что полезно государству, укрепляет его, морально оправдано. А полезна государству рациональная, эффективная, оптимальная политика. Не могут разум и мораль противоречить друг другу

    Цель, к которой люди стремятся от природы (о чем, по его мнению, убедительно свидетельствуют история и наблюдение), "оправдывает" любые средства; чтобы судить о средствах, надо прежде всего знать цель: если государство погибнет, все будет потеряно. Поэтому он и пишет в знаменитом отрывке из сорок первой главы третьей книги "Рассуждений": "...Когда приходится обсуждать вопрос, от которого зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора. Отбросив всякие соображения, надо решиться на то, что спасет его жизнь и сохранит его свободу".

        Таким образом, сравнивая два  произведения о политике, определено  следующее, хотя оба труда принадлежат  перу одного и того же мыслителя, и тем не менее они имеют прямо противоположную направленность.

       В "Государе" автор отстаивает  монархический принцип. В "Рассуждениях" автор стоит на почве республики  в ее демократической форме.  Методологический подход "Государя" и "Рассуждений" один и тот же. Макиавелли рассматривает опыт, или, как он это называет "Случаи", рассуждает по этому поводу и выводит некоторое поучение.

       Он описывает почерпнутые из  истории примеры, сопоставляет  их с собственными наблюдениями  над своей эпохой, на этой основе выводит некие законы политической жизни и дает практические советы властвующим лицам.

         Таким образом, анализирую «Рассуждения…»  выделены  основные положения:  влияние социальной борьбы на  формы государства: эволюция и  смена форм государства определяются борьбой народа и аристократии; массы не хотят, чтобы  их угнетали, а знать стремится порабощать народ. Макиавелли восстанавливает подход Платона и Аристотеля, увязывая форму государства с классами и собственностью, преодолевая положения религиозной догматики и схоластики. Впервые применяет термин «государство», как политически организованное общество; более широкий и абстрактный, чем «полис», термин позволяет отличать его от страны, общества, институтов власти, лица или органа, которому принадлежит верховная власть и т.п.; хотя Макиавелли не проводил данных различий, он заложил для этого основу. Изложена рационалистическая версия происхождения государства, полностью освобожденная от теологии. Формы правления подразделяются на республики и принципаты (монархии), где власть принадлежит одному человеку. Республика предпочтительнее монархии во всех случаях, кроме тех, когда надо ввести новые порядки, законы и институты, т.е. преобразовать общество. В стране, раздираемой распрями, невозможно сохранить республику, поэтому необходима монархия. Демократия названа правильной формой правления большинства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В ходе изучения возникновения буржуазной политико-правовой идеологии была рассмотрена  эволюция развития учений о государстве  и праве.

     История политических и правовых учений —  не процесс постепенного познания государства  и права, накопления и суммирования знаний, а борьба мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.

     Реальная  связь времен в истории политических и правовых учений более всего основана на возрастании значения в политико-правовых доктринах гуманистических начал. В идеологической борьбе, обусловливающей развитие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направления: одно стремится преодолеть политическое отчуждение, другое пытается его увековечить.

     Политико-правовой идеологии преимущественно передовых, прогрессивных классов и социальных групп присущи идеи подчинения государства  народу, требования обеспечения прав человека, защиты личности и общества от произвола и беззакония, подчинения государственной власти закону.

    Подводя итог, необходимо отметить, что мыслям Макиавелли о политике, в т.ч. о  праве и государстве, мало уделяют  внимания, рассуждая, как правило, о моральности-аморальности макиавеллистической политике. Однако, несмотря на почти 500 лет, отделяющие нас от времени написания «Государя» и «Рассуждений», мысли, изложенные в данных произведениях, не перестают быть актуальными, «живыми».

      В ходе выполнения работы определено, что учение Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.  Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Как мы смогли убедиться институт главы государства – неотъемлемая часть любой страны и любого политического режима. Однако, статус, права и полномочия глав государств и глав правительства далеко не одинаковы.

    Характеристика  людей в «Государе» разительно отличается от их характеристики в «Рассуждениях..»: «Люди более благоразумны, более  постоянны и обладают большим  здравым смыслом, нежели государь». Людям, так же, как и государю, необходимо обладать доблестью, однако на задний план отходит жестокость и беспринципность и индивидуализм, появляется место для гражданской добродетели, моральных устоев и коллективной силы.

    «Государь»  и «Рассуждения…» написаны о разных типах государственного устройства.

    Политика  для Макиавелли – это результат  борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма – в политике следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.

       Произведения Макиавелли - это выражение  личности, которая хочет вмешаться  в политику и историю своей  страны. Макиавелли - это человек, постигающий и раскрывающий основные тенденции своей эпохи, ее главные требования и стремления, решивший коренным образом изменить дальнейшее развитие своей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1.1. Макиавелли  Н. Государь / Пер. Г. Муравьевой. -   М.: Художественная литература, 1982.

1.2.Макиавелли  Н.. Рассуждения на первую декаду  Тита Ливия / Пер. Р. Хлодовского.  – М.: Политнаука, 2006.

1.3.Никколо  Макьявелли. Сочинения и письма. – М.: АСТ, 2004. – 820 с.

1.4.Роттердамский  Э. Похвала глупости. ГЛАВА XXIV. – С. 301. 

    Литература:

2.1.Байтин  М.И. Государство и политическая  власть. - Саратов, 1999. – 412с.

2.2.Бурханов Р.А. Политические учения античности и средних веков. - Нижневартовск, 1995. – 260 с.

2.3.Гончаров  Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в  политическую науку. – М.: Юрист, 1996. - 280 с.

2.4.Исаев  И.А. История государства и  права России. - М., 1994. – 388 с.

2.5.История  политических и правовых учений // Под ред. В.С. Нерсесянца. –  4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 560 с.

2.6.История  политических учений / Под ред. Проф. О.М. Мартышина. – М. Юрист, 1994. – 688 с.

2.7.Лейст О.Э. История политических и правовых учении. – М., 1997. – 712с.

2.8.Панарин.  А.С. Политические системы современности. – М., 1997. – 256с.

2.9.Попова  И.Ф. «Правила императоров» танского  Тай-цзуна и «Государь» Н. Макиавелли // Восток-Запад. Историко-литературный  альманах 2003-2004 / Под ред. В.С. Мясникова. -  М., 2005. - С.191-203.

2.10.Рассел  Б. История западной философии. – Р н/Д: «Феникс», 2002. – 340с.

2.11.Философский  словарь / Под ред. И.Т. Фролова.  – М.: Издательство политической  литературы, 1994. –   520 с.


Информация о работе Возникновение буржуазной политико-правовой идеологии