Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:18, шпаргалка
Европейская традиция в концепции гражданского общества имеет античные корни и связана с периодом наивысшего расцвета афинской демократии. Греция уже эпохи Геродота (484-425) в сфере житейской мудрости анализировала природу гражданства и государственной власти, рассуждала о политических идеалах.
Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции
Европейская традиция
в концепции гражданского общества
имеет античные корни и связана
с периодом наивысшего расцвета афинской
демократии. Греция уже эпохи Геродота
(484-425) в сфере житейской мудрости
анализировала природу
Для республиканской традиции античности характерно представление об обществе как изначально политической величине (societas civilis). Общество в творчестве основных мыслителей эпохи понимается как производные от естественных свойств индивида и его неизменных природных качеств.
Демократия в Древней Греции и Риме осмысливается и переживается как политическая самоорганизация целого общества. Государственная власть рассматривается как инструмент демократического самоопределения общества.
В творчестве Платона, Аристотеля и Цицерона дается характеристика демократических систем античности как действующих в состоянии относительного равновесия. Условия создания и сохранения стабильности в обществе и государстве являются базовой проблемой. Вместе с тем определяющее значение для зарождения концепции гражданского общество имело рассмотрение процесса законодательства в качестве механизма социальной интеграции, существенная оценка роли закона и знания в организации общественной жизни.
В период расцвета
афинской демократии зарождаются представления
о гражданских добродетелях. Сократ
(ок. 470-399) как философ-гражданин своей
жизнью и смертью решает проблему
соотношения предписываемого
Сократ учитель Платона, обратил внимание на роль законов в организации общественной жизни, а законопослушание считал основной гражданской добродетелью. Под властью закона общество благодействует.
По мнению Сократа, отношение человека к людям и Богам определяется не произволом, а законами. Подчинение законам и есть справедливость. Там, где сограждане строже всего повинуются законам, государство является самым счастливым во время мира и самым непобедимым во время войны. Согласие граждан самое важное благо для государства. Везде в Греции действует закон, обязывающий граждан клясться, что они будут жить в добром согласии, т.е. одинаково подчиняться законам.
С точки зрения отдельных граждан подчинение законам есть самое верное средство избегнуть наказаний и стяжать почести. Кому, как не соблюдающему законы, доверит каждый свое имущество и семью? И кто скорее заслужит доверие всего народа, как не тот, кто исполняет законы?
Лучшие граждане, справедливые и опытные в искусстве управления, должны осуществлять власть в государстве. Общество, считает Сократ, не может существовать, если судебные решения в нем не имеют силы.
Подчеркивая роль законов, суда и гражданского согласия в жизни полиса, Сократ существенное внимание уделял также знанию и полагал, что нравственность есть знание того, что хорошо и полезно человеку, способствует его земному счастью. Претендовать на знание могут только благородные люди, и Сократ видел свою задачу в том, чтобы подготовить больше граждан, способных заниматься политической деятельностью, требующей знаний.
Непреходящее
значение для теории общества в целом
и концепции гражданского общества
в частности имеет
§1. Платон (Платwn, 427-347) о принципах гармоничного устройства общества
Платон родился в Афинах и был представителем старинного и богатого аристократического рода, исконно связанного с политикой. Его настоящее имя было Аристокл. По отцу он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери был в родстве с законодателем Солоном.
В 20-летнем возрасте (408 г.) познакомился с Сократом и увлекся исканиями мудрости и правды. Во время суда над мудрейшим из эллинов Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После приговора он заболел и не присутствовал при последней беседе в темнице. Впоследствии образ Сократа как бы объединяет все творчество Платона.
После смерти Сократа (399 г.) он с некоторыми другими учениками переселяется в Мегару, где исследует вопросы бытия и познания. Первые путешествия он совершает в Кирену к математику Феодору и в Египет как очаг мудрости. Путешествует в Сицилию для ближайшего знакомства с пифагорейцами и ради опыта создания образцового государства посредством подчинения своему влиянию сиракузского тирана Дионисия Старшего.
Вернувшись после приключений в Афины (386 г.), Платон собирает вокруг себя учеников в пригородном публичном саду Академии в версте от Афин. Мечта Платона о юном тиране, преобразующем общество под руководством философа, как будто начинает сбываться (~367 г.), но Дионисию Младшему надоедает опека философа. Вновь призвав к себе философа в 361 г., тиран снова его обманывает, так что 70-летнему мудрецу приходится с опасностью для жизни бежать из Сиракуз. Умирает Платон вероятно в совсем загородном доме, по соседству с Академией.
Социальные неурядицы эпохи разложения племенного строя Платон отразил в произведениях "Государство" (~387-366), "Политик"(~365-361) и "Законы" (~354)1.
Теоретический
и политический дуализм Платона
между истинно-сущим и
У Платона понятие
общество совпадает с понятием государство.
Оно изображается как единое целое,
и в нем соблюдается принцип
морально-политического
Общество по
своей структуре делится на три
сословия соответственно принципу разделения
труда: философы, стражи и трудящиеся.
Каковы взаимоотношения между
Личность у Платона растворяется в государстве. Оно создается не ради индивида или отдельного сословия, а ради целого, вне которого индивид существовать не может. Платон исходит из убеждения, что свободный член общества непременно участвует в управлении государством. Но создателем и правителем совершенного государства могут быть только философы. Лишь небольшое число граждан может соответствовать самым высоким и строгим критериям их отбора.
От прочих граждан
философа отличает страстное стремление
к знанию, правдивость, неприятие
лжи и любовь к истине. Он обладает
хорошей памятью, способен к учению
и никоим образом не может стать
неуживчивым и несправедливым. При
должном воспитании природные задатки
философа достигнут добродетели, а
при плохом воспитании одаренные
души становятся особенно плохими, могут
совершать крупные преступления
и проявлять крайнюю
При извращенном государственном устройстве философ, избежавший дурного воспитания, обычно не встречает признания со стороны толпы и лиц, которые стремятся угодить черни.
Как определить, пригоден ли гражданин к управлению государством?
Для определения
пригодности гражданина к управлению
или охране государства самое
важное - это знание блага. Идея блага
- причина всего истинного и
прекрасного, и именно ею должен руководствоваться
тот, кто хочет сознательно
В совершенном
государстве философы воспитаны
лучше и совершеннее других, и
ими следует воспользоваться
для управления государством. В несовершенных
государствах философы вправе не принимать
участия в государственных
Как воспитывать правителей?
Воспитание и обучение правителей совершенного государства должны включать физические упражнения и мусическое искусство, арифметику, геометрию, астрономию, учение о музыкальной гармонии. Большинство положительных свойств души близки к положительным свойствам тела и развиваются путем упражнения. И только способность мыслить в зависимости от направленности может быть то полезной, то вредной.
Совершенную форму общежития Платон связывает с правлением богов, достаточностью всего необходимого для жизни людей и дружбой между людьми. Препятствуют правильному устройству государства зло, порождаемое хозяйственной нуждой, семейными отношениями, межгосударственной борьбой. В отрицательных типах государства общей чертой является приоритет материальных забот и стимулов.
Заслугой Платона с точки зрения концепции гражданского общества является разработка вопроса о месте и роли граждан и их сословий в обществе и государстве.
Необходимым условием
возникновения и принципом
Начало общества создают наши материальные потребности в пище, жилье, одежде и так далее. Человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. "Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...".2 Возникшее государство и община рассматриваются Платоном как понятия-синонимы.
Государство сможет
обеспечить себя всем необходимым в
большем количестве, лучше и легче,
если каждый будет выполнять одну
какую-нибудь работу соответственно своим
природным задаткам, и притом вовремя,
не отвлекаясь на другие работы. Для
взаимной связи людей, имеющих разный
род занятий, например земледельцев,
разных ремесленников и торговцев,
и создается государство. При
стабильном образе жизни, остерегаясь
бедности и войны, имея детей не свыше
того, чем позволяет их состояние,
они достигнут глубокой старости
и завещают своим потомкам такой
же образ жизни. Увеличение потребностей,
не вызванных никакой
Какова структура общества?
Необходимые для
общества виды работ разделены между
сословиями граждан. Разделение труда,
согласно Платону, является основой
структуры и одновременно связующим
звеном общественного и
Нравственные достоинства воинов и особенно высшего разряда граждан - правителей выше, чем у работников хозяйства. Но все три сословия граждан равно необходимы совершенному государству и лишь вместе взятые составляют гармоничное целое.
Информация о работе Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции