Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:18, шпаргалка

Описание

Европейская традиция в концепции гражданского общества имеет античные корни и связана с периодом наивысшего расцвета афинской демократии. Греция уже эпохи Геродота (484-425) в сфере житейской мудрости анализировала природу гражданства и государственной власти, рассуждала о политических идеалах.

Работа состоит из  1 файл

возн.docx

— 70.29 Кб (Скачать документ)

Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции

Европейская традиция в концепции гражданского общества имеет античные корни и связана  с периодом наивысшего расцвета афинской демократии. Греция уже эпохи Геродота (484-425) в сфере житейской мудрости анализировала природу гражданства  и государственной власти, рассуждала о политических идеалах.

Для республиканской  традиции античности характерно представление  об обществе как изначально политической величине (societas civilis). Общество в творчестве основных мыслителей эпохи понимается как производные от естественных свойств индивида и его неизменных природных качеств.

Демократия в  Древней Греции и Риме осмысливается  и переживается как политическая самоорганизация целого общества. Государственная  власть рассматривается как инструмент демократического самоопределения  общества.

В творчестве Платона, Аристотеля и Цицерона дается характеристика демократических систем античности как действующих в состоянии  относительного равновесия. Условия  создания и сохранения стабильности в обществе и государстве являются базовой проблемой. Вместе с тем  определяющее значение для зарождения концепции гражданского общество имело  рассмотрение процесса законодательства в качестве механизма социальной интеграции, существенная оценка роли закона и знания в организации  общественной жизни.

В период расцвета афинской демократии зарождаются представления  о гражданских добродетелях. Сократ (ок. 470-399) как философ-гражданин своей  жизнью и смертью решает проблему соотношения предписываемого гражданской  культурой и реального политического  поведения.

Сократ учитель  Платона, обратил внимание на роль законов  в организации общественной жизни, а законопослушание считал основной гражданской добродетелью. Под властью  закона общество благодействует.

По мнению Сократа, отношение человека к людям и  Богам определяется не произволом, а законами. Подчинение законам и  есть справедливость. Там, где сограждане строже всего повинуются законам, государство  является самым счастливым во время  мира и самым непобедимым во время  войны. Согласие граждан самое важное благо для государства. Везде  в Греции действует закон, обязывающий  граждан клясться, что они будут  жить в добром согласии, т.е. одинаково  подчиняться законам.

С точки зрения отдельных граждан подчинение законам  есть самое верное средство избегнуть  наказаний и стяжать почести. Кому, как не соблюдающему законы, доверит  каждый свое имущество и семью? И  кто скорее заслужит доверие всего  народа, как не тот, кто исполняет  законы?

Лучшие граждане, справедливые и опытные в искусстве  управления, должны осуществлять власть в государстве. Общество, считает  Сократ, не может существовать, если судебные решения в нем не имеют  силы.

Подчеркивая роль законов, суда и гражданского согласия в жизни полиса, Сократ существенное внимание уделял также знанию и полагал, что нравственность есть знание того, что хорошо и полезно человеку, способствует его земному счастью. Претендовать на знание могут только благородные люди, и Сократ видел свою задачу в том, чтобы подготовить больше граждан, способных заниматься политической деятельностью, требующей знаний.

Непреходящее  значение для теории общества в целом  и концепции гражданского общества в частности имеет эллинистическая  модель "частное-общественное", а  также предпочтение смешанному или  конституционному типу правления перед  остальными.

§1. Платон (Платwn, 427-347) о принципах гармоничного устройства общества

Платон родился  в Афинах и был представителем старинного и богатого аристократического рода, исконно связанного с политикой. Его настоящее имя было Аристокл. По отцу он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери был в родстве с законодателем  Солоном.

В 20-летнем возрасте (408 г.) познакомился с Сократом и  увлекся исканиями мудрости и  правды. Во время суда над мудрейшим  из эллинов Платон был в числе  его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После приговора  он заболел и не присутствовал  при последней беседе в темнице. Впоследствии образ Сократа как  бы объединяет все творчество Платона.

После смерти Сократа (399 г.) он с некоторыми другими учениками  переселяется в Мегару, где исследует  вопросы бытия и познания. Первые путешествия он совершает в Кирену к математику Феодору и в Египет как очаг мудрости. Путешествует в  Сицилию для ближайшего знакомства с пифагорейцами и ради опыта  создания образцового государства  посредством подчинения своему влиянию  сиракузского тирана Дионисия Старшего.

Вернувшись после  приключений в Афины (386 г.), Платон собирает вокруг себя учеников в пригородном  публичном саду Академии в версте от Афин. Мечта Платона о юном тиране, преобразующем общество под  руководством философа, как будто  начинает сбываться (~367 г.), но Дионисию Младшему надоедает опека философа. Вновь призвав к себе философа в 361 г., тиран снова его обманывает, так что 70-летнему мудрецу приходится с опасностью для жизни бежать из Сиракуз. Умирает Платон вероятно в совсем загородном доме, по соседству  с Академией.

Социальные неурядицы  эпохи разложения племенного строя  Платон отразил в произведениях "Государство" (~387-366), "Политик"(~365-361) и "Законы" (~354)1.

Теоретический и политический дуализм Платона  между истинно-сущим и призрачно - являющимся есть его ответ на нравственный вопрос, поставленный фактом законного  убийства праведника за исповедание  правды. Тот мир, в котором это  бывает, не есть настоящий. Мечта об идеальном обществе и ненавистное  ему действительное положение дел  в общественной жизни подчеркнуты  в противоположности между стабильным обществом и обществом трансформирующимся. Единое общество, государство, способные  достичь совершенства, противопоставляются  огромной массе частных граждан, остающихся всегда несовершенными, чьи  особенности должны подавляться  ради сохранения единства государства.

У Платона понятие  общество совпадает с понятием государство. Оно изображается как единое целое, и в нем соблюдается принцип  морально-политического единства всех граждан, как трехсословное, иерархическое, управляемое "разумным" сословием  на основании знания, а не мнения. Способствующими развитию государства он считает такие факторы, как рост численности населения, расширенное воспроизводство, и соответствующее воспитание граждан. В качестве мер по их осуществлению предполагается контроль над рождаемостью и цензура в отношении всех произведений художественного творчества.

Общество по своей структуре делится на три  сословия соответственно принципу разделения труда: философы, стражи и трудящиеся. Каковы взаимоотношения между сословиями? Отношения между тремя сословиями складываются на основе взаимного уважения и общности интересов, которая проявляется  в служении идее справедливости. Каждое сословие осознало необходимость своего положения и потому они свободны. Они равны, потому что каждый занимает в соответствии со своими умственными  способностями то место в обществе, для которого он рожден. Критерий для  оценки этих способностей находится  вне самого гражданина, у правителей, философов. Права всех граждан ограничены их реальными возможностями, и в  этом смысле они равны.

Личность у  Платона растворяется в государстве. Оно создается не ради индивида или  отдельного сословия, а ради целого, вне которого индивид существовать не может. Платон исходит из убеждения, что свободный член общества непременно участвует в управлении государством. Но создателем и правителем совершенного государства могут быть только философы. Лишь небольшое число граждан  может соответствовать самым  высоким и строгим критериям  их отбора.

От прочих граждан  философа отличает страстное стремление к знанию, правдивость, неприятие  лжи и любовь к истине. Он обладает хорошей памятью, способен к учению и никоим образом не может стать  неуживчивым и несправедливым. При  должном воспитании природные задатки  философа достигнут добродетели, а  при плохом воспитании одаренные  души становятся особенно плохими, могут  совершать крупные преступления и проявлять крайнюю испорченность.

При извращенном  государственном устройстве философ, избежавший дурного воспитания, обычно не встречает признания со стороны  толпы и лиц, которые стремятся  угодить черни.

Как определить, пригоден ли гражданин к управлению государством?

Для определения  пригодности гражданина к управлению или охране государства самое  важное - это знание блага. Идея блага - причина всего истинного и  прекрасного, и именно ею должен руководствоваться  тот, кто хочет сознательно действовать  в частной и общественной жизни.

В совершенном  государстве философы воспитаны  лучше и совершеннее других, и  ими следует воспользоваться  для управления государством. В несовершенных  государствах философы вправе не принимать  участия в государственных трудах, так как там философы складываются сами собой и не обязаны государству  своим питанием и не должны возмещать  понесенные на них расходы. Совершенному государству не грозит опасность, что  воспитанные и обученные для  управления не пожелают трудиться вместе с гражданами и предпочтут яви  сны. В свой черед они будут  трудиться над гражданским устройством  и занимать правительственные должности.

Как воспитывать  правителей?

Воспитание и  обучение правителей совершенного государства  должны включать физические упражнения и мусическое искусство, арифметику, геометрию, астрономию, учение о музыкальной  гармонии. Большинство положительных  свойств души близки к положительным  свойствам тела и развиваются  путем упражнения. И только способность  мыслить в зависимости от направленности может быть то полезной, то вредной.

Совершенную форму  общежития Платон связывает с  правлением богов, достаточностью всего  необходимого для жизни людей  и дружбой между людьми. Препятствуют правильному устройству государства  зло, порождаемое хозяйственной  нуждой, семейными отношениями, межгосударственной борьбой. В отрицательных типах  государства общей чертой является приоритет материальных забот и  стимулов.

Заслугой Платона  с точки зрения концепции гражданского общества является разработка вопроса  о месте и роли граждан и  их сословий в обществе и государстве.

Необходимым условием возникновения и принципом совершенного государства Платон считает справедливость, которая состоит в том, что  каждому гражданину государства  и каждому сословию отводится  особое положение и занятие.

Начало общества создают наши материальные потребности  в пище, жилье, одежде и так далее. Человек привлекает то одного, то другого  для удовлетворения той или иной потребности. "Испытывая нужду  во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать  друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас  название государства...".2 Возникшее государство и община рассматриваются Платоном как понятия-синонимы.

Государство сможет обеспечить себя всем необходимым в  большем количестве, лучше и легче, если каждый будет выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим  природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы. Для  взаимной связи людей, имеющих разный род занятий, например земледельцев, разных ремесленников и торговцев, и создается государство. При  стабильном образе жизни, остерегаясь  бедности и войны, имея детей не свыше  того, чем позволяет их состояние, они достигнут глубокой старости и завещают своим потомкам такой  же образ жизни. Увеличение потребностей, не вызванных никакой необходимостью, приведет к расширению пашен и  пастбищ и к войнам - источнику  частных и общественных бед.

Какова структура  общества?

Необходимые для  общества виды работ разделены между  сословиями граждан. Разделение труда, согласно Платону, является основой  структуры и одновременно связующим  звеном общественного и государственного строя. Низшее сословие граждан производит необходимые для государства  вещи и продукты. Высший разряд граждан  составляют воины и правители, чья  профессия особенно важна и трудна, требует специальных знаний и  воспитания. Необходимость выделения  этих граждан в особую группу объясняется  уже не столько профессиональными, сколько их нравственными качествами.

Нравственные  достоинства воинов и особенно высшего  разряда граждан - правителей выше, чем у работников хозяйства. Но все  три сословия граждан равно необходимы совершенному государству и лишь вместе взятые составляют гармоничное  целое.

Информация о работе Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции