Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:18, шпаргалка
Европейская традиция в концепции гражданского общества имеет античные корни и связана с периодом наивысшего расцвета афинской демократии. Греция уже эпохи Геродота (484-425) в сфере житейской мудрости анализировала природу гражданства и государственной власти, рассуждала о политических идеалах.
Человек рассматривается как существо политическое, а удовлетворение потребностей делает необходимым общение человека как в кругу семьи, так и при решении общих для селения и государства проблем.
Аристотель внимательно
исследует роль права собственности
для благополучия граждан, безопасности
государства и формы его
Самые полезные
законы не принесут пользы, если граждане
не будут приучены к государственному
порядку. Если недисциплинирован один,
недисциплинированно и все
"Политика"
Аристотеля, части которой писались
в разное время, была самым
важным политическим текстом
античности. Влияния "Политики"
прослеживается у Цицерона, Боэция,
Иоанна Дамаскина, Михаила
Система Аристотеля-Платона лежит в основе классификаций, проведенных в частности в трудах таких авторов, как Т. Вулси (Woolsey, 1878) "Политическая наука или теоретическое и практическое исследование государства", В Рошера (Roscher, 1892) "Политика: историческое учение о природе монархии, аристократии и демократии" и В.Вильсона (Wilson, 1889) "Государство: составные части исторической и практической политики".
Современные ведущие
политологи Р. Даль, С. Роккан, С. Липсет,
С.Хантингтон, С. Верба или Р. Патнэм
- исходят практические из тех же
предпосылок, что и Аристотель в
своей "Политике" и "Этике" -
о существовании связи между
статусом, занятостью, профессиональной
и классовой принадлежностью
и различными политическими институтами,
с одной стороны, и связи между
политической социализацией и
§ 3. Цицерон (M. Tullius Cicero, 106-43) о государстве как общем деле народа, о роли гражданских обязанностей и закона
Концепции об универсальности человечества и о мировом порядке, основанном на естественном законе - приобретают особое значение в школе стоиков после завоеваний Александра и взаимопроникновения греческой и восточной культур в эпоху эллинизма.
Во II в. до н.э. Полибий
(203-120), интерпретируя историю Рима
и его институтов, использовал
идеи Аристотеля и Платона. В достоинствах
смешанной конституции и
Цицерон родился
в южнолатинском муниципии
В Риме, будучи отроком, он примкнул к кружку умеренных, который вел свое начало от Сципиона Младшего и соприкасался как с оптиматами, так и с демократами. Кружок казался подозрительным как тем, так и другим, и лучшие друзья Цицерона пали от фанатизма, кто одной, кто другой партии. Цицерона спасла его молодость.
На общественную арену Цицерон выступил, когда власть Суллы была неоспоримой и аристократия пользовалась несправедливым перевесом над разбитой и приниженной демократией. Цицерон примкнул к демократической оппозиции, защищая граждан в процессах против властвующих. В 79 г. он оспорил законность распоряжения Суллы, посредством которого у граждан города Арреция были отняты права римского гражданства, - и выиграл судебное дело.
В 79-77 г. он путешествует
по Греции для продолжения своего
ораторского и философского образования.
Вернувшись в Рим, он уже не застал
Суллу в живых, а демократическая
оппозиция поднимала голову. Цицерон
выступил кандидатом на должность квестора
(76 г.) - первую из государственных должностей,
дававшую доступ в сенат - и был
блистательно избран. Местом его деятельности
стал город в западной Сицилии, где
целый год (75 г.) он занимался провинциально-
Деятельностью судебного оратора он занимался в Риме с 74 г., и сицилийцы пригласили его отстаивать их интересы (70 г.) против бывшего наместника Г. Верреса, который притеснял и грабил их в течение 3 лет (73-71). Положение Цицерона как представителя обвинения было весьма затруднительно, поскольку Веррес был сподвижником Суллы и его поддерживал сенат, подвергавшийся постоянным нападениям демократии после смерти диктатора. К тому же судьи - присяжные тогда набирались из одних только сенаторов, и эта привилегия была упразднена лишь к концу 70 г., когда были учреждены всесословные суды присяжных. Благодаря своим ораторским способностям и неутомимому труду Цицерону выиграл судебное дело, и Веррес был осужден.
Успешно прошла кандидатура Цицерона в эдилы (69 г.), и на этой должности он сохранил расположение народа.
Первую свою политическую речь Цицерон произнес перед народом в прославление Помпея (66 г.), блестящего полководца и вождя демократии, но неумелого оратора и политика. И только в течение двух лет Цицерон мог утешать себя мыслью, что он и Помпей, воевавший на Востоке против Митридата, самого опасного врага Рима - являются настоящими вождями победоносной демократии.
В 63 г. Цицерон был консулом, раскрыл заговор Катилины и играл ведущую роль в сенате. Он принадлежал к сословию всадников, а не сенаторов, и первый в своем роду добился избрания в консулы. Оптиматы ("честные люди") высоко ценили действия консула Цицерона, направленные на подавление движения Катилины: Луций Аврелий Котта предложил устроить благодарственные молебствия богам; Луций Геллий признал его заслужившим "гражданский венок", которым награждали за спасение жизни римского гражданина; Квинт Лутаций Катул провозгласил его "отцом отечества".
Исполнение гражданского долга Цицерон ставил превыше других добродетелей. В 63 году, слагая с себя полномочия консула, он поклялся, что государство спасено: "я, ради спасения граждан, не поколебался встретить грудью сильнейшие бури и чуть ли не удары молний и, сам подвергаясь опасностям, принести спокойствие всем остальным".1
Римляне от природы,
полагает он, проникнуты такими гражданскими
добродетелями, как "великим стремлением
поступать доблестно" и "великой
склонностью служить общему благу".
История Рима свидетельствует о
том, что "Если бы предки наши не ставили
блага государства превыше
Важнейшее применение гражданской доблести Цицерон видит в управлении государством. Эти доблестные государственные мужи составляли понятие о долге, о праве народов, о гражданском правосудии, верности, справедливости, добросовестности, воздержанности, отвращении к позорным поступкам, стремлении к похвалам и почету. Они - образец стойкости в трудах и опасностях: "ни в одном деле доблесть человека не приближается к могуществу богов более, чем это происходит при основании новых государств и при сохранении уже основанных" 3. Лишь ради выполнения долга, "а не ради наград или славы" следует брать на себя консульские полномочия, свершая прежде всего дела необходимые, назревшие, а не желательные.
Общественные
интересы, согласно Цицерону, имеют
приоритет над личными: "Ибо
отечество взрастило нас не с
тем, чтобы не ждать от нас никакой
поддержки и только, служа нашим
выгодам, создавать для нас безопасное
убежище для жизни на досуге и
спокойное место для
Патриотизм, долг римлян перед родиной и согражданами утверждает Цицерон: "раз отчизна сулит нам больше благодеяний и является родительницей более древней, чем тот, кто нас произвел на свет, то ей, конечно, следует воздать благодарность большую, чем та, какую следует воздать родителю"5.
Отказ от государственной деятельности и исполнения гражданского долга Цицерон подвергает основательной критике. Он считает странным, что ученые люди, "когда море спокойно, держать кормило отказываются, так как не обучались этому и никогда не старались овладеть таким умением, но что они же объявляют о своем намерении встать у кормила, когда на море разыграется сильнейшая буря".6 Так Цицерон устраняет сомнения насчет того, следует ли вообще заниматься государственной деятельностью и исполнять гражданский долг.
Поэтому изучать науки, которые могут сделать нас полезными государству, есть самая славная задача мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность. Доблесть более чем другие добродетели, стремится к служению другим, а высшая доблесть - стремиться к общему благу.
В сравнении с Платоном, который признал нужным и создал государство скорее такое, какого "следовало желать, в каком было бы возможно усмотреть разумные основы гражданственности", а не такое, какое могло бы существовать, -Цицерон видел свою задачу в том, чтобы "руководствуясь теми основаниями, какие усмотрел Платон, не по общим очертаниям и по изображению гражданской общины, а на примере огромного государства как бы жезлом коснуться причин всякого общественного блага и всякого общественного зла".7
Гражданскую общину
Цицерон понимает как "множество
людей, связанных согласием". Причиной
соединения людей в общество он,
развивая мысль Аристотеля об общественной
сущности человека, называет врожденную
"потребность жить вместе". Определение
государства, как представляется, лишь
конкретизирует понимание гражданской
общины: "государство есть достояние
народа... соединение многих людей, связанных
между собой согласием в
Вместе с тем Цицерон делает существенный вклад в формирование концепции гражданского общества. Связующим звеном гражданского общества он считает закон, а право, установленное законом, должно быть одинаково для всех. И может ли быть стабильным общество граждан, когда их положение и права не одинаковы? Общий правопорядок рассматривается также в качестве сущностной характеристики государства.
Общество и
государство прочны и долговечны,
когда всему народу "полезно
одно и тоже", и он имеет согласие
в вопросах безопасности и свободы.
Доблесть и мужество как высшие гражданские
качества должны управлять государством,
а не богатство и знатность
происхождения, как полагал Ликург.
Доблесть предполагает высокую ответственность
перед гражданами и следование закону:
"...когда тот, кто повелевает другими,
сам не находится в рабстве
ни у одной из страстей, когда
он проникся всем тем, к чему приучает
и зовет граждан, и не навязывает
народу законов, каким не станет подчиняться
сам, но свою собственную жизнь представляет
своим согражданам как закон...
Гражданская свобода не должна пренебрегать законами. Чрезмерная свобода народов, как и у частных людей, превращается в чрезмерное рабство. Когда народ выходит из повиновения, то "усмирить толпу, не знающую удержу ввиду непривычного для нее положения" труднее, чем успокоить бушующее море или мощное пламя.
В подтверждение этой мысли Цицерон ссылается на своих предшественников. "Когда, - говорит Платон, - ненасытная глотка народа пересохнет от жажды свободы, и народ, при дурных виночерпиях, вкусит не разумно размешанной, а совсем не разбавленной свободы, он начинает клеветать на магистров и первенствующих людей, если они не особенно мягки и уступчивы и не дают ему полной свободы, начинает преследовать их, обвинять, называть своевластными.... Тех, кто повинуется первенствующим людям, такой народ преследует и называет добровольными рабами, а тех, кто, занимая магистратуры, хочет походить на частных людей, а также и тех частных людей, которые стремятся к тому, чтобы между частным человеком и магистратом не было никакого различия, они превозносят похвалами и возвеличивают почестями, так что в подобном государстве свобода неминуемо господствует над всем: частный дом не повинуется власти, и это зло распространяется даже на животных; даже отец боится сына, сын пренебрегает отцом, причем всякий стыд отсутствует; все совершенно свободны и нет различия между гражданином и иноземцем; учитель боится своих учеников и заискивает перед ними, а ученики презирают учителей; юноши напускают на себя важность стариков, а старики унижаются до юношеских забав, чтобы не быть юношам в тягость и не казаться чересчур важными. Вследствие этого даже рабы держат себя чересчур вольно, а женщины имеют те же права, что и мужчины; мало того, даже собаки, лошади, наконец, ослы, при такой вольности, так наскакивают на людей, что приходится уступать им дорогу".10
Информация о работе Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции