Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:18, шпаргалка
Европейская традиция в концепции гражданского общества имеет античные корни и связана с периодом наивысшего расцвета афинской демократии. Греция уже эпохи Геродота (484-425) в сфере житейской мудрости анализировала природу гражданства и государственной власти, рассуждала о политических идеалах.
Однако нет прямой связи между происхождением и нравственными достоинствами граждан. В низшем общественном сословии могут родиться люди с высокими нравственными задатками, и рожденные от граждан высших сословий могут иметь низкую душу.
Каждый гражданин и каждое сословие граждан исполняют только одно дело, соответствующее их способностям: "... сапожник это сапожник, а не кормчий вдобавок к своему сапожному делу; что земледелец - это земледелец, а не судья вдобавок к своему земледельческому труду, и военный человек - это военный, а не делец вдобавок к своим военным занятиям..."3.
Справедливость
не допускает исполнения гражданами
одного слоя обязанностей граждан другого
слоя. Смешение функций работников
производительного труда, например,
сапожника и пирожника, было бы меньшей
бедой, чем подмена обязанностей
воина или правителя
Единство граждан
государства у Платона
Положительные
принципы воспитания стражей-воинов и
правителей-философов
Итак, Платон сознает зависимость состояния общества и государства от состояния нравственности граждан. Это побуждает Платона заботиться о том, чтобы первые мифы и поэзия, услышанные детьми, были заботливо направлены к добродетели. Юношам следует высоко ставить истину, ведь ложь гибельна и способна перевернуть государство. Им следует быть рассудительными и повиноваться владыкам, самим быть владыками удовольствий, которые доставляют нам еда, питье и любовные утехи. Им следует и видеть и слышать примеры стойкости, проявляемой прославленными людьми.
Но нельзя позволить
воспитанникам быть взяточниками и
корыстолюбцами. Поскольку в совершенном
государстве процветают мудрость, мужество,
рассудительность и справедливость,
то следует запретить превратные
суждения о людях поэтов и тех,
кто пишет в прозе: "... они
считают, будто несправедливые люди
чаще всего бывают счастливы, а справедливые
- несчастны; будто поступать несправедливо
- целесообразно, лишь бы это оставалось
в тайне, и что справедливость
- это благо для другого
Весьма разборчивы должны быть правители в отношении песнопений и мелической поэзии, сопровождаемой гармонией и ритмом. Стражи не должны слышать причитаний, жалоб, музыкального лада, который изнеживает и предрасполагает к праздности. В воспитательных целях предпочтение отдается тому музыкальному ладу, который "подражал бы голосу и напевам человека мужественного, находящегося в гуще военных действий и вынужденного преодолевать всевозможные трудности; когда он терпит неудачи, ранен или идет на смерть, или его постигло какое-либо иное несчастье, а он стойко, как в строю, переносит свою участь"5. Поэтому из музыкальных инструментов следует оставить в городе лиру и кифару, в сельских местностях - свирели, а многоголосые и многострунные инструменты, такие как флейта, тригона и пектида - не допускать в государство. Многострунные инструменты, по Платону, способствуют дроблению целостности человека, развивая утонченность, изощренность и распущенность.
Искусство служит целям гражданского воспитания и поэтому требует контроля над всем, что имеет общественное значение. И в современных условиях актуально это суждение Платона, как и его размышление о границах и рамках государственного контроля над произведениями искусства. Государственная власть не учит художника методу творчества, а следит за влиянием художественного произведения на строй чувств, образ мыслей и поведение граждан. Возможность несоответствия нравственной и эстетической силы произведения делает необходимым контроль государства над искусством.
Итак, согласно
Платону, гражданином является свободный
член общества, принадлежащий к определенному
сословию и профессионально исполняющий
свои обязанности, участвующий в
управлении государством. Заслугой Платона
является постановка вопроса о зависимости
состояния общества и государства
от нравственного достоинства
Возникновение
общества и его развитие связываются
с необходимостью удовлетворения потребностей
человека. Разделение труда рассматривается
как основа общественного и
Внутреннее, нравственное гражданствование Сократ и Платон сближают с внешним гражданствованием. Устроение души, справедливость и благо являются залогом успеха индивидуальной и социальной практики. И с другой стороны, несовершенство общества, недостаток подлинных знаний и неумение жить являются причиной зла.
В сравнении с Платоном, для которого внешнее гражданствование является лишь символом внутреннего, его ученик Аристотель предпочитает благо всех благу единицы, осознает более явно необходимость общего дела для самоосуществления человека и гражданина и зависимость душевного состояния от граждански - государственного.
Отметим также, что истоки концепции гражданского общества берут свое начало под надежной сенью закона, охраняющего гармонию личности и общества.
Тезисы Платона
об основах общественной гармонии и
гражданских достоинствах, условиях
общественной стабильности и трансформации
политических систем "просуществовали
вплоть до XIX века и в определенном
смысле не утратили свою значимость даже
в наши дни. Его концепции политической
стабильности и оптимизации правления,
усовершенствованные и развитые
в трудах Аристотеля и Полибия, предвосхитили
современные рассуждения о
Предшественницей концепции разделения властей считает Г.А. Алмонд вариант "смешанной конституции" Платона ("Законы"), которая позволяет достичь стабильности за счет сочетания демократического принципа свободы и монархического принципа мудрости и добродетели.
§ 2. Аристотель (Aristotel, 384-322) о статусе человека и гражданина, о роли собственности для сохранения стабильности общественных и политических отношений
Аристотель, создатель
самой законченной и
После смерти Платона (347 г.) с его любимым учеником Аристотель переехал к атарнейскому тирану Гермию, а когда тот был убит Артаксерксом, женился на его племяннице и поселился с нею в Митилене. Отсюда македонский царь Филипп призвал его к своему двору (343 г.) и вверил ему воспитание своего сына, 13-летнего Александра. С каким умением Аристотель выполнил эту задачу в течение 3-4 лет - "об этом свидетельствует благородный дух его воспитанника, величие его политических замыслов и подвигов, щедрость, с которой он покровительствовал наукам и искусствам и ... его стремление связать победу греческой культуры с успехами своего оружия"1.
В 334 г. Аристотель
снова переехал в Афины и основал
там свою школу в лицее, которая
получила название перипатетической,
то ли от того, что Аристотель имел привычку
во время преподавания ходить взад
и вперед, то ли от тенистых аллей, окружавших
место, где он учил. С утра он занимался
в тесном кружке ближайших учеников,
а после обеда читал
Против Аристотеля было предъявлено вечно повторяемое обвинение в безбожии, доступное невежественной массе. Мыслитель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где он скончался через несколько месяцев от болезни желудка (322 г.), завещав Феофрасту Эрезейскому руководство школой и свою богатую библиотеку.
Развивая и конкретизируя учение Платона, Аристотель в "Политике" ставит вопрос о статусе гражданина. Кого следует называть гражданином? На честь в государстве притязают прежде всего лица благородного происхождения, богатые, свободнорожденные и платящие налоги. Является ли гражданин таковым в силу того, что живет в том или ином месте? Но и рабы, и иноземцы (метеки) могут проживать совместно с гражданами другого государства. Сам Аристотель, гражданин Македонии, был в Афинах метеком. Не граждане и те, кто имеет право быть истцом и ответчиком, поскольку таким правом пользуются и иноземцы. Лишь в относительном смысле можно назвать гражданами детей, не достигших совершеннолетия и не внесенных в гражданские списки2, свободных от повинностей. Старцы, перешедшие предельный возраст, также были освобождены в Афинах от исполнения гражданских обязанностей.
Понятие гражданина лучше всего может быть определено, согласно Аристотелю, через принцип участия в суде и власти: "Мы же считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании".3 Это определение соответствует преимущественно гражданину демократического государства. При иных видах государственного устройства и гражданин должен быть иным. - такой вывод делает Стагирит, проницательно исследуя реальное положение граждан в современных его эпохе государствах и тех типах государств, которые были описаны его предшественниками.
Гражданин тот,
кто принимает участие в
Предвосхищая
разграничение прав человека и гражданина,
оформившееся в соответствующей
Декларации периода французской
революции конца XVIII века, Аристотель
задается вопросом - "Может ли считаться
дельным гражданином хороший
человек?" Ведь гражданин находится
в таком же отношении к государству,
в каком моряк на судне - к остальному
экипажу. Благополучное плавание - цель,
к которой стремятся все моряки
в совокупности и каждый из них
в отдельности. То же самое и по
отношению к гражданам. "Их задача
заключается в спасении составляемого
ими общения, а общением этим является
государственный строй. Поэтому
и гражданская добродетель
Итак, гражданином
по преимуществу является тот, кто обладает
совокупностью гражданских
Информация о работе Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции