Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:18, шпаргалка

Описание

Европейская традиция в концепции гражданского общества имеет античные корни и связана с периодом наивысшего расцвета афинской демократии. Греция уже эпохи Геродота (484-425) в сфере житейской мудрости анализировала природу гражданства и государственной власти, рассуждала о политических идеалах.

Работа состоит из  1 файл

возн.docx

— 70.29 Кб (Скачать документ)

Авторитет лучших граждан, действующих в совете или  сенате, укрепит государственную  власть, считает Цицерон. Общественные игры, торжища и всяческие поводы к многолюдным собраниям, наряду с религиозными обрядами сделают  государство долговечным, и правосудие в нем укрепится любовью граждан  к спокойствию и миру.

Права римских  граждан, начиная с древнейшей эпохи, уважались царями, а впоследствии были четко определены. Ромул в  качестве мер принуждения использовал  не насилие и казни, а налагал  пеню в виде овец и быков. Тулл Гостилий, третий по счету царь после Ромула, даже знаками своего царского достоинства  решался пользоваться только по повелению  народа. Он просил согласия народа, чтобы  двенадцати ликторам было дозволено  шествовать перед ним. Публий Валерий "велел первый опустить ликторские связки, когда начал говорить на народной сходке", и перенес свой дом с более высокой части  холма Велии, где некогда жил  царь Тулл, к его подошве.

Империй, совокупность прав царя, а в эпоху республики полнота власти высших магистратов (консулов11 и преторов) были ограничены "коллегиальностью и годичным сроком, а в пределах померия (сакральная городская черта города Рима), также  и интерцессией плебейских трибунов и правом провокации (апелляция к  народу), которым обладал римский  гражданин".12

Граждане избирали царя, а затем магистрата в куриатских комициях. Уже облеченному гражданской  властью магистрату империй предоставлялся изданием особого куриатского закона. Магистрат, обладающий империем, не имел права вступать в пределы померия. Империй включал право авспиций, набора войска и командования им, созыва куриатских комиций, права принуждения  и наказания и юрисдикции.

Магистратуры (властные полномочия) предоставлялись только после исполнения гражданского долга  военной службы, и притом с промежутком  в три года между каждой из них, чтобы в это время гражданин  мог исполнять обязанности и  рядового члена общества. По Виллиеву закону 180г. квестура предоставлялась  в возрасте не менее 27 лет, эдилитет - 30, претура - 33, консулат - 36. По Корнелиеву закону 81г., квестура - не ранее 29-летнего  возраста, претура (после обязательного 10-летнего промежутка) по достижении 39, консулат - 42 лет, второй консулат - только через 10 лет после первого.

Плебейские трибуны  имели задачу сдерживать консульский  империй, как ограничивали царский  произвол эфоры в Спарте и космы  на Крите.

Достоинство и  безопасность римских граждан защищал  внесенный Публием Валерием на рассмотрение народа закон о том, чтобы ни один магистрат не имел права "вопреки  провокации ни казнить римского гражданина, ни наказать его розгами".Провокации применялись и во времена царей. Многие законы Двенадцати таблиц указывают  на дозволение совершать провокацию по любому судебному приговору и  по наложению пени.

Закрепляя некоторые  права за народом ради сохранения общественного согласия, консульский  закон Луция Валерия Потита и  Марка Горация Барбата установил, что магистрат не может быть избран без того, чтобы по его решению  не была возможна провокация.

В Риме существовала определенная совокупность правовых норм, определяющих взаимоотношения между  государством и гражданином, а также  между гражданами, когда эти взаимоотношения  имели значение для государства.

Благополучие, равноправие  и спокойствие граждан Цицерон  связывает с соблюдением надлежащей меры трех видов власти - царской, власти оптиматов (сената) и народной, когда  наказания не возбуждают жестоких и  злобных чувств. Равномерное распределение  прав, обязанностей и полномочий укрепляло  общество и государство. Так после  похорон царя Тарквиния, Сервий "сам  спросил народ относительно себя и, получив повеление царствовать, провел куриатский закон о своем  империи". Захватив обширные земли, он распределил их между новыми гражданами и учредил ценз, на основании которого подати и в мирное, и в военное  время взимались в соответствии с имуществом.

Чтобы большинство  не обладало наибольшей властью и  исход голосования зависел не от толпы, а от людей состоятельных, он учредил сорок старших и  сорок младших центурий, состоявших из граждан, имевших по 100000 сестерциев и больше. К ним он присоединил 18 центурий всадников с наибольшим имущественным цензом. Остальное  огромное большинство людей в  составе девяноста шести центурий не отстранялось от голосования, но и  не было опасно сильным. Поскольку в  каждой из девяноста шести центурий на основании ценза состояло людей  больше, "чем почти во всем первом разряде. Таким образом, с одной  стороны, никто не лишался права  голоса; с другой стороны, при голосовании  наиболее влиятельными были те, кто  был наиболее заинтересован в  том, чтобы государство было в  наилучшем состоянии"13 Подобный порядок управления был воспринят в XVIII веке и "отцами" конституции США.

Предоставление  прав вспомогательным войскам, трубачам, горнистам, пролетариям Цицерон  также расценивает как удачное  средство, ведущее к равновесию трех видов власти (нечто выдающееся и  царственное; власть авторитета первенствующих людей; предоставление некоторых дел  суждению и воле народа).

Свобода граждан  выступает в качестве критерия классификации  форм государственного правления.

Отношение видов  власти было таким, что цари не переставали  обогащать своих сограждан; а  стремление к единовластию, несправедливое и жестокое правление наказывались смертной казнью, изгнанием, отказом  в повиновении. Защита прав народа, "пользы и достоинства граждан", по убеждению Цицерона, необходимы в стабильном обществе и государстве: "Удели некоторую власть также  и народу, как поступили Ликург и Ромул: свободой ты его не насытишь, но жаждой свободы зажжешь, если только дашь ему возможность вкусить  власти".14

И, напротив, при  нарушении равновесия властей "не прочна судьба народа", особенно когда  она зависит от воли или нрава  одного человека. Тиран - лишь по внешности  человек, " но дикостью своих нравов превосходит самых лютых зверей ''. Из крайнего своеволия рождается  тиран. К общественным потрясениям  и государственным переворотам  ведeт такое положение дел, которое  сложилось на третьем году децемвирата. Тогда всем сословиям граждан  не предоставлялось одинаковых прав, вся власть была в руках децемвиров, и им не были противопоставлены плебейские трибуны, "не было никаких других магистратов и не было сохранено  право провокации к народу, если гражданину грозила казнь или  наказание розгами".15

Воины нередко  использовали свои гражданские права, чтобы с оружием в руках  выступить против произвола и  несправедливых законов, отказываясь  продолжать военные действия.

Опека народа властью  выражалась, в частности, в том, что  уже Ромул распределил плебс  на клиентелы у первенствовавших людей, а постановления народных комиций входили в силу только после одобрения их решением "отцов".

Свободны ли граждане Рима? Они, "правда, подают голоса, предоставляют империй и  магистратуры, их по очереди обходят, добиваясь избрания, на их рассмотрение вносят предложения, но ведь они дают то, что должны были бы давать даже против своего желания, и они сами лишены того, чего от них добиваются другие; ведь они лишены империя, права участия  в совете по делам государства, права  участия в судах, где заседают отобранные судьи, лишены всего того, что зависит от древности и  богатства рода. А среди свободного народа, как, например, родосцы или  афиняне, нет гражданина, который ... [сам не мог бы занять положение, какое он предоставляет другим].16

Общество и  государство прочны только в том  случае, когда народ действительно  сохраняет свои права, когда "он -господин над законами, над правосудием, над  делами войны и мира, над союзными договорами, над правами каждого  гражданина и над его имуществом".17

Чувство меры в  сочетании "высших, низших и средних  сословий" ведет к их согласию, этой наилучшей связи, обеспечивающей справедливость и безопасность.

Проблемам справедливости и оптимального сочетания сословий в обществе Цицерон вслед за мыслителями  Греции уделяет серьезное внимание. Он считает, что справедливость дороже всякого золота. Платон и Аристотель превозносили справедливость как истину и доблесть, достойную высшей хвалы, т.к. она воздает каждому свое и сохраняет равенство между  всеми. Справедливость обнаруживается в хороших поступках ради того, чтобы приносить возможно большую  пользу.

Только благодаря  великой справедливости могут сохраняться  и управляться государство и  общество. Когда несправедлив царь (тираны), или несправедливы оптиматы, сговор которых он назвал кликой, или  же несправедлив сам народ, то государство  уже не только порочно, - его вообще не существует, т.к. оно уже не достояние  народа, раз его захватил тиран  или клика, да и сам народ в  этом случае уже не народ, раз он несправедлив, т.к. это не множество  людей, объединенных согласием относительно права и общностью интересов.

Обращаясь одинаково  справедливо с гражданами, не следует  вносить противоречий в их интересы. Например, в отношении собственности  было бы несправедливо у одних  отнимать имущество, а другим давать чужое. Одинаково несправедливо  было бы отменить долги.

Сознавая единство интересов граждан и государства, Цицерон в год своего консулата  провел решительные действия в пользу уплаты долгов. Он позаботился о  том, чтобы у людей не было долгов, поскольку это вредит государству: "ведь государство больше, чем  на чем бы то ни было, держится на кредите, который совершенно не будет возможен, если уплата денег, взятых взаймы, не будет  обязательна".18

Утрата надежды  обмануть повлекла за собой необходимость  уплатить долги. Благодаря равноправию  и правосудию каждый должен владеть  своим имуществом, возвеличивая государство  в его могуществе и доходах. Таким  образом, уплата долгов рассматривается  как обязанность каждого гражданина перед государством.

Более славными Цицерон считает дела не военные, а гражданские дела среди государственных  дел. Например, учреждение Ареопага по решению Солона Цицерон считает  более славным делом, чем победу Фемистокла под Саламином. Дело в  том, что решение Солона всегда будет  служить гражданам на пользу, охраняя  афинские законы и установления предков. К тому же и саму войну вели по решению сената, который был учрежден Солоном: "невелика цена оружию за пределами  страны, если мудрого совета нет  дома".19 Надо искать пути для разрешения спора, а не проявлять решимость на войне. Полководцы призваны рисковать своей жизнью, а люди, которые стоят во главе государства - расположением граждан. По мнению консула, "мы должны быть более склонны сами подвергаться опасностям, чем подвергать им сограждан..."20

Учитывая общественное мнение, "на основании суждения других людей" государственный деятель  должен очень многое делать, многого  не делать, многое должен изменять и  направлять. История свидетельствует, что "ни один полководец во время  мира не мог совершить ни великих, ни полезных деяний без содействия людей".21

Сравнивая обязанности  лиц, занимающих высшие государственные  должности, с обязанностями рядовых  граждан, Цицерон пишет, что первые, представляя городскую общину, должны "поддерживать ее достоинство и  честь, соблюдать законы, определять права" и следить за их исполнением. Честному же гражданину следует "жить среди сограждан на основании  справедливого и равного для  всех права, не быть ни приниженным  и унылым, ни заносчивым, а в государственных  делах желать всего того, что спокойно и прекрасно в нравственном отношении".22

Заслугой римского мыслителя является обоснование  необходимости равенства прав граждан: "...если закон есть связующее звено  гражданского общества, а право, установленное  законом, одинаково для всех, то на каком праве может держаться  общество граждан, когда их положение  неодинаково? И в самом деле, если люди не согласны уравнять имущество, если умы всех людей не могут быть одинаковы, то во всяком случае, в правах граждане одного и того же государства  должны быть одинаковы. Да и что такое  государство, как не общий правопорядок?"23

Право он рассматривает  как нечто "относящееся к гражданственности, но отнюдь не к природе. Ибо, если бы оно относилось к природе, то - подобно  горячему и холодному, подобно горькому и сладкому - справедливое и несправедливое были бы одинаковыми для всех людей".24 Поэтому, долг справедливости человека и честного мужа - повиноваться законам.

При этом истинный закон трактуется как разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, которое призывает  к исполнению долга, приказывая. Таким  образом, отчетливо просматривается  цепочка: право - гражданственность - справедливость - закон -равенство - долг. Их реализация - основа долговечности общества и  государства, гражданского мира и согласия, милосердия.

Итак, Марк Туллий Цицерон в понятие гражданской  общины и государства вводит закон  в качестве из связующего звена. Равное право для всех граждан утверждается как залог стабильности гражданского общества и государства. Последние  прочны, когда народ издает законы, вершит правосудие, решает вопросы  войны и мира, союзных договоров, прав и имущества граждан. В основание  теории международного права закладывается  тезис о необходимости соблюдать  права человека не только в мирное, но и в военное время.

В самом анализе  проблемы прав граждан намечается сравнительно-исторический подход, обращается внимание на то, что  свобода гражданина Афин включала больший  набор прав, чем свобода гражданина Рима.

Информация о работе Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции